vmest.ru страница 1
скачать файл


МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»

Рабочая программа

Музыкальный инструмент

«Гитара»

г. Нарьян-Мар

2012 г.


Содержание.


  1. Пояснительная записка  ………………………………………………. …… 2

  2. Условия реализации программы ………………………………………...… 5

  3. Контроль и учет успеваемости…….. ……………………………………… 6

  4. Требования к уровню подготовки выпускника…………………………… 7

  5. Годовые требования (содержание работы)………………………………... ... 8

  6. Программные требования к зачетам……………….……………………….. 12

  7. Примерный уровень сложности музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах……………………………………………………………………….………. 14

  8. Список рекомендуемых сборников…………… .………………………….....26 Пояснительная записка.

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу гитары, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2002г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара» (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г), программы общего музыкального обучения с 3-летним сроком обучения (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г)

Программа включает в себя особенности передовой школы гитарного исполнительства, раздел: «Условия реализации программы с указанием определенных норм для успешного обучения и воспитания». Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том, чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого , и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив. Д.К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорил: «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано».

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя.

Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.

Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает инструментальное исполнительство.

Гитара в наши дни является одним из популярных музыкальных инструментов благодаря своему старинному происхождению, народному и артистическим аспектам, богатству ресурсов при всей простоте средств. Многие любители гитары хотят научиться играть на этом инструменте, многие родители хотят, чтобы их дети овладели искусством игры на гитаре. Однако не все родители представляют, как непрост и долг путь к освоению этого инструмента.

Надо отметить высокий уровень исполнительства на гитаре и его рост, чему в значительной степени способствует включение гитары в программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и вузов, а также широкое распространение гитары в сфере художественной самодеятельности.

В детских учреждениях низшего звена музыкально – образовательной системы (ДМШ, ДШИ) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на гитаре.

В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом министерства Культуры от 28.05.87 программа для ДМШ, ДШИ – предусматривает возможности не только 5-летнего срока обучения, но и 7-летнего. Кроме того, в ДШИ г. Нарьян-Мара с 2007 года ведется обучение по 3-летнему (ускоренному) курсу обучения. Предлагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д. После успешного прохождения основного курса учащиеся по рекомендации педагога и решения педагогического совета могут продолжить обучение в классе ранней профориентации.

Массовое распространение у детей нарушений психофизического и двигательно-моторного развития, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательных школах усиливают неоднородность контингента учащихся школы искусств по уровню способностей, тем самым усложняя процесс освоения образовательных программ. Отвечая требованиям сегодняшнего дня, ДШИ должна предоставить ученику возможности для успешного освоения образовательной программы. В связи с этим, на отделении струнных народных инструментов обучение ведется по трем группам:

Группа «А» - профориентируемые учащиеся (программные требования повышенного уровня). В группу могут входить учащиеся 3 – 7 классов по семилетнему обучению, 3-5 классов по пятилетнему обучению. Список группы «А» утверждается на заседании педагогического совета в начале учебного года.

Группа «В» - основная группа (Уровень общего художественно-эстетического образования, стандартные программные требования)

Группа «С» - учащиеся, осваивающие программные требования, соответствующие уровню развития и способностям учащегося. В группу могут входить учащиеся 3 – 7 классов по семилетнему обучению, 3-5 классов по пятилетнему обучению. Список группы «С» утверждается на заседании педагогического совета в начале учебного года.

Обучение игре на гитаре ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио, муз. литература, ансамбль, общий курс фортепиано). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности ребят.

В ходе занятий решаются  тесно связанные между собой задачи музыкально – воспитательного процесса:


  1. Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно- выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;

  2. Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;

  3. Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры.

  4. Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание.

Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, музыкальной литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог сообщает учащемуся знания по музыкальной литературе (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.

В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на уроке для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших классах), чтению нот с листа. Каждому ученику необходимы навыки умения подбора мелодии и аккомпанемента на слух, транспонированию в другие тональности. Это имеет большое значение для музыкального развития ученика и его практической деятельности. Гитара, как аккомпанирующий инструмент, пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно это является мотивацией для начала обучения игре на гитаре у детей. Поэтому, этот раздел работы является весьма важным. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, народные и современные песни и их инструментальные переложения для гитары.

Большое значение в формировании музыканта имеет выбор репертуара ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию (полифонические произведения, произведение крупной формы, пьесы русских и зарубежных композиторов, оригинальные произведения и др.)

Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.

Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу. Начиная со 2-го года обучения и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие).

Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первый год обучения наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно. Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д.
Условия реализации программы.

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и  проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса домры, известных исполнителей и коллективов. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса гитары только хорошего качества.

Ввиду того, что физиология ребенка 5-7 лет, а во многих случаях и 7-9 лет не соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении возраста поступающих на обучение игре на гитаре.

Целесообразно проводить наборы учащихся начиная с 6-8- летнего возраста, предлагая 7-летний срок обучения, с 9-11 летнего возраста - 5-летний срок обучения, с 12 лет -3-летний курс обучения.

Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.

Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.

Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения).

Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отрабатыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.

Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами.

Правильная аппликатура является одним из элементов игры на гитаре. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники гитариста, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение.

Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.
Контроль и учет успеваемости.

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

- отношение ученика к учебе в ДШИ, а именно домашняя подготовка, систематичность посещения уроков, старание и прилежность;

- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

- оценки ученика за выступления на академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, прослушиваниях;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, конкурсах, прослушиваниях, экзаменах.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных классах: по 5-летнему обучению в 5 классе, по 7-летнему обучению в 7 классе, по 3-летнему в 3 классе. На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. По решению педагогического совета успешное выступление учащегося на конкурсе не ниже окружного уровня может быть засчитано за выпускной экзамен.

Программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения.

В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы. На 1 прослушивании исполняется 2 произведения, на 2 – 4 произведения.

В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах. Школьные академические концерты проводятся систематически. Каждый учащийся должен исполнить по 2 произведения в каждом полугодии. При такой организации концертной деятельности педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Каждое полугодие учащиеся с 3 по 6 классы по семилетнему обучению и с 2 по 4 классы по пятилетнему обучению сдают технический зачет, на котором показывают свой технический уровень.

В конце каждого полугодия все ученики сдают контрольный урок.

При оценке академических концертов необходимо учитывать следующие критерии:

Оценка «отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы, при которой исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание произведения наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
Требования к уровню подготовки выпускника ДШИ

по классу «гитара».


Виды деятельности

Уровень общего художественно-

эстетического образования



Повышенный уровень (ранней профессиональной ориентации)

Учебно-

исполнительская



Овладение минимумом знаний, умений, навыков,

необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства: умение самостоятельно и грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и направлений, читать с листа, играть в ансамбле.



Овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых сольной исполнительской практике, игра в различных ансамблях.

Формирование умений самостоятельно разучивать и художественно цельно исполнять произведения различных жанров и стилей.

Формирование навыков чтения с листа.


Учебно- теоретическая

Овладение основами музыкальной грамоты.

Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве.

Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.


Достижение необходимого уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении.

Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве.

Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.


Творческая

Формирование навыков сочинения простейших музыкальных построений.

Овладение навыками сочинения и композиции.

Использование полученных навыков в различных видах деятельности.



Культурно- просветительская

Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Формирование навыков исполнительской практики.

Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.




Годовые требования.

Семилетнее обучение.
1 год обучения.

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение приемов апояндо и тирандо. Нотная грамота. Чтение нот в 1-2 позициях.

 За год учащийся должен освоить:

-20-30 пьес различного характера (в том числе этюды)

-ансамбли, чтение нот с листа.

2 год обучения.

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Исполнение двойных нот и аккордов. Восходящее и нисходящее легато. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4 позиций. Элементарные виды флажолетов.

За год учащийся должен освоить:

Мажорные и минорные гаммы в 1-2 октавы в 1-2 позициях.

-4-6 этюдов

-10-12 пьес различного характера

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

3 год обучения.

Развитие исполнительских навыков учащегося. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Развитие техники барре. Освоение грифа в пределах 7 позиций.

За год учащийся должен освоить:

Мажорные гаммы до мажор, соль мажор в 2 октавы в аппликатуре Ф. Карулли.

Минорные гаммы ми минор, ля минор в 2 октавы в аппликатуре Ф. Карулли

-4-6 этюдов

-10-12 пьес

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



4 год обучения.

Развитие исполнительских навыков учащегося при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Развитие техники легато и баре. Освоение навыков вибрации. Подготовка к исполнению мелизмов. Знакомство с крупной формой и полифонией.

За год учащийся должен освоить:

Мажорные гаммы до мажор, ре мажор в 2 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии.

Минорные гаммы до минор, ре минор в 2 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии.

-4-6 этюдов

-10-12 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



5 год обучения.

Совершенствование техники аккордовой игры, арпеджио, баре, вибрации и легато. Работа над мелизмами. Закрепление навыков игры в позиции. Развитие исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Освоение навыков аккомпанемента.

 За год учащийся должен проработать:

Мажорные гаммы фа-диез мажор, соль мажор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии

Минорные гаммы фа-диез минор, соль минор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии.

-4-6 этюдов

-10-12 пьес (в том числе полифоническое произведение и крупная форма)

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



6 год обучения.

Развитие музыкального мышления и исполнительских навыков. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гаммах. Совершенствование техники левой руки: легато, мелизмы, двойные ноты и аккордовая игра.

За год учащийся должен освоить: 

Мажорные гаммы, ми мажор, соль мажор, ля-бемоль мажор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии

Минорные гаммы ми минор, соль минор, ля-бемоль минор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии

-4-6 этюдов

-8 -10 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



7 год обучения.

Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. Совершенствование техники звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой беглости. Подготовка выпускной программы.

За год учащийся должен освоить:

-6-8 пьес различных эпох и стилей (4 из которых входят в экзаменационную программу)

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

8-9 года обучения – Класс ранней профориентации.

Повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения. Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в среднее профессиональное учебное заведение.

За год учащийся должен освоить:

-2-4 этюда

-6-8 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

Годовые требования относятся ко всем группам. Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - по уровню развития учащегося.
Пятилетнее обучение.

1 год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение приемов апояндо и тирандо. Нотная грамота. Чтение нот в 1-2 позициях. Исполнение двойных нот и аккордов. Восходящее и нисходящее легато. Динамика звучания.

 За год учащийся должен освоить:

Мажорные гаммы до мажор, соль мажор в 1-2 октавы в аппликатуре Ф. Карулли.

Минорные гаммы ми минор, ля минор в 2 октавы в аппликатуре Ф. Карулли

-4-6 этюдов

-14-18пьес

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



2 год обучения.

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Развитие исполнительских навыков учащегося. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Развитие техники барре. Освоение грифа в пределах 7 позиций.

За год учащийся должен освоить:

Мажорные гаммы до мажор, ре мажор в 2 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии.

Минорные гаммы до минор, ре минор в 2 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии.

-4-6 этюдов

-10-12 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.


3 год обучения.

Развитие исполнительских навыков учащегося при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Развитие техники легато и барре. Освоение навыков вибрации. Подготовка к исполнению мелизмов. Знакомство с крупной формой и полифонией. Закрепление навыков игры в позиции.

За год учащийся должен освоить:

Мажорные гаммы фа-диез мажор, соль мажор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии

Минорные гаммы фа-диез минор, соль минор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии.

-4-6 этюдов

-10-12 пьес (в том числе полифоническое произведение и крупная форма)

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



4 год обучения.

Развитие музыкального мышления. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гаммах. Совершенствование техники левой руки: легато, мелизмы, двойные ноты и аккордовая игра. Закрепление навыков игры в позиции. Развитие исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Освоение навыков аккомпанемента.

За год учащийся должен освоить: 

Мажорные гаммы, ми мажор, соль мажор, ля-бемоль мажор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии

Минорные гаммы ми минор, соль минор, ля-бемоль минор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии

-4-6 этюдов

-8 -10 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



5 год обучения.

Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. Совершенствование техники звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой беглости. Подготовка выпускной программы.

За год учащийся должен освоить:

-6-8 пьес различных эпох и стилей (4 из которых входят в экзаменационную программу)

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

6-7года обучения – Класс ранней профориентации.

Повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения. Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в среднее профессиональное учебное заведение.

За год учащийся должен освоить:

-2-4 этюда

-6-8 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

Годовые требования относятся ко всем группам. Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - по уровню развития учащегося.
Трехлетнее обучение.

1 год обучения.

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение приемов апояндо и тирандо. Нотная грамота. Исполнение двойных нот и аккордов. Восходящее и нисходящее легато. Динамика звучания. Развитие исполнительских навыков учащегося. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Развитие техники барре. Освоение грифа в пределах 5 позиций.

 За год учащийся должен освоить:

Мажорные гаммы до мажор, до-диез мажор, ре мажор, ре-диез мажор в 2 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии.

Минорные гаммы до минор, до-диез минор, ре минор, ре-диез минор в 2 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии.

-4-6 этюдов

-12-14 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



2 год обучения.

Развитие исполнительских навыков учащегося при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Развитие техники легато и барре. Освоение навыков вибрации. Подготовка к исполнению мелизмов. Знакомство с крупной формой и полифонией. Закрепление навыков игры в позиции. Освоение навыков аккомпанемента.

За год учащийся должен освоить: 

Мажорные гаммы, ми мажор, соль мажор, ля-бемоль мажор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии

Минорные гаммы ми минор, соль минор, ля-бемоль минор в 3 октавы с каденциями в аппликатуре А. Сеговии

-4-6 этюдов

-8 -10 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



3 год обучения.

Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. Совершенствование техники звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой беглости. Подготовка выпускной программы.

За год учащийся должен освоить:

-2-4 этюда

-6-8 пьес различных эпох и стилей (4 из которых входят в экзаменационную программу)

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.



4-5 года обучения – Класс ранней профориентации.

Повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения. Целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в среднее профессиональное учебное заведение.

За год учащийся должен освоить:

-2-4 этюда

-6-8 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

Годовые требования относятся ко всем группам, но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню.

Программные требования к зачетам.

Семилетнее обучение.

1 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы (сдается на усмотрение преподавателя)

2 полугодие – 2 пьесы.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

2 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

3 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



4 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



5 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



6 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



7 год обучения.

1 прослушивание выпускной программы – 2 пьесы наизусть

2 прослушивание выпускной программы – 4 пьесы наизусть

Выпускной экзамен – 4 пьесы

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

Программные требования относятся ко всем группам. Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - на 1-2 класса ниже по уровню.
Пятилетнее обучение.

1 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



2 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



3 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



4 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



5 год обучения.

1 прослушивание выпускной программы – 2 пьесы наизусть

2 прослушивание выпускной программы – 4 пьесы наизусть

Выпускной экзамен – 4 пьесы

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

Программные требования относятся ко всем группам. Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - на 1-2 класса ниже по уровню.
Трехлетнее обучение.

1 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



2 год обучения.

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.



3 год обучения.

1 прослушивание выпускной программы – 2 пьесы наизусть

2 прослушивание выпускной программы – 4 пьесы наизусть

Выпускной экзамен – 4 пьесы

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы



Примерный уровень сложности музыкальных произведений,

рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.
Семилетнее обучение.

Группа «В».

1 год обучения.

Л. Иванова «Котенок»

Р.н.п. «Во саду ли во городе»

Укр.н.п. «Нич яка мисячна»

Л. Иванова «Дождик»

Бел.н. п. «Савка и Гришка»

Г.Гладков «Песенка черепахи»

Л. Панайотов Этюд ля минор

В Калинин Этюд ля минор

Х. Сагрерос Этюд ля минор


2 год обучения.

Л. Иванова «Звездочки»

В Калинин «Полька»

Й.Кюффнер «Экосез»

В. Бранд «Тетушка тыква»

В. Козлов «Грустная песенка»

Ф. Карулли «Вальс» ля мажор

В Козлов «Полька»

А Варламов «На заре ты её не буди»

Й. Поврожняк «Андантино»

Польск.н.т «Мазурка»

Г.Фетисов Этюд до мажор

Х. Сагрерос Этюд ля минор
3 год обучения.

Б. Мокроусов «Одинокая гармонь»

М. Джулиани «Аллегро»

Л. Иванова «Дюймовочка»

М. Каркасси «Прелюдия» ми минор

Р.н.п. «Как при лужку» обр. В.Калинина

В. Бортянков «Колыбельная»

Д. Фортеа «Вальс»

Н.Кост Этюд ля минор

М. Джулиани Этюд до мажор

К. Попов Этюд до мажор

4 год обучения.

Р.н.п. «Как ходил-гулял Ванюша» обр.С.Кочетова

А. Винницкий «Маленький ковбой»

Г. Санз «Руджеро»

Неизв. автор «Клен ты мой опавший»

Ф. Карулли «Рондо» до можор

Р. де Видаль вариации на тему «Фолии»

Д. Агуадо Этюд ля минор

Ф. Таррега Этюд ми минор

В Гетце Этюд до мажор



5 год обучения.

Ф Карулли «Рондо» соль мажор

Г. Гендель «Сарабанда»

Ф. Сор «Бурре»

М. Александрова Вариации на тему р.н.п. «У нас нынче субботея»

Д. Семензато «Шоро»

В. Калинин «Прелюдия»

А. Винницкий «Розовый слон»

М. Джулиани Этюд №5

В. Калинин Этюд ми минор

М. Каркасси Этюд №7
6 год обучения.

В. Галилей «Гальярда»

Ф. Сор «Галоп»

Неизв. автор «Жига»

Исп. н.т. «Видалита» обр. В. Колосова

К. Ромберг «Тихо как при восходе солнца»

В. Гомес «Романс»

М. Каркасси «Рондо» ля мажор

А. Накахима Этюд ля минор

М. Каркасси Этюд ля минор

Ф. Сор Этюд ми мажор

7год обучения.

А. Иванов-Крамской «Песня без слов»

И.С. Бах «Сарабанда» си минор

Г. Альберт «Соната №1»

Н. Паганини «Соната» до мажор

Х. Кардосо «Милонга»

Д. Рейнхард «Облака»

Р.н.п. «Тонкая рябина» обр. А. Иванова-Крамского

У.н.п. «Вечер на дворе» обр. Н. Михайленко

М. Каркасси Этюд ля мажор


1 вариант выпускной программы.

И. С. Бах «Буре»

Н. Паганини «Соната» до мажор

М. Высоцкий Вариации на тему р. н. песни «Ах, болит»

Г. Альберт «Вальс-фантазия»
2 вариант выпускной программы.
И. С. Бах «Сарабанда»

Ф. Сор «Рондо» ре мажор

А. Лауро «Негрито»

У.н.п. обр. Н. Михайленко «Вечер на дворе»


Семилетнее обучение.

Группа «А» (повышенный уровень)

3 год обучения.

Неизв.автор 16-й век «Пэккингтонс паунд»

Л.Иванова «Испанская зарисовка»

Р.н.п. обр. А.Иванова-Крамского «Утушка луговая»

В.Калинин «Частушка»

В.Калинин «Тарантелла»

М.Каркасси «Андантино» ля минор

А.Иванов-Крамской «Прелюдия» ми минор

М.Каркасси «Сицилиана»

А.Виницкий «Маленький ковбой»

М.Каркасси «Ляргетто»

Ф.Карулли «Рондо» соль мажор

М.Кригер «Менуэт»

Неизв.автор 17 век «Ария» до мажор

Л.Моцарт «Менуэт»

В.Гётце «Этюд» до мажор

Ф.Карулли «Этюд» ля минор

А.Попов «Этюд» до мажор


4 год обучения.

Ж.Ф.Рамо «Ригодон»

Г.Санз старин.исп.танец «Марисапалос»

Л.Валькер «Маленький романс»

Л.Иванова «Мелодия»

П.Майборода «Киевский вальс»

Н.Кост «Баркарола»

В.Калинин «Прелюдия»

Ф.Карулли «Сицилиана»

М.Джулиани «Пьеса

Г.Перселл «Ария» ре минор

Л.Моцарт «Бурре» ми минор

М.Каркасси «Рондо» ля мажор

А.Виницкий «Розовый слон»

Р.н.п. обр. А.Иванова-Крамского «Я на камушке сижу»

Ф.Карулли «Этюд» ля минор

М.Каркасси «Этюд» ля минор

Э.Пухоль «Этюд» ми мажор


5 год обучения.

С.Минисетти «Вечер в Венеции»

М.Александрова «Баллада»

М.Александрова Вариации на тему р.н.п. «Ой при лужку»

В.Калинин «Прелюдия»

М.Джулиани «Сонатина»№2 соль мажор

Неизв.авт. «Жига»

Цыганск.н.п. обр.С.Орехова «Разжигаю я костёр»

Ф.Карулли «Сонатина» ля мажор

Ф.Карулли «Сицилиана»

Ф.Сор «Пастораль»

А.Затынченко «Танец»

В.Калинин «Элегия» памяти Ф.Шопена

Г.Гендель «Сарабанда» ми минор

М.Джулиани «Этюд»№5 ми минор

М.Каркасси «Этюд» ля минор

Д.Коста «Этюд» до мажор
6 год обучения.

Цыганск.н.п. обр.К.Смаги «Очи чёрные»

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Вдоль по улице метелица метёт»

М.Каркасси «Андантино» ми мажор

И.С.Бах «Прелюдия» ре мажор переложение В.Кузнецова

М.Понсе - С.Вайс «Гавот»

С.Абреу «Тико-тико»

Р.де Визе «Пассакалья» ми минор

И.С.Бах «Сарабанда» и «Дубль» си минор

Х.Пернамбуко «Звуки колокольчиков»

М.Джулиани «Рондо» из сонаты до мажор

Ф.Карулли «Концертная пьеса» ля мажор

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Ах ты душечка»

Ф.Сор «Этюд»си минор

С.Накахима «Этюд-аллегро» ля минор

С.Мейрантс «Этюд-тремоло» ми минор

М.Джулиани «Этюд» ми минор
7 год обучения.

Л.Ален «Огонь сердца»

И.С.Бах «Прелюдия» ре минор

Г.Санз «Канариос»

А.Барриос «Танго»

Ф.Таррега «Романтическая сюита»

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Не брани меня, родная»

М.Высотский Вариации на тему р.н.п. «Ах, болит»

А.Виницкий «Подружка»

А.Скарлатти «Гавот» ре мажор

Д.Фампас «Греческий танец»

Дж.Перголези «Сицилиана» ми минор

Э.Вила-Лобос «Этюд»№1 ми минор

Э.Пухоль «Этюд»соль мажор(«Шмель»)

М.Джулиани «Этюд» ми минор

Г. Альберт «Соната № 1» ми минор


Вариант выпускной программы.

И.С.Бах «Прелюдия» ре мажор

Г. Альберт «Соната № 1» ми минор

М.Высотский Вариации на тему р.н.п. «Ах, болит»

А.Барриос «Танго»
Семилетнее обучение.

Группа «С» (дифференцированный уровень)

3 год обучения.

Л.Иванова «В заброшенном пруду»

В.Калинин «Полька»

Й.Кюффнер «Экосез»

В.Козлов «Грустная песенка»

В.Надтока «Дождик»

Д.Битинг «Кукушка»

Р.н.п. обр.В.Калинина «Как под горкой под горой»

М.Каркасси «Андантино»

Д.Джагашвили «Весёлый ветерок»

Й.Поврожняк «Андантино»

Л.Иванова «Песенка»

Н.Бакланова «Этюд» соль мажор

Х.Сагрерос «Этюд» ля мажор

А.Панайотов «Этюд» ля минор

4 год обучения.

Л.Иванова «Весёлый плутишка Буратино»

М.Джулиани «Аллегро»

Н.Паганини «Испанский вальс»

Ф.Карулли «Вальс»

Польск.н.танец « Мазурка»

М.Каркасси «Вальс»

В.Калинин «Маленький испанец»

Р.н.п. обр.В.Калинина «Ой при лужку»

А.Варламов «На заре ты её не буди»

Ф.Карулли «Танец»

Ф.Карулли «Этюд» ля минор

Ф.Карулли «Этюд» ми мажор

Х.Сагрерос «Этюд» ре минор

М.Каркасси «Этюд» ля минор

5 год обучения.

Неизв.автор «Пэккингтонс паунд»

Л.Иванова «Испанская зарисовка»

Б.Калатауд «Дивертисмент»

Н.Кошкин «Отражение луны»

Г.Гарнишевская «Осень»

А.Иванов-Крамской «Прелюдия»

ФКарулли «Рондо»соль мажор

М.Каркасси «Полька»

А.Рамирес «Странники»

Р.н.п. обр. В.Яшнева «Ходила младёшенька»

Д.Джагашвили «Вверх и вниз»

Д.Агуадо «Этюд» ля минор

М.Каркасси «Этюд» ля минор

М.Джулиани «Этюд» до мажор

6 год обучения.

Аноним «Чакона»

Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)

М.Каркасси «Анданте»

В.Бранд «Осень»

Х.Барренс-Диас «Речетатив»

Ю.Розас «Над волнами»

И.Кригер «Менуэт»

Л.Иванова «Мелодия»

В.Козлов «Испанский танец»

П.Маккартни, Дж.Леннон «Вчера»

И.С.Бах «Менуэт» ля минор

Г.Веласко «Вальс»

З.Беренд «Английский танец»

Ф.Карулли «Этюд» ля минор

Ф.Сор «Этюд» ми минор


7 год обучения.

Г.Гендель «Сарабанда» ми минор

И.С.Бах «Менуэт» соль мажор

Ф.Карулли «Рондо» соль мажор

М.Джулиани «Сонатина» соль мажор

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Я на камушке сижу»

Б.Фомин «Ехали цыгане»

К.Ромберг «Тихо,как при восходе солнца»

В.Калинин «Прелюдия»

Мексик.н.п.обр.И.Пермякова «Красивое небо»

И.Пермяков «Песня рабочего»

Англ.н.п. обр.З.Беренда «Зелёные рукава»

Цыганск.н.п. обр.М.Александровой «Сосница»

В.Гомес «Романс»

Э.Пухоль «Этюд» ми мажор
Вариант выпускной программы.

И.С.Бах «Менуэт» соль мажор

Ф.Карулли «Рондо» соль мажор

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Я на камушке сижу»

К.Ромберг «Тихо,как при восходе солнца»
Пятилетнее обучение.

Группа «В»

1 год обучения.

Д.Кабалевский «Маленькая полька»

Укр.н.п. «Ой, ты дивчина зарученная»

Польск.нар.танец «Мазурка»

Л.Иванова «Звёздочки»

Л.Иванова «В заброшенном пруду»

В.Козлов Полька «Топ-топ-топ»

М.Каркасси «Андантино» до мажор

Д.Фортеа «Вальс»

Ф.Карулли «Вальс» до мажор

Ф.Карулли «Вальс» ля мажор

Ф.Карулли «Танец»

И.Кюффнер «Экосез»

В.Бранд «Тётушка Тыква»

В.Бранд «Снег»

Х.Сагрерос «Этюд» ля минор

Л.Панайотов «Этюд» ля минор

М.Каркасси «Этюд» ля минор


2 год обучения.

Н.Паганини «Вальс» соль мажор

В.Калинин «Маленький испанец»

Л.Иванова «Испанская зарисовка»

М.Каркасси «Сицилиана»

А.Варламов «На заре ты её не буди» обр.Н.Поняева

М.Джулиани «Аллегро»

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского» Ах, ты матушка»

Р.н.п. обр.В.Яшнева «Ходила младёшенька»

А.Нава «Аллеманда»

М.Каркасси «Аллегретто»

К.Листов «В землянке»

С.Фетисов «Этюд» до мажор

Н.Кост «Этюд» ля минор

Ф.Карулли «Этюд» ля минор

М.Джулиани «Этюд» до мажор




3 год обучения.

И.Кригер «Менуэт»

Ф.Карулли «Рондо» соль мажор

М.Каркасси «Рондо» ми мажор

Исп.нар.танец обр.Ю.Зырянова «Малагуэнья»

А.Иванов-Крамской «Танец»

В.Козлов «Испанский танец»

А.Виницкий «Маленький ковбой»

ГСанз «Руджеро»

Обр.Н.Поняева «Цыганская Венгерка»

В.Калинин «Резвый ослик»

А.Лоретти «Этюд» соль мажор

Ф.Таррега «Этюд» ми минор

В.Гётце «Этюд» до мажор


4 год обучения.

З.Беренд «Английский танец»

Г.Гендель «Сарабанда» ми минор

В.Калинин «Прелюдия»

Д.Семензато «Шоро»

П.Роч «Хабанера»

Р.н.п. обр.М.Александровой «Ой при лужку»

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Вдоль по улице метелица метёт»

Цыганск.н.п. обр.М.Александровой «Сосница»

М.Каркасси «Рондо» до мажор

М.Каркасси «Рондо» ля мажор

И С.Бах «Менуэт» ля минор

В.Гомес «Романс»

Э.де Куртис «Вернись в Сорренто»

Альмарас «История любви»

М.Джулиани «Этюд»№5(«Ручеёк»)

Д.Коста «Этюд» до мажор

Ф.Сор «Этюд» ми мажор

М.Каркасси «Этюд» ля минор

А.Виницкий «Этюд» ми минор


5 год обучения.

И.С.Бах «Прелюдия» ре минор

И.С.Бах «Сарабанда» си минор

И.С.Бах «Бурре» ми минор

Р.де Визе «Пассакалья»

В.Галилей «Гальярда»

Г.Гендель «Ария»

М.Джулиани «Сонатина» до мажор

Ф.Карулли «Концертная пьеса» ля мажор

Г.Альберт «Соната»№1 ми минор

Г.Альберт «Чувства»

Ж.Пернамбуко «Звуки колокольчиков»

А.Иванов-Крамской «Вальс»

Ф.Таррега «Слеза»

А.Виницкий «Подружка»

А.Виницкий «Розовый слон»

А.Иванов-Крамской Вариации на тему р.н.п. «Тонкая рябина»

М.Джулиани «Этюд» ми минор

С.Накахима «Этюд-аллегро» ля минор

М.Каркасси «Этюд» ля минор

М.Каркасси «Этюд» ре мажор

Э.Пухоль «Этюд»соль мажор(«Шмель»)


Вариант выпускной программы.

И.С.Бах «Бурре» ми минор

М.Джулиани «Сонатина» до мажор

М. Александрова обр. цыганской народной песни «Сосница»

А.Виницкий «Розовый слон»
Пятилетнее обучение.

Группа «А» (повышенный уровень)

3 год обучения.

Н.Кост «Гавот» до мажор

Г.Санз старин.исп.танец «Марисапалос»

Л.Валькер «Маленький романс»

М.Каркасси «Рондо» ля мажор

И.Мертц «Анданте» до мажор

Х.Сагрерос «Вальс»

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Я на камушке сижу»

Ф.Таррега «Мазурка»

Г.Веласко «Вальс»

Ф.Карулли «Рондо» соль мажор

А.Варламов «На заре ты её не буди»(перелож. А.Ларичева)

С.Бренчинелло «Партита»

А.Виницкий «Этюд» ми минор

М.Каркасси «Этюд» ля минор

Ф.Таррега «Этюд» до мажор

А.Лоретти «Этюд» соль мажор
4 год обучения.

Г.Альберт «Вальс-фантазия»

А.Виницкий «Розовый слон»

Испанск.нар.танец «Сальвадор»

В.Галилей «Гальярда»

А.Лауро «Венесуэльский вальс»№2

А.Лауро «Негрито»

Р.н.п.обр.А.Иванова-Крамского «Во поле берёза стояла»

Старин.англ.песня обр.З.Беренда «Зелёные рукава»

И.С.Бах «Сарабанда» си минор

В.Карлаш «Пончо»

Укр.н.п. обр.Н.Михайленко «вечер на дворе»

М.Джулиани «Рондо» из сонатины до мажор

Б.Калатаунд «Гавот» ми минор

М.Каркасси «Андантино» ми мажор

С.Мейрантс «Этюд-тремоло» ми минор

А.Виницкий «Этюд»№5 ми минор

5 год обучения.

М.Высотский Вариации на тему р.н.п. «Ах, болит»

Д.Уэбстер «Тень твоей улыбки»(Фантазия на темы 2-х латиноамер. песен)

Ж.Ф.Рамо «Менуэт» ре мажор

М.Джулиани «Финал» из сонатины №3 ре мажор

Р.н.п. обр. А.Иванова-Крамского «Светлый месяц»

Ф.Таррега «Розита»

В.Савио «Часы»

В.Козлов «Бурлеска»

Обр. В.Славского «Казахский народный танец»

Р.де Визе «Пассакалья»

Дж.Перголези «Сицилиана» ми минор

Э.Вила-Лобос «Прелюдия»№1,№3

И.С.Бах «Аллеманда»

Ф.Сор «Рондо» ре мажор

М.Каркасси «Этюд» ля мажор

Э.Вила-Лобос «Этюд»№1 ми минор

Э.Пухоль «Этюд» («Шмель»)

М.Джулиани «Этюд»№5 («Ручеёк»)
Вариант выпускной программы

Р.де Визе «Пассакалья»

Ф.Сор «Рондо» ре мажор

Обр. В.Славского «Казахский народный танец»

Э.Вила-Лобос «Прелюдия» №3
Пятилетнее обучение.

Группа «С» (дифференцированный уровень)

3 год обучения.

Д.Фортеа «Вальс»

М.Джулиани «Аллегро»

Р.н.п. обр.В.Яшнева «Ходила младёшенька»

Неизв.автор 17 век «Ария» до мажор

Неизв.автор 17 век «Менуэт» до мажор

Обр. Шумеева «Дом восходящего солнца»

В.Бортянков «Колыбельная»

Й.Поврожняк «Вальс»

М.Каркасси «Андантино»

Исп.нар.танец обр. Ю.Зырянова «Малагуэнья»

Б.Мокроусов «Одинокая гармонь»

Ф.Сор «Этюд» ми минор

Д.Агуадо «Этюд» ля минор

Х.Сагрерос «Этюд» ре мажор
4 год обучения.

Г.Хартог «Фиеста гитана»

Неизв.автор «Клён ты мой опавший»

Г.Санз «Руджеро»

А.Рамирес «Странники»

И.Петер «Модерато»

Ф.Карулли «Сонатина» до мажор

Х.Барренс-Диас «Речетатив»

М.Каркасси «Сицилиана»

М.Джулиани «Анданте»

Р.н.п. обр.В.Колосова «Вдоль да по речке»

Д.Джагашвили «Вверх и вниз»

А.Виницкий «Этюд» ми минор

А.Попов «Этюд» до мажор

М.Каркасси «Этюд» ля минор
5 год обучения.

Г.Гендель «Сарабанда» ми минор

И.С.Бах «Менуэт» сольмажор

Англ.н.п. обр.З.Беренда «Зелёные рукава»

В.Калинин «Прелюдия»

Б.Фомин «Ехали цыгане»

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Я на камушке сижу»

М.Джулиани «Сонатина» соль мажор

М.Каркасси «Рондо» ля мажор

Ф.Карулли «Рондо» соль мажор

К.Ромберг «Тихо как при восходе солнца»

В.Гомес «Романс»

Исп.н.танец обр.В.Колосова «Видалита»

Ф.Сор «Этюд» ми мажор

М.Каркасси «Этюд» ля минор
Вариант выпускной программы

Г.Гендель«Сарабанда» ми минор

М.Джулиани «Сонатина» соль мажор

Англ.н.п. обр.З.Беренда «Зелёные рукава»

В.Калинин «Прелюдия»
Трехлетнее обучение

1 год обучения.

Испанск.нар.танец «Малагуэнья»

А.Варламов «На заре ты её не буди»

М.Каркасси «Рондо» ми мажор

М.Каркасси «Рондо» ля мажор

Л.Иванова «Испанская зарисовка»

Неизв.автор Клён ты мой опавший»

Неизв.автор 16-й век «Ария»

Неизв.автор 16-й век «Менуэт»

Х.Сагрерос «Вальс»

П Роч «Хабанера»

Х.Сагрерос «Мария-Луиза»

А.Виницкий «Этюд» ми минор

Х.Сагрерос «Этюд» ре мажор

Ф.Таррега «Этюд» до мажор

М.Джулиани «Этюд» ми минор

Ф.Сор «Этюд» ми мажор
2 год обучения.

Р.н.п. обр.Л.Шумеева «За реченькой диво»

Ф.Карулли «Рондо» соль мажор

И.С.Бах «Менуэт» ля минор

М.Каркасси «Рондо» ля мажор

М.Александрова «Баллада» из сюиты

В.Бортянков «Испанский танец»

Р.н.п. обр. А.Иванова-Крамского «Ах, ты душечка»

С.Бренчинелло «Партита»

Г.Гендель «Сарабанда» ми минор

М.Каркасси «Модерато»

М.Каркасси «Рондо» до мажор

Д.Семензато «Шоро»

К.Ромберг «Тихо как при восходе солнца»

Испанск.нар.танец «Видалита»

Э.Вила-Лобос «Кубинский танец»

В.Калинин «Прелюдия»

Д.Коста «Этюд» до мажор

М.Джулиани «Этюд» ми мажор

А.Лоретти «Этюд» соль мажор



3 год обучения.

И.С.Бах «Сарабанда» си минор

Р.де Визе «Пассакалья»

Ж.Ф.Рамо «Менуэт» ре мажор

Неизв.автор «Жига»

Ф.Карулли «Сонатина» ля мажор

М.Каркасси «Андантино» ми мажор

Ф.Сор «Рондо» ре мажор

М.Джулиани «Финал» из Сонатины №3 ре мажор

Г.Альберт «Соната» №1 ми минор

М.Каркасси «Ария» с вариациями

А.Виницкий «Розовый слон»

Укр.н.п. обр. Н.Михайленко «Вечер на дворе»

Испанск.нар.танец «Сальвадор»

Обр. А.Григорьева «Цыганская венгерка»

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Вдоль по улице метелица метёт»

А.Виницкий «Этюд» ми минор

С.Мейрантс «Этюд-тремоло» ми минор

С.Накахима «Этюд-аллегро» ля минор

М.Джулиани «Этюд» ми минор

Ф.Таррега «Этюд» ля мажор
Вариант выпускной программы.

И.С.Бах «Сарабанда» си минор

Ф.Карулли «Сонатина» ля мажор

Р.н.п. обр.А.Иванова-Крамского «Вдоль по улице метелица метёт»

А.Виницкий «Розовый слон»

Список рекомендуемых сборников.

1.Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» - М., 1987 г.

2.«Альбом начинающего гитариста» (все выпуски) – М., 1969 – 1987 г.г.

3.Вещицкий П. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» - М., 1970 г.

4.«Гитара, музыка, кино» Переложение Л. Шумидуба, изд. «Торопов»

5.Джагашвили Д.И. «Избранные произведения» 1-3 год обучения – С-Пб., 1997 г.

6.Иванова Л. «Детские пьесы» - С-Пб., 2000 г.

7.Иванов-Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре» - М.,1986 г.

8.Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре» - М., 1988 г.

9.Ковалевский И. «Лунная река» - С-Пб., 2002 г.

10.Ковалевский И. «Однажды я любил» - С-Пб., 1998 г.

11.Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» М., 1980 г.

12.Бранд В. «Песенки-гитаринки» (сборник пьес и аудикассета) – М., 1999 г.

13.Калинин В. «Юный гитарист» - М., 2001 г.

14.«Любимые мелодии» составитель О.Кроха – М., 1998 г.

15.Николаев А. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» - М., 1985 г.

16.Педагогический репертуар гитариста» 1-2 классы ДМШ , вып.5. Составитель и исп. Редактор Е.Ларичева – М., 1982 г.

17.«Педагогический репертуар гитариста» 3-5 классы ДМШ, вып. 5. Составитель Е.Ларичев – М., 1982 г.

18.«Пусть будет». Популярные зарубежные пьесы в обработке для шестиструнной гитары. Составитель И.Пермяков – С-Пб., 1990 г.

19.«Популярные джазовые и эстрадные мелодии, вып. 2, ред. В.Гуркина, обр.С.Федорова - Ростов-на-Дону, 1999 г.

20.«Популярные джазовые и эстрадные мелодии», вып. 3, ред. В.Гуркина, обр. С.Федорова - Ростов-на-Дону , 2000 г.

21.Фетисов Г. «Первая гитарная тетрадь» - М., 1997 г.

22.«Хрестоматия гитариста» 1 кл. ДМШ, сост. В.Гуркин – Ростов-наДону, 1998 г.

23.Хрестоматия гитариста» 1-2 классы ДМШ, сост.К.Гордиенко – Ростов-на-Дону, 1998 г.

24.«Хрестоматия гитариста» 1-3 классы ДМШ, сост. Е.Ларичев – М. 1987 г.

25. «Хрестоматия гитариста» 3-4 классы ДМШ, сост.В.Гуркин- Ростов-на-Дону, 1999 г.

26. Шумидуб А. «Школа – самоучитель» - М., 2000 г.

27. «Этюды для шестиструнной гитары», сост. и ред. И.Пермякова – М., 1987 г.




скачать файл



Смотрите также:
Мбоу дод «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара» Рабочая программа
371.34kb.
Лауреаты III степени: Номинация «Сольное исполнение»
25.07kb.
Мамаджанова Марина Васильевна, моу дод «Детская школа искусств №2 им. И. Я. Паницкого» г. Балаково
33.4kb.
«Детская школа искусств «Пастораль» города Кирова
209.49kb.
Филиппова Анастасия Сергеевна моу дод "Солнечная детская школа искусств", с н. Солнечный Тема исследования: «Фортепианное творчество Д. Б. Кабалевского: исполнительский и педагогический аспект»
408.32kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика»
15.62kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Бактерии, грибы, растения»
11.51kb.
На основании приказов №57 о от 01. 06. 2012 г., №60 о от 07. 06. 2012 г., №72 о от 07. 09
61.8kb.
Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в мбоу дод «Кингисеппский детский оздоровительно-образовательный лагерь «Бригантина»»
467.01kb.
«Развитие дополнительного образования детей муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Угранская детская школа искусств» на 2012-2014 годы»
133.96kb.
2011 г. №3-271 о создании муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская музыкальная школа №1 им. Л. Н
523.89kb.
Директор мбоу дод
96.4kb.