vmest.ru страница 1
скачать файл




Деяния святых апостолов

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ И ПОСЛАНИЯ На вопрос: ”Кем был Иисус, прежде чем стать Христом? Как протекала вдействительности его жизнь на земле?”, исследователи Библии искали ответ,разумеется, и в нехристианской литературе, но узнали немного. Правда, вэтой литературе есть сведения, подтверждающие отчасти факт историческогосуществования Иисуса, но, кроме этого, ничего конкретного они не сообщают. Мы могли надеяться, что кто-кто, а уж сами последователи Иисуса,знавшие его лично, постараются сохранить для грядущих поколений все, чтобыло им о нем известно. Ведь естественно было ученикам стремиться спасти отзабвения даже мельчайшие крупицы сведений о жизни своего учителя. А междутем оказывается, что евангелия по замыслу их авторов отнюдь не являлисьбиографическими сочинениями и преследовали совсем иные цели. Поэтому сточки зрения восстановления биографии Иисуса евангелия представляют собойвесьма скудный источник. Более того, оказалось, что даже сообщаемые евангелиями сведениявызывают сомнения. Ведь установлено, что они не из первых рук, хотя лица,считающиеся их авторами, должны были все рассказанное там знать по личнымнаблюдениям. Между тем эти якобы очевидцы событий, а также их друг илетописец Лука - все они использовали чужие источника. Так, например,Матфей и Лука включили в свои евангелия почти весь текст Марка и т.д. Сегодня мы знаем уже, чем это объяснить. Евангелия написаны неМатфеем, не Марком, не Иоанном и, быть может, даже не Лукой. Их создали илискомпилировани из разных письменных источников и устных преданий другие,неизвестные нам авторы, чьи подлинные имена мы, должно быть, так никогда ине узнаем. Даже католическая церковь вынуждена была признать, что вопрос обавторстве евангелий отнюдь не закрыт и нельзя возражать против дальнейшегонаучного исследования этой проблемы. Участники 2 Ватиканского собора,обсуждая “Конституцию об откровении”, отвергли большинством голосовслудующий пункт: “Божья церковь всегда утверждала и утверждает, чтоавторами евангелий являюются те, чьи имена названы в каноне священных книг,а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн”. Вместо перечисления этих имен решиливписать - “святые авторы”. Итак, авторы евангелий не были очевидцами событий. Это быликомпиляторы, черпавшие свои сведения из фольклорной традиции христианскихобщин, где уже тогда путем сочетания фактов с легендами создавался некийстереотип биографии Иисуса, называемый некоторыми исследователями“протоевангелием” или “праевангелием”. Синоптические евангелия базируютсяна таком общем источнике, и этим объясняется их сходство, послужившееоснованием для убеждения, что их авторы, будучи очевидцами событий,независимо друг от друга раззказывают то, что в самом деле происходило.Люботно, что этого убеждения не поколебало даже Евангелие от Иоанна. Онобыло создано в совершенно иной среде, вне влияния синоптического образца идает совершенно иной образ Иисуса. Важно подчеркнуть ничтожное значение евангелий как источниковинформации о подлинной биографии Иисуса. Но в Новом завете есть двапроизведения, которые в силу своего жанра кажутся более обнадеживающими.Это, прежде всего, “Деяния святых апостолов”, а также сборник посланий,приписываетых св. Павлу, св. Иакову, св. Иоанну и св. Иуде. Поговорим прежде всего о посланиях, представляющих собою важныйисточник для изучения истории христианства. Филологические исследования показали, что из четырнадцати посланийПавла лишь часть можно считать подлинными. Некоторые исследователи считаютподлинными всего четыре послания. Эту точку зрения сформулировал в серединеминувшего столетия известный профессор богословия в Тюбингене ФердинандБаур, пришедший после филологического анализа текстов к выводу, что Павелбыл автором только посланий к коринфянам, галатам и к Филимону. Этот вывод, с одной лишь поправкой, подтвердили современные библистыиз города Эдинбурга: профессор богословия Маргрегор и его сотрудник Мортон.В своих лингвистических исследованиях они воспользовались компьютером и наоснове математических вычислений неопровержимо установили, что единствоязыка и стиля связывает пять посланий: к римлянам, к коринфянам (обапослания), к галатам и к Филимону. Не подлежит сомнению, что они написаныодним человеком. А поскольку на основании ряда признаков, на которых мыздесь не будем останавливаться, считается доказанным, что автором двухпосланий (первое послание к коринфянам и послание к галатам) является св.Павел, то приходится признать его также и автором трех остальных. Что до остальных посланий, приписываемых Павлу, то уже ясно, что онипринадлежат неизвестным авторам, которые по обычаю того времени назвалисьименем апостола, чтобы придать большую значимость своим доводам. Послания кТимофею и к Титу, например, относятся к первой половине 2 века: в нихотражена такая обстановка в христианских общинах, какая была простоневозможна при жизни Павла. Там идет речь о борьбе с ересями, возникшими,когда Павла уже давно не было в живых. Что же представляют собой подлинные послания Павла? Вкратце можносказать, что автор поднимает там ряд доктринальных и нравственных проблем,волновавших в ту пору христианские общины. Но главной целью автора посланийявляется проповедь теологической идеи, которую, хотя она и начала уже тогдазарождаться среди христиан в результате синкретического воздействияразличных эллинистических течений, лишь Павел последовательно разработал иизложил. Главное в его учении - вера в то, что Иисус Христос является богом,который ради искупления первородного греха человечества позволил себяраспять, воскрес, вознесся на небеса и со дня на день вернется, чтобыустановить царство божье на земле. В этой концепции Иисус, как конкретная историческая личность,естественно, отодвигался на задний план. Павел, поглощенный своей идеей, неинтересовался земной стороной жизни Иисуса. В своих посланиях он называетего всегда “Христос”, что значит мессия, или сын божий, спаситель и сынчеловеческий. Возможность такой трактовки Иисуса облегчало Павлу то обстоятельство,что он не был лично знаком с Иисусом и не оказался потому в положении техевреев из Евангелия от Иоанна, которые вопрошали с ужасом и изумлением:“Не Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и мать мы знаем? Как жеговорит он: “Я сошел с небес?”(6:42) Все, что Павел знал об Иисусе, он слышал от других, в основном от егоревностных последователей, которые в своих восторженных воспоминанияхизображали его сверхчеловеческим существом. Эта отвлеченная трактовка, прикоторой Иисус лишился конкретных черт и стал исключительно воплощениемтеологической идеи, привела к тому, что в посланиях Павла Иисус-человекпочти полностью отсутствует. Что касается остальных посланий, то многие ученые (в особенностинемецкий библеист Марксен) прямо заявляют, что ни одно из них непринадлежит указанному в каноне автору. Это, как выражаются специалисты,“псевдоэпиграфы”. Нельзя уже установить, кто приписал авторство ихсоответствующим апостолам: сами авторы или более поздние переписчики.Возможно, что послания какое-то время были анонимными, что способствоваловозникновению подобных ошибок или сознательных мистификаций. Некотороеисключение составляет тут первое послание св. Иоанна, ибо очевидно, что егонаписал автор четрертого евангелия. Все вышесказанное не значит, однако, что послания Нового завета непредставляют ценности для историков и религоведов. Фиктивными оказались ихофициальные авторы, но не их содержание. Мы находим в них достоверный,живой, написанный по горячим следам событий рассказ о различных явлениях,характерных для быта, нравов и социальных отношений в рассеянных по мирухристианских общинах. Авторы посланий, хотя и скрытые под маской фиктивных имен,исторически достоверны. Ведь они действительно существовали и страстноборолись за этого нового человека. Но это не были апостолы. Они не зналилично Иисуса и не могут считаться очевидцами его жизни и деяний. Поэтому впосланиях не ничего такого, что могло бы пригодиться для воссозданиябиографии Христа. “Деяния апостолов” - это единственный дошедший до нас первоисточнихпо истории христианства до 3 века, освещающий чрезвычайно важноетридцатилетие - период от распятия Иисуса до появления в Риме св. Павла в61 - 63 годах. Мы знаем как был богат событиями этот перод и какое он имелрешающее значение в истории новой религии, поэтому неудивительно, чтоученых очень интриговал вопрос, насколько правдивы картины, изображенные в“Деяниях апостолов”, можно ли считать это сочинение достоверным источником. Прежде всего встал вопрос об авторе этого произведения и времени егосоздания. Считается несомненным, что “Деяния апостолов” являютсяпродолжением Евангелия от Луки и составляют вместе с этим евангелием единуюкомпозицию одного и того же автора, разделенную на два тома,соответствующие тогдашним двум свиткам. Это видно хотя бы из первой фразы“Деяний апостолов”, где говорится: “Первую книгу написал я к тебе, Феофил,о всем, что Иисус делал и чему учил ...” Есть и другие доводы в пользу общего авторства этих двух книг Новогозавета. Филологи установили, например, тождество стиля и лексики, не говоряуже о том, что обе книги автор посвящает одному и тому же лицу, некоемуФеофилу. Показательно и то, что пролог к “Деяниям апостолов” является какбы повторением последней главы Евангелия от Луки, то есть звеном,связывающим в одно целое обе части повествования. Согласно церковной традиции, автором обеих книг является Лука,секретарь и врач св. Павла. Но вряд ли удастся когда-либо в точностиустановить личность автора Евангелия от Луки, а следовательно, и “Деянийапостолов”. Вопрос о времени создания “Деяний апостолов” оказался проще, хотя издесь не обошлось без трудностей. В тексте сочинения нет ни одного намекана разрушение Иерусалими, и некоторые библеисты нашли это обстоятельстводостаточным для того, чтобы заключить, что “Деяния апостолов” были написаныдо 70 года. Однако они при этом упустили из виду, что “Деяния апостолов” -вторая часть Евангелия от Луки, что это, в сущности, одно сочинение,принадлежащее перу одного автора. Между тем в тексте евангелия имеютсяупоминания о разрушении Иерусалими и даже о репресиях, каким подвергалпоследователей Христа император Домициан, царствовавший в 81-96 годах. Апоскольку “Деяния апостолов” были написаны позже или, по крайней мере, водно время с евангелием, то их следует отнести примерно к 90 году. Читая “Деяния апостолов”, мы сразу замечаем, что уже на заре своегосуществования христианство обнаруживает тенденцию к раздвоению. Это рассказо том, как новое религиозное движение, возникнув первоначально внутрииудаизма, постепенно, среди драматических конфликтов, освобождается от такназываемого “ига Торы”, т.е., например, от ритуальных обрядов, таких, какобрезание, мешающих приобщению греков и римлян к новой вере. Эта эволюцияот иудео-христианского изоляционизма в Иерусалиме к универсализму св.Павла, от Палестинского периода к мировой карьере новой христологии в такихкрупных городах Средиземноморья, как Антиохия, Эфес, Коринф, Афины и Рим,находит выражение не только в содержании, но и в структуре сочинения. Оноделится на две почти равные части. Первая включает двенадцать глав,повествующих о событиях в Иудее, Самарии и Сирии, а остальные шестнадцатьглав посвящены описанию трех миссионерских путешествий св. Павла по римско-эллинскому миру, закончившихся его вынужденным пребыванием в Риме.РЕФЕРАТ по теме: ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ И ПОСЛАНИЯФакультет культурологиигруппа № 101Преподаватель: Коссек Н.В.Студентка: Сакуненко Ксения
скачать файл



Смотрите также:
Деяния апостолов и послания на вопрос: Кем был Иисус, прежде чем стать Христом? Как протекала вдействительности его жизнь на земле
72.44kb.
Священное Писание Нового Завета: Послания святых Апостолов
36.08kb.
Как формируется психологическая привязанность
144.81kb.
Россия во все времена была страной, где сельское хозяйство играло немаловажную роль. Именно поэтому, характеризуя наше государство, мы называем его аграрным
169.19kb.
Видение бога в византийском богословии прежде чем
165.92kb.
Поздним вечером первого дня работы конгресса светило науч­ной медицины, академик господин н сидел дома в своём кресле-качалке и о чём-то думал
204.63kb.
Двенадцать дней провел Бахаулла в саду Ризван, где впервые сказал людям, что Он Божественный Посланник, о котором говорили Кришна, Зороастр, Будда, Иисус, Магомет и Баб
15.88kb.
На уровне ума, а прежде всего научиться применять их в своей жизни
198.77kb.
Прежде чем ты напишешь или позвонишь в какую-либо организацию, чтобы проконсультироваться, внимательно подумай, что именно ты хочешь спросить или узнать
14.79kb.
Правильно выбранная профессия успех в будущем
57.73kb.
Бути свідками Воскреслого Христа
15.72kb.
Книга «Иисус Навин» названа в честь главного героя книги, Иисус
441.2kb.