vmest.ru страница 1
скачать файл

«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ»

Ректор Липецкого Директор МБОУ СОШ с.Хмелинец

института развития образования _____________ М.Л. Якунина

__________ Л.А. Черных Приказ №395 от 29 августа 2013 г.

Приказ № от _________ 2013 г.

ПРОГРАММА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ
«КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С. ХМЕЛИНЕЦ ЗАДОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ


Срок реализации: 2013-2015 гг.

Авторы программы:
Якунина Марина Леонидовна,

директор МБОУ СОШ с. Хмелинец

Задонского муниципального района

Липецкой области

Калинина Инна Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ с. Хмелинец

Задонского муниципального района

Липецкой области
Научный руководитель:

Ковалюк Ирина Николаевна, к.ф.н.,

доцент кафедры теории и методики преподавания

общеобразовательных дисциплин

2013 г.
Когда учителя пользуются всеми средствами, способными вовлечь учащихся в активное добывание знаний, в проекты, связанные со способами учения, когда обучение, содержание образования и оценочные процедуры тесно взаимосвязаны, тогда и появляется собственно познавательная деятельность

Дейв Минц
Автор метода проектов Дж. Дьюи «предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат и др., 1999, 55). С 20-х годов XX века до нашего времени метод проектов претерпел большие изменения. Но сохранилось самое главное - создание условий для творчества, для исследования проблем, интересных учащимся, для практического применения новых знаний.

Краеведческая направленность проектной деятельности требует интегрированного знания, комплексной работы по формированию ключевых компетенций. В течение многих лет МБОУ СОШ с. Хмелинец ведёт проектно-исследовательскую деятельность по краеведческим темам. Выбор этой тематики не случаен, он ориентирован на интересы учащихся. Работа в данном направлении развивает творческое мышление обучающихся, которые приобретают прочные знания не по одному предмету, а из разных областей. Исследовательские проекты по краеведению помогают растить патриотов, решать задачи духовно-нравственного воспитания, прививать любовь к родному краю.


Тема эксперимента
«Краеведческая направленность проектно-исследовательской деятельности в преподавании предметов гуманитарного цикла основной школы»
Общая характеристика места проведения экспериментальной работы
В МБОУ СОШ с.Хмелинец Задонского района Липецкой области

Юридический адрес: Липецкая область, Задонский муниципальный район, с.Хмелинец, ул. Зыкова, дом 3

Сведения о материально-технической базе ОУ:

Количество технических средств обучения: компьютеры - 28; мультимедийные проекторы - 15; интерактивные доски - 5. Кадровый потенциал ОУ Всего работников 51, в том числе

- педагогов - 29, из них имеют высшее образование 29, то есть 100% от общего числа педагогов
Имеют квалификационные категории:

высшую категорию - 11 человек, то есть 38% от общего числа педагогов; первую категорию - 17 человек, то есть 59% от общего числа педагогов; вторую категорию - 1 человек, то есть 3% от общего числа педагогов


Наличие учебно-методической литературы для педагогов: достаточно
Общее количество обучающихся - 264 человека

Школа является памятником историко-культурного наследия, построена в 1907 году помещиком А.В. Викулиным.


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Регионального уровня:

Приказ №130 от 11.10.2013 г. ОАУ ДПО ЛИРО «Об открытии экспериментальных площадок Липецкого института развития образования»



Школьного уровня: Приказ №493 от 31 октября 2013 г. МБОУ СОШ с.Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области «Об открытии школьной экспериментальной площадки»

Общая характеристика участников и их функции
Экспериментаторов
Ответственный: Якунина М.Л. - директор МБОУ СОШ с.Хмелинец

Калинина И.В. - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Хмелинец


Вид деятельности

  • создание благоприятных материальных, управленческих и психологических условий для проведения эксперимента

  • организация хода эксперимента;

  • осуществление текущего контроля в ходе эксперимента;

  • методическая помощь учителям-экспериментаторам;

  • работа с родителями обучающихся-участников эксперимента;

  • анализ результатов эксперимента на уровне ОУ


Экспериментируемых
В эксперименте будут принимать участие обучающиеся 5а, 6б, 7б классов, общее количество задействованных в эксперименте школьников - 47 человек

Таблица 1.



Педагогическая нагрузка учителей, осуществляющих экспериментальную деятельность

Классы

Название предмета

ФИО

учителя

Учебный период

Кол-во часов




Русский язык

Фалалеева О.В.

2 полугодие 2013-2014 учебного года. 2014-2015 учебный год

6 ч/неделю

Литература

Фалалеева О.В.

-/-/-/-/-

2 ч/неделю

История

Дружинина Г.М.

-/-/-/-/-

2ч/неделю

Иностранный

язык (английский)



Родионова М.П.

-/-/-/-/-

3 ч/неделю

Краеведение

Дружинина Г.М.

-/-/-/-/-

1 ч/неделю



Русский язык

Калинина И.В.

2 полугодие 2013-2014

учебного года, 2014-2015 учебный год



5 ч/неделю






Литература

Калинина И.В.

-/-/-/-/-

2 ч/неделю

История

Дружинина Г.М.

-/-/-/-/-

2 ч/неделю















Иностранный

язык (английский)



Родионова М.П.

-/-/-/-/-

3 ч/неделю



Краеведение

Дружинина Г.М.

-/-/-/-/-

1 ч/неделю



Русский язык

Коновалова А.И.

2 полугодие 2013-2014 учебного года,

2014-2015 учебный год



5 ч/неделю
















Литература

Коновалова А. И.

-/-/-/-/-

2 ч/неделю




История

Ведерникова Г. Д.

-/-/-/-/-

2 ч/неделю




Иностранный

язык


(английский)

Родионова М. П.

-/-/-/-/-

3 ч/неделю




























Краеведение

Дружинина Г.М.

-/-/-/-/-

1 ч/неделю

5а, 6б, 7б кл.

Изобразительное искусство

Калинин В.В.

2 полугодие 2013-2014 учебного года, 2014-2015 учебный год

1 ч/неделю


Актуальность экспериментальной площадки

Современные тенденции российского образования ставят перед школой новую задачу – развитие проектно-исследовательских умений и навыков учащихся и совершенствование данной деятельности в процессе обучения и воспитания. Одной из важных задач для педагогов, таким образом, становится разработка системы занятий, в ходе которых будут совершенствоваться данные умения и навыки. Необходимо создание условий для исследования проблем, интересных учащимся, для практического применения новых знаний. Одним из средств повышения эффективности учебного процесса становится использование краеведческого материала в проектно-исследовательской деятельности. Работа в данном направлении развивает творческое мышление обучающихся, которые приобретают прочные знания не по одному предмету, а из разных областей. Исследовательские проекты по краеведению помогают растить патриотов, решать задачи духовно-нравственного воспитания, прививать любовь к родному краю.

Актуальность создания экспериментальной площадки определяется:

– социальным заказом на творческую личность, способную к проектной и исследовательской деятельности;

– потребностью образовательных учреждений в разработке системы развития и совершенствования проектно-исследовательских умений школьников с использованием краеведческого материала на уроках гуманитарного цикла.
Объект исследования:

учебно-воспитательный процесс в условиях проектно-исследовательской деятельности с использованием краеведческого материала


Предмет исследования:

педагогические условия развития проектно-исследовательских умений учащихся с использованием краеведческого материала



Цель: экспериментально проверить эффективность системы проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла с использованием краеведческого материала
Задачи экспериментального исследования

  • выявить особенности организации и совершенствования проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла с использованием краеведческого материала;

  • активизировать использование проектно-исследовательской краеведческой деятельности на уроках гуманитарного цикла;

  • создать программно-методическое обеспечение проектной и исследовательской краеведческой деятельности на уроках гуманитарного цикла.


Экспериментальная гипотеза

Если создать и использовать на уроках гуманитарного цикла систему проектно-исследовательской деятельности краеведческой направленности, если учителя будут осознавать, что проектно-исследовательская краеведческая деятельность является уникальным средством обучения и воспитания детей, то это позволит обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса и достичь высоких результатов в учебной деятельности


Методы исследования

  • изучение литературы по теме эксперимента;

  • изучение и обобщение опыта работы педагогов школы;

  • анализ результатов участия школьников в конференциях, фестивалях, семинарах, акциях с проектно-исследовательскими работами;

  • опросы (анкетирование);

  • беседы;

  • педагогические наблюдения;

  • изучение детских проектно-исследовательских работ;

  • методы статистической обработки данных;

  • синтез;

  • сравнение


Организационно-педагогическая подготовка участников эксперимента

Создание нормативной базы, проведение консультаций с преподавателями ЛИРО, проведение педагогических и методических совещаний администрацией ОУ, изучение методической литературы по проблеме эксперимента


Психологическая подготовка участников эксперимента

Консультации и тренинги, которые будут проводить преподаватели кафедры педагогики и психологии ЛИРО, создание положительной мотивации у экспериментаторов и обучающихся экспериментальных классов


Этапы проведения эксперимента

Сроки экспериментально-педагогического исследования:

начало - сентябрь 2013 года, окончание - сентябрь 2015 года.


Этапы экспериментально-педагогического исследования:
1. Организационно-методический (октябрь 2013 - январь 2014 г.)

  • проведение педагогического совета школы с утверждением темы, начала эксперимента, штатного расписания и функциональных обязанностей участников эксперимента;

  • подготовка локальных документов (положение о научно-методическом совете, должностные инструкции участников эксперимента);

  • разработка проекта экспериментально-педагогической работы, составление маршрутной карты с описанием актуальности эксперимента;

  • определение оценочных критериев и уровневых характеристик проектно-исследовательской краеведческой деятельности школьников на уроках, подбор диагностических методик;

  • разработка программно-методического обеспечения для учителей общеобразовательных учреждений Задонского муниципального района;

  • проведение семинаров по проблеме социализации и самореализации детей в процессе проектно-исследовательской краеведческой работы для учителей общеобразовательных учреждений Задонского муниципального района.


2. Деятельностный (февраль 2014 - апрель 2015 гг.)


  • диагностика качества исследовательской краеведческой деятельности школьников;

  • выявление и оценивание результативности влияния педагогических условий, создаваемых для развития эксперимента;

  • осуществление коррекции и компенсации негативных последствий, возникших в ходе проведения экспериментального исследования;

  • выступление участников эксперимента на конференциях, семинарах, участие в акциях, в конкурсах различного уровня;

  • создание в школе учебно-методического комплекса исследовательской краеведческой деятельности школьников;

  • улучшение материально-технической базы, обеспечивающей успешное осуществление эксперимента;

  • осуществление итоговой диагностики качества проектно-исследовательской краеведческой деятельности школьников на уроках гуманитарного цикла


3. Заключительный (май 2015 - сентябрь 2015 гг.)

  • количественный и качественный анализ экспериментально-педагогического исследования;

  • отражение результатов экспериментально-педагогического исследования в публикациях, отчётах, на семинарах, апробация на научно-практических конференциях;

  • внедрение положительных результатов экспериментально-педагогического исследования в практику работы общеобразовательных учреждений Задонского муниципального района


Ожидаемые результаты экспериментальной педагогической деятельности


  • совершенствование учебно-воспитательного процесса МБОУ СОШ с.Хмелинец средствами краеведческой проектно-исследовательской деятельности;

  • развитие у детей умений и ценностей жизнедеятельности через взаимопонимание и сотрудничество;

  • формирование у учащихся ключевых компетенций


Формы представления результатов эксперимента:


  • фиксирование исследовательской деятельности по данному направлению в фото-, видеоматериалах и документации; разработки авторских программ и учебно-методических пособий по теме исследования;

  • разработка программ семинаров и заседаний круглых столов с участниками эксперимента;

  • размещение на сайте школы информации об экспериментальной площадке (отчёты о проделанной работе по годам);

  • создание информационного банка по проведенному эксперименту;

  • разработка методических пособий по внедрению положительных результатов экспериментально-педагогического исследования в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений Задонского муниципального района


Функции членов научно-исследовательской группы

Директор школы Якунина М.Л. – создание благоприятных условий для проведения эксперимента (управленческих, психологических и материальных).

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Воронина Г.Д. – участие в разработке диагностических средств, организация хода эксперимента и контроль за ним, анализ и обобщение результатов эксперимента.

Учителя-экспериментаторы (Коновалова А.И., Фалалеева О.В., Калинина И.В., Дружинина Г.М., Ведерникова Г.Д., Родионова М.П., Калинин В.В.) – подготовка диагностических средств, создание системы уроков с использованием проектно-исследовательской деятельности краеведческой направленности, осуществление учебно-воспитательного процесса в экспериментальных классах, анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности, подготовка методических рекомендаций.


Литература

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: / Г.К. Селевко В 2т. T.1 М: НИИ школьных технологий, 2006.-816 с.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат и др.,- М.: Издательский центр "Академия", 2009, - 224 с.

  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. / Г.Б. Голуб и др. - Самара: Издательство "Учебная литература". Издательский дом "Фёдоров", 2006.- 224 с.

  4. Гузеев В.В. Исследовательские проекты в практике школы / В.В. Гузеев //Директор школы.- 1998.- №7

  5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы.- 1995.- № 6

  6. Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д.Чечель // Директор школы.- 1998.- №3

  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности /Т. Новикова //Народное образование 2000 № 7

  8. Пахомова Н.Ю. Метод проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова - М.: Аркти, 2003.

  9. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе / М.Б. Романовская - М.: Педагогический поиск, 2006.- 160 с.

  10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова - М.: Просвещение, 2011.- 192 с.

  11. Литературное краеведение Липецкой области.- Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011,- 247с.

  12. Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н. И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г.Чита, декабрь 2011 г.).  - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2011. — С. 94-100.

  13. Букреева И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312.

  14. Вохменцева Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей  / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.    

  15. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. зав. - М.: Издательский центр "Академия». 2008. – 176с.

  16. Лазукова Н.Н., Кузин Д.В. Учимся приобретать и осмыслять знания. – СПб.: ООО «КОРОНА принт».   - 96с., ил.

  17. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно исследовательская  деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005. стр.196, в. 5.

  18. Никулина И.И. Внутришкольная система управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся. Справочник заместителя директора школы, №3, 2013г.

  19. Сергеева И.И. Курс "Основы исследовательской деятельности" как условие формирования исследовательской культуры старшеклассников / Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2002г. №3.

  20. Степанова М.В. Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в профильной школе, издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

  21. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44с.

  22. Ступницкая М.А. Проектная деятельность и развитие учебной мотивации у учащихся основного звена школы: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / М.А. Ступницкая; Моск. психол.-соц. ин-т. – М., 2013. – 19 с.

  23. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам.  Под  общей редакцией М. К. Колковой. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.

  24. Перспективное направление развития предметных методик обучения: сборник научных статей. Выпуск 5. - СПб.: САГА, 208 2008. - 384с.  С.196-199.

  25. Кудрявцев А.В., учитель истории гимназии № 248, Кудрявцева - Караускайте С. А., учитель истории гимназии № 248: «Школьное исследование как средство формирования исторического сознания»; выступление на  Восьмой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья «Особенности современных школьников,  их потребности и запросы». 2011 г. СПб.

  26. Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников – Москва. 1998 год.

  27. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований – Москва. 1992 год.

  28. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара. 1994 год

  29. Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. Москва. 1996 год.

  30. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Москва. 1998 год.
скачать файл



Смотрите также:
Краеведческая направленность проектно-исследовательской деятельности в преподавании предметов гуманитарного цикла основной школы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с
175.43kb.
Изменения и дополнения, вносимые в Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №9
107.04kb.
Анализ деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 (2011 год)
1568.09kb.
Мбоу г. Мурманска сош №43 утверждено приказом от 12. 12. 2013 г. №304 Положение о режиме занятий обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска средней общеобразовательной школы №43
82.15kb.
Муниципальное задание
130.44kb.
Паспорт Программы развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Н. Д. Рязанцева г
559.09kb.
Положение о порядке и условиях распределения стимулирующей части Фонда оплаты труда работников Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы пос. Тейсин Амурского муниципального района Хабаровского края
102.32kb.
Кодекс профессиональной этики педагогических работников государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»
71.5kb.
Программа муниципального общеобразовательного учреждения -средней общеобразовательной школы
1642.15kb.
Сценарий выпускного вечера «Звездный бал 2012» I часть «Вручение аттестатов»
217.32kb.
Их образа святые чтут потомки
155.13kb.
Публичный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения Починковской средней общеобразовательной школы
973.71kb.