vmest.ru страница 1страница 2
скачать файл

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА»
5–9-
й классы

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 59 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой.



I. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.



В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100» .

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.



II. Общая характеристика учебного

предмета «Литература»

Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы).

В программе для 5–8-го классов выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, соб-ственными читательскими предпочтениями.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечива-ющих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

Структура и содержание курса

Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет её значительное обновление по сравнению с другими действующими программами.

В соответствии с целями и задачами курса нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».

Линии, общие с курсом «Русский язык».



1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литература».



4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

– эмоциональная ценность произведения;

– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

Выделяются следующие этапы литературного образования школьников в основной школе:



5–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

7–8-й классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

9-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей. Предусмотрены элективные курсы (спецкурсы, курсы по выбору учащихся), что позволяет на практике реализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели: 1) формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что даёт возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют произошедшие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 5–8-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты; в учебниках 7–9-го кл. материал изложен проблемно.

Названия учебников отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определённого возраста:

5-й класс – «Шаг за горизонт»;

6-й класс – «Год после детства»;

7-й класс – «Путь к станции «Я»;

8-й класс – «Дом без стен»;

9-й класс – «История твоей литературы».
Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия:


Класс

Базовые понятия

Структурообразующий

принцип


5
6
7
8

9


жанр
роды и жанры
характер – герой
литературный герой – образ – литературный процесс

эпоха – писатель – произведение – читатель



тематический
тематический
проблемно-тематический
проблемно-тематический

хронологический



Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса в 9-м классе.

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.

Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).

Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырём линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

– воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;

– давать интерпретацию прочитанного на основе лично-стного восприятия; отбирать произведения для чтения;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

– понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);

– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.

Предлагаемая программа может быть использована как в общеобразовательных школах, так и в профильных школах, школах с углубленным изучением литературы. Программа позволяет реализовать идею профильного обучения: для старшей школы предложены курсы общеобразовательного (для непрофильных классов – 2 ч. в неделю) и углубленного уровня (для гуманитарного профиля – 3–5 ч. в неделю).

III. Описание места учебного предмета

«Литература» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю составляет 12 ч. (5-й класс – 3; 6-й класс – 2; 7-й класс – 2; 8-й класс – 2; 9-й класс – 3 часа в неделю).



IV. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета «Литература»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.



ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Личностные

результаты





Познавательные



Коммуникативные

Регулятивные




ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




2-я линия развития: приёмы понимания и анализа художественного текста

3-я линия развития: продуктивные умения различных видов устной и письменной речи



1-я линия развития: чтение и навыки работы с информацией

6-я линия развития: сведения по теории и истории литературы



4-я линия развития: создание собственной интерпретации прочитанного

5-я линия развития: восприятие и характеристика текста как произведения искусства












О


Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Технология продуктивного чтения

 Групповая работа


БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ


КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ


Проектные задания на предметном материале

 Жизненные (компетентностные) задачи




5–9-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.



Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.



Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;


сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


V. Содержание учебного предмета «Литература».

5-й класс (105 ч.)
Введение (2 ч.)

Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

Теория литературы. Литература как вид искусства.
Часть I. От чего захватывает дух

Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.



Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны» (1 ч.).

Раздел 1. Жизнь по законам чести (10 ч.).

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными.



Для текстуального изучения.

Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.

Для обзорного изучения.

А. Дюма «Три мушкетёра» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя. Эссе как жанр литературы.

Раздел 2. Шифры и клады (9 ч.).

«Законы» приключенческой литературы.



Для текстуального изучения.

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

Для обзорного изучения.

Э. По «Золотой жук» (в сокращении).

А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.

Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 ч.).

Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.



Для текстуального изучения.

Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.

Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

Теория литературы. Жанр рассказа.

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10 ч.).

Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.



Для текстуального изучения.

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.

Для обзорного изучения.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.

Раздел 5. Правда истории и вымысел (6 ч.).

Историческая правда и авторский вымысел в литературе.



Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация в художественном произведении.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

Для обзорного изучения.

В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.

Раздел 6. Романтика неизведанного (3 ч.).

Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.



Для текстуального изучения.

Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».



Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.

Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами
Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.

Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (2 ч.).

Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.



Для обзорного изучения.

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.

Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (8 ч.).

Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.



Для текстуального изучения.

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством.

Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.

Для обзорного изучения.

Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.

Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.

Раздел 3. Сказка и фантастика (7 ч.).

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.



Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.

Теория литературы. Поэма как литературный жанр.

Часть III. В лабиринте событий (4 ч.)
Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива.«Законы» детективной литературы.

Для обзорного изучения.

Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как первый классический детективный рассказ.

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.
Часть IV. Я и другие (14 ч.)

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.



Для текстуального изучения.

В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.

Для обзорного изучения.



Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.



В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.

Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».



Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.). Сказка и быль. Стихи и проза.

Часть V. Мы не можем без них или они без нас? (11 ч.)
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нрав-ственные уроки литературы о «братьях наших меньших».



Для текстуального изучения.

А.П. Чехов «Каштанка»

А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).

Для обзорного изучения.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).

К. Чапек «С точки зрения кошки».

Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», БЗаходер «Памяти моего пса».



Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.

Обобщение (1 ч.).

Мир твоих читательских интересов.



Развитие речи.

1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

2) Отзыв о прочитанной книге. Сочинение-размышление о книге, литературном герое.

3) Сочинение-рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

4) Сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.

Чтение и изучение произведений – 94 ч.

Развитие речи – 8 ч.

Резерв – 3 ч.

6-й класс (70 ч.)
Введение (1 ч.).

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.



Раздел 1. Пролетая над снами… (10 ч.).

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.



Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Песни западных славян».

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе.



П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести.



Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.

Раздел 2. Сказки для взрослых (10 ч.).

«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.



Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

Теория литературы.

Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».



Раздел 3. Следы во времени (12 ч.).

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.



Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.



Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.



Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.



Теория литературы.

Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.



Раздел 4. Открывая мир вокруг (20 ч.).

Многообразие реального и художественного мира. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.



Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ соб-ственных переживаний автора в рассказе.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.



Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», МПетровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы.

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
О. В. Чиндилова рабочая программа «литература» 5-9 й классы  Программа
677.29kb.
Рабочая программа по предмету «Литература»
351.55kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству 8-9 классы
188.92kb.
Рабочая программа по литературе класс 5
376.99kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре 11 класс Трушникова Н. Н. учитель мхк 2013 2014
175.56kb.
География. 5-9 классы. Рабочая программа к линии умк и. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В
22.62kb.
Рабочая программа «Окружающий мир» (учебный предмет ) 1 4 (классы) 4 года
1287.85kb.
Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику Макарычева Ю. Н., Миндюка Н. Г., Нешкова К. И., Суворова С. Б., под редакцией Теляковского С. А. «Алгебра 7 класс»
667.58kb.
Ткалич Татьяна Владимировна рабочая программа
417.33kb.
Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 9 класс
248.55kb.
Рабочая программа предмета «Литература» для 8 класса на 2013-2014 учебный год
421.41kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика»
15.62kb.