vmest.ru страница 1
скачать файл

Министерство образования РК

Кушокинская общеобразовательная средняя школа

ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ШАГ В МИР НАУКИ»

СЕКЦИЯ: ЭКОЛОГИЯ

Тема:

Мониторинг биологических

объектов поселка Кушокы

Выполнила:

Капишева Жанна ученица 10 «В» кл.



Научный руководитель:

Любкина Роза Акыловна

учитель географии и биологии

1 категории, зам дир по УР.

Караганда 2010


Цель работы:


  • Получить объективное представление об особенностях сезонного развития природы;




  • Наблюдать за жизнедеятельностью живых организмов и окружающей среды в своём посёлке;

1

Этапы развития проекта:




  • Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями природы в своём населённом пункте;




  • Наблюдения за растениями (Черемуха и яблоня);

2

Задачи проекта:





  • Наблюдать за жизнедеятельностью живых организмов (растений)




  • Получать представления о гидрометеорологических явлениях окружающей среды;




  • Получать знания о закономерностях сезонного развития природы;




  • Наблюдать за изменчивостью сроков наступления сезонных явлений;

3

Фенологические наблюдения


Фенологические (сезонные) наблюдения жизнедеятельности живых организмов и окружающей среды – одна из существенных составных частей мониторинга.

Фенология – это система знаний о закономерностях сезонного развития природы. Изменчивость сроков наступления сезонных явлений, её закономерности составляют главный предмет фенологии. Многолетняя повторяемость наблюдений определяет основу метода фенологии. Сроки наступления сезонных явлений зависит от физико-географических условий.

Для получения объективного представления об особенностях сезонного развития отдельных территорий природы составляют общие программы фенологических наблюдений, учитывающие их географическую специфику.

Эта программа состоит из 4 разделов:



  1. гидрометеорологические наблюдения;

  2. явления в мире растений;

  3. явления в мире животных;

  4. сельскохозяйственная фенология;


4

Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями
Для получения общих представлений о гидрометеорологических явлениях можно пользоваться данными метеостанций и метеоплощадок при школе (если они имеются). Рекомендуется отмечать даты устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха.

При наблюдениях необходимо отмечать сроки следующих метеоявлений:



  1. Замерзание реки (канал Иртыш-Караганда). Отмечается день, когда движение льда полностью прекратилось.

  2. Установления снежного постоянного покрова. Отмечается день, когда снег выпал и до весны не растаял. Отметить этот день можно лишь путем систематических наблюдений за предзимними снегопадами.

  3. Появление первых проталин на полях. Отмечается день, когда впервые на открытых участках среди снежного покрова стали хорошо заметны пятна обнаженной земли.

  4. Начало интенсивного таяния снега

  5. Вскрытие реки (канал Иртыш-Караганда). Записывается день обнаружений крупных трещин на льду.

  6. Исчезновения снежного покрова. Полный сход снежного покрова на открытом месте.

  7. Первая гроза. Электрические разряды в виде молний сопровождающиеся громом. Указывается, была ли гроза близкой или отдаленной.

  8. Первый заморозок в воздухе. Определяются в утренние часы по наличию инея или по появлению ледяной корки в мелких лужах.

  9. Первый снежный покров. Отмечается день снегопада, образовавшего сплошной снежный покров хотя бы на несколько часов.

5

Наблюдения за растениями (черемухи и яблони)




  1. Сокодвижение у черемухи и яблони. Начало сокодвижение отмечается по появлению из раны капельки сока.

  2. Набухание почек. Появление на почечных чешуйках в результате их роста более светлых полосок, уголков, пятнышек.

  3. Распускание почек - появление кончиков листьев между чешуйками.

  4. Развертывание первых листьев - почки раскрылись, листочки стали разворачиваться, но листовые пластинки не разгладились.

  5. Начало цветения – высыпание листвы из лопнувших пыльников при дуновении ветра или встряхивание ветки. У растений с хорошо выраженным околоцветником началом цветения считается появление на 2-3 экземплярах нескольких первых цветков с раскрывшимся венчиком.

  6. Конец цветения - на растениях не осталось раскрытых цветков, лепестки завяли и осыпаются.

  7. Плодоношение. У растений с сочными плодами (малина, смородина, яблоня, груша и др.) плоды считаются созревшими, если они становятся мягкими, приобретают определенную окраску. У пород с сухими несъедобными плодами определить на глаз созревание трудно. Поэтому наблюдают их рассеивание.

  8. Массовое плодоношение – момент, когда сбор плодов и семян для хозяйственных целей.

  9. Начало раскраски листвы – дата, когда были замечены первые по-осеннему раскрашенные листочки.

  10. Начало листопада - день опадения первых по-осеннему окрашенных листьев.

  11. Полная раскраска листвы отмечается дата, когда все листья приобрели осеннюю окраску.

  12. Конец листопада - день, когда крона дерева или кустарника полностью обнажилась.

6


Сезоны и

периоды

фенологического

года


Сезонные явления


Дата

2009

Предвесенье



Первая капель


10 марта


Весна


Начало интенсивного таяния снега

30 марта

Пестрая весна



Появление проталин на ровных местах

31 марта

Голая весна


Полное освобождение полей от снега и

вскрытие реки




22-25 апреля

Зеленая весна


Озеленение черемухи




Осень








Начальная осень

Установление среднесуточной температуры

воздуха ниже 15С. Появление желтых листьев у большинства деревьев и

кустарников.


5-10 октября

Золотая осень

Образование полной осенней окраски у

большинства деревьев и кустарников.




10-17 октября

Глубокая осень

Окончание листопада у большинства деревьев и кустарников.


22-29 октября

Предзимье

Установление среднесуточной температуры

воздуха.



15-22 ноября

Зима







Первозимье

Образование ледостава на крупной реке.

Устойчивый снежный покров.




8-14 декабря

20-28 ноября



Среднезимье

Установление ледовой переправы через реку.


22-28 декабря

7


Полевой дневник

(ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ)

8
Мои наблюдения за гидрометеорологическими явлениями

Сезоны и периоды фенологического года

Сезонные явления



Дата
2009 год

Осень

Установление среднесуточной температуры воздуха ниже 15С


5-10 октября




Первый снег


8 октября

Предзимье

Установление среднесуточной температуры воздуха


15-22 ноября

Зима.

Первозимье



Замерзание реки


8-14 декабря




Устойчивый снежный покров


20-28 ноября

Среднезимье

Установление ледовой переправы через реку


20-28 декабря




Морозные дни (до 40С)

19-21 января;

6-8 февраля;

10-14 февраля;





Буранные дни

10 февраля;

4 марта;

12 марта;

20-23 марта;

28-29 марта;


Предвесенье

Установление среднесуточной температуры воздуха


15-21 марта




Первая капель


10марта

Весна

Начало интенсивного таяния снега


30 марта

Пестрая весна

Появление первых проталин на полях


31 марта- 1 апреля

Голая весна

Вскрытие реки


22-24 апреля




Исчезновение снежного покрова


22-25 апреля

9

Мои наблюдения за растениями



Сезоны и периоды фенологического года




Сезонные явления





2009 год


Осень. Начальная осень


Начало раскраски листвы

5-10октября

Золотая осень


Полная раскраска листвы

10-17 октября



Начало листопада

11-15 октября

Глубокая осень


Конец листопада

22-29 октября

Весна. Зеленая весна


Сокодвижение

24-26 апреля



Набухание почек

27 апреля



Распускание почек






Развертывание листьев






Начало цветения






Конец цветения




Лето


Плодоношение






Массовое плодоношение



10


Оглавление


  • Цель работы с.1

  • Этапы развития проекта с.2

  • Задачи проекта с.3

  • Фенологические наблюдения с.4

  • Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями с.5-6

  • Наблюдения за растениями с.7

  • Полевой дневник с.8-10

  • Литература с.11


Тезисы:


  • .Сезонные наблюдения жизнедеятельности живых организмов и окружающей среды – одна из составных частей биологического мониторинга.




  • Наука фенология – это система знаний о закономерностях развития природы.



  • Изменчивость сроков наступления сезонных явлений составляют главный предмет фенологии.




  • Повторяемость наблюдений определяет основу метода фенологии.



  • Сроки наступления явлений зависят от физико-географических условий




  • Для получения представлений о развитии природы составляют фенологические программы.


Литература

11

скачать файл



Смотрите также:
Мониторинг биологических объектов поселка Кушокы
127.54kb.
Отчет независимого эксперта Исмаиловой Ч. по проекту «Мониторинг реализации права на доступ к психосоциальной помощи для женщин по снижению пост-конфликтной травматизации в городах Ош
89.7kb.
Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» Мониторинг нарушений свободы слова в Казахстане в сентябре 2011 года в сентябре 2011 г мониторинг нарушений свободы слова фонда
775.86kb.
Замечания и предложения по проекту Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения
39.06kb.
Практикум по дисциплине «моделирование биологических процессов и систем» Влацкая И. В., Татжибаева О. А
44.79kb.
Управление непроизводственных объектов Мосгосэкспертизы
46.21kb.
Лекционные аудитории: демонстрационный экран, мультимедийный видеопроектор, рабочая станция преподавателя
428.03kb.
Детский молодежный комплекс „Росица" расположен очень близко от К. К."Албена", в южной части курортного поселка Кранево. Комплекс расположен в большом обособленном; раскошном
27.22kb.
Надежность восстанавливаемых объектов и систем
101.18kb.
Окружающий человека мир делится на живой и не­живой. Отличительной особенностью живых объектов является их способность расти и размножаться
308.61kb.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока
74.74kb.
Структура статистики объектов нечисловой природы
183.25kb.