vmest.ru страница 1
скачать файл



Использование информационных технологий в проектной деятельности младших школьников
Е.Ю. Анненкова,

МБОУ «Гимназия № 44 г. Пензы»


Современная школа призвана помочь ребёнку стать личностью – самостоятельной, успешной и уверенной в своих силах, способной занять своё достойное место в жизни, умеющей постоянно самосовершенствоваться и быть ответственной за себя и своих близких.

Эти задачи реализуются в процессе обучения всем предметам, а также во внеурочной деятельности. [4]

В повседневной жизни дети в основном знают, как надо поступать в той или иной ситуации, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают прямо противоположные поступки и, анализируя своё поведение, очень удивляются. Детям важно постоянно осмысливать свой личный опыт, чтобы приобрести ту ценностную шкалу, без которой невозможно формирование целевых установок. В этой связи очень актуально введение в учебный процесс практики работы над проектами, являющимися результатом собственных творческих поисков ученика.

Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся должны уметь применять знания и умения, полученные на уроках информатики: грамотно вести поиск информации в Интернете, анализировать её, сопоставляя различные источники, а также преобразовывать полученную информацию с помощью текстовых и графических редакторов.

В качестве примера такой деятельности предлагаем опыт работы над проектом «Знаете ли вы историю своей семьи?» (проект разработан ученицей 4 «Б» класса гимназии № 44 И. Андреевой, под руководством учителя Е.Ю. Анненковой).

Начиная в классе работу над проектом «Знаете ли вы историю своей семьи?», мы предположили, что ребёнку – младшему школьнику будет интересно и полезно знакомиться с морально-ценностными установками семьи, осмысливать положительный опыт своих предков, гордиться их успехами и достижениями, изучая историю своей семьи и представляя её в оригинальной форме. Была составлена анкета для первоначального опроса. Школьникам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. В каком классе ты учишься?

2. Сколько в твоей семье известных тебе поколений (считая твоё поколение)?

3. Знаешь ли ты девичью фамилию твоей матери? (Да. Нет.)

4. Знаешь ли ты, кем работает твоя мама? (Да. Нет.)

5. Знаешь ли ты, кем работает твой папа? (Да. Нет.)

6. Знаешь ли ты родных братьев и сестёр своих родителей?

(Да. Нет. У них их нет.)

7. Знаешь ли ты что-нибудь про бабушку и дедушку по маминой линии? Что именно? (Фамилия, имя, отчество. Годы жизни. Профессия. Увлечения.)

8. Знаешь ли ты что-нибудь про бабушку и дедушку по папиной линии? Что именно? (Фамилия, имя, отчество. Годы жизни. Профессия. Увлечения.)

9. Были ли в твоей семье известные люди (писатели, актёры, политики, учёные и т.д.)? (Да. Нет. Не знаю.)

10. От кого ты узнаёшь информацию о своих родных? (От родителей. От других родственников. Из семейного альбома . Из других источников.)

11. В каких источниках ты находишь сведения о своих родных?

(Книги. Телевидение. Интернет. Других (укажи, в каких). Ни в каких.)

12. Сколько в твоей семье было известных тебе участников и героев Великой Отечественной войны? (1, 2, 3, 4.)

13. Считаешь ли ты нужным знать историю своей семьи?

(Да. Нет. Затрудняюсь ответить.)

На основе разработанных вопросов было проведено анкетирование в 3-м, 5-м и 10-м классах гимназии № 44 г. Пензы. Анкетирование показало следующее.

На вопрос «Знаешь ли ты девичью фамилию своей мамы?» утвердительно ответило более 80% опрошенных школьников (рис. 1). Значительная часть школьников (более 80%) имеет представление о деятельности своих родителей (рис. 2). Однако информацией о своих ближайших родственниках, например, о дядях и тётях, располагают не все школьники (около 60%), что свидетельствует о суженном круге общения современной семьи.




Рисунок 1. Девичья фамилия мамы.


Рисунок 2. Деятельность родителей.


В целом можно отметить, что большинство опрошенных владеет информацией о своих родителях, дядях и тётях, то есть про два поколения вместе со своим. Так, отвечая на вопрос: «Сколько в твоей семье известных тебе поколений?», 54% опрашиваемых утверждают, что знают как минимум четыре поколения и даже более (рис. 3). Однако ответы на другие вопросы показали, что это не совсем так. Если более 50% старшеклассников владеют информацией о своих бабушках и дедушках, то младшие школьники в лучшем случае знают фамилию своих предков по материнской линии, а информацией по отцовской линии вообще не располагают.

Рисунок 3. Информация о поколениях семьи.

Интересным представляется результат ответов об источниках получения информации о своих родных. Так, 95% всех опрашиваемых узнают информацию о своих родственниках от родителей и менее 20% используют для этого Интернет, книги и другие источники. Вместе с тем, необходимо отметить, что большинство учащихся мало знает о своей семье, но при этом хочет узнать её историю. Школьники осознают важность изучения истории своего рода (рис. 4).

Рисунок 4. Значение истории семьи.

Повышенный интерес к истории семьи позволил предположить, что младшим школьникам будет интересно узнать и представить историю семьи в виде путешествия по семейной стране. В результате была разработана «Памятка по созданию Семейной страны», которая включала следующие пункты.

1. Построить семейное древо:

а) составить список известных родственников (родители, бабушки, дедушки, дяди, тёти, братья и сёстры и др.);

б) расположить всех членов рода по поколениям, начиная с себя;

в) внутри каждого поколения объединить одной линией мужа и жену и провести линии вверх к детям и вниз – к родителям;

г) расспросить всех известных тебе родственников, кого из предков они помнят, какие события из истории семьи (семейной, родовой хроники) сохранились в памяти. Результаты расспросов записать на отдельные листочки (файлы) с именами и фамилиями каждого члена рода;

д) внести краткую информацию (фотографию, если она есть, фамилию, имя и отчество, годы жизни, степень родства, профессию) рядом с каждым членом рода на получившемся семейном древе.

Примечание: Дальнейший поиск предполагает изучение материалов в домашних и государственных архивах, музеях, встречи с людьми, знавшими представителей того или иного рода.

2. Создать «Поляну удивительных открытий»:

а) вспомнить, что тебя удивило в окружающем тебя мире за последние несколько лет, с чем лично ты познакомился, может быть, благодаря родителям;

б) записать эти воспоминания и собрать фотографии, описание удивительного факта или события с помощью семейных фото-, видеоархивов или Интернета;

3. Создать «Остров полезных дел», выполняемых на благо твоей семьи. Для этого нужно описать занятия, которые приносят пользу твоей семье, и разместить фотографии, подтверждающие это.

4. Создать «Аллею памяти и славы»:

а) расспросить всех родственников о членах твоей семьи, принимавших участие в борьбе за свободу твоей Родины (на фронте и в тылу);

б) разместить фотографии с кратким описанием боевого пути, трудового или военного подвига.

5. Создать «Озеро увлечений»:

а) вспомнить семейные увлечения за последние несколько лет;

б) описать эти увлечения с помощью семейных фотографий или Интернета.

6. Создать «Вершину достижений»:

а) разместить фотографии дипломов, грамот, медалей, призов и других наград, полученных тобой и близкими родственниками, с кратким описанием.

7. Оформить карту «Семейной страны».

На основе разработанной памятки было проведено путешествие в страну семьи Андреевых. Результаты этой работы были представлены в виде «карты». Центральным элементом семейной «карты» страны является родословное древо, выросшее благодаря «Аллее памяти и славы». Информацию о ближайших родственниках И. Андреева находила, расспрашивая своих родителей. Просматривая семейные фотоальбомы, она узнавала семейные истории и информацию о бабушках и дедушках. Путешествуя по «карте» страны, можно попасть на «Поляну удивительных открытий», которые школьница сделала в разное время, «остров Дачный» с большими овощами, фруктами и цветами, «Озеро увлечений», где вся семья отдыхает с друзьями. Завершающим этапом путешествия по «карте» стала «Вершина достижений», представленная благодарственными письмами, дипломами, грамотами всех членов семьи.

Проделанная работа над проектом стимулировала школьников к поиску информации о своей семье. Помимо родителей, важным источником получения информации о своих родных является Интернет [1]. Например, сайт Министерства обороны Российской Федерации [2], позволяющий с помощью поисковой строки получить информацию о своих прадедах, защищавших Родину в Великой Отечественной войне, об их подвигах и наградах. Итогом такой поисковой деятельности может стать конкурс «Странички памяти», участвуя в котором, ребята могут продемонстрировать свои знания о родных, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны.

В ходе работы над проектом наблюдалось значительное повышение интереса к истории своей семьи среди младших школьников. Этот вывод подтверждает повторное анкетирование учеников, которое показало уменьшение численности школьников, не знающих историю своей семьи.

В соответствии с требованиями ФГОС [1–3] работа над проектом «Знаете ли вы историю своей семьи?» реализовывала деятельностный подход, предполагающий отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. В процессе работы над проектом ребята научились искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и редактировать в программе Word, получили возможность строить диаграммы в программе Excel, создавали мультимедийные презентации в программе Power Point, ознакомились с обработкой фотоснимков в программе Adobe Photoshop, конструированием макетов стендовых докладов в программе Corel DRAW.



Таким образом, проведённая работа показала, что проектная деятельность с использованием информационных технологий формирует у учащихся готовность и привычку к их практическому применению для создания собственных творческих продуктов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. – М.: Баласс, 2010.

  3. «Школа 2100». Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2010.

  4. «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2009.

  5. Интеллектуальная поисковая система [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nigma.ru/.

  6. Сайт Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.podvignaroda.mil.ru/.


скачать файл



Смотрите также:
Использование информационных технологий в проектной деятельности младших школьников Е. Ю. Анненкова, мбоу «Гимназия №44 г. Пензы»
75.66kb.
В настоящее время использование информационных технологий в работе любой организации является не только преимуществом, но и необходимым условием работы
39.33kb.
Конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
73.75kb.
Исследовательской и проектной деятельности школьников
287.56kb.
«Применение информационно-коммуникационых технологий в обучении младших школьников» Актуальность исследования
275.6kb.
Программа «Летней лингвистической школы»
28.13kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
154.35kb.
В статье идет речь об использовании информационных технологий при формировании информационной компетентности студентов в медицинских вузах
43.96kb.
Управление проектами совершенствования внутриорганизационного документооборота на основе новых информационных технологий
24.85kb.
I. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей Карта интересов для младших школьников
372.67kb.
В статье обсуждаются возможности применения современных информационных технологий в дидактическом процессе начальной школы
59.29kb.
Рассмотрено
211.47kb.