vmest.ru страница 1
скачать файл

Программа элективного курса
«Алгоритмизация и программирование»
7 класс

2008


Пояснительная записка

Изучение темы алгоритмизация и программирование связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение данной темы развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приёмов умственной деятельности. Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

На изучение темы алгоритмизация и программирование в школьной программе по информатике отводится очень мало часов, а изучение языка программирования возможно только в 9 классе. Наряду с этим олимпиады по информатике содержат задания только по программированию. Программа предложенного элективного курса позволяет закрепить и расширить знания учащихся в области алгоритмизации и приступить к более раннему изучению языка программирования Паскаль.

Элективный курс состоит из трёх частей:



  1. Запись алгоритмов с помощью блок-схем.

  2. Программирование в среде исполнителя Кукарача.

  3. Основы языка программирования Паскаль.

Данный курс может быть предложен учащимся, начиная с 7 класса. Изучение предложенного материала позволит им расширить знания по темам частей №1 и №2 и приобрести знания по основам программирования на Паскале. Элективный курс лучше изучать полностью, но возможен выбор одной или двух частей.

Цели курса:

  • формирование операционного стиля мышления (элементов информационной культуры, развития коммуникативных умений и навыков) и творческих способностей учащихся;

  • получение практических навыков работы с компьютером;

Задачи курса:

  • заинтересовать учащихся изучением информатики;

  • создать условия для формирования алгоритмического мышления учащихся;

  • закреплять полученные навыки работы на компьютере;

  • развивать у школьников умения записывать алгоритмы с помощью блок-схем;

  • развивать у школьников умения составлять программы для исполнителя Кукарача;

  • развивать у школьников умения составлять программы на языке программирования Паскаль;

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения и представлять их в формализованном виде.

1 часть «Запись алгоритмов с помощью блок-схем»

 

Программа


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.Основы алгоритмизации.

 

 

 

Понятие алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные блоки.

1

1

0

II.Построение блок-схем для линейных алгоритмов.

2

0,5 

1,5 

III. Построение блок-схем для алгоритмов ветвления.

2

0,5

1,5

IV. Построение блок-схем для циклических алгоритмов.

2

0,5

1,5

V. Построение блок-схем для алгоритмов содержащих процедуры.

2

0,5

1,5

VI. Зачётное занятие

1

0

1

Итого


10

3

7

 

После изучения 1 части учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма;

  • виды алгоритмов;

  • определения и правила записи основных алгоритмических конструкций.

После изучения 1 части учащиеся должны уметь:

  • строить блок-схемы для линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов, а так же алгоритмов содержащих процедуру;

  • формулировать условия задачи по готовым блок-схемам;

  • определять результат выполнения алгоритма по блок-схеме или её части.


2 часть «Программирование в среде исполнителя Кукарача»

Программа


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.Знакомство с исполнителем Кукарача.

 

 

 

Система команд исполнителя, среда, интерфейс программы. Работа в программном и командном режимах

1

0,5

0,5

II.Решение задач с использованием алгоритмов линейной структуры. Составление программ, отладка программ, исполнение, анализ результатов.

1





III. Решение задач с использованием процедур. Составление программ с использование одной и нескольких процедур, отладка программ, исполнение, анализ результатов.

2

0,5

1,5

IV. Решение задач с использованием ветвлений. Составление программ с полным и неполным видами ветвления, отладка программ, исполнение, анализ результатов.

2

0,5

1,5

V. Решение задач с использованием циклов. Составление программ с использованием циклов, вложенные структуры, отладка программ, исполнение, анализ результатов.

2

0,5

1,5

VI. Решение задач различного вида. Зачёт.

2

0

2

Итого


10

2

8

 

После изучения 2 части учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма как организованной последовательности действий, доступных для некоторого исполнителя;

  • смысл формального исполнения алгоритма;

  • определение программы как алгоритма, записанного на формальном языке, понятном исполнителю Кукарача;

  • основные приёмы отладки и тестирования программы;

  • определения и правила записи основных алгоритмических конструкций;

  • правила определения процедур и обращения к ним;

  • в каких задачах удобнее воспользоваться циклом, а в каких процедурой и почему.

После изучения 2 части учащиеся должны уметь:

  • работать с исполнителем Кукарача;

  • решать задачи на каждый из видов алгоритмических структур;

  • производить отладку и тестирование программ;

  • распознавать необходимость той или иной алгоритмической конструкции при решении задач;

  • составлять новые команды с помощью процедур.


3 часть «Основы языка программирования Паскаль»

Программа


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I. Знакомство с основами языка программирования Паскаль.

Основные операторы, типы данных, структура программы, правила записи арифметических выражений, комментарий.



1

1















II. Знакомство со средой программирования «Turbo Pascal 7.0».

Интерфейс программы. Отладка программ. Запуск. Анализ результатов.



1





III. Решение задач с использованием алгоритмов линейной структуры. Составление программ, отладка программ, исполнение, анализ результатов.

2

0,5

1,5

IV. Решение задач с использованием ветвлений. Составление программ с полным и неполным видами ветвления, отладка программ, исполнение, анализ результатов.

2

0,5

1,5

V. Решение задач с использованием циклов. Составление программ с использованием циклов, вложенные структуры, отладка программ, исполнение, анализ результатов.

2

0,5

1,5

VI. Решение простых задач на массивы. Зачёт.

2

0,5

1,5

Итого


10

3

7

После изучения 3 части учащиеся должны знать:

  • основные операторы языка программирования Паскаль;

  • типы переменных;

  • все разделы программы;

  • основные приёмы отладки и тестирования программы;

  • определения и правила записи основных алгоритмических конструкций.

После изучения 3 части учащиеся должны уметь:

  • целесообразно использовать типы переменных;

  • оформить каждый раздел программы с комментариями;

  • решать задачи на каждый из видов алгоритмических структур;

  • производить отладку и тестирование программ;

  • распознавать необходимость той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.

Программное обеспечение курса


Операционная система семейства Windows, Хиты Роботландии, программа Turbo Pascal 7.0.

Методическое обеспечение курса


1.     Информатика. Основы алгоритмизации. Тетрадь с печатной основой. Саратов: «Лицей», 1999.- 80с.

2. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 1998.

3.     Николаева Т.В. Информатика 6 класс. Методическое пособие для учителя. Кострома, 2005.

4. Семакин И.Г. Информатика. Задачник-практикум. Т.1. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.



Курс рассчитан на 30 часов. На изучение каждой части отводится 10 часов. Режим проведения занятий 1ч в неделю. Результатом изучения каждой части курса является выполнение зачётной работы.
скачать файл



Смотрите также:
Изучение темы алгоритмизация и программирование связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых одна из приоритетных задач современной школы
90.64kb.
Зайцева Анастасия Александровна, воспитатель мбдоу №75 Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение
112.11kb.
Изучение курса должно давать студентам следующий минимум знаний, умений и навыков
904.52kb.
Продолжить формирование умений применять законы Ньютона при решении задач, правильно изображать силы, реальные и силы инерции
48.47kb.
Невинная привычка или смертный грех?
1608.09kb.
Физико-математические науки
504.28kb.
Кузьмичёва Валентина Ивановна
42.27kb.
Контрольная работа по дисциплине: «Рынок ценных бумаг»
198.2kb.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка
45.56kb.
1. Участие су в планировании работы школы на учебный год, определение приоритетных задач
61.45kb.
Повторение темы "глагол"
49.5kb.
Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках
65.69kb.