vmest.ru страница 1
скачать файл

Лексика и фразеология (5 класс)
Вариант 1.
1. Определите, в каком разделе лингвистики изучается словарный состав языка.

а) синтаксис

б) лексика

в) фонетика

г) морфология
2. Определите название слова по его лексическому значению.

а) Слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению_________

б) Слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение_____________

в) Слова, имеющие несколько лексических значений _____________

г) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением______
3. Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов, употребляемых в переносном значении.

а) Плывет по воде, волнистые волосы, веселый смех;

б) грустное лицо, золотая брошь, прямая линия;

в) хранить молчание, серебряный голос, железная энергия;

г) острое копье, горький перец, зрелый плод.
4. Подчеркните лишнее слово в каждом ряду синонимов.

а) интересный, занимательный, увлекательный, фантастичный;

б) чуткий, отзывчивый, выдающийся, душевный;

в) смелый, храбрый, сильный, отважный;

г) беззаботный, невнимательный, легкомысленный, беспечный.
5. Подчеркните лишнее слово в каждом ряду омонимов.

а) месяц, книжка, ключ, яма;

б) настоять, тушить, мыть, топить;

в) определение, проводник, овсянка, метро;

г) предлог, лук, лавка, витамины.
6. Допишите пословицы, используя антонимы.

а) Храбрый побеждает, а трус _______________.

б) Любишь брать, люби и _______________.

в) Не спеши языком - _______________ делом.

г) Маленькое дело лучше большого ___________.
Лексика и фразеология
Вариант 2.
1. Определите, какой способ действий не может быть применен при толковании лексического значения слова.

а) подобрать однокоренные слова

б) объяснить с помощью рисунка

в) подобрать синонимы

г) объяснить орфограммы в слове
2. Определите название слова по его лексическому значению.

а) Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий:________________

б) Слова, вышедшие из живого употребления:___________________________

в) Слова, употребляемые только жителями одной местности:_____________

г) Специальные книжные слова, которые обозначают научные понятия:____
3. Определите, какой ряд словосочетаний не содержит слов, употребляемых в переносном значении.

а) Стальная воля, наряд милиции, теплая комната;

б) Острый нож, плачущий ребенок, горькое лекарство;

в) Зрелый возраст, строить планы, гибкость ума;

г) Лисий мех, карнавальный наряд, золотое сердце.
4. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда.

а) спешить – торопиться – лететь -………..

б) подходить – подъезжать - …………..

в) разговаривать – беседовать-……….

г) реветь – рыдать -………..
5. Определите, в каком ряду находятся слова общеупотребительные, диалектные, заимствованные, устаревшие.

а) Персты, чаять, фунт - _________________.

б) Шлях, чесанки, бурак - _____________.

в) Фонарь, кекс, арбуз - ______________.

г) Огонь, дерево, ручей - ______________.
6. Подберите к фразеологизмам синонимы.

а) след простыл -……….

б) как снег на голову -……

в) держать язык за зубами -…….

г) водить вокруг пальца -………


Примерная шкала балловой оценки.


задания


Ответы

1 вариант



Ответы

2 вариант



Баллы

Примечание

1

2



3
4

5
6
7*



Б
омонимы

синонимы

многозначные

антонимы
В

фантастичный

выдающийся

сильный


невнимательный
яма

мыть


метро

витамины
трусливый

отдавать

торопись


безделья

-

Г
профессиональные

устаревшие

диалектизмы

термины
Б

бежать

приближаться



говорить

плакать
например, фунт

чесанки

диета


вода
исчез

внезапно, (неожиданно)

маячить

обманывать



-

1

4


1
4


4

4


4


17 –18 баллов-

«отлично»
15 –16 баллов

«хорошо»
11 –14 баллов

«удовлетворительно»

Задание 7* оценивается отдельной отметкой.

Учитывается:

1)правильность отобранного материала;

2)последовательность изложения;

3)богатство словаря, разнообразие грамматических форм;



4)отсутствие ошибок

скачать файл



Смотрите также:
Лексика и фразеология (5 класс)
42.36kb.
Лексика и фразеология. Лексикология § 1
132.02kb.
Элективный курс по русскому языку «Лексика и фразеология русского языка»
313.64kb.
Проект «Как Лексика добрее стала, а Морфология порядок навела, или Путешествие в Языкознание» Команда «Лукоморье» мкоу неклюдовская оош
67.05kb.
Конспект интегрированного урока по теме
114.27kb.
Лукина евгения Сергеевна лексика итальянского происхождения в русском языке
253.46kb.
Косицына наталья олеговна лексика религиозной культуры в идиолекте а. А. Фета
340.56kb.
«Лексика»
71.63kb.
«Фразеология как раздел науки о языке»
159.28kb.
Инструкция испытуемому Добрый день!
19.76kb.
Литература. Уроки литературы 9 класс. 1 шт. Урок литературы 10 класс. 1 шт. Урок литературы 11 класс 1шт
29.37kb.
Краснодарский край администрация города сочи управление по образованию и науке
99.29kb.