vmest.ru страница 1страница 2
скачать файл

Администрация города Оленегорска

с подведомственной территорией

Мурманской области

Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

заседание МО заседание МС директор школы

протокол №1 «___»_______2009г ________ Н.А.Кулинченко

Председатель: протокол №1 «____»_________2009г

___________________ Председатель:

Л.В.Ускова _______________

Л.А.Быстрова


Рабочая программа

по математике

5-6 классы

Программу составила: Ускова Л.В.

учитель математики

1 квалификационной категории

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике 2004 г., примерной программы основного общего образования по математике 2005 г.(Сборник нормативных документов. Математика \ сост. Э. Д. Днепров , А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.), методических рекомендаций к разработке календарно – тематического планирования по УМК : Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.: Математика 5 класс , Математика 6 класс. –М.: Мнемозина, 2007 («Математика» -приложение к «1 сентября»№11-16 2006г.).
Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

В рабочей программе представлены содержание образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося.
Причина модификации программы

В пояснительной записке к государственной примерной программе авторский коллектив не указал на возможность её корректировки в плане изменения числа тем, перераспределения часов, отводимых на её изучения и последовательности их изложения.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся; список рекомендуемой учебно-методической литературы; контрольно-измерительные материалы; календарно-тематическое планирование.



Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно ёмком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.



Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.



Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:



  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

  • систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Начальные сведения о вычислении на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм.

Угол, треугольник. Величина (градусная) мера угла. Измерение углов. Построение угла.

Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Вводится понятие пропорции. Задачи на пропорциональность и пропорции.

Расширяется понятие числа. Отрицательные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Действия с положительными и отрицательными числами.

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений.

Координаты на плоскости. Формирование вычислительных и графических умений.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 340 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 6 класс.

Рабочая программа рассчитана на 340 учебных часов. При этом в ней предусмотрено повторение в объеме 20 учебных часов.

5 класс – 170 часов (5 часов в неделю).

6 класс – 170 часов (5 часов в неделю).
Тематическое распределение часов по математике 5 – 6 класс.




Разделы, блоки

Кол-во часов




5 класс

170

1

Натуральные числа

46

2

Обыкновенные дроби

35

3

Геометрические фигуры

20

4

Десятичные дроби

43

5

Геометрические тела

10

6

Введение в вероятность

4

7

Повторение

12




6 класс

170

1

Положительные и отрицательные числа

63

2

Преобразование буквенных выражений

37

3

Делимость натуральных чисел

32

4

Математика вокруг нас

30

5

Повторение

8


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(340ч)


Арифметика
(160 ч)


Натуральные числа.

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Дроби.

Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Рациональные числа.

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Текстовые задачи.

Решение текстовых задач арифметическим способом.



Измерения, приближения, оценки.

Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты.

Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.

Округление чисел.

Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.



Алгебра
(80ч)

Алгебраические выражения.

Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Преобразования выражений.



Уравнения и неравенства.

Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение.

Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Числовые неравенства.

Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Cложные проценты.



Координаты.

Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости.



Геометрия
(60 ч)

Начальные понятия и теоремы геометрии.

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Многоугольники. Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры разверток.



Треугольник.

Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники;

Сумма углов треугольника

Четырехугольник.

Параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, равнобедренная трапеция.



Окружность и круг.

Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда.



Измерение геометрических величин.

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника Площадь круга.

Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара.

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
(20 ч)


Комбинаторика.

Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.



Статистические данные.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.



Понятие и примеры случайных событий.

Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.



Повторение – 20 часов.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


В результате изучения математики ученик должен

Знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Л. В. Ускова Л. А. Быстрова Рабочая программа по математике
294.93kb.
Рабочая программа по курсу «алгебра и начала анализа» Для 11 класса
210.36kb.
Рабочая программа по математике для 10 11 классов разработана в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по математике
713.44kb.
Рабочая программа по математике по специальности 060109 «сестринское дело»
119.28kb.
Рабочая программа по математике для 9 класса (с углубленным изучением математики) Характеристика класса
762.62kb.
Приказ №186 от «28» 09 2013 г Рабочая программа педагога Белоусовой Любови Федоровны По математике 9 класс
363.43kb.
Т. И. Александровой г. Йошкар-Олы основное общее образование Математике 5-6 класс Учебная рабочая программа
368.79kb.
Рабочая программа по математике умк «Школа России» учебник М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой «Математика» для 1 класса
1680.12kb.
2010г. /Амирханова Н. В. Приказ № от 2010г. 2010г
417.33kb.
Рабочая программа по математике (базовыйый уровень) для 11 класса
462.26kb.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей ре­альности
405.23kb.
Программа вечера стихотворения о математике. Доклады о науке «математика»: Доклад Доклад 11
160.3kb.