vmest.ru страница 1
скачать файл

Экзаменационный материал

для проведения переводной аттестации по физике

за курс 10 класса

в устной форме (по билетам)



2011 - 2012 учебный год
Класс: 10 в.

Учебный курс: «Физика» 10 класс (профильный уровень, авторская программа Г.Я. Мякишева по физике для 10 класса общеобразовательных учреждений).
Пояснительная записка.

Комплект билетов для профильной группы 10 в класса (5 часов в неделю, 175 часов за года обучения) состоит из 16 билетов, каждый из которых включает два теоретических и один практический вопрос. Теоретические вопросы включают дидактические единицы раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» федерального компонента стандарта профильного уровня за исключением материала, выделенного в стандарте курсивом. Практическая часть (третий вопрос билетов) проверят умения школьников решать расчетные задачи.

При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:

– справочные таблицы физических величин;

– плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы;

– непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач.

Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 40 минут. Ответ оценивается исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и вывода затем среднего балла за экзамен.

Оценивание ответов учащихся на теоретические вопросы представляет собой поэлементный анализ ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по которой они обучались, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными и без наличия которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.



Решение расчетной задачи считается полностью правильным, если верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. Удовлетворительным может считаться решение, в котором записаны только исходные формулы, необходимые для решения, и таким образом экзаменуемый демонстрирует понимание представленной в задаче физической модели. При этом допускается наличие ошибок в математических преобразованиях или неверной записи одной из исходных формул.


Билет № 1

1. Научные методы познания окружающего мира; роль эксперимента и теории в процессе познания природы; моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы; физические законы и теории, границы их применимости.

2. Электрическая емкость: электроемкость конденсатора; энергия электрического поля.

3. Задача на расчет поверхностного натяжения.


Билет № 2

1. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

2. Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи.

3. Задача на применение законов сохранения импульса и энергии.


Билет № 3

1. Механическое движение и его относительность; уравнения прямолинейного равноускоренного движения.

2. Электрический ток в газах: несамостоятельный разряд в газах; самостоятельный электрический разряд; виды самостоятельного разряда; плазма.

3. Задача на применение уравнения состояния идеального газа.


Билет № 4

1. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; период и частота; центростремительное ускорение.

2. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов: закон Фарадея; определение заряда одновалентного иона; технические применения электролиза.

3. Задача на применение газовых законов.


Билет № 5

1. Первый закон Ньютона: инерциальная система отсчета.

2. Электрический ток в полупроводниках: зависимость сопротивления полупроводников от внешних условий; собственная проводимость полупроводников; донорные и акцепторные примеси; р п – переход; полупроводниковые диоды.

3. Задача по теме «Влажность воздуха».



Билет № 6

1. Второй закон Ньютона: понятие о массе и силе, принцип суперпозиции сил; формулировка второго закона Ньютона; классический принцип относительности.

2. Элементарный электрический заряд; два вида электрических зарядов; закон сохранения электрического заряда; закон Кулона.

3. Задача на применение первого закона термодинамики.


Билет № 7

1. Третий закон Ньютона: формулировка третьего закона Ньютона; характеристика сил действия и противодействия: модуль, направление, точка приложения, природа.

2. Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц.

3. Задача на применение закона Кулона.


Билет № 8

1. Импульс тела. Закон сохранения импульса: импульс тела и импульс силы; выражение второго закона Ньютона с помощью понятий изменения импульса тела и импульса силы; закон сохранения импульса; реактивное движение.

2. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.

3. Задача на расчет работы или мощности тока, КПД источника тока.


Билет №9

1. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести; вес и невесомость. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

2. Модель строения жидкостей. Насыщенные и ненасыщенные пары; зависимость давления насыщенного пара от температуры; кипение. Влажность воздуха; точка росы, гигрометр, психрометр.

3. Задача на применение закона Ома для полной цепи.


Билет №10

1. Силы упругости: природа сил упругости; виды упругих деформаций; закон Гука.

2. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Кристаллические тела: анизотропия кристаллов; плотная упаковка; пространственная решетка; монокристаллы и поликристаллы; полиморфизм; аморфные тела.

3. Задача на движение заряженной частицы в электростатическом поле.


Билет №11

1. Силы трения: природа сил трения; коэффициент трения скольжения; закон сухого трения; трение покоя; учет и использование трения в быту и технике.

2. Термодинамический подход к изучению физических явлений. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Работа в термодинамике. Внутренняя энергия идеального газа.

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изотермическому, изохорному, изобарному и адиабатному процессам.

3. Задача на принцип суперпозиции электрических полей.
Билет №12

1. Равновесие твердых тел: момент силы; условия равновесия твердого тела; устойчивость тел; виды равновесия; принцип минимума потенциальной энергии. Закон Паскаля; закон Архимеда; условия плавания тел.

2. Тепловые машины: основные части и принципы действия тепловых машин; коэффициент полезного действия тепловой машины и пути его повышения; проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

3. Задача на нахождение разности потенциалов.


Билет №13

1. Механическая работа. Мощность. Энергия: кинетическая энергия; потенциальная энергия тела в однородном поле тяготения и энергия упруго деформированного тела; закон сохранения энергии; закон сохранения энергии в механических процессах; границы применимости закона сохранения механической энергии; работа как мера изменения механической энергии тела.

2. Необратимость тепловых процессов; второй закон термодинамики и его статистическое истолкование.

3. Задача на расчет общего сопротивления электрической цепи.


Билет №14

1. Основные положения МКТ и их опытное подтверждение. Распределение молекул по скоростям. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

2. Работа сил электрического поля. Потенциальность электрического поля. Потенциал и разность потенциалов; эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов.

3. Задача на применение закона сохранения импульса с учетом действия силы трения.


Билет №15

1. Проводники в электрическом поле: электрическое поле внутри проводящего тела; электрическое поле заряженного проводящего шара; измерение разности потенциалов с помощью электрометра; диэлектрики в электрическом поле; поляризация диэлектриков.

2. Свойства поверхности жидкости. Явление поверхностного натяжения.

3. Задача на движение тел с учетом силы трения.


Билет № 16

1. Электрическое поле: напряженность электрического поля; линии напряженности электрического поля; принцип суперпозиции электрических полей. Теорема Гаусса.

2. Явление смачивания и несмачивания. Капиллярные явления.

3. Задача на применение законов Ньютона к системе связанных тел.



Приложение

Билет № 1

3. Задача на расчет поверхностного натяжения.


Определите коэффициент поверхностного натяжения ртути, если при погружении в неё трубки диаметром 0,510-3 м ртуть опускается в трубке на 2,510-2 м.

Плотность ртути 13600 КГ3 .



Билет № 2

3. Задача на применение законов сохранения импульса и энергии.

Пуля массой m=10 г, летящая со скоростью v=400 м/с, попадает в ящик с песком массой M=4 кг, висящий на длинной нити и застревает в нем. Чему равна высота, на которую поднимается центр масс ящика, если пуля застрянет в нем?

Билет № 3

3. Задача на применение уравнения состояния идеального газа.

В комнате площадью S = 20 м3 и высотой h = 20,5 м температура воздуха повысилась с Т1 = 288 К до Т2 = 298 К. Давление постоянно, p = 100 кПа. На сколько уменьшилась масса воздуха m в комнате?
Билет № 4

3. Задача на применение газовых законов.


На сколько изменяется масса воздуха, заполняющего помещение объемом 50 м3, зимой и летом, если температура воздуха изменяется от 7 до 37  C? А атмосферное давление остается постоянным и равным 105 Па?

Билет № 5

3. Задача по теме «Влажность воздуха».


При температуре воздуха 4 С сухой и влажный термометры психрометра давали одинаковые показания. Что покажет влажный термометр, если температура воздуха повысится до 16 С? Считайте, что давление водяного пара остается неизменным.


Билет № 6

3. Задача на применение первого закона термодинамики.


В цилиндре под поршнем находится 1,6 кг кислорода при температуре 170С и давлении 4·105 Па. Газ совершил работу при изотермическом расширении 20Дж. Какое количество теплоты сообщено газу? Чему равно изменение внутренней энергии газа? Каков был первоначальный объем газа?
Билет № 7

3. Задача на применение закона Кулона.


Заряды 40 нКЛ и -10 нКЛ расположены на расстоянии 10см друг от друга. Какой надо взять заряд и где поместить, чтобы система находилась в равновесии? Будет равновесие устойчивым или неустойчивым?
Билет № 8

3. Задача на расчет работы или мощности тока, КПД источника тока.

Какой длины нужно взять никелиновую проволоку площадью поперечного сечения 0,84 мм2, чтобы изготовить нагреватель на 220 В, при помощи которого можно было бы нагреть 2 литра воды от 20C° до кипения за 10 минут при КПД 80%?.
Билет №9

3. Задача на применение закона Ома для полной цепи.


Найти внутреннее сопротивление и ЭДС батареи аккумуляторов, если при сопротивлении внешней части цепи 2,0 Ом ток равен 0,80 А, а при сопротивлении 3 Ом - 0,60 А.
Билет №10

3. Задача на движение заряженной частицы в электростатическом поле.


Какую разность потенциалов пролетел электрон по силовой ли­нии однородного электрического поля, если его скорость увеличилась в 5 раз? Начальная скорость электрона 1 Мм/с, модуль его заряда 1,6·10-19 Кл, масса электрона 9,1·10-31 кг.
Билет №11

3. Задача на принцип суперпозиции электрических полей.


Электрическое поле создано двумя точечными зарядами q1=6,4 нКл и q2=-6,4 нКл, находящимися на расстоянии 12 см друг от друга. Определить напряженность E поля в точке, удаленной на 8,0 см от обоих зарядов.
Билет №12

3. Задача на нахождение разности потенциалов.


Мыльный пузырь с зарядом q = 222 пКл находится в равновесии в поле плоского горизонтально расположенного конденсатора. Найти разность потенциалов U между пластинами конденсатора, если масса пузыря m = 0,01 г и расстояние между пластинами d = 5 см.
Билет №13

3. Задача на расчет общего сопротивления электрической цепи.


Определить силу тока, проходящего через каждый резистор, напряжение на всем участке цепи.


Билет №14

3. Задача на применение закона сохранения импульса с учетом действия силы трения.


Стоящий на льду человек массой 60 кг быстро ловит мяч массой 0,5 кг который летит горизонтально со скоростью 20 м/с. На какое расстояние откатится человек с мячом по горизонтальной поверхности если коэффициент трения равен 0,05?
Билет №15

3. Задача на движение тел с учетом силы трения.


Коэффициент трения скольжения ящика массой 100 кг о пол равен 0,2. Ящик тянут за веревку, проходящую через его центр тяжести. Веревка образует угол 30° с горизонтом. Какую силу надо прикладывать, чтобы ящик двигался равномерно? Какова при этом сила трения скольжения?
Билет № 16

3. Задача на применение законов Ньютона к системе связанных тел.


Груз массой 5 кг, связанный нерастяжимой нитью, перекинутой через неподвижный блок, с другим грузом массой 2 кг движется вниз по наклонной плоскости. Найти натяжение нити и ускорение грузов, если коэффициент трения между первым грузом и плоскостью 0,1, угол наклона плоскости к горизонту 450. Массами нитей и блока, а также трением в блоке пренебречь.
скачать файл



Смотрите также:
Комплект билетов для профильной группы 10 в класса (5 часов в неделю, 175 часов за года обучения) состоит из 16 билетов, каждый из которых включает два теоретических и один практический вопрос
101.24kb.
Рабочая программа по физической культуре Класс 5 Всего часов на учебный год 105 Количество часов в неделю 3
351.94kb.
Учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю
363.28kb.
Рабочая программа по химии для 11 класса на 2013-2014 учебный год количество часов в неделю 2 учителя химии и биологии
428.57kb.
Тематическое планирование по информатике и икт классы: 8 Учитель: Низамбиев Ранис Фангисович Количество часов Всего 35 часов, в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков 4
297.12kb.
Должность руководителя организации
113.78kb.
Всего часов в неделю
40.92kb.
Рецензия для рабочей программы общепрофессиональной дисциплины профессионального цикла
17.72kb.
Классы Количество часов в неделю/в год
163.69kb.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне
237.77kb.
С 12: 00 часов 12 октября 2009 года
22.86kb.
С 00: 00 часов 08 августа 2009 года
54.49kb.