vmest.ru страница 1
скачать файл

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №1 г.Порхова»




Составила учитель музыки

Захарова Наталья Вельевна

учитель I категории

образование средне - специальное


2010год

Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Музыка - это один из универсальных и важнейших способов коммуникации, связывающая людей через пространство и время.

Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.

Направленность данной авторской образовательной программы – художественно-эстетическая. По уровню освоения программа определяется как общекультурная, предполагающая удовлетворение познавательного интереса ребенка, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения.

Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.

Репертуар программы базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения, четко прочерчивающий вектор развития учащихся.



Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.

Задачи программы:

Образовательные:

- содействовать формированию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонации, дикции, ансамбля;

- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки.

Развивающие:

- создать условия для развития музыкальных способностей: ладогармонического слуха, музыкальной памяти, метроритма;

- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки; культуры чувств;

- способствовать развитию осмысленного выразительного исполнения вокально-хоровых произведений;

- обеспечить овладение навыками понимания и следования дирижерским жестам;

- создать предпосылки для осознанного подхода детьми к процессу исполнения произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии ребенка, постижение образно-эмоционального содержания произведения).



Воспитательные:

- создать условия для воспитания культурного слушателя, подготовленного к полноценному эстетическому восприятию музыкального искусства;

- способствовать воспитанию творческого исполнителя;

- содействовать воспитанию коммуникативных качеств личности, формированию культуры общения.

- создание ситуаций для творческой самореализации ребенка и педагога, на раскрытие творческого потенциала учащихся.

Для продуктивного решения поставленных задач приоритетными являются следующие педагогические принципы:

- индивидуальный подход к каждому ребенку; признание его уникальности и самоценности;

- систематичность и планомерность работы в классе и дома;

- поощрение творческой инициативы, признание его права на самореализацию;

- личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированная на его интересы.

При организации занятий используются методы:

- вербальные (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ музыкального произведения и др.);

- наглядные (показ педагогом упражнения, работа по образцу - пение разных партий и

др.);


- практические

Форма и режим занятий.

Программа составлена для занятий хором в общеобразовательной школе и рассчитана на 4 – 7 классы.

Программа рассчитана на 4 года обучения по 1 часу в неделю (в год 36 часов).

Занятия проводятся на базе общеобразовательной школы.

В хор принимаются все желающие. Первоначальное прослушивание дает педагогу представление о музыкальных данных будущего ученика и возможность выявления различных нарушений голосового аппарата, дикции. Занятия проходят в группах, а также в подгруппах.

Групповые занятия включают в себя следующие разделы:

- вокально-хоровая работа,

- хоровое сольфеджио,

- слушание музыки,

- работа над репертуаром.

Кроме групповых занятий, по необходимости, возможна индивидуальная работа с учащимися. Практикуется объединение двух или более хоровых групп для проведения сводных репетиций. Подгрупповые занятия проводятся в классах по хору (занятия по партиям, коррекция голоса, контрольные занятия).



Ожидаемые результаты и способы их проверки.

- Сформируются основные вокально-хоровые навыки;

- Сформируется интерес к вокально-хоровому исполнительству;

- Разовьется потребность в коллективном вокально-хоровом музицировании и способность к сотрудничеству и открытому доброжелательному общению.



Способами проверки ожидаемых результатов являются участие в предлагаемых концертах, фестивалях, праздниках, ежегодный мониторинг знаний и умений каждого учащегося. (Приложение №1)

Учебно-тематический план

1 год обучения.





Название раздела и темы занятий

Всего

Теория

Практика


1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-хоровые навыки

4

1

3

3

Хоровое сольфеджио

5

2

3

4

Работа над репертуаром

20

6

14

5

Слушание музыки

3

1

2

6

Исполнительская деятельность

2

1

1

7

Итоговый отчетный концерт

1

-

1




ИТОГО

36

12

24



Содержание программы

первого года обучения


п/п

тема

Знания, умения, навыки

Упражнения

Количество занятий
Теория/практика

1

Вводное занятие

Знакомство с учащимися, ознакомление с основными разделами программы и формами работы.





1/0


2

Вокально – хоровая работа

(Приложение №2)



Развитие музыкальных способностей. Певческая осанка, навык правильного открытия рта. Певческое дыхание и его роль в звукообразовании. Формирование плавного и экономного выдоха во время фонации. Пение по руке.

Использование игровых моментов.

Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица. Упражнения на дикцию. Упражнения на дыхание. Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах.




1/3


3

Хоровое сольфеджио

Длительности: целая, половинная.

Пение знакомых мелодий. Сильная и слабая доля. Понятие о высоких и низких звуках.

Определение на слух ударного слога, коротких и длинных слогов;


Ритмические упражнения. Счет на 2/4 с тактированием.

- повторение ритмической модели за педагогом (с использованием ритмослогов,

инструментария, опорно-двигательного аппарата);

- ритмическое оформление слов, фраз, стихов; упражнения на ритмослоговое чтение слов;

- работа с ритмическими моделями по таблицам, карточкам, на материале разучиваемых

произведений (чтение на ритмослоги, прохлопывание).




2/3


4

Работа над репертуаром

Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания.

Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.

6/14


5

Слушание музыки

Музыка и изобразительность. Понятие о музыкальных жанрах и формах.

П.И. Чайковский «Детский альбом».

Р. Шуман «Альбом для юношества».

К. Сен-Санс «Карнавал животных».


1/2

6

Исполнительская деятельность

Умение петь под руководством дирижера на сцене. Собранность, внимательность, артистичность на сцене.


Выступления в концертах.

Репетиции на сцене.




1/1



Анализ работы I года обучения

Содержание программы по музыке включает в себя произведения таких композиторов как П.И. Чайковский, Э. Григ, В.А. Моцарт, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, Г. Свиридов, И.С. Бах, К. Сен-Санс, В.Я. Шаинский и др. Музыкальные произведения, соответствуют критериям художественности, увлекательности, педагогической целесообразности, воспитательной значимости.

. Сформировались умения слышать музыку, закрепилось эмоциональное восприятие, выработалось ценностное отношение к музыке.
Приобрели навыки мелодической, ритмической и двигательной импровизации.

Разнообразные виды учебной музыкальной деятельности обеспечили максимально широкий объём получаемых знаний о музыке и знаний самих музыкальных произведений. Слушание музыки привело к развитию слухового опыта, в результате чего могли самостоятельно понимать содержание незнакомого им произведения.


Применялись следующие этапы в организации слушания музыки:

  • вступительное слово учителя;

  • слушание произведения;

  • беседа о прослушанном произведении;

  • анализ произведения;

  • повторное слушание.

На основе навыка осознанного восприятия музыки, полученного в результате слушательской деятельности, развиваются исполнительские умения и навыки. Исполнительская деятельность учащихся осуществляется в следующих видах:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;

  • музыкально-ритмические движения.

Осваивая исполнительские виды деятельности, учащиеся приобрели практический опыт воспроизведения разнообразных музыкальных интонаций, благодаря чему более глубоко проникают в содержание музыки, они как бы «проживают» это содержание, что, несомненно, сказывается на уровне их музыкальной культуры. Следует отметить, что исполнение музыки – более активный вид музыкальной деятельности по сравнению со слушанием музыки.

Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально исполнительской деятельности.

Отличительными критериями оценки творчества и деятельности учащихся являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Результаты. (Приложение №3)



  • Районный конкурс «Новые имена» 2007 год - Диплом III степени [1]

  • Районный конкурс «Вокально – хореографическая мозаика» 2007 – Грамоты за активное участие (младшая вокальная группа [2] и вокальная группа «Тайна»[3])


Учебно-тематический план

2 год обучения.




Название раздела и темы занятий

Всего

Теория

Практика


1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-хоровые навыки

4

1

3

3

Хоровое сольфеджио

5

2

3

4

Работа над репертуаром

20

6

14

5

Слушание музыки

3

1

2

6

Исполнительская деятельность

2

1

1

7

Итоговый отчетный концерт

1

-

1




ИТОГО

36

12

24


Содержание программы

второго года обучения


п/п

тема

Знания, умения, навыки

Упражнения

Количество занятий

Теория/Практика

1

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с основными разделами программы и формами работы второго года обучения.

Повторение программы первого года обучения.


1/0

2

Вокально – хоровая работа

(приложение №2)



Работа по воспитанию музыкального, гармонического слуха, ритма. Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия. Выступление некоторых детей в роли солистов.

Тембр, звуковедение.




Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании.

Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание.

Упражнения, помогающие выработке навыков выразительного пения.

Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука.

Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различных приемов голосоведения.



1/3

3

Хоровое сольфеджио

Ладотональность.

Метроритм

Двухголосие


Пение гамм вслух и про себя, с различными нюансами, попеременно между двумя группами, с педагогом, в разных темпах.

Исполнение ритмических канонов.

Построение интервалов, пение, определение на слух. Пение двухголосия с прямым и противоположным движением голосов.



2/3

4

Работа над репертуаром

Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей.

Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.




Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения.

Работа над пением без сопровождения,

a capella.


6/14

5

Слушание музыки

Вокальные и инструментальные жанры. Знакомство с жанрами хоровой музыки: гимны, кантаты, оратории. Программно-изобразительная музыка.


И.С. Бах « Кофейная кантата». И. Гайдн Оратория «Времена года». П.И.Чайковский «Времена года».


1/2

6

Исполнительская деятельность

Умение петь под руководством дирижера на сцене. Собранность, внимательность, артистичность на сцене.

Выступления в концертах. Репетиции на сцене

1/1



Анализ работы II года обучения

Основные направления работы - это воспитание музыкального, гармонического слуха, ритма. Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия.

Выступление некоторых детей в роли солистов. Расширение репертуара произошло за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.

Познакомились с жанрами хоровой музыки: гимны, кантаты, оратории. Закреплены навыки пения под руководством дирижера на сцене.

В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения.

Исполнение становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Результаты:



  • Участие в праздничном концерте к Дню учителя

  • Участие в праздничном концерте ко Дню матери

  • Участие в праздничном концерте к 23 февраля

  • Участие в праздничном концерте к 8 марта

Учебно-тематический план

3 год обучения.




Название раздела и темы занятий

Всего

Теория

Практика


1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-хоровые навыки

4

1

3

3

Хоровое сольфеджио

5

2

3

4

Работа над репертуаром

20

5

15

5

Слушание музыки

3

1

2

6

Исполнительская деятельность

2

1

1

7

Итоговый отчетный концерт

1

-

1




ИТОГО

36

11

25



Содержание программы

третьего года обучения


п/п

тема

Знания, умения, навыки

Упражнения

Количество занятий

Теория/Практика

1

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с основными разделами программы и формами работы третьего года обучения.





1/0

2

Вокально – хоровая работа

(Приложение №4)



Работа по воспитанию музыкального, гармонического слуха, ритма. Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия. Выступление некоторых детей в роли солистов.

Тембр, Звуковедение,

Навыки кантиленного пения.


Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании.

Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Упражнения на развитие правильного формирование звука, пение одного звука на crescendo и diminuendo.

Упражнения, помогающие выработке навыков выразительного пения.

Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука.

Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различные приемов голосоведения.


1/3

3

Хоровое сольфеджио

Ладотональность

Метроритм

Двухголосие


Пение секвенций с названием нот. Пение гамм вслух и про себя, с различными нюансами, попеременно между двумя группами, с педагогом, в разных темпах.

Исполнение ритмических канонов. Чтение ритма ритмослогами с тактированием и с дирижированием.

Пение двухголосия с прямым и противоположным движением голосов.


2/3

4

Работа над репертуаром

Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей.

Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.



Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения.
Работа над пением без сопровождения

a capella.




5/15

5

Слушание музыки

Элементарное знакомство с видами изложения музыки. Понятие сольного исполнения, ансамблевого и хорового.

Вокальное исполнение с сопровождением (фортепиано, инструментальный ансамбль, оркестр) и без него. Различие вокального исполнительства по жанрам: оперное, связанное с театральным действием; камерное, предполагающее выступление солистов, ансамблей; хоровое. Э. Григ «Пер Гюнт». М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Путешествие по оркестру: «Петя и волк» С. Прокофьева.


1/2

6

Исполнительская деятельность

Выступления в концертах. Репетиции на сцене. Умение петь под руководством дирижера на сцене. Формирование собранности, внимательности, артистичности на сцен

Концертно-исполнительская деятельность и массовая работа.

1/1



Анализ работы III года обучения

Продолжена работа над произведениями с элементами двухголосия.

Знакомство с видами изложения музыки. Понятие сольного исполнения, ансамблевого, хорового и выступление некоторых детей в роли солистов.

Происходит выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. В подборе хорового репертуара участвует детский коллектив.

Репертуар стал более разнообразным по тематике, жанрам, стилистическим особенностям, так как учитываются все желания хорового коллектива.

Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора.

В хоровом пении успехи и недостатки прослеживаются и соответственно отмечаются поощрением или замечанием. Участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

Концертно-исполнительская деятельность становиться более эмоциональной, образной и результативной.



Результаты. (Приложение №5)

  • Районный литературный праздник «Мой Пушкин» 2009год - грамота за активное участие [1]

  • Районный смотр художественного творчества «Здесь оставлено сердце моё» 2009 – лауреат (Вокальная групп «Тайна»)[2]

  • Районный смотр художественного творчества «Здесь оставлено сердце моё» 2009 – Грамота за I место (Художественный коллектив)[3]

  • Районный конкурс «Новые имена» 2009 год – грамота за активное участие [4]

Учебно-тематический план

4 год обучения.




Название раздела и темы занятий

Всего

Теория

Практика


1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-хоровые навыки

4

1

3

3

Хоровое сольфеджио

5

2

3

4

Работа над репертуаром

20

5

15

5

Слушание музыки

3

1

2

6

Исполнительская деятельность

2

1

1

7

Итоговый отчетный концерт

1

-

1




ИТОГО

36

11

25


Содержание программы

четвертого года обучения


п/п

тема

Знания, умения, навыки

Упражнения

Количество занятий

Теория/Практика

1

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с основными разделами программы и формами работы четвертого года обучения.





1/-

2

Вокальною – хоровая работа

(Приложение №4)



Развитие верхней зоны головного резонирования.

Единая манера звукообразования.

Тембр. Звуковедение. Знакомство с

полифоническим пением.




Пение упражнений с разными штрихами и нюансами.

Певческая установка и звукообразование.



1/3

3

Хоровое сольфеджио

Параллельные и одноименные тональности. Тональности до двух ключевых знаков.

Ритмические группы: синкопа. Освоение ритмической группы с шестнадцатыми,

пунктирного ритма, синкопы.


Пение двухголосия с прямым, параллельным и противоположным движением голосов.


2/3

4

Работа над репертуаром

Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.

Работа над пением без сопровождения

a capella. Пение духовной музыки.


Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения.

Работа над пением без сопровождения

a capella.



5/15

5

Слушание музыки

Знакомство со сложными синтетическими жанрами музыки.

И.С.Бах «Страсти по Матфею».

В.А. Моцарт «Реквием».

С. Рахманинов «Всенощное бдение».


1/2

6

Исполнительская деятельность

Умение петь под руководством дирижера на сцене. Формирование собранности, внимательности, артистичности на сцене.

Выступления в концертах. Репетиции на сцене

1/1



Анализ работы IV года обучения.

Чтобы занятие прошло интересно, эмоционально, хормейстером используется театральная лексика, вырабатываются «мизансцены», планируется кульминация занятия и другие компоненты.

Применяются упражнения с разными штрихами и нюансами для развития верхней зоны головного резонирования и единой манерой звукообразования. Продолжается работа над ритмом, звуковедением, двухголосием, над пением без сопровождения a capella.

В репертуаре народные песни, русская и зарубежная классика, современные хоровые произведения.

Работа над пением без сопровождения a capella.

Занятие хора - комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Хоровое пение - единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей.

Результаты: (Приложение №6)


  • Районный смотр художественного творчества «Я всё люблю, что мне Земля дала» 2010 год - лауреат (вокальная группа «Тайна») [1]

  • Районный смотр художественного творчества «Я всё люблю, что мне Земля дала» 2010 год – лауреат (хоровой коллектив школы №1) [2]

  • ЦТИ «Snail» Всероссийская дистанционная неделя музыки «Музыкальная ярмарка виртуальных талантов» 2010 год – Победитель (команда «Веселые нотки») [3]

  • Районный смотр художественного творчества «Хороша ты, родная Земля» 2011год. – Лучший художественный коллектив, лауреат - вокальная группа «Веселые нотки», лауреат – хоровой коллектив.[4]


Итоговые умения и навыки

После четырех лет занятий в хоре учащиеся должны обладать:

 прочными навыками звукообразования в разных голосовых регистрах (фальцетном, грудном, смешанном);

 навыками артикуляции (отчетливое произношение, растягивать гласные и коротко произносить согласные и др.);

 навыками певческого дыхания (смешанное – грудобрюшное дыхание, глубокий вдох и постепенный экономный выдох, умение распределять дыхание, цепное дыхание и т.д.);

 навыками выразительного исполнения.

Должны уметь:

 настраиваться по камертону на тональность (до двух знаков);

 петь мажорные гаммы в тональностях до двух знаков;

 петь один из видов минора в тональностях до двух знаков;

 петь гармоническую последовательность в мажоре;

 петь наизусть два одноголосных произведения из репертуара;



 петь двухголосные произведения наизусть дуэтом, ансамблем;
Список использованной литературы

  1. Асафьев Б. О хоровом искусстве. М.: Музыка, 1980.

  2. Бартенева Л. Лебедев Константин Михайлович.: Монография. - М., 2002.

  3. Богомолова Н., Баробошкина А. Музыкальная грамота Л.: Музыка, 1986.

  4. Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века: встреча двух эпох. М.,2001.

  5. Добровольская Н. Распевание в школьном хоре. – М.: Музыка, 1968.

  6. Емельянов В. Развитие голоса. СПб., 1997.

  7. Едунов С., Праслова Г. Программа по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования. - СПб., 2001.

  8. Мальцев С., Шевченко Г. Опыт обучения гармонизации и импровизации для хоровых отделений ДМШ /методическая разработка/. Л., 1986.

  9. Металлиди Ж., Перцовская А. «Сольфеджио для 1 классов ДМШ»: учебное пособие.

  10. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Л.: Наука, 1967.

  11. Менабени А. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987.

  12. Николаева Е. История музыкального образования. Древняя Русь, конец X – середина ХVII столетия. М., 2003.

  13. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI

века. М., 2003.

  1. Работа с детским хором: сб.статей/под ред. В. Соколова. – М.: Музыка, 1981.

  2. 100 канонов для детского хора./Сост. Л. Абелян, В. Попов. - М.: Музыка, 1969.

  3. Стулова Г. теория и практика работы с детским хором. М.:, 2002.

  4. Струве Г. Хоровое сольфеджио. М.: Советский композитор, 1988.

  5. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.- М.: Музыка, 1981.

  6. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., 1997.

  7. А. Н. Карасёв «Методика пения».

  8. А.И. Пузыревский «О желательной постановке пения в городских училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32

  9. Г. Урбанович «Певческий голос учителя» в сборнике «Музыкальное воспитание в школе». Составитель - О. А. Апраксина. Вып.14.Москва 1978 год.

  10. Е. Сарычев. « Сценическая речь» Москва «Просвещение» 1984 год

  11. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.

  12. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в

школе». Москва «Просвещение»1989 год.

  1. Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.

  2. «Хрестоматия по методике музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год.

  3. «Планета детства». Составитель - Озерова Н. Н. Санкт-Петербург 1994 год.
скачать файл



Смотрите также:
Мбоу большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е
807.47kb.
Мбоу средняя общеобразовательная школа №1 г
266.55kb.
Муниципальное «Средняя Общеобразовательное общеобразовательная Учреждение школа №30»г
683.94kb.
Директор моу «Мийнальская основная общеобразовательная школа» П. А
231.01kb.
Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения большегородищепская средняя обiцеобразователmyая школа имени героя советского союза н. Г
168.36kb.
Правила внутреннего распорядка для воспитанников гоу специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида №96 Общие положения
208kb.
Лауреаты III степени: Номинация «Сольное исполнение»
25.07kb.
Мбоу дод «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара» Рабочая программа
371.34kb.
Зотова Л. Г. Дадашев А. Д
57.17kb.
С. Новосельское /Погодин А. В
1056.14kb.
Использование информационных технологий в проектной деятельности младших школьников Е. Ю. Анненкова, мбоу «Гимназия №44 г. Пензы»
75.66kb.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
73.25kb.