vmest.ru страница 1
скачать файл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»


«Согласовано»

Руководитель МО

___________Юдакова И.Н.

Протокол № _6_ от


«__22__» июня 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ № 2 с УИОП

г. Губкин

__________Фунтикова Г.Д.


«__24__» июня 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №2 с УИОП г.Губкин

_________Евсюкова В.Е.
Приказ № 406 от
«_30_» августа 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Фунтиковой Галины Дмитриевны

Высшая квалификационная категория

по учебному курсу «История»

5 «Б» класс

Базовый уровень

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторских программ: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Программа по истории Древнего мира 5 класс. М., «Просвещение»,2008г., Майков А.Н. «Введение в историю» – М.: Вентана – Граф, 2008 год.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса «История Древнего мира». В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с экономическим развитием древних обществ, различными формами социального и политического строя, с процессом становления различных идей и институтов (деспотия, демократия, мораль, религия и др.). История показывает роль ярких исторических личностей в становлении и развитии древних цивилизаций.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

Задачи:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

  • раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

В рабочую программу внесены изменения: 10 часов выделено на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история». Пропедевтический модуль вводится за счёт часов, отведённых на повторение, и сокращение часов на разделы: «Древний Восток» (вместо 18 часов отведено 17 часов), «Древняя Греция» (19 часов вместо 20 ч.), «Древний Рим» (16 часов вместо 17ч.), так как материал этих разделов более доступен для понимания и восприятия.
Учебно-методический комплект:

  1. Учебник. История. Введение в историю. Майков А.Н. , М.,Вентана - Граф, 2013.

  2. Учебник. История Древнего мира. 5 класс Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. , М., Просвещение, 2007.

  3. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е издание к учебному комплекту А.А. Вигасина, Г.И. Годера.. М., «ВАКО», 2011 г.

На изучение курса отводится 70 часов, что составляет 2 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям; решение и составление познавательных задач, разгадывание кроссвордов, работу с документами. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%



Оценка "3" - 41-60%
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения истории на базовом уровне ученик должен

знать \понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


Наименование раздела и тем

Количество часов

Дата

проведения

5 «А»

Дата проведения

5 «Б»

Примечание

план

факт

план

факт




РАЗДЕЛ I. Введение. Что изучает история

(пропедевтический модуль 10 часов)




ТЕМА 1. Что изучает история




1

Что изучает история

1

2.09




5.09







2

Источники знаний о прошлом

1

6.09




6.09







3

Измерение времени

1

9.09




12.09







4

Историческая карта.

1

13.09




13.09







5

Археология- помощница историков. Этнография- наука о народах.

1

16.09




19.09







6

Знать своих предков- знать историю


1

20.09




20.09







7

Географические названия-свидетели прошлого


1

23.09




26.09







8

Гербы, флаги, гимны государств


1

27.09




27.09







9

Россия -многонациональ­ное государство

1

30.09




3.10







10

Тест №1 «Что изучает история»

1

4.10




4.10







РАЗДЕЛ II. Жизнь первобытных людей (6 часов)




ТЕМА 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)




11

Древнейшие люди.

1

07.10




10.10







12

Родовые общины охотников и собирателей

1

11.10




11.10







13

Возникновение религии и искусства

1

14.10




17.10







ТЕМА 2. Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности (3 часа)




14

Первобытные зем­ледельцы, скотово­ды

1

18.10




18.10







15

Начало обработки металлов. Возникновение цивилизаций

1


21.10




24.10







16

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первобытный мир»

Тест №2«Первобытный мир»

1

25.10




25.10










РАЗДЕЛ III. Древний Восток (17 часов)







ТЕМА 1. Древний Египет (6 часов)




17

Государство на берегах

Нила


1

28.10




31.10







18

Как жили вельможи,

земледельцы и ремесленники в Египте



1

01.11




01.11







19

Военные походы египтян

1

11.11




14.11







20

Религия древних египтян

1

15.11




15.11







21

Культура Древнего Египта (искусство, письменность, знания)

1

18.11




21.11







22

Урок повторения по теме «Древний Египет»

Тест №3«Древний Египет»

1

22.11




22.11







ТЕМА 2. Западная Азия в древности (6часов)




23

Древнее Двуречье. Шумер и Аккад.


1

25.11




28.11







24

Объединение Междуречья под властью Вавилона. Законы Хаммурапи.

1

29.11




29.11







25

Финикия. Финикийские мореплаватели

1

02.12




05.12







26

Библейские сказания. Древние евреи. Царство Давида и Соломона

1

06.12




06.12







27

Ассирийская держава

1

9.12




12.12







28

Персидская держава

«Царя царей»



1

13.12




13.12







ТЕМА 3. Древняя Индия и Китай (5 часов)




29

Природа и люди Древней Индии.

1

16.12




19.12







30

Индийские касты.


1

20.12




20.12







31

Природа и население

Древнего Китая.



Тест №4«Древний Восток»

1

23.12




26.12







32

Объединение Китая

1

27.12




27.12







33

Повторительно-обобщающий урок по теме: Культурное насле­дие Древнего Вос­тока

1

13.01





17.01







РАЗДЕЛ IV. Древняя Греция. (19 часов)




ТЕМА 1. Древнейшая Греция (5часов)




34

Греки и Критяне

1
















35

Микены и Троя

1
















36

Поэма Гомера «Илиада»

1
















37

Поэма Гомера «Одиссея»

Тест №5 Тест «Греки и критяне. Микены и Троя»

1
















38

Религия древних греков

1
















ТЕМА 2. Полисы Греции и их борьба с пер­сидским нашествием (6 часов)







39

Аттика и ее жители

1
















40

Зарождение Афинской

демократии



1
















41

Древняя Спарта. Греческие колонии

1
















42

Олимпийские игры


1
















43

Марафонская битва

1
















44

Нашествие персов на Элладу под предводительством Ксеркса.

1
















ТЕМА 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и рассвет демокра­тии (5 часов)




45

Афинский морской союз Порт Пирей.

1
















46

Древние Афины. Афинский полис.

1
















47

Образование афинян:

школы, гимнасии.



1
















48

Древнегреческий театр.

1
















49

Афинская демократия

в V в. До.н.э.



Тест №6 Тест «Афинская демократия при Перикле»

1
















ТЕМА 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3часа)




50

Возвышение Македонии. Походы Александра Македонского.

1
















51

Распад державы Александра Македонского Александрия Египетская

1
















52

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

1
















РАЗДЕЛ V. Древний Рим (16 часов)




ТЕМА 1. Рим: от его возникно­вение до господ­ства над Италией (2часа)




53

Древняя Италия.

Возникновение Рима.



1
















54

Установление господства Рима над Италией

1
















ТЕМА 2. Рим - сильнейшая держава и граж­данские войны (4 часа)




55

Устройство Римской

республики



1
















56

Войны Рима с Карфагеном

1
















57

Установление господства Рима в Восточном

Средиземноморье



1
















58

Рабство в Древнем Риме.

Тест №7«Установление господства Рима во всём Средиземноморье»

1
















ТЕМА 3. Гражданские войны в Риме (4 часа)




59

Земельный закон братьев Гракхов

1
















60

Восстание Спартака

1
















61

Единовластие Цезаря.

1
















62

Окончание гражданских войн и установление

империи.


1
















ТЕМА 4. Римская империя в первые века н.э. (4 часа)




63

Римская империя и ее

соседи. Рим при Нероне.



1
















64

Возникновение

христианства



1
















65

Расцвет Римской империи.

1
















66

Рим – столица империи.

Тест №8«Древний Рим»

1
















ТЕМА 5. Падение Западной Римской империи (2 часа)




67

Рим во времена

Константина.



1
















68

Падение Западной Римской империи.

1
















Итоговое повторение (2 часа)




69

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»

1
















70

Итоговое повторение по курсу: «История Древнего мира»

1

















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Введение в изучение истории (10 часов)

Историческая память народа. Что изучает наука исто­рия. Исторические факты и события. Причины и след­ствия.

Источники знаний о прошлом. Источники устные, пись­менные, вещественные. О чем говорят пословицы, пес­ни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятель­ность археологов, этнография.

Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов, улиц. Историческая карта. Легенда карты.

Время. Способы измерения времени в разные историче­ские эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды.

Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя ро­дословная. Мое имя.

Государственные символы. История становления гер­бов. Гербы в европейских странах. История Российско­го герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Зна­мена. Флаги. Национальные цвета. Гимны. Россия - многонациональ­ное государство

Курсы «Всеобщая история» и «История России».

Как работать с учебным материалом по истории.

Раздел II. Жизнь первобытных людей (6 часов)

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»)
Раздел III. Древний Восток (17 часов)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.


Раздел IV. Древняя Греция (19 часов)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.


Раздел V. Древний Рим (16 часов)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима.



Итоговое повторение (2 часа)

Формы и средства контроля

1. Промежуточный контроль (тестирование) – 8

Тест №1 «Что изучает история»

Тест №2«Первобытный мир»

Тест №3«Древний Египет»

Тест №4 «Древний Восток»

Тест №5 «Греки и критяне. Микены и Троя»

Тест №6 «Афинская демократия при Перикле»

Тест №7«Установление господства Рима во всём Средиземноморье»

Тест №8 «Древний Рим»

2. Фронтальный опрос

3. Составление сравнительных таблиц 4. Самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой.

5. Составление тема­тических творческих рассказов на основе ис­пользования нескольких источников

6. Работа с документами



Перечень учебно- методических средств обучения

Основная литература:

1. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е издание к учебному комплекту А.А. Вигасина, Г.И. Годера.. М., «ВАКО», 2011 г.

2. К.В. Волков. Контрольно-измерительные материалы. История древнего мира. 5 класс. М.: ВАКО. 2011г.

3. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: методическое пособие М.: Вентана-Граф, 2008..

4.Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. М.: ЭКЗАМЕН. 2010 г.

Сайты в помощь учителю:


Название сайта

Электронный адрес

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнала «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»).

http://festival.1september.ru/


Дополнительная литература:

1. Зайцев Ю. Мифы Древней Греции. Белый город М., 2008

2. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки Античной культуры Обнинск,1996

3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998 4. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

5. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998

6. С.И. Алексеев. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Русское слово, 2006



7. Е.А. Тудоровская. Троянская война и её герои. Гомер. Илиада. Одиссея.
скачать файл



Смотрите также:
Фунтиковой Галины Дмитриевны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «История» 5 «Б» класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
350.1kb.
Панариной Наталии Владимировны по учебному курсу «литература» 9 «Б» класс Базовый уровень 2013 2014 учебный год пояснительная записка Настоящая программа
449.5kb.
Глущенко Лидии Евгеньевны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «Россия и мир в новое время» 7 класс 2013 1014 учебный год П. Опыт 2013
155.99kb.
Вицинской Людмилы Петровны по химии в 10 классе 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
206.69kb.
Кузьминой Марианны Григорьевны (I квалификационная категория) по «истории»» 7 класс 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
295.89kb.
Уланова Татьяна Михайловна учитель немецкого языка первая квалификационная категория 2010-2011 уч год 6 класс пояснительная записка рабочая программа
260.3kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень)
248.32kb.
Черных Елены Ивановны на 2013-2014 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
679.02kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. История Средних веков. (6 класс)
756.46kb.
Ермаков Сергей Александрович 2013/2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
238.49kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VI класса на 2013-2014 учебный год
199.9kb.