vmest.ru страница 1
скачать файл

1. Налоговая ответственность

Нарушение

Ответственность

Основание

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильно­го исчисления налога или других действий (бездействия)

Штраф в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога

Ч. 1 ст. 122 НК РФ

2. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного непра­вильного исчисления налога, подле­жащего уплате в связи с перемеще­нием товаров через таможенную границу Российской Федерации

Штраф в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога

Ч. 2 ст. 122 НК РФ

3. Те же действия, совершенные умышленно

Штраф в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога

Ч. 3 ст. 122 НК РФ

4. Непредставление налоговой дек­ларации в установленный срок (при пропуске не более 180 дней)

Штраф в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уп­лате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, ус­тановленного для ее представле­ния, но не более 30 процентов и не менее 100 рублей

Ч. 1 ст. 119 НК РФ

5. Непредставление декларации в те­чение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления такой деклара­ции

Штраф в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уп­лате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый пол­ный или неполный месяц, начи­ная с 181-го дня

Ч. 2 ст. 119 НК РФ

 

В каких случаях ИП не будет нести ответственность за неуплату (непол­ную уплату) налога?

Предприниматель не будет нести ответственность за неуплату (неполную уплату) налога в следующих случаях.

1. Предприниматель внес изменения в налоговую декларацию до истечения установленного срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ).

2. Предприниматель внес изменения в налоговую декларацию после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога при условии, что предприниматель не знал об обнаружении налоговым органом нарушения либо о назначении выездной налоговой проверки своей деятельности (п. 3 ст. 81 НК РФ).

3. Предприниматель внес изменения после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога при соблюдении двух условий:

• предприниматель не знал об обнаружении налоговым органом нарушений либо о назначе­нии налоговой проверки своей деятельности; .

• предприниматель до подачи заявления о внесении изменений в налоговую декларацию уп­латил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).

2. Административная ответственность

 


Нарушение

Ответственность

Основание

1. Включение в декларацию искаженных данных

Штраф в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда

П. 12 ст. 7 Закона о налоговых органах

2. Те же действия, совершен­ные повторно в течение года после наложения администра­тивного взыскания

Штраф в размере от пяти до де­сяти минимальных размеров оплаты труда

П. 12 ст. 7 Закона о налоговых органах

 

3. Уголовная ответственность

 


Преступление

Наказание

Основание

Комментарий

1. Уклонение от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в слу­чаях, когда подача деклара ции является обязательной, либо путем включения в дек ларацию заведомо искажен ных данных о доходах или расходах, совершенного в крупном размере

Штраф от двухсот до се­ мисот минимальных раз­ меров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуж­ денного за период от пяти до семи месяцев либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет

Ч. 1 ст. 198 УК РФ

Доходом в крупном размере признается доход, сумма которо­ го превышает двести минимальных разме­ ров оплаты труда.

2. Те же действия, совершен­ ные в особо крупном размере лицом, ранее судимым за со­ вершение преступлений, пре­ дусмотренных ст. 194 (Укло­ нение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с орга­ низации или физического лица), 198 (Уклонение физи­ ческого лица от уплаты нало­ га или страхового взноса в го­ сударственные внебюджет­ные фонды), 199 (Уклонение от уплаты налогов или стра­ ховых взносов в государст­ венные внебюджетные фон­ ды с организации)

Штраф в размере от пяти­ сот до одной тысячи ми­ нимальных размеров оп­ латы труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденно­ го за период от семи меся­ цев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Ч. 2 ст. 198 УК РФ

Доходом в особо крупном размере признается доход, сумма которого пре­ вышает пятьсот ми­ нимальных размеров оплаты труда. Лицо, впервые совер­шившее указанное преступление, осво­ бождается от уголов­ ной ответственности, если оно способство­ вало раскрытию пре­ ступления и полно­ стью возместило причиненный ущерб.

 

Подлежит ли привлечению к уголовной ответственности индивидуальный предприни­матель, в отношении которого в результате оперативных действий был установлен факт приготовления к совершению уклонения от уплаты налога в особо крупном размере?

В соответствии с ч. 2 ст. 30 У К РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.

Согласно ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосто­рожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не пре­вышает десяти лет лишения свободы, особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

За совершение указанного преступления УК РФ устанавливает максимальную ответствен­ность в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Согласно ч. 3 ст. 15 УК РФ уклонение физического лица от уплаты налога в особо крупном размере является преступлением средней тяжести.

Таким образом, в случае выявления приготовления предпринимателя к совершению уклоне­ния от уплаты налога в особо крупном размере уголовная ответственность, предусмотренная ст. 198 УК РФ, к указанному гражданину не применяется.

 

Глава XV. Налоговая ответственность предпринимателя (общие правила)

Ответственность за конкретные виды правонарушений и преступлений рассматривается в данной книге в главах об отдельных аспектах предпринимательской деятельности. Однако пред­принимателю важно знать и общие правила применения мер разных видов ответственности (на­логовой, административной, уголовной).



1. Общие условия привлечения к налоговой ответственности

Что такое налоговое правонарушение?

Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение зако­нодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, ответст­венность за которое предусмотрена Налоговым кодексом РФ (ст. 106 НК РФ).



Может ли лицо быть приметно одновременно к уголовной и к налоговой ответствен­ности?

Налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает только в том случае, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного за­коном Российской Федерации (п. 3 ст. 108 НК РФ). Таким образом, НК РФ исключает одновре­менное наступление уголовной и налоговой ответственности в тех случаях, когда действия физи­ческого лица подпадают под признаки составов преступлений и признаки налоговых правонару­шений. В этом случае физическое лицо подлежит только уголовной ответственности.



Вина налогоплательщика

Вина налогоплательщика может быть выражена в форме умысла или неосторожности (ст. 110 НК РФ). Умысел предполагает осознание лицом противоправного характера своих действие и же­лание либо сознательное допущение наступления вредных последствий таких действий.

Неосторожность предполагает неосознавание лицом противоправного характера своих дей­ствий либо вредного характера последствий, возникших в результате этих действий, хотя оно должно было и могло их осознавать. Как видим, незнание закона совсем не освобождает от ответ­ственности.

Презумпция невиновности

Как и в уголовном праве, здесь действует презумпция невиновности. Лицо считается неви­новным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в пре­дусмотренном федеральными законами порядке и установлена вступившим в силу решением суда (ст. 108 НК РФ). Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые орга­ны. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ). Это означает, что недоказанная виновность служит дока­зательством невиновности.



Обстоятельства, исключающие вину в совершении налогового правонарушения.

Существует перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового пра­вонарушения. К ним относятся:

1. Совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных или непре­одолимых обстоятельств. Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания.

2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплатель­щиком, который находился в момент его совершения в состоянии, когда не мог отдавать себе от­чета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Для установления этого факта необходимо представить налоговым органам документы, которые по смыслу, со­держанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором было совершено налоговое правонарушение.

3. Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения за­конодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным го­сударственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. Эти обстоя­тельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено данное налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов (ст. 111 НК РФ).

Налоговые органы обязаны давать письменные разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов (ст. 22 НК РФ). На эту тему существует Положение об информировании налогоплатель­щиков по вопросам налогов и сборов, утвержденное приказом МНС РФ от 5 мая 1999 г. № ГБ-3-15М20.



Вопрос. Индивидуальный предприниматель обратился в местный налоговый орган за разъ­яснением вопроса о порядке расчета налога в конкретной ситуации. Налоговая инспекция дала ему письменный ответ с необходимыми разъяснениями. При проведении документальной про­верки правильности исчисления подоходного налога предпринимателем выявлено неправильное исчисление суммы подоходного налога, приведшее к занижению подлежащей уплате в бюджет суммы налога. Будет ли в данном случае предприниматель нести ответственность, установлен­ную налоговым законодательством?

Ответ. В данном случае налицо п. 3 ст. 111 НК РФ, в соответствии с которым предпринима­тель при указанных обстоятельствах освобождается от налоговой ответственности.

На что следует обратить внимание предпринимателю при получении письменного разъ­яснения налогового органа?

Письменное разъяснение налогового органа должно удовлетворять следующим требованиям:

• данный документ зарегистрирован в в налоговом органе в установленном порядке (на нем присутствуют исходящий номер, дата, подпись соответствующего Должностного лица налогово­го органа);

• ответ налогового органа не может трактоваться двояко;

• сформулированный предпринимателем вопрос точно и полно отражает возникшую у него ситуацию.

При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств вина налогоплательщика исключается, даже если в его действиях формально содержатся признаки налогового правонарушения.



Обстоятельства, смягчающие вину налогоплательщика

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонаруше­ния, являются:

1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоя­тельств. Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публика­ций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания.

2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу матери­альной, служебной или иной зависимости (п. 1 ст. 112 НК РФ).

Этот перечень не является закрытым, то есть суд может признать смягчающими и иные об­стоятельства,

Наличие смягчающих обстоятельств снижает размер предъявляемого предпринимателю штрафа не менее чем в 2 раза по сравнению с общеустановленным соответствующей статьей НК РФ размером (п. 3 ст. 114 НК РФ).



Обстоятельства, отягчающие вину налогоплательщика

Отягчающее обстоятельство указано только одно - совершение налогового правонаруше­ния лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ). Это влечет увеличение применяемого к предпринимателю штрафа на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК РФ).



2. Исковая давность по делам о налоговых правонарушениях

Давность привлечения к налоговой ответственности

Лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности, если со дня его совершения ис­текло три года. Это правило применяется ко всем налоговым правонарушениям, кроме грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и неуплаты или непол­ной уплаты налогов (ст. 120,122 НК РФ). В этих случаях исчисление срока давности идет со сле­дующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого были совершены эти правонарушения (ст. 113 НК РФ).



Вопрос. Проверка деятельности предпринимателя проводилась в январе 2001 г., в ходе нее обнаружились факты налоговых нарушений. За какой период налоговые органы вправе приме­нить санкции к предпринимателю? Какие штрафные санкции будут применены - действующие на январь 2001 г. или установленные законодательством на дату, когда правонарушение было со­вершено?

Ответ. Статьей 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанав­ливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Те же нормы, которые устраняют или смягчают ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливают до­полнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, обратную силу имеют.

Это значит, что в каждом конкретном случае должна быть исчислена сумма налоговых санк­ций за аналогичные правонарушения в соответствии со старым (до 1999 г. - то есть до вступле­ния в силу НК РФ) и новым порядком и выбрана меньшая из них.



Как быть в ситуациях, когда в НКРФ не предусмотрена ранее применявшаяся ответст­венность или, наоборот, в НК РФ ответственность введена вновь?

Во всех этих случаях при выявлении правонарушений за 1997-1998 г. предприниматель при­влекаться к налоговой ответственности не должен.



3. Порядок взыскания санкций

Налоговые санкции

Налоговые санкции являются специфическими мерами ответственности за совершение нало­говых правонарушений. Они применяются в виде денежных взысканий(штрафов), которые пре­дусмотрены Налоговым кодексом. При применении налоговых санкций действует ряд правил.

1. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером.

2. При наличии отягчающего обстоятельства штраф увеличивается на 100 процентов.



Как взыскиваются налоговые санкции при совершении одним предпринимателем двух или более налоговых правонарушений?

При совершении одним лицом двух или более налоговых правонарушений налоговые санк­ции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санк­ции более строгой.



В каком порядке взыскиваются налоговые санкции с индивидуального предпринимателя?

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (ст. 114 НК РФ).



Если индивидуальный предприниматель получил от налогового органа предложение уп­латить недоимку и штрафы и не согласен с этим, имеет ли право ГНИ списать соответст­вующую сумму с его счета в бесспорном порядке?

Нет, у ГНИ такого права нет. В этом случае налоговые органы должны обратиться в арбит­ражный суд с иском и представить доказательства, обосновывающие их претензии к должнику. Предприниматель, в свою очередь, получает возможность оспаривать действия налоговых орга­нов и законность принятых им решений.



В течение какого срока налоговые органы имеют право обратиться в суд с иском о взы­скании налоговой санкции?

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующе­го акта (ч. 1 ст. 115 НК РФ).



Для того чтобы суд удовлетворил требования налоговой инспекции о взыскании недоимок и финансовых санкций за сокрытие или занижение налогооблагаемой базы, необходимо, чтобы не­доимка имелась в наличии на момент рассмотрения дела.

Что такое пени? Являются ли они налоговой санкцией?

Налоговый кодекс рассматривает пени как денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с уста­новленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ).
скачать файл



Смотрите также:
1. Налоговая ответственность
130.98kb.
«правонарушение и ответственность»
58.77kb.
Темы курсовых работ по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть» Уголовная ответственность за террористический акт
26.99kb.
Государственная налоговая инспекция по г
81.59kb.
Борис Юрьевич Хигир Психологический анализ в большом футболе
3459.32kb.
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»
274.75kb.
7. ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору
97.63kb.
Корпорация «казахмыс» центр актуальных исследований «альтернатива» информационно-аналитический журнал «мир евразии» социальная ответственность как основа конкурентоспособности казахстанского бизнеса алматы
1366.97kb.
Продвижение на рынок наукоемкой продукции – основная задача государственной инновационной политики
278.36kb.
Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г внедрен налог на добавленную стоимость
80.5kb.
Государственная налоговая администрация Украины
155.44kb.
Торезская объединенная государственная налоговая инспекция напоминает, что с 01 января в 2013 году, в соответствии с требованиям Закона Украины от 06. 07
11.06kb.