vmest.ru страница 1
скачать файл

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Ж. Е. Пузевич
Как и все виды художественной деятельности, изобразительное искусство и музыка представляют собой отражение реальной действительности. Чувственный материал живописи и музыки резко различен. Одно из них предметное, другое – звуковое, одно «неслышимо», другое «невидимо», одно – статично, другое – динамично и т.д. Но при этих коренных различиях сходство может быть найдено даже в пределах чувственного материала. Музыка нередко вызывает зрительные представления, а живопись – звуковые. Эти представления опираются на реальные связи нашего жизненного опыта, где звуковое неотделимо от зримого. Весь внешний предметный мир воспринимается человеком прежде всего глазом, а не ухом. Известно, что семьдесят процентов информации, получаемой непосредственно через органы чувств, относятся к зрению и лишь около тридцати процентов принадлежат слуху. Из этих тридцати процентов львиная доля относится к речи и лишь небольшая – к явлениям предметного мира. Соответственно этому и в музыке передача слышимых явлений занимает значительное место. Иное дело интонация.

Музыка – искусство интонации, художественное отражение действительности звучания. Интонация несёт эмоционально – смысловое содержание в музыкальное произведение. Будучи в речи сопутствующим элементом, она в музыке как бы отделяется от речи и обретает самостоятельность, стремясь компенсировать отсутствие слово своими силами [1, c.359]. Ни одно искусство не существует в «безвоздушном пространстве». Каждое из них тысячами нитей связано не только с множеством явлений общественной жизни и другими формами общественного сознания, но и в принципе со всеми иными видами художественного творчества. Эти связи могут быть более или менее прямыми или косвенными, они могут иметь более или менее важное значение, но они всегда существуют и во многом определяют характер и состояние какого-нибудь искусства в ту или иную эпоху.

Музыкальная изобразительность или звукопись - воплощение музыкальными средствами объективного «предметного» мира опирается на изобразительные возможности музыки. Последние подразделяются на два основных типа. К первому относят имитацию различных звучаний: пение птиц, жужжание шмеля, шелеста леса, звона колокола. Ко второму типу принадлежат изобразительные возможности музыки, основывающиеся на различных ассоциативных связях звуковых и внезвуковых явлений. Определенная роль в звукописи принадлежит и звуко-цветовым ассоциациям. Большую роль в звукописи играют динамика, регистры, тембры инструментов («светлые» и «темные», «блестящие» и «тусклые»). Важнейшее значение или главное свойство звукописи – передача не внешних черт явлений, а того впечатления, которое оно производит на человека, тех чувств, которые оно в нём вызывает. Вне этого звукопись не может подняться до уровня художественного творчества. Понятие «звукопись» сформировано в 18 в., хотя само явление существует в музыке древности [1, c.201].

Музыкальная изобразительность является неотъемлемым свойством русской музыки. Начиная с М. Глинки, А. Алябьева, музыкальная изобразительность пропитывает собой многие произведения русских композиторов. «Пейзажные элегии» М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, В. Калиникова, А. Аренского, С. Рахманинова, Н Метнера – это неоспоримая красота звучания с одной стороны, сила и простор русской души с другой. Красота русской природы – одно из множества отображений музыкальной изобразительности в творчестве русских композиторов. В музыке чувство природы находит себя в разных проявлениях – от почти натуралистического звукописания всем, что волнует нас, как проявление прекрасного в стихийно – величавых состояниях природы. Или наоборот: музыка есть в сочетаниях стройности в мягких оттенках красочности и зыбких светотеней, в передаче пейзажа чуть ощутимых движений звуков. Это мир тихих впечатлений, преобладания созерцательности и красоты над стремлением и отождествлением волнений психики человека с беспокойными ритмами и контрастами. Вот что писал о романсе М. Глинки «Жаворонок» Б. Асафьев в статье «О русской природе и русской музыке», - «и часто потом, в поле, слыша, как длится песня жаворонка в действительности, я одновременно внимал и глинковской мелодии внутри себя. И казалось порой, в поле же весной, что стоит только понять голову и глазами коснуться синевы неба, как в сознании начнёт вырисовываться тот же родной напев из плавно чередующихся групп звуков. В «Жаворонке» М. Глинки словно трепетало сердце, и пела душу природы».

Одним из ярких представителей эпической по своему складу музыки, присущей широко развитая «картинность», являлся М. Мусоргский. История музыки не знает другого произведения, где целый цикл, состоящий из десяти крупных пьес, опирается на образы изобразительного искусства, давая им глубокую интерпретацию. Это произведение «Картинки с выставки». В нём оживают богатырские и фантастические образы русской сказочности, легенды средневековья, жанровые картины современности. Во всех пьесах широко применяется музыкальная изобразительность. Хромающая походка и причудливо – угловатые движения гнома, шумный, с треском и посвистом, лёт Бабы-Яги, колокольный звон в «Богатырских воротах» - всё это передано в музыке звукоизобразительными приёмами и рассчитано на широкую зрительную ассоциативность, на своего рода «картинность». Здесь музыка не столько выражает впечатления от живописи, сколько сама наделена «живописностью»

Музыкой русской природы бы заворожен и С. Рахманинов, в произведениях которого особенно остро выражено чувство природы. Настоящими «звукопейзажами» отразилось под его пером красота родного края. Композитор был великий мастер создавать звуками ощущение тишины, дремлющей природы, её вибрирующей неподвижности. Обаяние его музыкальной лирики – в многообразии, мягких бликах света и тени, непринужденной и естественной динамики; широкий охват диапазонов и регистров, полнота звучания создают ощущение спокойного движения и одновременно воздушной перспективы. Громадную роль в музыке С. Рахманинова играют образы колокольного звона.



Обобщение художественного образа в музыкальных произведениях столь велико, что допускает множество толкований. У разных людей одна и та же музыка вызывает разные представления. Мы часто говорим «левитановский пейзаж», «шишкинский лес», «рахманиновские колокола». Умение создать в пейзаже или музыкальном произведении образ, передать самое характерное в явлении природы, которая словно задумчиво слушает, не то тихонько поет какую-то чуть слышную задушевную песню. В этом и выражается музыкальная изобразительность в творчестве русских композиторов.
Литература:
1. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1991.
скачать файл



Смотрите также:
Музыкальная изобразительность в творчестве русских композиторов
43.07kb.
Эволюция темы Родины в творчестве А
42.3kb.
Высшая школа экономики Общеуниверситетский факультатив
390.63kb.
Повторная депортация русских крымчан
26.38kb.
2011 г. №3-271 о создании муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская музыкальная школа №1 им. Л. Н
523.89kb.
Среди замечательных русских флотоводцев прошлого исключительное место занимает П. С. Нахимов, с именем которого связана героическая борьба русских солдат и матросов против турецких и англо-французских интервентов
98.52kb.
Биография Чуракова Римма Аркадьевна
28.67kb.
Музыкальная пьеса по одноимённой сказке Г. Х
225.84kb.
Внеклассное мероприятие для 5 класса
67.35kb.
Жак гандшин и русская музыкальная культура первой четверти ХХ века
652.56kb.
Выпуск стенгазет о жизни и творчестве детских писат
38.84kb.
Новоджерелиевская моу сош №13
58.91kb.