vmest.ru страница 1
скачать файл

Методические рекомендации для написания отчета №3

Исследование самооценки методом беседы

Введение

Кратко опишите, что вы хотите сделать в вашей работе. Опишите, что такое самооценка и какими свойствами она обладает. Опишите очень коротко (потому что более подробно вы напишете об этом ниже), в чем заключается процедура исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн: какую роль играет беседа в этой процедуре. Как вы считаете, можно ли при помощи метода беседы выявлять внутренние психологические переменные. Какие проблемы связаны обычно с использованием метода беседы для выявления внутренних переменных?

Сформулируйте цель и задачи работы. (Гипотезу в данной работе формулировать не нужно.)
Методика

Испытуемые

Опишите того, кто выступал в качестве испытуемого: какого пола, сколько лет, кем работает, степень знакомства с интервьюером, важные для предмета работы индивидуально-психологические особенности респондента.


Материалы и процедура

I. Опишите исходный план беседы. Какова была программа беседы (какие основные моменты необходимо было обсудить при описании каждой шкалы). Какие основные блоки вопросов должны присутствовать в беседе.

Перечислите все вопросы, запланированные вами для беседы, укажите, на выяснение какой информации направлен каждый из них (сделайте это в виде таблицы).

Таблица 1. План беседы




Формулировка вопроса

На что нацелен данный вопрос

1







2














Опишите, вопросы каких типов вы использовали при составлении плана беседы: открытые/закрытые; прямые/косвенные/проективные. Каких вопросов было больше и почему. Какие именно вопросы вы решили оформить в виде открытых/закрытых и т. п. и почему?

Были ли вами предприняты какие-то меры для контроля искренности испытуемого. Если да, то какие; если нет, то как вы убеждались в искренности ответов?
II. Подробно опишите процедуру проведения исследования. Какая инструкция была дана испытуемому перед началом обследования. Как экспериментатор мотивировал испытуемого на участие в беседе. Из каких двух этапов состояла основная часть обследования, в чем они заключались (опишите максимально подробно): в какой последовательности предъявлялись шкалы и какие это были шкалы; что делал и говорил экспериментатор (дословно приведите, какие инструкции давались испытуемому для каждой шкалы), что должен был делать испытуемый; как потом осуществлялся переход к беседе (что было сказано испытуемому), в какой последовательности обсуждались шкалы во время беседы. Каким образом было закончено обследование. Как должен был вести себя экспериментатор во время проведения беседы.

Опишите ситуацию проведения беседы: место и время ее проведения, длительность беседы. Какой тип беседы использовался (структурированная, полуструктурированная, свободная) и почему в данном случае удобен именно он.

Как происходила фиксация результатов, на что, кроме содержания высказываний испытуемого, должен был обращать внимание экспериментатор.
Результаты и их обсуждение

1. Сначала опишите общее поведение испытуемого на протяжении всего обследования, как вел себя испытуемый во время беседы, как менялось его поведение: как менялись его жесты и мимика, уровень его активности, держался ли испытуемый скованно или раскрепощено и т. п.

2. Опишите, как строилось общение в ходе беседы: как менялось отношение испытуемого к беседе и к экспериментатору (по каким поведенческим проявлениям испытуемого вы это определили), в какой момент испытуемый разговорился (т. е. стал давать много вербальной информации), как испытуемый реагировал на различные вопросы экспериментатора, давал ли он развернутые ответы или пытался уходить от ответов, насколько содержательные ответы давал испытуемый, занимал ли он активную позицию или пассивную (в чем это выражалось), задавал ли испытуемый дополнительные вопросы и какие ответы на них получал. Был ли испытуемый заинтересован беседой. Какие вопросы вызывали оживление, а какие наоборот, делали испытуемого замкнутым. Было ли испытуемому комфортно во время беседы или он испытывал дискомфорт.

Напишите, удалось ли придерживаться изначально намеченного плана беседы, вносились ли какие-то изменения в изначальный список вопросов: насколько сильные изменения, какие это были изменения и зачем они вводились.

3. Далее проанализируйте полученные ответы, характеризующие самооценку испытуемого по каждой из четырех шкал. Здесь вам нужно описать и ответы испытуемого, отмеченные в бланке, и его устные ответы на вопросы беседы. Для каждой шкалы проанализируйте следующее (помните, что в зависимости от конкретного содержания ответов испытуемого, обсуждаемые моменты для шкал могут быть немного другими, это лишь примерная схема):

-- Обозначьте высоту самооценки по данной шкале, отмеченную респондентом: актуальную и желаемую (например, «на шкале «ум» отметка актуальной самооценки испытуемого располагается ровно посередине, а отметка желаемого положения на шкале – на верхнем полюсе шкалы»).

-- Проанализируйте полученные сведения о содержании актуальной самооценки испытуемого по этой шкале (из ответов на вопросы беседы): что человек вкладывает в эту оценку. (Обязательно подтверждайте ваши утверждения цитатами из протокола беседы.)

-- Проанализируйте полученные сведения о содержании полюсов шкалы. Каково содержание этих полюсов. (Обязательно подтверждайте ваши утверждения цитатами из протокола беседы.)

-- Проанализируйте полученные сведения о содержании желаемого положения испытуемого на этой шкале (из ответов на вопросы беседы): каким испытуемый хотел бы быть. (Обязательно подтверждайте ваши утверждения цитатами из протокола беседы.)

-- Проанализируйте, в чем содержательное различие между желаемой и актуальной самооценкой. (Обязательно подтверждайте ваши утверждения цитатами из протокола беседы.)

-- Если самооценка испытуемого по данной шкале слишком низка или слишком высока, проанализируйте, что он считает причиной такой самооценки. (Обязательно подтверждайте ваши утверждения цитатами из протокола беседы.)

-- Сделайте заключение по результатам исследования данной шкалы: какова самооценка человека по этой шкале.

4. Проанализируйте целостную самооценку человека по всем четырем шкалам. При этом следует обратить внимание на следующие пункты (помните, что в зависимости от конкретного содержания ответов испытуемого, обсуждаемые моменты могут быть другими, это лишь примерная схема):

-- Насколько целостна самооценка вашего испытуемого: есть ли шкалы, по которым самооценка слишком высока или слишком низка.

-- Существует ли разнобой в уровнях самооценки по разным шкалам.

-- Каков средний разрыв между идеальной и реальной самооценкой, каковы его возможные причины.

-- Есть ли шкалы, где этот разрыв оказывается очень значительным.

5. Опишите, что в плане или ходе беседы было удачным или не удачным с точки зрения описания самооценки человека. Какие проблемы метода беседы вы заметили, проводя это исследование. Насколько достоверны, на ваш взгляд, полученные в беседе данные. Что можно было бы улучшить для получения более достоверных или более подробных данных.


Заключение

Коротко охарактеризуйте в общем виде самооценку испытуемого.


Приложения

  1. Протокол со шкалами, где испытуемый ставил свои отметки.

  2. Дословный протокол беседы (расшифровка с диктофона).



скачать файл



Смотрите также:
Исследование самооценки методом беседы
51.04kb.
Методические рекомендации для написания отчета №4
48.42kb.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги
112.66kb.
Формирование позитивно-адекватной самооценки, развитие рефлексии. Форма
44.59kb.
Эзомепразол 1 раз в сутки в течение 6 месяцев является эффективным методом поддержания эндоскопической ремиссии и контроля симптомов гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (гэрб)
18.01kb.
Пф-эм-лр34. Определение емкости конденсатора методом электростатического вошльтметра
97.98kb.
1. Податкова накладна може друкуватися поліграфічним методом, за допомогою комп'ютера або іншим методом
235.79kb.
Самообразования
290.89kb.
Лекции для учащихся и беседы с родителями «Профессия и рынок, рабочие специальности». 9-11 кл. В течение 2013-2014 уч года
36.33kb.
Бедошвили Екатерина Джамбулатовна сравнительное исследование
261.57kb.
Велижев Александр Брониславович разработка и исследование
203.46kb.
Процедура перечисления гиперкомплексных числовых систем методом линейных преобразований
71.95kb.