vmest.ru страница 1
скачать файл

Интегрированные уроки как средство формирования ключевых компетенций

Учитель физики МОУ гимназия № 14

Кузьмичёва Валентина Ивановна.

Всё в мире цепью связано нетленной,

Всё включено в единый круговорот:

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвётся и умрет.

Л. Куклин

В наше время, в эпоху Интернета и электронных справочников, современному человеку требуется умение ориентироваться в информационном пространстве. «Развивающему обществу, -подчеркивается в «Концепции российского образования»-нужны современно образованные , нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, …прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, … способны к сотрудничеству, … обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание»

С этих позиций главной задачей общеобразовательной школы является формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Естественно-математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, является основой научного миропонимания. Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В практике образования развиваются различные технологии организации учебного процесса. Одна из них, получившая широкое распространение, технология интегрированного обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, установление и усиление межпредметных связей. Иными словами, это межпредметные уроки, которые могут проходить в форме семинаров, конференций и т.п.

В моей педагогической деятельности есть несколько интегрированных уроков. Один из них я назвала урок ФАМ. Что означает- интегрированный урок физика + астрономия + математика. Тема урока физики в 9 классе «Гравитация и Вселенная» (по учебнику С.В. Громова-.-и Н.А. Родиной)

Цели урока:

Расширить представления учащихся о строении Вселенной; рассмотреть место нашей планеты Земля , Солнечной системы, нашей галактики Млечный Путь во Вселенной.

Познакомить учащихся с астрономическими единицами измерения космических расстояний: астрономическая единица, парсек , килопарсек, мегапарсек ,световой год.

.Повторить математический материал: стандартный вид числа, сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень чисел, записанных в стандартном виде.

Научить учащихся решать задачи с астрономическим содержанием с использованием записи космических величин в стандартном виде.

Форма проведения урока- групповая. Класс разбит на 4 группы, которые условно можно назвать: «Астрономия», «Луна», «Солнце», «Млечный путь». Каждая группа получила задание : подготовить презентацию на 2-3 минуты по своей теме. Ход урока представлю в виде таблицы:

Содержание урока


Методы и приёмы

Оргмомент


Тема урока и план работы

Компьютерная

презентация групп



1 группа «Астрономия»

2 группа «Луна»

3 группа «Солнце»

4 группа «Млечный Путь»



Астрономические сведения


Даёт учитель, обобщая и дополняя сведения учащихся.

Математическая информация: «Стандартный вид числа и действия с числами в стандартном виде


Повторение проводится с помощью ИКТ

Решение физических задач


Групповая работа по карточкам

Проверка решённых задач


По одному ученику от группы на доске записывает решение задачи своей группы

Заключитель ный тест


Предлагается тест из пяти вопросов с выбором ответа

Подведение итогов урока


Даётся домашнее задание

Интегрированный урок по теме «Тепловые явления» я проводила в 8 классе с использованием метода проектов. Как показывает мировая практика, метод проектов- это технология, поддерживающая компетентностный подход в образовании. Основные требования к использованию метода проектов следующие:

-Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

-Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, сообщение или доклад на уроке, на школьном Дне науки и т.д.

-Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время

-Использование исследовательских методов, что предполагает определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; оформление конечных результатов ;анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; выводы, использованные в ходе совместного исследования «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проектов и пр.

Интегрированный урок физика и биология можно провести по теме «Тепловые явления» в 8 классе .В этой теме уделяется большое внимание физическим свойствам воды .Вода играет большую роль в жизни всех живых организмов. Ученикам было предложено всесторонне рассмотреть значение и свойства воды с биологической и физической точки зрения в проекте «Вода- удивительное вещество». На школьном Дне науки ученица 8 класса Палагина Е. заняла первое место среди предметов естественно-математического цикла с проектом «Вода – удивительное вещество»

Ученики седьмых классов охотно принимают участие в проведении исследовательских мини-проектов, например: «Почему на табуретке сидеть жёстко, а на стуле – нет?», «Расчёт давления человека на пол в разной обуви», «Построение действующего макета автопоилки на основе фонтана Герона» .

Преимущества современных технологий проявляются в том, что ученики вовлечены в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняют выбранную работу , приобретают исследовательские навыки, участвуют в совместном труде и общении .Таким образом у учащихся формируются основные ключевые компетенции.

Принцип интеграции содержания образования для создания целостной картины мира является проявлением метапредметности будущего школьного образования .

Литература:

1. И.Г. Агапов, Н.В. Эфендиева. Интерактивная методика. – М.,2007

2. И.С. Сергеев, В.И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочное деятельности. -- М.,2007



3. К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2002

4. Е.С. Полат. Методология учебного проекта. – М.,2000
скачать файл



Смотрите также:
Кузьмичёва Валентина Ивановна
42.27kb.
Ярмонова Л. И
10.82kb.
Для специалистов кадровых служб 1 февраля 2013 г. Кадровое делопроизводство в 2013 г. Ожидаемые изменения. Семинар ведет: Андреева Валентина Ивановна
16.05kb.
Сценарий праздника «День Святого Валентина»
50.38kb.
Алексенко Галина Ивановна
33.3kb.
1А класс Учитель – Комарь Зинаида Ивановна Кабинет №13
24.24kb.
Токарева анна ивановна
615kb.
Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных дисциплин
388.43kb.
Микшис Наталья Ивановна прототипы сибиреязвенных вакцин на основе генно-инженерных бациллярных штаммов и синтезируемых ими антигенов
554.41kb.
Н. Пушнова «Валентина Серова. Круг отчуждения» о жизни, любви и судьбе знаменитой советской актрисы В. Серовой. Н. Ефимов, А. Бондаренко «Страницы советской истории»
157.43kb.
Леонтьева Валентина Михайловна
154.05kb.
Научный Совет «История мировой культуры»
96.43kb.