vmest.ru страница 1страница 2
скачать файл

МБОУ « Большеподберезинская средняя общеобразовательная

школа имени А. Е. Кошкина

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»


Рассмотрено на МО

учителей русского языка и литературы


Протокол № 1

от «24 » августа 2012 г.

Руководитель МО

___________________________________

Тамбова Е.Г.


Согласовано

на МС школы

Протокол № 1

от «27» августа 2012 г.

Руководитель МС

___________________________________

Власова Т. А.


Утверждаю

Директор МОУ

_____________

Биктимерова Ф. Ф.

Приказ № 47А

от « 27» августа 2012 г.




Рабочая учебная программа
по литературе в 11 классе
Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года

Программы по литературе для ОУ под редакцией В. Я. Коровиной М.: «Просвещение» 2008 г.

Учебника «Русская литература 20 в.» 11 клас : учебник для ОУ авторов- составителей В. А. Чалмаева, С.А. Зинина. М. : «Русское слово» , 2010 г.

Программу составилаЕлисеева Ксения Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Год разработки – 2012 год

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) под ред. В.Я.Коровиной, 10 издание - М.:Просвещение, 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа рассчитана на 102 часа( 3 часа в неделю).



Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, бес чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателя, приобщая их к нравственно – эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и отечественной мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно – исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-Осознанное,творческое чтение художественных произведений разных жанров.

-Выразительное чтение.

-Различные виды пересказа.

-Заучивание наизусть стихотворных текстов

-Определение принадлежности литературного(фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

-Анализ текста,выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;определение мотивов поступков героя и сущности конфликта.

-Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

-Участие в дискуссии,утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

-Подготовка рефератов,докладов;написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

-Сопоставление произведений русской и родной литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.

-Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, поиск в родном языке эквивалентных средств художественной выразительности.



Ц е л и :

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего ( полного ) общего образования являются:

-поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение, сопоставление, классификация;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста использование различных видов чтения;

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезисов, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

- содержание изученных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиковXIX-XXвв, этапы их творческой эволюции;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса;. сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

-основные теоретико-литературные понятия;


уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы( художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности художественной композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь), анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией, выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи, выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

-определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные , критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить научно-исследовательские работы;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге и дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (по полугодиям):




Классы

Количество сочинений

классных

домашних

всего

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

4

3

2



2

3

4



4


-

1

2



3

3

3



3

4

4

4



5

6

7



7

Объем сочинений должен быть примерно таким: в V классе-1-1,5 тетрадные страницы, VI классе-1,5-2, VII классе-2-2,5, VIII классе-2,5-3, IX классе-3-4, X классе-4-5,XI классе-5-7.

Уменьшение объема сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V-VIII в 10 дней в IX-XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В V-XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая- к русскому языку.



Отметка «5» ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано в соответствии с планом раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

Стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей,

Написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

Допускается незначительная неточность в содержании, Один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставиться за сочинение:

Достаточно полно и убедительно в соответствии с планом раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

Логичное и последовательное в изложении содержания;

Написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Отметка «3» ставиться за сочинение:

В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала, обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

Обнаруживается владение основами письменной речи;

В работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.



Отметка «2» ставиться за сочинение, которое:

Не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без выводов и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;

Характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

Отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Сборник приказов и инструкции Министерства просвещения РСФСР.М., Просвещение, 1984, №36, с 12-17.



Примерные количественные характеристики учебно-познавательных процессов



Процессы

Чтение

Письмо

Речь

Техника чтения

30 слов/мин

-

монологическая

диалогическая

Класс

вслух

Про себя

10 знаков в мин

2 предложения

2-4 предложения на человека

1

2

3(4)



50

80

120



100-120-120-140

25

40

50



3-4

5-6


6

2-4

2-4


2-4


5

6

7



8

9


120

140


150

150


150

140-170

170-210


210-250

250-260


260-310

60

70

70



80-90

100


7

-

8



2

2


6-8

6-8


6-8

6-8


10-12

10

11


150

150


290-310

310-330


100-120

120


4-5

5


10-12

10-12



Учебно-методический комплекс
для учащихся

1.Чалмаев В.,Зинин С. Русская литература XXвека. Учебник для 11 класса в 2 частях, М., Русское слово, 2010

2. Репин А.В. Литература. 11 класс. Проверочные работы.

Саратов, Лицей, 2007

3. Энциклопедия для детей: Русская литература. – М., Аванта, 2003

для учителя
1.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс.

М., ВАКО, 2005

2. Бережная И.Д. Литература. Текущий контроль знаний. Тесты. Зачеты. Задания. 10-11 классы. Волгоград, Учитель. 2007

3. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. М., Айрис, 2004

4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М., Айрис, 2000 5.Преподавание литературы в XI классе: Методические и справочные материалы в 2 частях / под редакцией Г.А.Обернихиной/, М., АРКТИ, 2001

6.Карисова Ж.М. Поэзия серебряного века русской литературы. Поурочные планы. 11 класс.Волгоград, Учитель, 2003

7. Мартемьянова И.К. Литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов к.XIX-XXвека. 11 класс. Волгоград, Экстремум, 2005

8. Миронова Ю.С. Литература в таблицах и схемах. С-П., Тригон, 2008

9.Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии / под редакцией Л.Г.Максидоновой в 2 частях, м., Владос, 1999

10. Черняк М.А. Современная русская литература. Учебно-методические материалы. 10-11 классы. М., Эксмо, 2007

11. Щетинкина Н.Е. Литература.11 класс. Поурочные планы.

Волгоград, Учитель, 2008

12.Крючков В.П. «Еретики» в литературе. Саратов, лицей, 2003

13. Литература. 149-11 классы. Воспитание любви к слову. Волгоград, 2008

14. Шапошникова В.В. Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. М., Московский Лицей, 2001

Содержание образовательной программы
Литература первой половины ХХ века
Обзор русской литературы первой половины ХХ века ( 2 ч)

Традиции и новаторство в литературе на рубеже ХIХ –ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины ХХ в и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм» . Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».

И.А.Бунин ( 3 ч)

Жизнь и творчество.



Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Антоновские яблоки».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.



А.И.Куприн ( 3 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Повести «Гранатовый браслет», «Олеся».

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Традиции русской литературы в прозе Куприна.

Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.

Л.Н.Андреев( 1 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Повесть «Иуда Искариот».

Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Образ Иуды и проблема любви и предательства. Изображение трагических противоречий бытия. Тема отчуждения, одиночества человека в мире.

Проблема свободы личности. Экспрессивность стиля Андреева. Выразительность художественной детали и роль лейтмотива в повести.
М.Горький ( 5 ч)

Жизнь и творчество.



Рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа «Старуха Изергиль».

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьба ночлежников. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Влияние творчества Горького на родную литературу.



Обзор русской поэзии конца ХIХ- начала ХХ в. ( 1 ч)
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева.

Символизм ( 1ч)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб) и «младосимволисты» (А.Белый, А.А.Блок).



В.Я.Брюсов (1 ч)

Жизнь и творчество.(обзор)



Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» .

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.




К.Д.Бальмонт ( 1 ч)

Жизнь и творчество.(обзор)



Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам чувств и мыслей.




А. Белый ( 1 ч)

Жизнь и творчество ( обзор).



Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.


Акмеизм ( 1 ч)
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни , возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта -ремесленника.

Н.С.Гумилев ( 1 ч)

Жизнь и творчество.(обзор)



Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.



Футуризм (1 ч)
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В.Маяковский, В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак)



И.Северянин (1 ч)

Жизнь и творчество.(обзор)



Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог»(«Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина оригинальность его словотворчества.




Крестьянская поэзия ( 1 ч)
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии ХIХ в. в творчестве Н.А.Клюева, С.А,Есенина.

Н.А.Клюева. Жизнь и творчество.(обзор)

Стихотворения: «Осинушка» ,»Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Зачет по творчеству поэтов конца ХIХ-нача


А.А.Блок ( 5ч)

Жизнь и творчество.



Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека… », «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво… » (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» .

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу в темные храмы…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образ «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонация, ритм поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А.А.Блока


В.В.Маяковский ( 4 ч)
Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» ..

Стихотворения: «Нате!», «Ода революции, «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор пяти других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха ). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Жанровое своеобразие Маяковского.

Поэма «Облако в штанах» .

Мотивы трагического одиночества поэта. Тема любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского.

Влияние творчества Маяковского на развитие родной литературы.

Сочинение по творчеству В.Маяковского


С.А.Есенин ( 4 ч)

Жизнь и творчество.



Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять, в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не желаю, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собака Качалова», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность… », «Цветы мне говорят – прощай…»(возможен выбор пяти других стихотворений).

Традиции А.С.Пушкина и А.В.Кольцова в есенинской лирике. Есенин и имажинизм. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина .Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно – песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Поэма «Анна Снегина» .

Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме. Соотношение эпического и лирического начал. Смысл финала.

Сочинение по творчеству С.А.Есенина.

М.И.Цветаева ( 2ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно… » .

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий …», «Роландов рог», «Куст» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытии, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог -исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.


О.Э.Мандельштам ( 1 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернусь в мой город, знакомый до слез…».

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», «Батюшков» (возможен выбор трех других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштам

А.А.Ахматова ( 3 ч)

Жизнь и творчество.



Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сажа руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» .

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить», «Под крышей промерзшей пустого жилья…», «Бывает так: какая – то истома…»(возможен выбор трех других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикация. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции романа, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой

Б.Л.Пастернак ( 4 ч)

Жизнь и творчество.



Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Стихотворения: «Снег идет», «Гефсиманский сад» ,»Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

История создания и публикация романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.



М.А.Булгаков (5ч)

Жизнь и творчество.



Роман «Мастер и Маргарита» .

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова.

,

,



Е.И.Замятин ( 1 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Роман «Мы».

«Мы» как роман- антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа, особенности его композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа.



А.П.Платонов ( 2 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. «Непростые» простые герои Платонова. Самобытность языка и стиля писателя.

М.А.Шолохов ( 6 ч)

Жизнь и творчество.



Роман-эпопея «Тихий Дон» (в школе с родным (нерусским) языком обучения- в сокращении).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функции пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической русской литературы ХIХ века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».



Обзор русской литературы второй половины ХХ века ( 2 ч)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.»Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне).обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (тема любви, гражданского служения, единство человека и природы).

А.Т.Твардовский ( 2 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Стихотворения: «Вся суть в одном –единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…».

Стихотворения: «Дробиться рваный цоколь монумента…», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини…»

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В.Т.Шаламов ( 2 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия»

История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования.



А.И.Солженицын ( 3 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты)

Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи.



Повесть «Один день Ивана Денисовича» .

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.


В.М.Шукшин ( 2 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина



В.В.Быков ( 1ч)

Жизнь и творчество.(обзор)

Повесть «Сотников» .

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.


В.П.Астафьев ( 2 ч )

Жизнь и творчество( обзор).

Нравственная проблематика произведений. Экологические проблемы в творчестве писателя.

В.Г.Распутин ( 2 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколении. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.



Н.М.Рубцов ( 1 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.



И.А.Бродский ( 1 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений)

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека «заселенном пространстве».



Б.Ш.Окуджава ( 1 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная.


воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
Ю.В.Трифонов «Обмен» 1ч

А.В.Вампилов ( 1 ч)

Жизнь и творчество. (обзор)



Пьеса «Утиная охота»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.


М.Карим Жизнь и творчество(1 ч.)

Обзор литературы последнего десятилетия (3 ч)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Сочинение по произведениям русской литературы второй половины ХХ века.1 ч.

Зарубежная литература 6 ч




Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Введение Основные темы и проблемы литературы 20 в

1

Новаторство литературы 1 половины 20 века

1

Писатели реалисты начала 20 века

13

Серебряный век русской поэзии

22

Литература 20 годов 20 века

5

Литература 30-х годов 20 века

24

Литература периода Великой Отечественной войны

3

Литература 50-90 годов

19

Из литературы народов России

1

Литература конца 20- начала 21 века

6

Из зарубежной литературы

4

Итоги, обобщение пройденного

3

Итого

102



Практическая часть



Год

Первое полугодие

Второе полугодие

Количество часов 102 ч


45ч

57ч

Внеклассное чтение 10


4

6

Развитие речи 12


5

7

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Мбоу большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е
807.47kb.
Мбоу средняя общеобразовательная школа №1 г
266.55kb.
Муниципальное «Средняя Общеобразовательное общеобразовательная Учреждение школа №30»г
683.94kb.
Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения большегородищепская средняя обiцеобразователmyая школа имени героя советского союза н. Г
168.36kb.
Директор моу «Мийнальская основная общеобразовательная школа» П. А
231.01kb.
Правила внутреннего распорядка для воспитанников гоу специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида №96 Общие положения
208kb.
Лауреаты III степени: Номинация «Сольное исполнение»
25.07kb.
Мбоу дод «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара» Рабочая программа
371.34kb.
Урок проект «Тайна имени»
75.48kb.
Сокращенное наименование: мбоу «Большегородищенская сош имени Героя Советского Союза Н. Г. Сурнева»
599.56kb.
Зотова Л. Г. Дадашев А. Д
57.17kb.
С. Новосельское /Погодин А. В
1056.14kb.