vmest.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл



Приложение к письму

Департамента воспитания

и социализации детей

Минобрнауки России

от 30 марта 2012 г. № 06-634

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации отдыха и оздоровления детей и подростков,

в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации1

Март – 2012 г.
Введение.

Идея полноценного развития ребенка включает не только его обучение и воспитание, но и совершенствование его физического и психического здоровья. К сожалению, здоровье для детей не выступает основной жизненной ценностью - 89% опрошенных школьников, 66,5% педагогов и 62,2% руководителей образовательных учреждений не называют здоровье в числе 6 основных жизненных ценностей2.

Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают организации отдыха и оздоровления детей (лагеря, центры, базы и т.д.), которые, с одной стороны, выступают формой организации свободного времени детей, с другой - пространством для воспитания, оздоровления, развития творческого потенциала. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований».

Организация отдыха и оздоровления детей имеет множество преимуществ перед другими формами организации отдыха. Во-первых, это организованный активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил, гармонию души и тела. Во-вторых, совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач помогает детям восстановить свои силы, приобщиться к здоровому и безопасному образу жизни, развивать коммуникативные качества, ознакомиться с новыми видами деятельности. Все эти аспекты помогают раскрыть ребенку потенциал своей личности.

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом особенностей организации оздоровительно-развивающего отдыха для детей с разными потребностями, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, и представляют собой научно-обоснованную технологию, содержащую назначение, цели, задачи и принципы организации деятельности организации отдыха и оздоровления детей, описание условий, форм и методов этой работы.

Воспитательная ценность организаций отдыха и оздоровления детей состоит в том, что они создают условия для целесообразного и привлекательного досуга детей и подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в их нравственном и творческом развитии, получении знаний и умений жизнедеятельности, профориентации в условиях конкурентности рынка труда, в новизне впечатлений, самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, спорт, общение, игру и другие сферы возможного самоопределения. Кроме того, важными аспектами воспитательной деятельности в процессе организации отдыха и оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, выступает возможность их социализации и реабилитации за счет массового воздействия воспитательной среды, дифференциации интересов детей и подростков с учетом уровня их потребностей и ценностно-нравственной сферы, выбора разнообразных сфер общения и отношений в пространстве свободного времени, добровольности участия детей и подростков в предлагаемых видах и формах проведения свободного времени, а также реализации субъект-субъектных отношений взрослых и детей (подростков) на основе совместного интереса и деятельности.

Реализуемые в рамках организаций отдыха и оздоровления детей образовательные и воспитательные программы дают значительные положительные результаты, оказывая влияние на продуктивное развитие личности в период каникулярного отдыха, способствуют укреплению здоровья, профилактике вредных привычек, социализируя и реабилитируя детей.

Основными задачами детской оздоровительной кампаний являются:

увеличение числа детей и подростков (всех категорий), охваченных организованными формами отдыха и оздоровления в каникулярное время;

разработка и реализация программ по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, воспитанию толерантности в детском многонациональном коллективе;

сохранение и укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

организация досуга детей и подростков в каникулярный период;

выявление и поддержка одаренных и талантливых детей;

организация профильных смен и профильных отрядов различной направленности;

профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Общие положения и особенности

организации отдыха и оздоровления детей
1. Организация отдыха и оздоровления детей , в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, может осуществляться в разных типах и видах учреждений (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания детей, специализированные (профильные), спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические, технического творчества, краеведческие и др., оздоровительные центры, базы и комплексы), иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

2. В целях создания надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во время их пребывания в оздоровительных лагерях, а также условий, обеспечивающих безопасность детей во время их перевозки к местам отдыха и оздоровления и обратно, должен быть реализован необходимый комплекс мероприятий. Организации отдыха и оздоровления детей должны:

иметь разрешительные документы от надзорных служб (территориальных управлений Роспотребнадзора, Госпожарнадзора и т.д.);

осуществить проверку состояния физкультурно-спортивных сооружений, игрового оборудования и прочих конструкций, расположенных на их территориях;

обеспечить контроль со стороны полиции для несения круглосуточного дежурства (договор) в целях создания условий для безопасного пребывания детей;

провести необходимые мероприятия по обследованию и очистке акваторий для купания, оборудованию пляжей;

обеспечить сопровождение организованных групп детей, следующим автомобильным транспортом, согласно Положению о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и военной автомобильной инспекции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 20). Перевозка групп детей железнодорожным транспортом должна быть осуществлена в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31);

своевременно направить информацию по порядку проведения смен и возможных перевозках детей в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования (см. рекомендации Минобрнауки России по правилам оказания услуг при поездках в учреждения отдыха и оздоровления детей): проезд группы обучающихся, воспитанников любой численности к месту проведения смены организации (учреждения) и обратно, а также во время проведения экскурсий, выездных соревнований и других мероприятий во время смены осуществляется в сопровождении не менее двух педагогов с соблюдением требований к перевозкам детей соответствующим видом транспорта. При проезде группы более 30 детей число сопровождающих педагогов на каждые 15 обучающихся, воспитанников увеличивается на одного педагога;

осуществлять постоянный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, проводить плановые проверки качества поставляемых продуктов питания, готовой пищи, питьевого режима;

ввести в режим работы утреннюю гимнастику, элементы ЛФК, водные процедуры, в питание детей включить по рекомендации медицинских учреждений (официальное оформление документов) физиотерапевтические процедуры, массаж и др., передвижные стоматологические установки, дополнительное питание и витамины (витаминный чай, свежие овощи и фрукты, соки);

иметь первичные средства пожаротушения, документально оформленные профилактические меры по недопущению распространения пожаров, в том числе лесных;

совместно с региональными управлениями МЧС России в загородных оздоровительных лагерях провести занятия по проведению эвакуации детей в случае пожара.

3. Целями и задачами организации воспитательной деятельности с детьми и подростками в конкретном детском оздоровительном лагере (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:

социально-педагогическая защита детей и подростков;

предотвращение межличностных конфликтов, формирование конструктивных взаимоотношений, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

формирование и развитие личностных качеств детей и подростков, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;

создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

адаптация детей в обществе;

компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами и др.

4. Основные виды услуг, предоставляемые детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха и оздоровления:

медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;

педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;

психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде;

услуги по оказанию культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети организаций отдыха и оздоровления детей;

Направляющие организации и учреждения при направлении детей на отдых и оздоровление в обязательном порядке в целях предупреждения возможных последствий, должны указывать в справках итоги диспансеризации, особенности состояния здоровья ребёнка, особенности развития и рекомендации по его оздоровлению и реабилитации. На основе этих справок и результатов собственной диагностики заполняется «Карта здоровья ребёнка».

Важным моментом деятельности лагеря выступает организация психолого-педагогической службы:

оказание социально-психологической помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

осуществление мер, направленных на социальное развитие семьи и ее членов;

обучение культуре здорового образа жизни и достижения оптимального уровня адаптивных возможностей семей;

профилактика алкоголизма и наркомании;

профилактика проявления насилия в детском коллективе;

оптимизация детско-взрослых отношений;

создание адаптивных коррекционных и реабилитационных технологий для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

4. Работа с педагогическим коллективом. При отборе педагогов для работы в организации отдыха и оздоровления детей рекомендуется разработать систему критериев отбора, где учитывать: опыт подобной работы с подростками, уровень психолого-педагогических знаний, коммуникативные качества претендента, творческие способности, активность, отсутствие замечаний и нареканий в отношении с детьми и подростками.

На подготовительном этапе открытия лагерной смены для педагогического состава необходимо проводить обучающие теоретические и практические занятия по специфике профильной смены, организации работы с подростками в условиях временного коллектива; провести четкое распределение ролей, ознакомить с должностными инструкциями. К отбору педагогического состава следует привлекать психолого-педагогическую службу, которая проводит: личностно-профессиональную диагностику, просвещение педагогов, их консультирование.

Успешная реализация программы лагеря во многом зависит от грамотно составленной сетки – графика всей смены (приложение), общего режима дня (приложение). В расписании дня учитывается чередование различных форм организации деятельности воспитанников. Программа лагеря формируется, с учетом развивающего, образовательного и оздоровительного блоков.


Необходимым элементом проводимых работ выступает оценка эффективности оздоровительно-развивающей деятельности организации отдыха и оздоровления детей.

Количественными показателями эффективности могут выступать: степень решения поставленных задач, процент и уровень включенности в процесс развития детей и подростков, достигнутые результаты воспитания, которые можно определить в количественных показателях.

Качественные показатели эффективности:

анализ физического состояния: физического самочувствия, физической активности, состояния здоровья;

характеристика социального роста: развития социальных навыков воспитанников, приобретения навыков трудовой деятельности, использование возможностей в реализации собственных интересов и потребностей;

анализ психологического благополучия: степень возможностей развития и саморазвития личности, описание психологического микроклимата в детском и педагогическом коллективах, описание уровня компетентности педагогических кадров.

К качественным показателям можно также отнести знания, умения, навыки, сформированные в ходе реализации специализированных программ, эмоциональное состояние их участников, готовность к активной позитивной социальной жизни. Качественной оценке могут подвергаться дневники наблюдений, журналы отзывов, сочинения участников «Что мне понравилось (не понравилось) в лагере».

Способы оценки эффективности:

психолого-педагогическая диагностика (анкетирование, тестирование опрос);

скриниг-диагностика состояния здоровья;

оценка поведения и личностных достижений детей в течение смены.


Содержание деятельности в организации отдыха и оздоровления детей
Разработка содержания деятельности лагерной смены должна базироваться на личностно-ориентированном подходе. Личность ребенка должна рассматриваться, прежде всего, как активный субъект деятельности, включенный, в сложную систему полисубъектных «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений. При этом личностное развитие определяется природными задатками, социальной средой, условиями обучения, сотрудничеством с родителями, учителями, с другими людьми, а также собственной активной учебно-познавательной деятельностью подростка.

Под личностным развитием ребенка понимаются позитивные изменения личности, развернутые во времени, охватывающем период школьного возраста и выраженные в количественных и качественных, структурных преобразованиях в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и системе социальных отношений, которые можно зафиксировать при помощи специального психологического инструментария.

Главными задачами личностно-ориентированного подхода являются:

сосредоточение внимания на личности и личном опыте как первичных феноменах, присущих человеку;

подчеркивание таких исключительных человеческих свойств как выбор, творчество, самооценка и самоактуализация, индивидуальные способности и др.;

предпочтение полноты и цельности в подходе подростку и отрицание возможности получения объективных результатов при исследовании отдельных характеристик и процессов;

признание человеческого достоинства и индивидуальности как самостоятельных ценностей и установка на развитие потенциальных возможностей каждого человека и др.

Указанные задачи могут быть положены в основу базовых программ социализации и реабилитации, направленных на: социализацию ребенка, преодоление им собственных психологических барьеров, воспитание толерантности, развитие культурного уровня, навыков конструктивного общения воспитанников и формирование установок на активную созидательную жизнь, формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции, патриотическое и эстетическое воспитание, формирование культуры общения с микро- и- макро- коллективом, воспитание чувства гордости и ответственности за свою страну, профессиональное самоопределение, социальную адаптацию и реабилитацию детей, формирование навыков здорового образа жизни, профилактику вредных привычек и др.

Под базовой программой организации отдыха и оздоровления детей понимается один из основных документов его деятельности, в котором отражены содержание и система его работы на определенный период, определены цели деятельности, ее формы и методы.

Базовые программы должны быть разработаны с учетом возраста и специфических особенностей детей и подростков и предусматривать ряд целевых направлений, например, «Социально-психологическая поддержка детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации», «Профилактика стресса и тревожности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации», «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», «Профилактика потребления психоактивных веществ и правонарушений среди несовершеннолетних», «Индивидуально-психологическая работа с подростками».

Для преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков, необходимо целенаправленно использовать следующие методы:

организация личностно-значимой общественно ценной деятельности и приобретения положительного опыта жизнедеятельности;

насыщение детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации полезной информацией и поэтапной замены ложных ценностей;

товарищеская помощь;

обращение к позитивным сторонам характера и поведения подростка;

контроль и самовоспитание.

Основная деятельность организации отдыха и оздоровления детей предполагает продуктивное развитие ребенка, повышение возможностей формирования личности, ее адаптации в современном динамичном обществе.

В основу продуктивного развития и воспитания личности оздоровительно-развивающей деятельности лагеря (учреждения) для детей и подростков могут быть положены следующие принципы:

принцип гуманизма – готовность прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать его социальному благополучию, защищать его права, преодолевать трудности в общении;

индивидуальный подход – учет социальных, психологических характеристик ребенка в выборе средств реабилитационной работы; стимулирование ребенка и его семьи к самопознанию и саморазвитию – активизация их внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки отношений с окружающими;

возрастной подход – учет возрастных особенностей в разработке методов диагностики и коррекции негативных отклонений в поведении подростков, реабилитации их в трудных жизненных ситуациях;

интеграцию усилий различных ведомств и учреждений, способных оказать содействие в социальном возрождении ребенка и его семьи.

Условиями оптимизации развития личности в системе отдыха и оздоровления детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации выступает реализация следующих направлений:

социальное, исходящее из необходимости создания и сохранения благоприятной социальной обстановки вокруг развивающейся личности, доброжелательного микроклимата в образовательной среде, в среде сверстников, хороших детско-родительских отношений;

психологическое, включающее реализацию личностно-ориентированного подхода в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации;

педагогическое - разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий, форм и методов развития подростков, предупреждение у них агрессивности и жестокости, учитывая возрастные и личностные особенности, познавательные интересы и особенности социального окружения;

методическое - поиск новых методов, средств обучения, которые способствовали бы выявлению потенциальных возможностей каждого подростка, анализ их внедрения, разработка методического обеспечения новых технологических решений и др.;

кадровое - наличие профессионалов-педагогов, способных успешно работать как с обычными, так и с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.


Особенности работы детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Характеристика трудных жизненных ситуаций. В последние десятилетия в силу ряда причин (экономических, социальных, социально-психологических и др.) значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это существенно изменило жизнь детей, воспитывающихся в таких семьях.

Понятие «трудная жизненная ситуация» в целом определяется (Дементьева И.Ф., Евграфова И.Н., Кусов А.Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). В научной литературе «трудную жизненную ситуацию» характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую.

Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых.

Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что подросток хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности: нанести ущерб здоровью, травму его психике, затормозить его общее развитие, формировать социально дезадаптивного, инфантильного человека, не желающего трудиться и не умеющего создать здоровую семью, стать хорошим родителем для своих детей.

Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер. Это могут быть переходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т.п.); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа) или, напротив, ситуации длительного действия, связанные, как правило, с семейной обстановкой (развод родителей, противоречивое или деспотичное воспитание, алкоголизм родителей и т.п.). Сюда же относятся ситуации, возникающие под влиянием факторов эмоциональной депривации (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях и т.п.). Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирующие воздействия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций.

Можно выделить ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека.

В трудной жизненной ситуации одновременно взаимодействуют несколько факторов:

поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;

когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков для нормальной жизнедеятельности в ней;

витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;

экзистенциальный, указывающий на «экзистенциальный вакуум», ревизию системы ценностных ориентаций и дискретность образа «Я»;

вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности жизненной ситуации.

Структура трудной жизненной ситуации включает в себя участников связанных с ней событий; деятельность, которая в ней осуществляется; временные и пространственные аспекты ситуации; ее переживание и интерпретацию объектом реальной жизненной трудности. Следовательно, необходимо обращать внимание на объективные факторы трудной жизненной ситуации, вызванные внешними обстоятельствами, влиянием социальной среды и ближайшего окружения человека; ее субъективные факторы, указывающие на восприятие трудности, связанное с социально - психологическими особенностями личности.

Выделим следующую типологию трудных жизненных ситуаций (К. Флейк – Хобсон):


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации 1
656.42kb.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства социального развития и труда камчатского края
716.24kb.
В нашей школе с 15 августа по 1 октября 2010 года проводилась благотворительная акция «Помоги пойти учиться»
17.97kb.
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений
641.4kb.
Конкурс вариативных программ (проектов) в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи на летний период 2013 года
212.43kb.
Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению Ульяновск 2012
502kb.
«Отдых детей и подростков в загородных лагерях. Часть 1»
37.3kb.
Отделение срочного социального обслуживания предназначается для оказания гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, консультационно-информационных, разовых социально-бытовых, разовых социально-медицинских, социально-реабилитационных услуг, услуг
13.11kb.
Рекомендации для родителей "Как помочь подготовиться к экзаменам"
60.1kb.
Цель проведения православных смен духовно-нравственное воспитание детей в процессе отдыха и оздоровления, воцерковление детей, укрепление детской и молодежной православной среды
70.04kb.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя
297.8kb.
Методические рекомендации по обучению детей правилам и мерам пожарной безопасности 1
459.62kb.