vmest.ru страница 1
скачать файл


Учитель математики Емельянова С.С.


Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе
(исследование по теме: «Влияние системы контроля на результат экзамена»)


(выступление на педсовете)

Результаты ГИА за два последние года представлены в таблице:

Учебный год

Количество учащихся

% качества

% успеваемости

2009-2010




11

85

2010-2011

54

92

100

В предыдущие учебные года применялись различные системы контроля знаний по математике. Положительные результаты дала система контроля знаний в 2010-2011 учебном году. В этом учебном 2011-2012 учебном году я постараюсь еще усовершенствовать контроль за ЗУН учащихся 9-х классов для успешной сдачи экзамена.

Ключевое отличие экзаменационной работы 2012 г. от модели предыдущих лет заключается в том, что в ней полностью реализовано требование действующей нормативной базы в части проведения экзамена по математике. В соответствии с ним в работе представлены все основные разделы курса математики основной школы, определенные Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, – арифметика, алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика.

Это изменение не могло не потребовать пересмотра некоторых подходов к отбору содержания экзаменационной работы и к ее структуре. При этом были сохранены основные особенности экзамена по алгебре в новой форме, неплохо зарекомендовавшие себя в практике проведения государственной итоговой аттестации девятиклассников.

Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предложенной новой модели предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности (часть 1) и математической подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования полученных знаний при изучении математики и смежных предметов в старших классах на профильном уровне (часть 2).

Объектами контроля в заданиях первой части работы являются: знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, математической символики и средств наглядности и пр.), владение основными алгоритмами, умение решать несложные математические проблемы, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, умение применять математические знания в несложных практических ситуациях.

Часть 1 содержит 18 заданий, из них 12 заданий по арифметике и алгебре, 4 задания по геометрии, 2 задания по теории вероятностей и статистике. Как и в предыдущие годы в этой части представлены задания трех форм: с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов (3 задания), с кратким ответом (14 заданий) и на установление соответствия между объектами двух множеств (1 задание), предпочтение отдается заданиям с кратким ответом. В отличие от прошлых лет задания не группируются по тематическим блокам, а располагаются произвольно, в основном, от более простых к более трудным.

Объектами контроля в заданиях второй части являются: умение интегрировать знания из различных тем курса при решении задач комбинированного характера, владение некоторыми специальными приемами решения задач, умение строить и исследовать простейшие математические модели, использовать разнообразные способы рассуждений при исследовании математических ситуаций, умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

Часть 2 содержит 5 заданий, из них 2 задания по геометрии: одно повышенного уровня, одно - высокого, 3 задания по алгебре: два повышенного уровня, одно - высокого.

В экзаменационной работе модели 2012 г. усилена практико-ориентированная составляющая итоговой проверки: в первую часть включены задания, выполнение которых свидетельствует о наличии у девятиклассников общематематических навыков, необходимых человеку в современном обществе. Они проверяют наличие логических умений, вычислительных навыков, умение анализировать информацию, представленную на диаграммах, графиках, в таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.

В 2012 г. минимальное пороговое значение рекомендуется установить на уровне 7-8 баллов. При этом, получение выпускником от 8 до 15 баллов свидетельствует о наличие у него удовлетворительных знаний по предмету, от 16 до 19 баллов - хороших, от 20 до 34 – отличных.

Задания, которые содержатся в первой части, предусматривают обязательный уровень знаний, а это материал 5-9 классов. Многие задания направлены на проверку знаний, на отработку которых отводится по программе очень мало времени, или те которые мы изучали в 5-6 классе. Кроме того, работа включает в себя задания из других предметных областей. Очень много нужно успеть за этот учебный год перед ГИА: изучить программный материал, повторить ранее изученный, научится грамотно работать с КИМами, с бланками регистрации, бланками ответов и т.д.

Я предлагаю, следующую систему работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе, которой я пользуюсь в своей работе.


  1. Корректирую тематическое планирование, таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Часы экономлю на тех, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сокращаю число часов на отработку навыков невостребованных тем.

  2. Включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.

  3. В содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи.

  4. В каждый урок, стараюсь, обязательно включать задания из вариантов КИМ.

  5. Итоговое повторение строю на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

  6. Изменила систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.

И, конечно, положительный результат сдачи ГИА во многом зависит и от учителя, и от ученика, и от родителей. Работа по подготовке к ГИА требует много сил, времени, а главное желание и заинтересованности всех участников этого процесса. А насколько он будет интересным, познавательным зависит от учителя.

Я предлагаю систему контроля, которая:



во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне  овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов, 
во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению, 
в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение  детей.

В систему контроля уровня ЗУН предлагается включить зачётный лист . На этом листе перечисляются все тренировочные, диагностические работы, зачеты по темам.. После проведения работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку по зачету, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать. Родители поставлены в известность о том, какие оценки и баллы набрали их дети , поставили свою подпись. По зачетному листу родители получают возможность следить за подготовкой, своевременно принимать меры по коррекции знаний ребёнка. Такую систему контроля вводить лучше как можно раньше, но обязательно в 9 классе.

Проанализировав содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, я выделила следующие темы для итогового повторения:


  1. Уравнения (линейные, квадратные)

  2. Неравенства с одной переменной (линейные, квадратные)

  3. Выражения и их преобразования

  4. Задачи по теории, вероятности.

  5. Чтение графиков функций.

  6. Арифметическая и геометрическая прогрессия.

  7. Свойства геометрических фигур

  8. Площади фигур.

Уроки итогового повторения строятся следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачёт, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся предэкзаменационные работы в условиях, приближенных к экзаменационным.

Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей.



Итоги ГИА 2011-2012 учебного года я добавлю в исследование о влиянии системы контроля на результат экзамена.
скачать файл



Смотрите также:
Исследование по теме: «Влияние системы контроля на результат экзамена»
60.78kb.
ГребеневText doc
18.11kb.
Промежуточная аттестация учащихся лицея в 4-8, 10 классах по итогам 2009-2010 уч года
20.19kb.
Курсовая работа по теме: "Влияние семейных конфликтов на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста"
341.61kb.
1. Область применения
267.99kb.
“Исследование функции одной переменной и построение её графика”
13.66kb.
Реферат по дисциплине "Интернет-маркетинг" по теме "Системы образования, банкинга и страхования в Интернете"
215.94kb.
Эзомепразол 1 раз в сутки в течение 6 месяцев является эффективным методом поддержания эндоскопической ремиссии и контроля симптомов гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (гэрб)
18.01kb.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 040200. 68 «Социология»
345.2kb.
Программа Государственного экзамена по подготовке магистра по направлению «Радиофизика» (510419)
49.34kb.
Начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике
91.51kb.
«Мир высокой моды : громкие имена французских кутюрье. Влияние французской моды на русскую.»
89.1kb.