vmest.ru страница 1
скачать файл

Алгоритм разработки

основной профессиональной образовательной программы



  1. Формирование программы целесообразно начинать с анализа требований ФГОС к трем основным составляющим:

- к результатам освоения ОПОП (это виды деятельности и компетенции), которые отражают цель и задачи ОПОП;

- к структуре ОПОП (перечень обязательных дисциплин, модулей, умений, знаний по дисциплинам; практического опыта, умений, знаний по модулям);

- к условиям реализации ОПОП (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов программ учебных дисциплин и профессиональных модулей)


  1. Разработку содержания программы обязательно начинать с разработки программ ПМ.

  2. В макете программы ПМ уже есть необходимые комментарии. Оптимизировать работу позволит следующий алгоритм:

  1. заполнить паспорт программы, продумывая возможность использования ПМ и вне ОПОП;

  2. заполнить п.5 макета (контроль и оценка…).

Особое внимание необходимо обратить на формулировку показателей результата, т.е. показателей освоенности компетенции. Показателем освоения компетенции может быть либо продукт деятельности, либо выполненный в соответствии с требованиями процесс.

Перечень показателей целесообразно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений, соответствующих данному виду деятельности. При формулировке умения преимущественно используются отглагольные существительные. Например, «составление плана-конспекта урока», «дидактически целесообразная организация учебной деятельности учащихся», «дидактически целесообразная постановка цели и задач урока», «выполнение самоанализа урока в соответствии с требованиями», «аккуратное и точное заполнение документации» и др.



Недопустимо, чтобы:

А) показатели просто дублировали формулировку компетенции;

Например:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Проводить внеурочные занятия

Проведение внеурочного занятия

Некорректная формулировка. Какие показатели свидетельствуют о том, что внеурочное занятия проведено в соответствии с требованиями к такой форме занятия?


Б) в формулировке показателей использовалось слово «умение», поскольку умение не может быть показателем самого себя

Например:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Проводить внеурочные занятия

Уметь проводить внеурочные занятия.

Некорректная формулировка: что значить уметь проводить такие занятия?




  1. заполнить таблицу 3.1. программы, определив структуру ПМ, дидактическую целесообразность выделения разделов модуля.

Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций.

Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.



  1. заполнить содержание и условия реализации ПМ с учетом сформулированных результатов и способов их проверки


Главный вопрос – как выстроить материал, чтобы достигнуть целей (результатов) и подготовить студентов к процедуре оценки? В ЭТОМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ТАБЛИЦА:


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Темы дисциплин, переходящие в МДК













5) анализ содержания МДК: сколько и какие составные части; с какими дисциплинами эти части соотносятся; как распределить материал между частями МДК и учебными дисциплинами, чтобы содержание не повторялось (иначе: что оставить в содержании дисциплины, что перенести в МДК); какие дисциплины должны целиком предшествовать модулю, какие изучаться параллельно с модулем; какие виды работ учебной/производственной практики должны закреплять полученные по МДК знания?


5) заполнение программы ПМ целиком

6) определение объема времени на ПМ (с учетом практики) и принцип проведения практики (рассредоточено – концентрированно).

Объем – слово не случайное. Его смысл ближе всего к смыслу зачетной единицы. Мы не используем зачетные единицы, но смысловая нагрузка важна:

Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы, составляющих её дисциплин, модулей и других элементов (практика, самостоятельная работа студента, в т.ч. курсовая работа, итоговая аттестация и т.д.).
В новых программах необходимо продумывать задания для самостоятельной работы обучающегося и способы их проверки, это время, значимое для успешной подготовки специалиста. Такой же подход и к любому виду практики.
После работы по такому алгоритму хорошо видно, каково должно быть наполнение учебных дисциплин, заполнить макеты которых уже не составит труда.
IY. После определения содержания модулей и дисциплин и объема часов на их освоение (только после этого!!!) можно перейти к анализу содержания БУПа и расчету часов по программе в целом. При этом не исключена корректировка цифр БУПа и цифр по отдельным программам уч. дисциплин и профмодулей, составляющих программу, либо корректировка программ ПМ и УД. Надо помнить, что во ФГОС есть все базовые цифры.


Логика разработки

раздела 3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций


Наименования разделов профессионального модуля*
1



Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)


Практика

4

(конц., расср, комб.)


5

распределение часов



Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося


Учебная,

часов





Производственная

(по профилю специальности),**

часов



Всего,

часов


в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов


в т.ч., курсовая работа (проект),

часов


Всего,

часов


в т.ч., курсовая работа (проект),

часов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1-3

2

Раздел 1. Ведение технологических процессов изготовления деталей машин

244



96


3
6 распределение часов
2

20



48


40


-

100


ПК 4-5

3


Раздел 2. Эксплуатация систем автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении

185


70


18

35


-

80





Производственная практика, (по профилю специальности), часов

-




-

Всего:

429

166

50

20

83

40

-

180

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)




Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

4

Уровень освоения

3

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Ведение технологических процессов изготовления деталей машин




96




МДК 1. Технологические процессы изготовления деталей машин

2. ПЕРЕНЕСТИ «УМЕТЬ-ЗНАТЬ» ИЗ ФГОС, СГРУППИРОВАТЬ ИХ В ТЕМЫ, ПРЕДУСМОТРЕВ ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ. УДАЛИТЬ ФРАГМЕНТЫ, СЛУЖИВШИЕ РАБОЧИМ МАТЕРИАЛОМ.

96




Тема 1.1. Технологическое оборудование и оснастка машиностроительных производств

Содержание

28




1

Виды технологической оснастки

Типовые конструкции различных видов технологической оснастки: станочные, сборочные, контрольные приспособления, вспомогательные приспособления

Захватные устройства промышленных роботов.

Методы автоматизации проектирования технологической оснастки.



22

2






3

Лабораторные работы

6




1

Выбор исходной заготовки и ее конструирование












Тема …

Содержание

20




1




12

3






2

Практические занятия

8









5. РАСПИСАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:



48

1. ПЕРЕНЕСТИ «ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ» (М.Б. «УМЕТЬ») ИЗ ФГОС, «ПОДЕЛИТЬ» ЕГО НА УЧЕБНУЮ И ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ. СФОРМУЛИРОВАТЬ ВИДЫ РАБОТ. УДАЛИТЬ РАБОЧИЕ ФРАГМЕНТЫ.

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

- проектирование технологического маршрута изготовления детали с выбором типа оборудования;

- …


100
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач




* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
скачать файл



Смотрите также:
Алгоритм разработки основной профессиональной образовательной программы
106.43kb.
1 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла
30.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо по специальности 050141 «Физическая культура»
53.29kb.
Основной профессиональной образовательной программы (опоп) по профессии 100701
226.12kb.
Обеспечить достижение учащимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы
750.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
385.49kb.
Основной профессиональной образовательной программы
113.66kb.
Паспорт образовательной программы
3165.23kb.
Система условий реализации основной образовательной программы ноо мкоу «Муромцевский лицей» в соответствии с требованиями Стандарта
150.89kb.
Опыт реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования мбоу «Кантемировский лицей»
409.87kb.
I. целевой раздел общая характеристика основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
68.72kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования
234.92kb.