vmest.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл



Содержание.

Стр.

Введение 2

1. Истоки возникновения и развитие римской государственности 4

1.1. Первоначальная римская община 4

1.2. Становление республиканского строя 9

2. Характерные черты государственного власти и управления в Древнем Риме 13

Заключение 19

Список использованной литературы 20




Введение

Говоря об актуальности исследуемой проблемы о возникновении и развитии древнеримской государственности и развитии императорской власти в Древнем Риме трудно не упомянуть слова выдающегося русского цивилиста И.А. Покровского: "Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир"1, нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Такой взгляд вовсе не умаляет значимости данного явления, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в области права античным гением. Но при таком подходе требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени.

Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Евфрата. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев. В качестве такового римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений. Наименование этого культурного явления, включающее имя могущественнейшего в истории человечества государства, знаменует то важное обстоятельство, что право, в отличии от философии, искусства может развиться до совершенства только в условиях прочной государственности, имеющей продолжительную самостоятельную жизнь2.

Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность. Право римлян на протяжении многих веков было хаотичным и бессистемным, но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся правом. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским (буржуазным) условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате Реформации. Это измененное и приспособленное право легло в фундамент правовых систем большинства стран современного мира как основа юридического образования, основа кодификаций национального гражданского права, основа теории права.

Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, когда приступаешь к изучению римского права с тем, чтобы не возникла иллюзия отвлеченности этого изучения от насущных запросов действительности.

Целью настоящей работы является рассмотрение процесса развития имперской власти в древнем Риме. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) описать истоки появления и показать процесс развития римской государственности;

2) выявить основные характерные черты государственного устройства и управления в Древнем Риме.

1. Истоки возникновения и развитие римской государственности

1.1. Первоначальная римская община


Как известно, формирование и совершенствование римского права оказалось возможным в условиях постоянно изменяющейся, но неизменно прочной системы государственного управления. Изменения ее происходили под влиянием реальных и весьма драматических общественно-политических противоречий и служили решению национальных задач, которые ставила перед народом история. Именно этим можно объяснить продолжительность и самостоятельность развития римской государственности, которая из полисного, общинного устройства переросла в республиканскую, а затем - в монархическую формы правления.

Образцом для римского общинного управления явилась римская семья, главной чертой которой была неограниченная власть мужчины над женой, детьми, их женами и их детьми, а также над клиентами (нашедшими убежище в общине иностранцами, а также бывшими рабами, которые пользовались свободой благодаря покровительству отца семейства). Вследствие неотвратимой последовательности, с которою римляне установили и поддерживали власть отца и мужа, эта власть обратилась в настоящее право собственности так, что внешне была похожа на власть над рабами и над прочим имуществом семейства.

Единство семьи было столь крепко, что даже смерть главы не вполне его уничтожало: мать переходила под опеку (tutela) сыновей, незамужние сестры - под опеку братьев. Тем не менее, со сменой поколений единство власти домовладыки, определяющее семейный круг (агнатов) разделялось, образуя род - совокупность тех, кто ведет происхождение от единого предка, но не может при этом указать на последовательное происхождение одного поколения от другого.

Древняя римская община образовалась из соединения родов, а первоначальная территория - из принадлежавшей этим родам земли. Римским гражданином признавался тот, кто происходил из одного из родов, то есть тот, кто был рожден в законном браке от римского гражданина. Рожденные от незаконного брака или вне брака не включались в число граждан. Римские граждане называли себя "отцовскими детьми"(patricii) именно потому, что только они по представлениям их права юридически имели отца.

Таким образом, население общины состояло из полноправных граждан - коренных жителей и неполноправных пришельцев, которые хотя и были свободны, но не имели гражданских прав.

Во главе общины стоял выборный вождь - царь. Кроме него в управлении участвовали собрание полноправных граждан и совет родовых старейшин - сенат.

Царь (rex) считался господином общины точно так, как глава семейства считался господином всех, кто в нее входил. Власть царя (imperium) была принципиально полной как в военных, так и в мирных делах; символом ее выступали шествующие впереди его вестники (lictores) c секирами и прутьями.

Власть царя включала право сообщения с богами общины (auspicia publica); право заключения договоров с иноземцами от имени общины; право отправлять правосудие по гражданским и уголовным делам; право налагать наказания (палочные удары) за нарушение обязанностей военной службы; право отнимать у граждан жизнь и свободу (постановление смертных приговоров или приказание о продаже гражданина в рабство), при этом только от него самого зависело предоставление права на обращение осужденного к народу с просьбой о помиловании.

Именно царь собирал гражданское ополчение на войну и начальствовал над армией. Именно царю принадлежало право распоряжения общинной казной.

Немногочисленные должностные лица - градоначальник (prefectus urbi), которому поручалось расследование преступлений и ведение менее важных судебных дел в отсутствие царя, начальники отрядов пехоты и конницы (tribuni) действовали только по его воле; их полномочия исходили исключительно из царской власти.

Эта власть прекращалась смертью царя, после которой она переходила на короткое время (interregnum) совету старейшин, который выбирал нового царя. Таким образом "юридически царская власть исходила из никогда не умиравшей коллегии отцов (patres)... и единство государства сохранялось неизменным, несмотря на перемену повелителей"3.

Фактическое и нравственное ограничение царской власти состояло в том, что граждане подчинялись ему, вовсе не считая его неким высшим существом (как в восточных теократических монархиях); и если царь злоупотреблял полнотой своей власти, несправедливо посягая на время, свободу, имущество и жизнь граждан, они, понимая, что эта власть исходит не от богов, а с божьего благословения от народа, представителем которого царь является, считали себя вправе отказать в принесенной ему присяге.

Юридически царская власть ограничивалась правилом, что "царь уполномочен только применять законы, а не изменять их и что всякое уклонение от закона предварительно должно было быть одобрено народным собранием и советом старейшин или же оно считалось таким ничтожным и тираническим с его стороны деянием, которое не могло иметь никаких законных последствий".4

Граждане или иначе, "копьеносцы" (quirites), ибо только они имели право и обязанность носить оружие, составляли народное собрание, первоначально называвшееся куриатными комициями (comitia curiata) - сходками по куриям (попечительствам).

Собрания созывались царем, как правило, два раза в год, а сверх того, когда он считал это нужным. Запросы (rogatio) собранию делал царь; собрание только соглашалось с его предложением или отвергало его, никакого обсуждения не велось. Одобренное куриями предложение царя становилось законом - lex (то есть "связь") и имело значение договора между царем и общиной.

Заключение подобного "законодательного договора" требовалось только тогда, когда необходимо было изменить существующий обычный порядок управления, то есть вряд ли слишком часто. Указанный порядок означал, что право издавать законы принадлежало совместно царю и народному собранию, следовательно это собрание представляло важнейший элемент римского общинного устройства.

Наряду с царем и собранием граждан, выступал совет старейшин родов - сенат (senatus). Сенат по существу являлся носителем высшей власти (imperium) и покровительства богов (auspicia), так как именно от него всякий вновь избираемый царь получал эти характеристики; таким образом, сенат являлся залогом непрерывного существования государства и его монархического порядка.

Главной задачей сената было сохранение существующего гражданского строя. Отсюда его право veto на те постановления народного собрания, которые были не в согласии с установившимся правопорядком (при изменене государственных учреждений, при приеме новых граждан, при объявлении наступательной войны). Это не означало, что сенат был законодательным органом, он был скорее хранителем действующих законов.

С этим связано и древнее обыкновение, в соответствии с которым царь, перед тем как обратиться к народу с законодательным запросом, испрашивал мнения сенаторов. То есть совет старейшин выступал как совещательный орган при царе.

Наконец, именно из сенаторов, как правило, назначались на высшие военные и судебные должности, когда соответствующие функции не мог исполнять сам царь.

"Так управлялась римская община, свободный народ которой умел повиноваться при полном отречении от всяких мистических, жреческих мошенничеств, при безусловном равенстве перед законом и при равенстве граждан между собой и с резким отпечатком самобытной национальности... Это государственное устройство не было ни выдуманным, ни заимствованным, а выросло в римском народе и вместе с ним. ...Как всецело принадлежало Риму или даже Лациуму развитие римского государственного права и как была невелика и незначительна в этом праве доля заимствований, доказывается постоянным выражением всех его понятий словами чисто латинскими. Этим государственным устройством и была фактически установлена на все времена основная идея римского государства, так как несмотря на изменчивость внешних форм, пока существовала римская община, оставались неизменными правила, что должностному лицу следует безусловно повиноваться, что совет старейшин - высшая в государстве власть и что всякое исключительное постановление нуждается в санкции суверена, т.е. народной общины"5.

Государственное устройство и его идеология, описанные выше, сложились на протяжении длительной эпохи, называемой "эпохой царей", когда единственной политически активной силой оставались полноправные граждане, рядом с которыми возрастал и приобретал экономическое влияние политически бесправный класс - неграждане. Традиция отводит этой эпохе период с 753 г. до Р.Х. (год легендарного основания Рима первым царем Ромулом) до 510 г. до Р.Х., когда произошло резкое изменение политического строя.

События 510 г., получившие наименование "изгнание царей", хотя и носили характер государственного переворота, важны между тем в силу того, что явились толчком к более чем двухсотлетним усилиям нации по установлению нового государственного устройства, резкому увеличению значимости писанного права (ius scriptum) по сравнению с обычным правом (ius non scriptum).

Новый строй отношений и порядок управления складывался постепенно в борьбе интересов и представлений различных групп общества и, возможно, в этом был залог того, что созданные при этом государство и право оказались наиболее приспособленными для решения реальных национальных задач.



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Говоря об актуальности исследуемой проблемы о возникновении и развитии древнеримской государственности и развитии императорской власти в Древнем Риме трудно не упомянуть слова выдающегося русского цивилиста И. А
203.48kb.
«рабство в Древнем Риме»
37.38kb.
Феномен власти в русском национальном характере
609.75kb.
Пояснительная записка Исторический путь России отличается своеобразностью и множеством изменений в общественном развитии. Попытки модернизации России можно представить в циклическом развитии с разделением на реформы
121.05kb.
Философия Древней Греции
457kb.
Семейные культы и ритуалы в древнем риме
259.11kb.
Целью данной работы является применения генетических алгоритмов к оптимизационной задаче расположения новых сейсмических станций при развитии региональных сетей мониторинга
25.17kb.
О дна из важнейших профессий в экономике и бизнесе. История бухгалтерского учёта столь же стара, как и цивилизация. Бухгалтеры участвовали в развитии городов, торговли, становлении такого понятия, как богатство
21.41kb.
Сознание и физическая реальность
29.37kb.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника
1729.01kb.
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры
87.76kb.
Элективный курс по русскому языку «Лексика и фразеология русского языка»
313.64kb.