vmest.ru страница 1
скачать файл

Кружок «Память».

Руководитель Малышева Марина Вячеславовна

Учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория.

11 класс

Среда 14.55 – 15.40

Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением а воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине.

Представленная программа суммирует опыт педагогов района, в числе которых немало учителей - руководителей музеев, краеведческих комнат, тех, кто разрабатывая авторские курсы по данному предмету для кружковой и музейной работы.

Пояснительная записка.

Статус программы.

Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции: Информационно - методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.

Организационная функция: предусматривает выделение этапов обучения! структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. При этом педагоги школ могут использовать свой подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого информационного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей» предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура, программы.

Примерная программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием, ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.

Общая характеристика учебного предмета:

Краеведение - всесторонне изучение какой - либо определенной территории, проводимое

на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое,

политическое, историческое, и культурное развитие села (деревни), поселка, района,

области; природные, климатические условия и т.д.

Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе

используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др.

Краеведение, как предмет - одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое. Программа курса рассчитана на учащихся 11 -го классов общеобразовательной школы и направлена на изучение самых близких школьникам объектов - родное село (деревня), поселок, семья и природа, окружающая школьников.

В связи с этим, примерная программа предусматривает выделение четырех разделов: «Родословная», «История насаленного пункта», «Наш край в годы войны», Природа родного края». Она построена с учетом того, что каждый педагог выделит темы, нуждающиеся в более подробном или, напротив, сжатом изложении, а также привнесет в программу то, что характерно для каждой конкретной местности, школы, социума На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами, что может служить основанием для проведений интегрированных уроков.

Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов н т.д.

Цели программы.

Изучение краеведения в 11 классе общеобразовательной школы направлено на

достижение следующих целей:

1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих

способностей, инициативы и самостоятельности;

2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и

культуры;

3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования

исторического сознания.

Задачи:

1. Изучить историю своего села (деревни), поселка;



2. Углубление и систематизация знаний о своей семье;

3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к

изучению его традиций;

4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности;

5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического

сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;

6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному

наследию, сохранению исторической памяти.

Основное содержание (3» часа).

Введение (1 ч)

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

Раздел «Родословная» (4-6 ч)

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; обобщающее занятие (создание истории своей семьи).

Раздел «История моего населенного пункта»(10 ч)

Физико-географическое положение, полезные ископаемые, границы поселения и их изменение; характер поверхности, реки, пруды, озера; история села (деревни), поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте; верования и религии, история храма; производства и промыслы; история развития сельского хозяйства; история создания и развития школы; обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, танцы; знаменитые земляки, встречи с интересными людьми; экскурсии по селу; обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)

Раздел «Великая Отечественная война на нашей земле» (6-9 ч)

Великая Отечественная война, оккупация района, населенного пункта; на оккупированной территории, фашистский режим, основные события, произошедшие в годы войны на территории села (деревни), поселка; партизанское движение; дети войны (война глазами детей; дети - узники концлагерей; судьбы детей в послевоенные года; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны); освобождение населенного пункта; земляки — участники войны, экскурсия к монументу, памятнику; восстановление населенного пункта, разрушенных предприятий, возрождение хозяйства; обобщающий урок (моя семья в годы войны; экскурсия в музей и т.п.).

Раздел «Период современности на Гатчинской земле» (6-8 часов)

Послевоенное обустройство в жизни жителей родного края; восстановление хозяйства на территории родного посёлка; героические странички в истории посёлка; героические жители; современность и ее идеи;

Итоговое занятие

Ожидаемые результаты,

В результате изучения краеведения ученик должен: Знать/понимать:

Историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий.

его традициях и культуре;

Историю своей семьи;

Замечательных людей своего населенного пункта;

Природу родного края, животный, растительный мир;

Необходимость бережного отношения к природному, историческому и

культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Описывать основные этапы развития населенного пункта;

Систематизировать знания о своей семье;

Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться ей для выполнения

творческих заданий;

Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным гемам.

Ожидаемые результаты обучения:

1. Возрастет интерес к истории, краеведению.

2. Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;

3. Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

4. Сформируется чувство сопричастности к истории й ответственности за будущесвоею населенного пункта, района, страны.

Ожидаемый результат: Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. По заключению работы кружка планируется показ презентации наработанного материала, представление его в школьном музеи.



скачать файл



Смотрите также:
Кружок «Память». Руководитель Малышева Марина Вячеславовна Учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
59.89kb.
Уланова Татьяна Михайловна учитель немецкого языка первая квалификационная категория 2010-2011 уч год 6 класс пояснительная записка рабочая программа
260.3kb.
Урок по литературе в 11 классе. Раздел «Серебряный век» русской литературы
170.38kb.
Урок русского языка учителя Долгишевой Виктории Валентиновны
152.53kb.
Хронокарта анализа (самоанализа) урока c использованием икт
163.58kb.
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А. С. Пушкина. Задачи
138.66kb.
Кузьминой Марианны Григорьевны (I квалификационная категория) по «истории»» 7 класс 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
295.89kb.
Заиченко Галина Николаевна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
390.49kb.
Резанцев Андрей Руководитель литературной студии «И слово чувством отзовётся»: учитель русского языка и литературы Кошелева Марина Александровна
108.03kb.
Урок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»
142.9kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
113.55kb.
6 класс Аннабердиева Лариса Борисовна-учитель русского языка и литературы гимназии №2, категория выс- шая, Борисова Елена Васильевна – учитель музыки гим- назии №2, категория высшая, учитель-методист
168.04kb.