vmest.ru страница 1
скачать файл

Краснодарский край

муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 7 города Крымска

муниципального образования Крымский район

Классный час
«Моя будущая семья»
Голубкина Я.А.,

классный руководитель 10 «А» класса

г. Крымск,

2013 г.

Классный час

«Моя будущая семья»

Цель: Осознание школьниками установок на будущую семейную жизнь.

Задачи:

Вооружение учащихся актуальной информацией по проблеме брака и семьи.

Обретение первичного опыта преодоления противоречий и проблем, неизбежных при построении семейных отношений.

Создание предпосылок для формирования ценностного отношения школьников к семье.



Форма проведения: организационно-деятельная игра.

Этап подготовки:

Формирование «банка родительской мудрости»: родители письменно или устно отвечают на вопросы:

- Что в вашей жизни означает семья?

- Как вы думаете, что самое главное для счастья семьи?

- Что более всего мешает семейному счастью?

Подбор информации и составление заданий для каждого этапа организационно-деятельной игры.

Комплектование состава жюри (оно может быть представлено, например, только родителями учащихся).

Цитаты на доску: «Для одних семья – убежище от житейских неурядиц, для других - театр военных действий».

«Мелочи жизни в семье словно мины. Их можно обезвредить только уступками». (И.Шевелев.)



Материальная обеспеченность игры: «сердечки» красного или синего цвета каждому участнику количеством 10 штук, бумага, фломастеры, скотч.

Классный руководитель: Каждый из вас мечтает о счастье, и для каждого оно свое. Однако веками признано, что одним из обязательных его компонентов являются семья. Это и надежный тыл от жизненных неурядиц, и место, где тебя поддержат, когда трудно или совсем плохо, где разделят твою радость и будут гордиться тобой. А еще семья – это дети, неуемные, хлопотливые, но придающие ей великий смысл. В хорошей семье не обижают стариков, скрашивают их старость, обращаются к их жизненной мудрости. И даже если стряслась какая-то беда и весь мир отвернулся от тебя, семья будет за тебя бороться и останется рядом до конца.

Но искусству создания крепкой, благополучной семьи надо учиться. Учиться, читая умные книги, наблюдая за окружающими людьми и семьями близких, родных, знакомых, обращаясь на эту тему, как мы сегодня, и впитывая истины, накопленные поколениями. Чтобы «не изобретать велосипед», «не наступать на грабли», относиться к этой проблеме нежно основательно и серьезно.



Я предлагаю всем включиться в наш диалог, в котором все равны, имеют право выразить себя в слове, но не имеют права относиться к происходящему снисходительно или несерьезно. Я желаю всем нам продуктивности в игре и объявлю ее первый этап. (Прикрепляет к доске написанное на полоске ватмана название этапа). Вы, уважаемые мои собеседники, объединены в команды по 5-6 человек, для того, чтобы было интереснее, чтобы можно было посоревноваться, сопоставить те знания, которыми вы располагаете, посостязаться в остроумии, быстроте реакции. Заочными участниками игры станут наши дорогие родители, которые не пожалели времени и ответили на заданные вопросы. У нас в гостях сегодня также психолог школы (Ф.И.О.) Оценивать вашу работу будет авторитетное жюри (объявляет его состав) и каждый из вас, для этого и у вас и у жюри есть синие и красные «сердечки». Если вы голосуете красными «сердечками», сказанное вам понравилось, синими – нет. Каждое красное «сердечко» означает один балл, синее – вычитание одного балла из накопленной командой суммы. Победит та команда, которая наберет по итогам всех этапов наибольшее количество баллов. Она будет отмечена особым призом. Но в нашем диалоге необязательно победить. Важно заявить свое мнение, сформировать собственную позицию, не «отмолчаться».
Первый этап. «За и против».

Классный руководитель: Большинство людей на Земле живут в бараке, имеют семью, заботятся о своих детях, престарелых родителях. Но есть люди, которые считают, что семья совсем не обязательна, можно прожить жизнь и без нее. Сейчас мы обсудим эти точки зрения. Для этого команды, сидящие справа, мы попросим исполнить роль сторонников семейного образа жизни, а сидящие слева исполнять роль ее противников. Команды поочередно произносят аргумент «за» и доказывают свою точку зрения, а их оппоненты тут же произносят контраргумент, пытаясь убедить присутствующих, что сторонники не правы. После трех аргументов с каждой стороны команды меняются ролями. Успешность участия в дискуссии оценивает жюри: по завершении спора, оно объявит, сколько «сердечек» заработала каждая команда.

Возможный вариант предоставления результата:

Вариант «за»

Вариант «против»

Все люди вступают в брак, так исторически сложилось. В этом – мудрость многих поколений.

Да, но по статистке более половины вступающих в брак расходятся. Может быть, лучше уберечь себя от таких ударов судьбы.

В брак люди вступают по любви, и это настоящее счастье.

Да, но как сильно ненавидят друг друга после развода. Люди теряют квартиры, деньги, нервы. Что же в этом хорошего?

Семья – это гарантия благополучной старости. Дети заботятся о своих престарелых родителях.

Да, но, сколько стариков, имеющих детей, доживают свою жизнь в одиночестве.

Семью украшают дети. Они – наше продолжение, наша гордость. Они подарят нам свои успехи, таланты. А вдруг среди них будут великие ученые, музыканты?

Да, но когда они рождаются, человек перестает жить для себя и превращается в машину для зарабатывания денег.

А вот какую позицию в обсуждаемом вопросе занимают ваши родители: «Семья – это стержень, основа жизни», «Семья нужна любому. Без нее человек как пустоцвет: вроде и живет, а все бес толку», « Для меня семья – это, прежде всего дети, они – ее главный смысл», « Семья – это удача: кому-то везет, а кому-то нет. Но попробовать все равно надо», «Честно говоря, то, что я думал в юности о семье, не оправдалось. Но человек всегда виноват сам».


Второй этап. «Семейные корни».

Крепость семьи, ее мощь, нравственные устои и традиции закладываются не одно поколение. Аристократы хранили в памяти, записывали и передавали своим детям имена и фамилии, точные даты и места рождения, особые факты биографии своих предков до 10-15 поколений. Родословной во все времена и во всех странах придавалось огромное значение. Для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при даровании герба, при допуске к участию в рыцарском турнире. Для доказательства своего происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырех предках. Но в наше прагматичное время мы, увы, очень мало знаем о генеалогии своей семьи. Давайте попытаемся восполнить этот пробел, приняв участие в конкурсе «Семейный герб и девиз».

Каждой команде в течение 7 минут предлагается изобразить на листе семейный герб и сопроводить его девизом, отражающим философию семейных отношений. Напоминаю, что на гербе должны быть символически представлены важные моменты истории семьи одного из ее участников, ее традиции и ценности. По истечении времени герб присоединяется к соответствующему девизу и жюри оценивает результат.

Возможный вариант представления герба: «На нашем гербе изображено сердце, гусиное перо и книга. Сердце – потому, что многие поколения нашей семьи отличались добрым, милосердным отношением к людям, подвижничеством и благотворительностью. Книга – потому, что четыре поколения нашей семья являлись потомственными интеллигентами, которые всегда учились сами и занимались просвещением других. Перо олицетворяет склонность к эпистолярному жанру, сочинительству. В нашей семье были и есть авторы книг, знатоки литературы».

Возможные варианты девизов: «Держаться вместе!», «Честь и достоинство!», «Учиться всему, учиться всегда!», «Отдыхать вместе», «Не пищать!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Красота спасет мир», «Мой дом – моя крепость», «Подставь плечо», «Дружить – и никаких гвоздей!», «Нам до всего есть дело».


Третий этап. «Мы выбираем, нас выбирают…»

Психолог: В одном из фильмов героиня с грустью говорит о том, солнечный лучик нельзя «прикнопить» к стеклу. Наверное, таким же невозможным вам кажется прагматичное представление желаемых качеств характера или свойств личности вашего избранники (избранницы). Большинство из вас представляют, что вот увидите человека, войдете с ним в зрительный контакт, и снизойдет на вас озарение – вот он (или она)! И воцарит любовь. Но жизненный опыт многих людей показывает, что когда «спадают розовые очки», начинаются разочарования. Поэтому каждый из вас должен мысленно выстроить образ того, кто станет вашей опорой и радостью на всю жизнь.

Ученик: Следующее задание командам состоит в том, чтобы в течение 5 минут составить собирательный образ будущего мужа или жены (каждая команда описывает кого-то одного на выбор). Представление образа длится не больше минуты, если команда не укладывается в регламент, ее выступление прекращают по звуковому сигналу.

Результат оценивается общим голосованием жюри и участников.

Возможные варианты представления результата:

Вариант 1: Верный, любящий детей, ответственный, обеспеченный, добрый, сексуальный.

Вариант 2: Защитник, верный, неординарный, душевный, нежный, надежный.

Комментарии психолога: Представляя «образы» избранников, многие из вас говорили о том, что связующей основой семьи является любовь. Если она настоящая, она никогда не уходит. Но, к сожалению, за любовь мы часто принимает романтическую влюбленность, страсть. Вот она со временем исчезает, и нередко на смену ей приходит неприязнь, и даже – ненависть. Вы видели как «венчают» в церкви? Над головами жениха и невесты держат венцы. Что они означают? Это царские венцы? Нет мученические. Церковь нас, таким образом, вразумляет и предупреждает, что люди вступают в брак не столько для наслаждений и радостей (которые, конечно, есть в супружеской жизни); супруги должны знать, на что идут, и набираться великого друг к другу терпения… Если этого нет, то будет то, что мы сейчас имеет в изобилии: неполные семьи и брошенные дети.

И еще (подходит к доске и рисует почти параллельные отрезки), скажите мне, параллельны ли эти отрезки? Вы правы, чтобы это понять, надо их продолжить, и только тогда мы сможем судить об их геометрических свойствах. Так и в жизни. Если мы думаем о брачных отношениях, то время знакомства нужно продолжать до тех пор, пока мы сможем судить о том, что за человек будущий мух (жена). Вначале мы может не заметить свое с ним «расхождение». Если оно есть. Это со временем выявиться. Ведь встречи влюбленных – это праздник: кафе, дискотеки, шумные «тусовки». Общаясь там, трудно понять, что за человек рядом.

А вот несколько советов девушкам от психологов:

1. Успех женщины – не много мужчин, а один.

2. Ищешь мужа – ищи главу семьи.

3. Отличай страсть от любви.

4. Дай время, имей терпение!

5. Будь естественной, не притворяйся!


Четвертый этап. «А мы и не знали…»

Классный руководитель: Вступление в брак сопряжено с юридическими вопросами. Например, создавать семью можно лишь по достижении определенного возраста. Подаче заявления в ЗАГС предшествует оплата госпошлины, которая взимается за оформление брачных отношений представителями государства. При заключении семейного союза стороны должны поставить друг друга в известность о хронических заболеваниях, генетических отклонениях в здоровье, тяжелых патологиях, в противном случае брак впоследствии может быть признан недействительным. Я предлагаю вам короткий блиц опрос. Команда, первой дающая правильный ответ на него, получает красное «сердечко», то есть один балл к общей сумме команды.

Вопросы:

  1. Назовите возраст, с наступления которого человек обретает законное право вступать в брак. (18 лет).

  2. Что такое ЗАГС (расшифруйте аббревиатуру)? (Отдел записи актов гражданского состояния).

  3. Является рождение внебрачного ребенка у лиц, не достигших 18 лет, достаточным основанием для вступления в законный брак? (В отдельных случаях (рождение ребенка, беременность женщины) брачный возраст женщины может быть снижен до 16 лет. Однако для этого нужно пройти по инстанциям и получить разрешение от органов муниципальной власти).

  4. Что такое брачный контракт? (Это документ, в котором фиксируются имущественные отношения супругов, семейный бюджет и его расходование, домашние обязанности, ответственность сторон).

  5. Обретает ли автоматически права отца человек, который женится на женщине с ребенком? (Нет, для этого ему необходимо усыновить этого ребенка. Это возможно лишь при обоюдном желании супругов и при наличии согласия родного отца, который эти права с момента подписания согласия теряет).

Классный руководитель: Как видим, юридических тонкостей брачных отношений много, и вступающие в брак должны в них вникнуть. Я предлагаю вам для изучения один из вариантов «брачного контракта», который был составлен вашими сверстниками в рамках подобной сегодняшней деловой игры. (Текст документа раздается на каждый стол). Это, разумеется, не официальный документ, а видение подростками его содержания. Думаю, вам будет интересно подумать на его содержанием на досуге.


Примерный вариант брачного контракта

(по А. Прутченкову)

Раздел 1. Имущество супругов.

Добрачное имущество является в личном владении супругов. Свадебные подарки и совместно нажитое имущество находятся в общем владении супругов. В случае нетрудоспособности одного из супругов его имущественные право не ограничиваются. В случае развода добрачное имущество остается в собственности супругов, свадебные подарки делятся поровну независимо от того, от родственников какой стороны они были подарены, совместно нажитое имущество делится пропорционально между всеми членами семьи.

Супруги проживают совместно (в одной квартире). При разводе квартира остается в собственности жены и детей. Автомобиль находится в общем пользовании супругов (график использования автомобиля составляется каждый год и утверждается не позднее 15 декабря на предстоящий год. В случае смерти одного из супругов ½ имущества переходит в полную собственность второго, а ½ передается в собственность остальных наследников.

Раздел 2. Семейный бюджет.

Семейный бюджет находится в совместном распоряжении супругов. Доходы семьи: ежемесячный совокупный доход супруга (мужа должен составлять не менее 300 долларов США; работа супруги возможна только по ее личному желанию и на условиях, которые полностью удовлетворяют ее запросы (удаленность от места жительства, условия труда и оплаты, возможности самовыражения и личностного роста); непредвиденные дополнительные доходы супругов поступают в общий семейный бюджет в размере 50% полученной суммы.

Расходы семьи: статьи расходов формируются путем совместного обсуждения и согласования в случае разногласий; каждый имеет право до 10% совместного совокупного дохода использовать по своему усмотрению, без согласования с супругом; расходы супругов, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, удовлетворяются полностью за счет семейного бюджета, сразу после финансирования биологических потребностей (питание).

Раздел 3. Домашние обязанности.

Домашние обязанности распределяются обратно пропорционально доходу, вносимому в семейный бюджет.



Раздел 4. Воспитание детей.

Ответственность за воспитание детей распределяется обратно пропорционально вкладу в семейный бюджет. Дополнительное образование детей оплачивается из средств семейного бюджета сразу после удовлетворения насущных потребностей семьи. При болезни ребенка уход за ним осуществляется супругой, если такое желание не выразит супруг.



Раздел 5. Питание.

Питание в семье регулярное – не реже двух раз в сутки. Супруг вправе питаться по той системе, которую считает наиболее приемлемой для себя. При этом он должен уважительно относиться к пищевым пристрастиям другого. В случае проведения голодания одним из супругов он вправе получать денежную компенсацию за дни голодания.



Раздел 6. Отдых.

Супруги должны не мешать полноценному отдыху другу друга, а создавать максимально комфортные условия для него. Еженедельный отдых (в выходные дни) проводится по согласованному плану. Предложения по месту и способу проведения выходного дня вправе вносить любой их супругов, но не позднее 2 дней до начала отдыха. Ежегодный отпуск проводится совместно всей семьей с выездом за город.


Раздел 7. Родственники.

Родственники супругов могут проживать совместно с ними только при согласии каждого из них. Каждый год устанавливается процент отчисления из совместного бюджета на содержание пожилых родственников. Возможна и разовая материальная поддержка.



Раздел 8. Домашние животные.

Обзаведение домашними животными любого вида возможно лишь при обоюдном согласии супругов. В случае отказа одного из них он обязан обосновать свой отказ приобрести для семьи то или иное животное. Уход за домашним животным осуществляет супруг, который выступил в инициативой его приобретения. Расходы на оплату содержания домашнего животного утверждаются совместно.



Раздел 9. Форс-мажорные обстоятельства.

В случае возникновения непредвиденных (форс - мажорных) обстоятельств потери возмещаются за счет семейного бюджета, а при установлении вины одного из супругов он несет материальную ответственность.



Раздел 10. Ответственность супругов.

Сокрытие части доходов (сверх 10% основного и 50% непредвиденного дохода) влечен наказание в виде лишения данных привилегий на следующий финансовый месяц (или более длительный срок по усмотрению супруга, обнаружившего и доказавшего наличие сокрытых сумм); получение супругом доходов меньше установленного минимума влечет следующее: при разводе по инициативе супруга (мужа) он выплачивает алименты детям до их совершеннолетия, а жене – до конца ее жизни.



Пятый этап. «Семейные трудности».

Классный руководитель: Вряд ли кто-то, вступая в брак, думает о том, что в его семье будут различные неприятности. А ведь они неизбежны.

Поэтому вы должны постараться к ним подготовиться. Например, представив возможные трудности, продумать меры по их устранению. Вы можете возразить, что всего не предусмотришь. Но если исходить из этой жизненной логики, то вообще ничего не стоит делать, а все пустить на самотек.

Итак, каждая команда через 5 минут должна представить перечень основных затруднений в семейной жизни. Их объективность, полному оценит наше уважаемое жюри.

Возможный вариант представления результата:

Недостаток денег.

Отсутствие своего жилья.

Ограничение в общении с друзьями.

Вмешательство родителей.

Сексуальные затруднения.

Необходимость мыть посуду.

Необходимость чужих людей называть «мама» и «папа».

Интересным будет завершить этап сопоставлением варианта учащихся с вариантом членов жюри, который заранее ими пишется на оборотной стороне доски, а затем открывается взору присутствующих.

Можно провести обобщенную информацию по ответам родителей на вопрос: «Что же больше всего мешает людям быть счастливыми в семье?»



Возможный вариант: «Неумение слышать друг друга. Каждый сам по себе». «Пьянство. Оно может разрушить все». «Отсутствие работы, профессии, денег». «Эгоизм. Когда нет понимания того, что нужно другому». «Сексуальная несовместимость». «Конфликты из-за пустяков. Они, как ржавчина, разъедают жизнь». «Зависть. Завистливые люди в семье всегда несчастны. Им всего мало».
Шестой этап. Формула семейного счастья.

Классный руководитель. Великой русский писатель Л.Н. Толстой написал, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Чем же похожи? Каковы же признаки того, что семья счастлива? Предлагаю каждой команде подумать над ними в течении трех минут и назвать хотя бы один. Совокупность этих признаков, возможно, и составит ту самую формулу семейного счастья, которую некоторые люди открывают для себя сразу, а некоторые ищут всю жизнь, да так и не находят.

Возможный вариант представления результата: «Людей тянет домой несмотря ни на что», «В счастливой семье все делят на всех: трудности и успех», «»В такой семье попусту не бранят и как можно хвалят», «В счастливой семье деньги – не главное, там не завидуют и не ноют», «В счастливой семье люди все делают вместе, это важно».

А вот видение вашими родителями того, что есть самое главное для счастья семьи: «Достаток, на нем все держится», «Здоровье. Если оно есть, все получается!». «Оптимизм: надо верить в хорошее». «Наверное, любовь». «Уважение. Ведь любовь проходит». «Благополучные дети. Если у детей все хорошо, остальное неважно». «Квартира, независимость. Тогда ты сам определяешь дела своей семьи».

Далее подводятся командные итоги, жюри выступает с комментариями, стараясь отметить каждую из команд участников.



Классный руководитель: Да, сколько людей, столько и мнений. Я желаю вам, мои юные друзья, искать заветную формулу семейного счастья и обязательно ее найти. Для этого не надо спешить, иначе за счастье можно принять некий фантом, который на деле окажется обманом. Будьте настойчивы в своем поиске, требовательны, и в первую очередь – к себе.
скачать файл



Смотрите также:
Классный час «Моя будущая семья»
140.49kb.
Внеклассное мероприятие «Моя семья моё богатство»
108.63kb.
Классный час в 4 классе на тему «Семья и семейные ценности»
69.21kb.
Классный час в 5 классе на тему: «Моя семья семь
55.92kb.
Классный час: «И врагу никогда не добиться, Чтоб склонилась твоя голова, Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!»
94.76kb.
Моя семья в истории страны
31.82kb.
Моя семья частичка Беларуси
57kb.
Внеклассное мероприятие (классный час) Возраст учащихся: 7-8 класс. «Семья и семейные ценности»
71.47kb.
Классный час 4 класс Тема: «Семья. Семейные ценности» Цель: Формирование желания жить в гармоничной, дружной семье
53.73kb.
Классный час «Славный город мой моя судьба»
217.68kb.
Классный час Здоровые дети здоровая семья. Цель : формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Задачи
103.21kb.
«Моя семья»
71.82kb.