vmest.ru страница 1
скачать файл

В. Д. Небылицын

ТЕМПЕРАМЕНТ1

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее со­отношение черт от tempero -- смешиваю в надлежащем соотно­шении) - - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстро­ты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психи­ческих процессов и состояний.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет зна­чительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содер­жания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонен­тов темперамента, относящихся к сферам общей активности инди­вида, его моторики и эмоциональности. Каждый из этих компонен­тов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строе­нием и разными формами психологических проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эф­фективному освоению и преобразованию внешней действитель­ности; разумеется, при этом направление, качество и уровень ре­ализации этих тенденций определяются другими («содержатель­ными») особенностями личности: ее интеллектуальными и харак­терологическими особенностями, комплексом ее отношений и мо­тивов. Степени активности распределяются от вялости, инертнос­ти и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших сте­пеней энергии, мощной стремительности действий и постоянно­го подъема — на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темпера­мента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй -двигательный, или моторный,— его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - - речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компо­нента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика пси­хических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует



1 Педагогическая энциклопедия, т. 4. М., 1962. 352

выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них харак­теризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мы­шечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является «эмо­циональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения своеобразных чувств, аффектов и на­строений. По сравнению с другими составными частями темпера­мента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмо­циональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффек­тивную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Терми­ном «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выпол­нить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состоя­ние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах челове­ческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности прояв­лений темперамента и дает возможность относительно четко от­граничить темперамент от других психических образований лич­ности — ее направленности, характера, способностей и др.



353

Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные сис­темы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу тео­рий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизне­деятельности организма определяется соотношением между че­тырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организ­ме,— кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флег­мой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально-своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «кра-сис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык
звучит как «temperamentum». На основе теории Гиппократа по­степенно сформировывалось учение о четырех типах темперамен­та по количеству главных жидкостей, гипотетическое преоблада­ние которых в организме и дало название основным типам тем­перамента: сангвиническому (от латинского sanguis — кровь), хо­лерическому (от греческого chole - - желчь), меланхолическому (от греческого melaina -- черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma — слизь).

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые не­мецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допус­тившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамен­та и характера. Органической основой темперамента Кант счи­тал качественные особенности крови, т. е. разделял позицию сто­ронников гуморальных теорий.

Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформули­рованная П. Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообра­щения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосу­дов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холери­ческий темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангви­нический, большому просвету и толстым стенкам — меланхоличес­кий и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегмати­ческий. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и .сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбуди­мости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.

Большое влияние на формирование современных буржуазных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала те­ория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером.

Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные консти­туционные типы телосложения и делает попытку определить темпе­рамент именно через эти типы морфологических конституций.

Например, астеническому типу конституции, характеризующе­муся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностя­ми, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотемический) темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль «психэстетической» шкалы,— от чрезвычайной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувствен-

354

ной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизо­идов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.



Другому основному конституциональному типу — пикничес­кому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широ­кой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвеча­ет, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойственны прежде всего индивидуальные особеннос­ти, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т. е. от постоянно по­вышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Для циклоидов характерны также со­ответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с ок­ружающей средой, естественность, мягкость и плавность движе­ний. Э. Кречмер ошибочно определил роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности. Его теория неизбежно приводит к порочной идее фатального предрас­положения индивида к тому психологическому складу, который уготован ему наследственно заданным телесным обликом, и но­сит по существу реакционный характер.

К морфологическим теориям темперамента относится и концеп­ция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндомор-фный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует «исцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувствен­ными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью пове­дения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу кон­ституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, от­сутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответству­ет церебротонический темперамент, характеризующийся малой об­щительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышен­ной реактивностью. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины

355


поведенческих проявлений темперамента такие системы организ­ма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

Основу для разработки действительно научной теории темпера­мента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обо­снование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным ре­гулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и под­вижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возмож­ных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей не­рвной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Силь­ный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассмат­ривался им как соответствующий темперамент сангвиника; силь­ный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; силь­ный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — тем­перамент меланхолика.

Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что перво­степенное научное значение работ И. П. Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первич­ных и самых глубоких параметров психофизиологической орга­низации индивидуума. На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы относительно числа ос­новных типов нервной системы, равно как и числа типичных тем­пераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполага­лось И. П. Павловым.

Однако для практического (в том числе психолого-педагогичес­кого) изучения личности деление на четыре основных типа темпера­мента и их психологическая характеристика могут служить доста­точно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольно высо­кая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство ми­мики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабиль­ность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспита-

356

тельных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточен­ности, к поспешности, а иногда и поверхностности.



Для холерического темперамента характеры высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яр­кая выраженность эмоциональных переживаний.

Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешен­ность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключе­ния, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В слу­чае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут раз­ниться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и сла­бость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психичес­кой активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особен­ностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмо­циональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоя­тельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента "может характеризоваться комплексом как положительных, так и отри­цательных психологических черт: «лучших» или «худших». Толь­ко положительных или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком пере­делывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы плано­мерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех не­достатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.

Поскольку формирование особенностей темперамента есть про­цесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт лич­ности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение сво-

357

им поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темпера­мент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (миро­воззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претер­певают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства мо­гут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспи­тании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер и, наоборот, черты сла­бохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми ре­альными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении чело­века не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть следствием недостатков воспитания. Непосредственно темпе­рамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных пси­хологических качеств, для другого — другие.

Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные при­емы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент -- важное условие, с которым надо счи­таться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.



Литература

Ананьев Б. Г. Проблемы формирования характера. Л., 1949. Ермолаева-Томина Л. Б. Демаскировка темперамента и ее педагогическое значение.— Советская педагогика, 1953, № 11. Ильина А. И. Общительность и темперамент у школьни­ков. Пермь, 1961.

Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особеннос­ти человека, т. 1. Л., 1957.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М.; Л., 1930. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. Изд. 2-е. М., 1956.

Лейтес Н. С. Опыт психологической характеристики тем­пераментов.— Типологические особенности высшей не­рвной деятельности человека, т. 1. Под ред. Б. М. Теплова. М., 1956.

Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. 3— 4. М.; Л., 1951.

Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер.— В кн.: Ос­новы общей психологии. М., 1946. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.


358

I
скачать файл



Смотрите также:
Д. Небылицын темперамент1
121.92kb.