vmest.ru страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл

I. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Тема 1. Становление и развитие судебной бухгалтерии

§1. Становление дисциплины «Судебная бухгалтерия», ее предмет и методология

Судебная бухгалтерия - специальная комплексная экономико-правовая дисциплина, сформировавшаяся в результате межна­учной интеграции экономических и правовых знаний и адаптиро­ванная к потребностям юридической практики.

Этапы формирования дисциплины «Судебная бухгалтерия»:

  1. этап - развитие судебно-бухгалтерской экспертизы и ее теоретической базы (Фортинский СП., Остроумов С.С, Эйсман А.А., Шадрин В.В., Белуха Н.Т. и др.);

  2. этап - дальнейшее развитие теории судебной бухгалтерии в рамках криминалистической науки как результат творческого приспособления поло­жений отраслевых экономических наук для борьбы с преступностью (Любкин В.Б., Атанесян Г.А., Танасевич В.Г., Остроумов ОС, Голубятников СП., Куд­рявцева Н.В., Смирнов Д.В., Целищев Л.Я.);

  3. этап - выделение из криминалистики теории судебной бухгалтерии и ее превращение в самостоятельную научную область знания (Голубятников СП., Толкаченко А.А. и др.).

Задачи дисциплины «Судебная бухгалтерия»:

  • формирование у обучающихся достаточных представлений о влиянии особенностей учета (в т.ч. и отраслевого) на выбор способов совершения про­тивоправных деяний и формирование знаний о типичных механизмах возник­новения документальных и учетных несоответствий, как специфических про­явлений признаков преступлений, и возможностях их использования в про­цессе поиска, обнаружения и расследования преступлений;

  • формирование практических навыков использования наиболее про­стых методов работы с учетными документами в деятельности оперуполномо­ченного ФСНЭП, органа дознания, следователя и суда;

  • получение представлений о способах противоправного использования средств бухгалтерского учета и принципах их раскрытия путем привлечения специалистов, обладающих познаниями в области контроля и учета;

  • формирование умений квалифицированно подготовить, назначить и организовать проведение инвентаризации, документальной ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы, всесторонне оценить их результаты и эффективно использовать в процессе доказывания.

Предмет судебной бухгалтерии -закономерности использования защитных функций бухгалтерского учета в юридической практике.

В использовании защитных функций бухгалтерского учета можно выде­лить четыре группы закономерностей:

- раскрывающие познавательную сущность учебной дисциплины;



  • вытекающие из причинно-следственных связей механизма соверше­ния противоправного деяния и его отражения в учетном процессе;

  • возникающие из общих защитных функций бухгалтерского учёта, кото­рые специально обособляются и изучаются только в судебной бухгалтерии;

  • связанные с практикой использования защитных функций бухгалтерс­кого учета в деятельности по борьбе с преступлениями экономической направ­ленности.

На основе изучения этих закономерностей судебная бухгалтерия разра­батывает соответствующие рекомендации, которые условно можно разделить на две группы:

1) рекомендации по применению методов экономических наук для выяв­ления признаков и последующего распознавания по ним способа преступного поведения;

2)рекомендации по назначению и производству документальных ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз, по привлечению специалистов-экономистов к производству процессуальных и непроцессуальных действий.
frame1


превентивная



Охранительная (следообразующая)

Превентивная (предупредительная) функция заключается в предвари тельном контроле за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов и затруднении совершения противоправных деяний.

Охранительная функция срабатывает после того, как совершено преступление. Она обеспечивается способностью системы учёта в результате взаимодействия событием преступления отражать в себе различную информацию следы) о противоправном деянии. Образующиеся следы противоправного деяния в учетных документах имеют существенное значение для поисковой деятельности и сбора доказательственной информации органами дознания и следствия. Данная функция реализуется опосредованно, путём использования данных учёта в деятельности правоохранительных органов по выявлению, расследованию и доказыванию уже совершившихся экономических преступлений. При срабатывании охранительной функции появляется возможность прогнозировать способ совершения преступления, вести целенаправленный поиск его признаков и следов в данных бухгалтерского учета.

Метод (от греч. methodos - исследование) любой учебной дисциплины исследования явлений, определения подхода к изучению объектов, планомерный путь научного познания и установления истины.



Метод судебной бухгалтерии - это совокупность приёмов и способов выявления уполномоченными субъектами признаков противоправной деятельности, отраженных в источниках ной информации, для их последующего использования в правоприменительной практике.

Поскольку судебная бухгалтерия неразрывно связана с бухгалтерским учётом изучает его защитные функции, метод судебной бухгалтерии связан с методом бухгалтерского учёта и, прежде всего, со следующими его основными элементами:



  1. Документация - материальная основа бухгалтерского учета, предусматривающая отражение любой хозяйственной операции в данных бухгалтерско­го на основе документов.

  2. Счет бухгалтерского учёта - способ текущей регистрации хозяйственных операций.

  3. Баланс - способ периодического обобщения и отражения состояния средств хозяйства и их источников на определенную дату.

  4. Инвентаризация - периодическая сверка фактического состояния хозяйственных средств с данными учета.

Из перечисленных элементов метода, чаще всего, в преступных целях документацию и инвентаризацию.

В судебной бухгалтерии используются следующие методы:



-общенаучные (анализ-синтез, индукция-дедукция, аналогия, моделирование, конкретизация, эксперимент, системный и функциональный анализ и др.).

-частные (расчетно-аналитический, документальный, экономико-право­вой);

-специальные.

К специальным методам судебной бухгалтерии относятся:

1)метод бухгалтерского анализа, основанный на применении контрольных функций элементов бухгалтерского учета (документация, баланс, счета, двой­ная запись, инвентаризация и т.д.);

2)метод экономического анализа, который основывается на принципе непротиворечивости взаимосвязанной системы технико-экономических пока­зателей (себестоимость, различные виды расходов и т.д.);

3)метод документального анализа, основанный на экономической и юри­дической оценке документов как материальных носителей доказательствен­ной информации о признаках противоправных деяний в экономической сфере.

Судебная бухгалтерия направлена, прежде всего, на обеспечение практи­ческой деятельности определенных субъектов: контролирующих органов (ре­визоров, аудиторов, главных бухгалтеров) и правоохранительных органов (опе­ративных работников, дознавателей, следователей, экспертов, судей) с помо­щью законодательно определенных процедур.

Методы судебной бухгалтерии постоянно совершенствуются, так как из­меняются и наполняют качественно новым содержанием ее предмет.

Основное значение метода судебной бухгалтерии состоит в выявлении и установлении учетных, экономических и документальных несоответствий как конкретных форм проявления деструктивных отклонений в деятельности хо­зяйствующих субъектов.


§2. Структура и значение судебной бухгалтерии
Структура курса «Судебная бухгалтерия» представляет собой логическое внутреннее построение определенной совокупно­сти положений, отражающих содержание указанной дисципли­ны. Она предопределяет последовательное и поэтапное изуче­ние содержательных элементов путем применения различных педагогических принципов.

Логическое построение дисциплины находит свой отражение в ее содер­жании, которое отображает формы (непосредственные и опосредованные) использования учётно-экономических и судебно-экономических знаний в про­цессе деятельности юриста при раскрытии и расследовании преступлений.

Как правило, учебная дисциплина может включать следующие разделы:

-общие положения судебной бухгалтерии;

-отраслевые особенности работы с документами;

-применение специальных бухгалтерских познаний.



С учетом специфики преподавания данной дисциплины во многих высших учебных заведениях в рамках данного учебного пособия судебная бухгалтерия структурно подразделяется на три раздела:

  1. Общие методологические положения судебной бухгалтерии.

  2. Использование защитных функций бухгалтерского учета в юридической практике.

  3. Особенности использования специальных бухгалтерских познаний.

Первый раздел включает: понятие судебной бухгалтерии, ее задачи и метод; структуру дисциплины и ее значение для юридических отраслей знаний; взаимосвязь судебной бухгалтерии с юридическими и экономическими дисциплинами.

Во втором разделе рассматриваются организация бухгалтерского учета и основы; бухгалтерские документы, их классификация и использование и раскрытии преступлений; организация проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов, а также методы документальной фактической проверки, применяемые в практике ревизион­ных органов.

Третий раздел включает рассмотрение различных форм использования специальных бухгалтерских познаний; организацию и проведение документальной ревизии; порядок назначения проведения и использования данных судебно-бухгалтерской экспертизы.

Из содержания предмета и метода вытекает значение судебной бухгалтерии во многих отраслях юридических знаний: оперативно-разыскной деятельности, криминалистике, уголовном процессе, криминологии, уголовном праве. При этом она не теряет связи с теорией бухгалтерского учёта, хотя и выходит за пределы предмета общей бухгалтерской науки.

Значение судебной бухгалтерии определяется тем, что лежащий в ее основе бухгалтерский учет является одной из основных функций государственного управления, разновидностью социального контроля, а также способом ости правоохранительной и правообеспечительной деятельности.

Данная дисциплина обогащает юридическую и экспертную практику, разрабатывает новые методы документальных исследований.



Анализ научных взглядов на место судебной бухгалтерии в составе других наук

Автор, наименование работы и год ее опубликования

Взгляд на место судебной бухгалтерии в составе иных наук

Атанесян Г.А., Остроумов С.С., Танасевич В.Г., Фортинский СП. Судебная бухгалтерия. М., 1980.

Рассматривалась как специ­альная отрасль бухгалтерии, находящаяся на стыке теории бухгалтерского учета и уголовного (гражданского) процесса

Любкин В.Б. Судебная бухгалтерия. Саратов, 1946; Любкин В.Б. Основы судебной бухгалтерии: пособие по ос­новам бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы. Изд. 3-е доп. и перераб. Саратов, 1956; Фортинский СП. Проблемы судебной бухгалтерии // Вопросы советской кри­миналистики. М., 1951.

Рассматривалась как раздел криминалистики

Петрухин И.А. Экспертиза как средст­во доказывания в советском уголовном процессе. М., 1964.

Рассматривалась как при­кладная дисциплина из чис­ла специализированных об­ластей знаний и предусмот­ренных только для целей экспертного исследования

Атанесян Г.А., Голубятников СП. Судебная бухгалтерия. М., 1989; Голубятников СЛ., Кравченко Ю.М., Меджевский А.А. Основы судебной бухгалтерии. Н.Новгород, 1994.

Рассматривалась как самостоятельная экономико-правовая дисциплина, сформировавшаяся в результате интеграции экономических (бухгалтер­ских) и правовых знаний

Толкаченко А.А., Харабет К.В. Право­вая (судебная) бухгалтерия: Курс лек­ций /Под ред. Н.А. Петухова. М., 2002; Чаадаев С. Г. и авторский коллектив. Правовая бухгалтерия. М., 2001.

Рассматривалась как комплексная экономико-правовая дисциплина




Значение судебной бухгалтерии в юридических отраслях








Криминалистическое

В рамках криминалистики исследуются зако­номерности возникновения, собирания, оцен­ки и использования доказательств, добытых с помощью судебной бухгалтерии, в том числе экспертиз при расследовании уголовных дел





Процессуальное (доказательст­венное)

З аключается в поиске истины путем получе­ния в установленном процедурном порядке свидетельств фактически учиненных непра­вомерных бухгалтерских действий, за которые законом предусмотрена юридическая ответ­ственность






Криминологическое

В ключает предупреждение, прогноз, профилактику финансово-хозяйственных нарушений средствами судебной бухгалтерии



Уголовно-правовое

Организационно-управленческое

Предполагает криминализацию ряда нару­шений в области бухучета, а также роль данных судебной бухгалтерии в установле­нии оснований уголовной ответственности за некоторые экономические правонарушения





Предполагает контрольную, обеспечиваю­щую, информационную функцию, функцию обратной связи судебной бухгалтерии и т.п.





§3. Взаимосвязь судебной бухгалтерии с иными дисциплинами

Судебная бухгалтерия как прикладная дисциплина сформировалась на стыке юридических и экономических наук в связи с запросами юридической практики.

Юридические науки в сфере противодействия правонарушениям и соци­ально отклоняющемуся поведению направлены на развитие конкретных ин­ститутов, норм и практики их применения с целью обеспечить системность правового регулирования в социальной сфере за подготавливаемыми и со­вершаемыми преступлениями.

Состав учетных отношений подтверждает комплексный состав данной дис­циплины.

1.Учетные отношения возникают между организацией, с одной стороны, и неограниченным кругом лиц, с другой. Эта группа учетных отношений между субъектами рассматривается в определенной части дисциплины «Судебная бухгалтерия».

2.Отношения в сфере судебной бухгалтерии являются частью предметов «Финансовое право», «Налоговое право», «Трудовое право», «Гражданское право» и др.

3.Правонарушения, совершаемые работниками организации, участвую­щими в ведении бухгалтерского учета, составляют предмет административно­го или уголовного права в зависимости от общественной опасности содеянно­го.

Многие отрасли юридических и экономических отраслей права имеют пря­мое или косвенное отношение к сфере бухгалтерского учета. Взаимосвязь мно­гих отраслей и учебных дисциплин с рассматриваемой дисциплиной объясня­ется следующим:

-общей социально-экономической обусловленностью;

-единой нормативно-правовой базой;

-общей научно-теоретической базой;

-ключевой ролью материального уголовного права в формировании раз­личных областей законодательства в сфере борьбы с преступлениями;

-необходимости взаимодействия и взаимозависимости всех отраслей кри­минального цикла для повышения эффективности борьбы с преступностью.

Существенное влияние на область бухгалтерского учета оказывают так­же процессуальные правоотношения. Кроме уголовного судопроизводства, специальные познания в области бухгалтерского учета активно применяются в гражданском, арбитражном и административном процессах.

Наряду с юридическими дисциплинами судебная бухгалтерия активно вза­имодействует с множеством экономических дисциплин (см.схему).


Взаимосвязь судебной бухгалтерии с другими дисциплинами




Юридические


Экономические




Криминалистика

Финансовое право

Административное право
Уголовное право

Уголовный процесс

Оперативно-розыскная деятельность.

Криминология

Гражданско-правовые дисциплины и др.



Экономика

Бухгалтерский учет.

Аудит

Статистика



Экономический анализ

Товароведение





Тема 2. Правовые источники судебной бухгалтерии
§1. Правовая основа судебной бухгалтерии
Правовая основа судебной бухгалтерии - это фундаменталь­ная часть нормативного регулирования всех возникающих в ней общественных отношений, важнейшим элементом которой явля­ется логически выстроенная совокупность законов и подзаконных нормативных актов в соответствии с их юридической силой.

Соотношение правовой основы судебной бухгалтерии и системы законо­дательства о бухгалтерском учете:



Законодательство о бухгалтерском учете

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются: - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и предоставление сопоставимой, достоверной информа­ции об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необ­ходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона № 129-ФЗ).

Совокупность нормативных актов в области судебной бухгалтерии можно систематизировать по двум уровням: 1) законы; 2) подзаконные акты.


Нормативно-правовые акты


Конституция РФ

Федеральные законы


Международные договоры






Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Приказы, инструкции, методические указания Минфина и др. ведомств


Законодательный уровень затрагивает общественные отношения, под­лежащие моделированию только в законах (при необходимости с отсылкой к дополнительным правовым актам).

Основным нормативно-правовым актом на законодательном уровне яв­ляется Конституция, которая имеет действие на всей территории Российской Федерации. Она закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется един­ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности; признаются и за­щищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п.1,2 ст.8; ст.71).

Нормы федеральных законов определяют стратегию, основные направ­ления учетного процесса, устанавливают единые правовые и методологичес­кие основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федера­ции. Бесспорно, что среди всех законов данного уровня ключевыми являются нормы федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерс­ком учёте». Все остальные нормативные акты по бухгалтерскому учёту, приня­тые до вступления его в силу, действуют в части, не противоречащей ему.

К числу законодательных актов, составляющих нормативно-правовую ос­нову судебной бухгалтерии, следует отнести:

Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Фе­дерации» от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 31.12.97 г.).

Федеральные законы: от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятель­ности» (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ); от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц, инди­видуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (над­зора)»; Федеральный закон от 02.12.90 г. № 394-1 (в ред. от 06.08.2001 г.) «О Центральном банке Российской Федерации» и др.

Кроме законодательства о бухгалтерском учёте, правовой основы судеб­ной бухгалтерии прямо или косвенно касаются нормы гражданского, финан­сового, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, к числу ко­торых относятся федеральные кодифицированные акты различных отраслей права (УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, НК РФ, БК РФ, КоАП РФ и др.);

Подзаконный уровень концентрирует в настоящее время основную массу нормативно-правовых материалов, относящихся к бухгалтерскому учету и су­дебной бухгалтерии.

Они издаются только в предусмотренных законодательством случаях, де­тализируют законодательный уровень, но не могут изменять или дополнять законодательство.

В число нормативных актов данного уровня входят:

Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. №1263 «Об образовании Комите­та по финансовому мониторингу»;

Постановление Правительства РФ от 07.11.97 г. № 1404 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерс­кого учета и финансовой отчетности»;

Постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 6.08.98 г №888 « О территориаль­ных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ».

На основе законов и нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компе­тенции обязательные для исполнения всеми организациями:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б)положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в)другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Существенную роль на подзаконном уровне выполняют ведомственные и межведомственные приказы, инструкции и методические рекомендации.

Приказ Минфина России от 30.12.99 г. № 107н «Об утверждении Инструк­ции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (в ред. от 09.06.2001 г.);

Утверждаемые приказами Минфина России Положения по бухгалтерско­му учету в части, касающейся отдельных учетных параметров и конкретных вопросов («Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), «Условные факты хозяйствен­ной деятельности» ПБУ 8/01;

Приказ Минфина России от 21.03.2000 г. № 29н «Об утверждении Методи­ческих рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию»;

Приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н «О Методических реко­мендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»;

Приказ Минфина России от 21.12.98 г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предприниматель­ства»;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обя­зательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;

Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. №42н «Об утверждении Инст­рукции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ».

При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые данными органами, не должны противоречить норматив­ным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ (п.З ч.2 ст.5 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание ак­тов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Примером таких подзаконных нормативных актов являются: Приказ Минфина России, МВД России, ФСБ России от 7.12.1999г. №89н/1033/717 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия конт­рольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной проку­ратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий (прове­рок)».

Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к ко­торым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, от­веты на вопросы и т.п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу.
§2. Законодательство о бухгалтерском учете
Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом по­рядке законодательными (представительными) органами либо непосредственно народом на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗот21 ноября 1996 г. вступил в действие с 1 января 1997 г. (с изм. и доп. от 23.07.98 г., 28.03.2002 г.; 31.12.2002 г и 10.01.2003 г.). Он установил единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Данный Федеральный закон имеет характер специального нормативного акта со специфическим предметом регулирования, в который входят общественные от­ношения, складывающиеся по поводу создания и использования бухгалтерской информации


Структура ФЗ «О бухгалтерском учете

Глава 1. Общие пожелания (ст.1-7)


Глава2. Основные требования к ведение бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация (ст.8-12)




Глава 3. Бухгалтерская отчетность (ст.13-17).

Заключительные положения




Характерные черты ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • закрепление понятия бухгалтерского учета и общих правил осуществ­ления бухгалтерского учета на законодательном уровне;

  • распространение действия на все организации, которые расположены на территории РФ, включая банки, а также представительства иностранных государств;

  • введение методологических основ сбора, регистрации и обобщения ин­формации, осуществляемых путем сплошного, непрерывного и документаль­ного учета всех хозяйственных операций;

  • введение норм методологического характера ( п.1 ст.5) и норм-стан­дартов, а также норм-дефиниций (п.1 ст.1 ,ст.2.);

  • заложение основы правового регулирования бухгалтерского учета, от­четности в РФ и норм-принципов (п.З ст.1, ст.З).

Закон «О бухгалтерском учете» имеет определяющее значение не только для Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, но и для дру­гих федеральных законов, в которых находят отражение вопросы бухгалтерс­кого учета и отчетности. Данный закон имеет существенное значение в отно­шении Гражданского кодекса РФ и налогового законодательства.


Закон распространяется на все организации, находящиеся на террито­рии Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международ­ными договорами РФ


Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в по­рядке, установленном налоговым законодательством РФ

На развитие отечественного бухгалтерского учета огромное влияние ока­зывает международная практика.



Международные стандарты бухгалтерского учета разработаны комитетом международных стандартов учета (1973 г.). Основные задачи комитета: форми­ровать и издавать в государственных интересах стандарты учета, стимулиро­вать их принятие в мире и следить за их внедрением; работать для совершен­ствования стандартов и др.

Принятие международных стандартов позволит:



  1. однозначно трактовать бухгалтерскую информацию;

  2. сопоставлять показатели отчетности организаций разных стран.

В 1998 г. Постановлением Правительства РФ №283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с междуна­родными стандартами финансовой отчетности.

К основным направлениям реформы программа относит:

-совершенствование нормативного регулирования;


  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, ком­ментарии);

  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, по­вышение квалификации бухгалтеров);

  • международное сотрудничество (работа в международных организаци­ях, взаимодействие с национальными организациями).

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российс­кой Федерации осуществляется Правительством РФ.

Органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета:



  • Министерство финансов РФ;

  • Министерство по налогам и сборам РФ;

  • Министерство юстиции РФ;

  • Центральный банк России;

  • Государственный комитет по статистике;

  • Государственный комитет по стандартизации и метрологии;

  • Государственный таможенный комитет и др.



Органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают (ч.2 ст.5 ФЗ «О бухгалтерском учете»)

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанав­ливающие принципы, правила и способы ведения организа­циями учета хозяйственных операции, составления и предоставления бухгалтерской отчетности

Другие нормативные акты и указания по вопросам бухгалтерского учета

Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению


Тема 3. Система и организация бухгалтерского учета в России

§1. Понятие и виды учета
Учет - это система сбора информации путем наблюдения, измерения и регистрации количества и качества социально-экономических показателей деятельности объектов учета в целях контроля и управления ими.

Основной целью учета является получение качественной и своевремен­ной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подго­товки, обоснования и принятия правомерных управленческих решений на раз­личных уровнях.


Виды хозяйственных учетов

Бухгалтерский учет

Статистический учет


Оперативно-технический учет











Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (ч.1 ст.1 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Объекты бухгалтерского учета - имущество организаций, их обяза­тельства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в про­цессе их деятельности.

Имущество - совокупность оборотных и внеоборотных активов пред­приятия. Оборотные активы: денежные средства или продукция, которые мо­гут быть потреблены в течение 1 года (наличные денежные средства и денеж­ные средства, хранящиеся на счетах в банках, дебеторская задолжность, реа­лизуемые ценные бумаги, запасы сырья, материалов, незавершенного произ­водства, готовой продукции, текущая часть расходов будущих периодов). Вне­оборотные активы - активы, которые предполагается использовать в период свыше 1 года: земельные участки, капитальные вложения, долгосрочные фи­нансовые вложения и др.

Обязательства - это долговые обязательства, которые должны быть оп­лачены в течение 1 года или операционного цикла1. Если долги оплачиваются в срок, превышающий 1 год, то они являются долгосрочными обязательства­ми.

Требования к бухгалтерскому учету:



  • точность;

  • объективность;

  • документальность (каждый факт, операция находят обязательное отра­жение в документе);

  • обоснованность;

  • оперативность;

  • доступность;

  • обеспечение единых методологических принципов.



Основные задачи бухгалтерского учета


формирование полной и досто­верной инфор­мации о дея­тельности орга­низации, ее имущественном положении


обеспечение не­обходимой ин­формацией для контроля за со­блюдением за­конодательства при осуществле­нии организаци­ей хозяйствен­ных операций



Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости



Функции бухгалтерского учета:

контрольная - позволяет определить достижение организацией целей бух­галтерского учета и выполнение его задач. Функция контроля финансовых от­ношений проявляется в деятельности работников учетного аппарата, конт­рольно-ревизионных служб, банков, аудиторских фирм, налоговых инспекций;

информационно-аналитическая - предусматривает своевременное по­ступление экономической информации и ее обработку для обеспечения ре­зультативности управления хозяйствующим субъектом. Кроме того, для ре­альной оценки и прогнозирования^инансового состояния предприятия, а так­же выявления доступных источников и средств для их мобилизации персона­лом осуществляется анализ экономической информации;

обеспечение сохранности собственности - предусматривает техничес­кие и организационные мероприятия, направленные на предотвращение хи­щений, растрат, халатности работников; находит свою реализацию в обору­довании складских помещений, контроле измерительных приборов, правиль­ной организации проведения инвентаризаций.
2. Основы организации бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета - это научно обос­нованная система выполнения условий и элементов построе­ния учетного процесса в целях получения достоверной и свое­временной информации о хозяйственной деятельности органи­зации и осуществления контроля за рациональным использо­ванием трудовых, производственных и финансовых ресурсов.

При общей методологической основе бухгалтерского учета на каждом от­дельном предприятии могут учитываться различные факторы, влияющие на его организацию: формы собственности на средства производства; отрасле­вая специфика; структура предприятия, разнообразие видов предприниматель­ской деятельности и т.п.

Бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические лица независимо от организационно-правовой формы, физичес­кие лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельнос­тью, ведут учет своих доходов и расходов в соответствии с действующим нало­говым законодательством.


Полномочия руководителя по организации бухгалтерского учета

в зависимости от объема учетной работы он вправе





Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером




Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту


Ввести в штат должность бухгалтера


Вести бухгалтерский учет лично


Основными предпосылками рациональной организации ведения бухгал­терского учета являются:



  • изучение положений, указаний, инструкций и других документов, регла­ментирующих ведение учета, отчетность, а также организационные и произ­водственные особенности предприятия;

  • определение объема и характера учетной работы;

  • установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с от­дельными частями (структурными подразделениями) предприятия.

Самостоятельным структурным подразделением хозяйствующего субъек­та является бухгалтерия. Ее возглавляет главный (старший) бухгалтер, имею­щий в подчинении бухгалтерских и счетных работников, которые могут специа­лизироваться на отдельных направлениях учетной работы.

Штатная численность бухгалтерии зависит от размеров предприятия, объе­мов выпускаемой продукции, объемов учетно-отчетных работ и их сложности, численности работающих и уровня автоматизации учета.



Структура бухгалтерии - это взаимосвязь и состав звеньев бухгалте­рии, на которые возложены конкретные учетные функции по обеспечению эко­номической деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Структура бухгалтерии крупного предприятия

  • Расчетный отдел {группа), работники которого на основании первич­ных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее, ведут учет расчетов по отчислениям на социальное страхование и обес­печение;

  • Материальный отдел (группа), работники которого ведут учет по­ступления материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов по местам их хранения и использо­вания; учет основных средств и готовой продукции;

  • Производственно-калькуляционный отдел (группа), работники ко­торого ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции; определяют состав затрат на неза­вершенное производство;

  • Общий отдел (группа), работники которого осуществляют учет осталь­ных операций, ведут Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности;

  • Касса, работники которой осуществляют операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблю­дением правил, обеспечивающих их сохранность.



Типы организации структуры бухгалтерий

Линейный (иерархический)

Комбинированный


Применяется в небольших организациях с численностью аппарата 7-9 человек. Все работники бухгалтерии подчиняются непо­средственно главному бухгалтеру. Работу распределяют между исполнителями, как правило, без учета специализации по кон­кретным участкам




Создаются промежуточные управленческие звенья (отделы, секторы, группы), возглав­ляемые старшими бухгалтерами. Распоря­жения главного бухгалтера передаются старшим бухгалтерам соответствующих от­делов, которые определяют конкретных ис­полнителей и контролируют выполнение работ. Такая структура применяется в боль­шинстве средних и части крупных организа­ций



По вертикали (линейно-штабной)



Каждый работник бухгалтерии выполняет однородные операции (кто-то принимает и проверяет первичные документы, другой вносит в них учетные данные и таксирует их, третий ведет учетные регистры на осно­вании обработанных документов и т.д.). Это способствует повышению профессионализ­ма работников, сокращению затрат и рабо­чего времени при переходе от одних работ к другим, лучшему использованию средств автоматизации учетных работ, а также уси­лению контроля за деятельностью бухгал­терского аппарата


Функциональный









Применяется на крупных предприятиях и в производственных объединениях, где в со­ставе центральной бухгалтерии выделяют­ся самостоятельные структурные подразде­ления по отдельным производствам, вы­полняющие полный цикл учетных работ на правах самостоятельной бухгалтерии. При этом права главного бухгалтера передаются руководителям подразделений бухгалтерии, которые самостоятельно организуют и осу­ществляют бухгалтерский учет в пределах своей компетенции

\





Теоретические подходы к организации процесса регулирования постановки бухгалтерского учета на предприятии


Централизованный



Децентрализованный


Смешанный


Строгая регламента­ция учета из единого центра - государст­венного органа


Индивидуализация правил ведения учета для каждого предприятия


На основе централи­зованно установлен­ных правил предпри­ятие конкретизирует механизм их примене­ния, исходя из условий деятельности


Ключевое значение в деятельности бухгалтерии любого уровня имеет главный бухгалтер. Законодательство (ст.7 ФЗ «О бухгалтерском учёте») оп­ределило статус главного бухгалтера следующим образом.



  1. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности глав­ного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности ру­ководителем организации.

  2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю орга­низации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

  3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяй­ственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за дви­жением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бух­галтера по документальному оформлению хозяйственных операций и пред­ставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

  4. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций докумен­ты по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения ру­ководителя организации, который несет всю полноту ответственности за по­следствия осуществления таких операций.

В соответствии с квалификационным справочником должностей руково­дителей, специалистов и служащих в должностные обязанности главного бух­галтера входят:

  • организация бухгалтерского учета и хозяйственно-финансовой деятель­ности предприятия;

  • контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также собственностью предприятия.

Основные требования к специалисту- бухгалтеру:

  1. наличие высшего или среднеспециального образования;

  2. прохождение специальной послевузовской учетной подготовки;

  3. наличие стажа по специальности (как правило, не менее 5 лет);

  4. положительная характеристика;

  5. отсутствие судимости за экономические преступления.



§3. Учетная политика организации и ее юридическая оценка
Учетная политика - это совокупность избранных организацией способов ведения бухгалтерского учета.

Способы ведения бухгалтерского учета:

  • первичное наблюдение;

  • стоимостное измерение;

  • текущая группировка;

  • итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или рас­поряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (ч.З ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Изменение учетной политики (ч.4 ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете») мо­жет производиться в случаях:

1)изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

2)разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского уче­та;

3)существенного изменения условий ее деятельности, смены собствен­ника, реорганизации, изменения видов деятельности.



В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изме­нения учетной политики должны вводиться с начала финансового года, следу­ющего за годом их утверждения, соответствующим приказом.





Рабочий план счетов бухгалтерского учета (синтетических и аналитических)



Формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности


Порядок проведения инвентаризаций и методы оценки видов имущества и обязательств





Правила документооборота и технология обработки учетной информации



Порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета





Основные правила учетной политики:

  • неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года;

  • полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации, проведенной в этом периоде;

  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

- строгое разделение затрат, связанных с текущей эксплуатационной де­ятельностью (издержки производства и обращения), и капитальных затрат;

  • ведение бухгалтерского учета рационально и экономично, сообразно размерам предприятия и масштабам его деятельности;

  • большая готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пасси­вов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резер­вов);

  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показате лей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического уче тов (требование непротиворечивости).

Основные направления юридической оценки учетной политики



ознакомление с приказом (распоряжением), которым утвержда­ется в организации учетная политика, и наличие необходимых внутренних документов (рабочих планов счетов, формы первич­ных документов, порядка проведения инвентаризаций, правила документооборота, наличие должностных инструкций и т.д.)


использование опубликованной бухгалтерской отчетности в каче­стве внешнего источника получения сведений для осуществления экономико-правового анализа хозяйственной деятельности раз­личных объектов и поиска различных отклонений в технико-экономических показателях


исследование различных косвенных показателей, в том числе с применением информационных систем для диагностики экономи­ческих преступлений на основе программных анализов отчетных показателей в различных отраслях экономики



анализ избранной в организации системы ведения бухгалтерской отчетности и ее состав, сопоставление этих сведений с требова­ниями действующего законодательства (ст. 13 ФЗ «О бухгалтер­ском учете»), методических указаний и инструкций, детализирую­щих данный нормативный акт



§ 4.Финансовый контроль

В Российской Федерации сложилась система государственного и негосу­дарственного контроля за соблюдением законности и финансовой дисципли­ны в процессе реализации хозяйствующими субъектами учетной политики и организации бухгалтерского учета. Она является составной частью финансо­вого контроля (рассматриваемой в рамках дисциплины «Финансовое право»).



Финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных (в ряде случаев и негосударственных) органов, наделенных соответствующими полномочиями, в целях установ­ления законности и достоверности финансовых операций, объек­тивной оценки экономической эффективности хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и со­хранности государственной и иной собственности.

Объекты финансового контроля - не только денежные средства, но и различные материальные, трудовые и иные ресурсы.

Задачи финансового контроля:

  • проверка исполнения финансовых обязательств перед государственными субъектами финансовых правоотношений;

  • проверка правильности использования предприятиями, учреждениями и орга­низациями находящихся в их распоряжении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.), расчетов и хранения денежных средств пред­приятиями;

  • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Органы, осуществляющие финансовый контроль:

  • Счетная Палата РФ;

  • Министерство финансов РФ (через структурные подразделения: Федераль­ное казначейство, контрольно-ревизионное управление, департамент страхо­вого надзора);

  • Министерство по налогам и сборам РФ;

  • Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ;

  • Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

  • Центральный Банк России;

  • Государственный таможенный комитет.

Государственный финансовый контроль включает:

общегосударственный,, те осуществляемый органами государственной власти общей компетенции, а также специальными контрольными органами;

ведомственный, т.е. проводимый на подведомственных предприятиях.

Он включает внутриведомственный контроль, который осуществляется отраслевыми министерствами и ведомствами за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций, и внутрихозяйственный контроль, проводимый в отношении предприятия и его отдельных структурных звеньев бухгалтерией, финансовым отделом и другими службами.




Виды финансового контроля в зависимости от субъектов его осуществления






Государственный

Негосударственный



Аудиторский

Обще­государственный







Ведомственный


Внутренний

Внутри­ведомственный


Внутри­хозяйственный



Негосударственный финансовый контроль включает аудиторский и внутренний контроль (самоконтроль) частных предприятий, коммерческих организаций.

Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ч.1 ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельнос­ти»).

Самоконтроль подразумевает финансовый контроль, осуществляемый си­лами самого предприятия. Чаще всего он проводится финансовыми служба­ми (бухгалтериями, внутренними аудиторами).

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на:

1) предварительный контроль, который осуществляется до начала хо­зяйственной операции. Он как бы дает направление будущей хозяйственной операции и тем самым способствует предупреждению незаконных и непра­вильных действий. Внутри предприятия его осуществляют главные и старшие бухгалтера, работники бухгалтерии.

Вне предприятия данный контроль осуществляют банковские органы (кон­троль обоснованности получения кредитов, правильности оформления пла­тежных поручений, контроль за соблюдением лимита денежной наличности в кассе), органы местной администрации, управления (регистрация устава), финансовые органы (рассмотрение смет, ставок, фондов заработной платы и т.п.);



  1. текущий контроль, который осуществляется в процессе хозяйствен­ной деятельности. Внутри предприятия он производится руководителями, глав­ными бухгалтерами, а также работниками, выполняющими хозяйственную опе­рацию (экспедиторами, кладовщиками);

  2. последующий контроль, осуществляемый после совершения хозяй­ственной операции и позволяющий охватить проверкой все стороны хозяйствен­ной деятельности предприятия или всю совокупность определенных опера­ций. Последующий финансовый контроль проводится, как правило, путем изу­чения и анализа первичных документов, проведения документальных реви­зий. Основная цель последующего контроля - проверка законности и целесо­образности совершения хозяйственной операции.

В зависимости от метода осуществления финансовый контроль де­лится на:

  1. фактический контроль, который заключается в проверке наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и расчетов в натуре, т.е. по месту их хранения или осуществления хозяйственных операций. Одним из основных методов данного вида контроля является инвентаризация. К фак­тическому контролю относятся также: обследование, анализ сырья, материа­лов и готовой продукции, контрольные обмеры и др.;

  2. документальный контроль, который производится при проверке фи­нансово-хозяйственной деятельности как предприятия, организации, учрежде­ния в целом, так и его структурных подразделений, в отдельности, путем изу­чения, анализа и сопоставления данных первичных документов, учетных запи­сей и бухгалтерской отчетности;

  3. комбинированный (документально-фактический) контроль, состоящий в сочетании двух вышеозначенных видов, где наряду с документальной про­веркой первичной документации, бухгалтерских записей на счетах и отчетнос­ти одновременно для проверки тех или иных показателей применяются мето­ды фактической проверки.

Наиболее действенной формой последующего финансового контроля яв­ляется документальная ревизия хозяйственной деятельности предприятия, ко­торая сочетает в себе методы документальной и фактической проверок.

Все виды контроля взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Они используются на практике в различных сочетаниях. Этим достигается наи­большая эффективность финансового контроля.




скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Конспект лекций по дисциплине «судебная бухгалтерия» Тема Становление и развитие судебной бухгалтерии
2059.58kb.
Конспект лекций сумы Издательство СумГУ
2248.72kb.
Конспект лекций в схемах по дисциплине «управление персоналом»
12.83kb.
Тема Судебная власть в РФ
966.17kb.
Конспект лекций по дисциплине «Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт систем электроснабжения промышленных предприятий»
441.68kb.
Конспект лекций по курсу «бухгалтерский учет» Содержание: Тема организация бухгалтерского учета на предприятии 2 История возникновения и развития учета 2
2077.47kb.
Методические указания по изучению курса "Судебная экспертиза"
19.71kb.
Конспект лекций по дисциплине: «Операционные системы и среды» Екатеринбург Учебная дисциплина «Операционные системы и среды»
533.48kb.
Конспект лекций: Пособие для сдачи экзаменов /Авт сост. А. В. Якушев. — М.: Приор, 2001. — 218 с. — (Сер.: В помощь студенту). Coдержание Раздел I. Введение в философии 3
28.4kb.
Конспект лекций Москва 1996 Тема 1 Социальная информатика: предмет и задачи курса
920.22kb.
Становление и развитие экономической науки
6586.67kb.
При необходимости ответить на другие вопросы постановления, например, о механизме причинения повреждений, количестве ударов, направлении ударов и др
240.93kb.