vmest.ru страница 1
скачать файл

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛЕТНЕГО ГОРОДСКОГО ЛАГЕРЯ

Пахомов В.И., заместитель директора по ЭР школы №1018 ЗАО г.Москвы



О значении городского экологического лагеря

Летний экологический лагерь в городе – пока ещё явление не повсеместное. Анализ лагерной практики г.Москвы показывает, что летняя кампания чаще направлена на развлечение, отдых и , естественно, преследует оздоровительные цели. Традиционны также и трудовые лагеря.

Однако, в условиях почти повсеместного усиления воздействия человека на природу задача приобщения городских детей к бережному отношению к окружающей природе, формирования ответственности за сохранение и улучшение качества среды, как главного компонента здоровья человека, приобретает непреходящее значение. С другой стороны, организация экологического лагеря, разные блоки программ которого часто осуществляются с детьми на природе, по-нашему мнению, не зависимо от содержания программ – оказывает на ребёнка многообразное положительное влияние не только на здоровье, но и на развитие самых разных способностей.

Центральное место в решении этой задачи может принадлежать организации летнего городского экологического лагеря оздоровительного типа.

Даже при осознании учителями высокой социальной и личностной значимости лагеря для его участников анализ причин, определяющих «нежелание» городских школ проводить лагерную смену в июне месяце позволяет выделить несколько ведущих.

1.Усталость от предыдущего учебного года и желание отвлечься, отдохнуть от детей в июне месяце, занявшись оформлением кабинета, подготовкой дидактических материалов для будущего учебного года и др.

2.Занятость учителей прежде всего русского языка и математики на экзаменах.

3.Отсутствие у учителей организационного и методического опыта работы в подобного рода лагерях

4.Недооценка и непонимание ценности проводимых мероприятий и их привлекательности для себя.

Эти причины вызывают неуверенность и страх даже у опытных учителей, даже если желание организовать подобный лагерь есть.

Среди привлекательных моментов работы учителя в лагере можно выделить следующие:

1.Участие в интересной познавательно-развлекательной программе поездок и экскурсий, возможность которой даже с точки зрения финансовой выпадает нечасто ( в этих мероприятиях учителя выступают как сопровождающие детей, они бесплатны для учителя ).

2.Оздоровительный эффект для учителей – сотрудников лагеря всех мероприятий на природе, а также в бассейне и в спортзале.

3.Возможность быть вместе со своим ребёнком ( дети учителей принимаются в лагерь вне конкурса)

4.Участие в лагере – это возможность более интересной работы в июне, чем в условиях школьного помещения.

Что нужно знать, что продумать и как действовать учителям школ и руководителям образовательных учреждений, желающим организовать это сложное дело, чтобы пребывание ребят в лагере стало не только развлекательным, но и познавательно насыщенным с позиции экологической направленности и более эффективным с точки зрения укрепления здоровья, а также развития творческих способностей ребят. Несмотря на многообразие общеобразовательных школ и их особенностей остановимся на тех узловых моментах, которые необходимо учитывать всем, если решение организовать экологический лагерь уже принято.



Необходимые условия для подготовки и открытия городского экологического лагеря


Десятилетний опыт организации экологического лагеря в московской школе №1018 показывает, что лагерь как и любое организационно и методически сложное дело только в том случае имеет положительные результаты, когда оно хорошо продумано и подготовлено. Чем раньше и постепеннее будет осуществляться подготовка, тем слаженнее и эффективнее будет проведена вся разноплановая программа в период его проведения. При этом важно понимать, что лагерь – лишь звено в экологическом образовании школьников и чтобы сделать его действительно непрерывным в течении года важен ещё и этап последующего осмысления тех результатов, которые будут получены в период лагерной смены.

Прежде всего необходимо определить, кто станет организаторами лагеря потому, что именно от этих людей зависит идеи его организации и планируемая программа. Вероятнее всего это будут преподаватели естественно-научных дисциплин, но не обязательно, главное, чтобы они были идейными вдохновителями и энтузиастами своего дела.

Главные организаторы лагеря – начальник и заместитель или 2 заместителя. Однако понятно, что проведение лагерной смены, ежедневно с 9.00 утра до 16.00 ( или ещё позднее) не может быть уделом только их. В работе лагеря принимают участие и другие члены коллектива, у которых в июне продолжаются рабочие дни.

В целом всех учителей, участвующих в работе лагеря можно разделить на группы:

1.Главные организаторы – начальник и его заместитель ( заместители), которые работают за отдельную зарплату и поэтому отвечают за всю организацию, проведение и планирование мероприятий, а главное за их безопасность для здоровья и жизнь детей.

2. Учителя, работающие в экспериментальных площадках по экологическому образованию

( для них работа в экологическом лагере может быть прописана заместителем директора по ЭР в функциональных обязанностях учителя-экспериментатора, особенно для тех, которым определены обязанности специалистов ).

3. Желающие учителя по тем 4-м причинам, которые определены выше.

4.Учителя, которые обязаны работать в школе в июне месяце и по взаимной договорённости с директором и начальником лагеря какую-то часть времени проводят в лагере с детьми. ( например учителя истории, иностранного языка, информатики и так далее).

Следует отметить, что такой педагогический состав лагеря и грамотная организация работы учителей имеют большие преимущества.

Прежде всего, разнообразие участников лагеря – это залог разнообразной программы, которую, кроме экологической можно провести. Кроме этого, участие нескольких учителей позволяет рационально распределить нагрузку между участниками, что способствует снижению нагрузки с главных организаторов, а значит – организовать занятия в лагере более эффективно, без перенапряжения.

Учителя естественно-научного цикла предметов, разрабатывая разные экологические мероприятия обучающего характера могут подготовить разработки, которые будут и в дальнейшем использоваться и другими учителями в лагере такого типа. В этом случае организация работы в лагере имеет и методическое значение, а работа в лагере становится объектом экспериментальной работы.

При этом надо иметь ввиду, что только главные организаторы отвечают за безопасность детей, что своеобразные функциональные обязанности сотрудников лагеря необходимо продумать в соответствии с учебной нагрузкой учителей и долей их участия в эксперименте, а также учитывая состояние здоровья и возможность участия в тех или иных мероприятиях.

Определение функционала перед лагерной сменой желательно и в целях определения желаемой для учителя работы в лагере. Важно при этом изначально определить людей, кто не только может выходить в природу на экскурсии и в походы, но и готов участвовать, проводить эколого-обучающую программу. Нужно иметь ввиду, что при выведении всех участников лагеря на природу, на каждые 10 человек детей должен быть 1 взрослый человек. Это же условие необходимо соблюдать и при любом выходе или выезде за пределы школы.

Для учителей не естественно-научного цикла предметов рекомендуем разработать и провести в лагере занимательные мероприятия ( викторины, игры и др.) по своему направлению.

Кроме этого эти учителя могут быть сопровождающими в разных других мероприятиях.

В любом случае при определении обязанности сотрудников лагеря желательно учитывать все индивидуальные пожелания учителей.

Конечно, очень важным мы считаем участие в работе лагеря школьного психолога и учителей информатики и физкультуры, работу которых целесообразно планировать на вторую половину дня.

Принципиальным следует считать вопрос – кто станет участниками лагеря – учащиеся одной параллели или лагерь будет разновозрастным. При этом нужно иметь ввиду, что для участников одного возраста легче продумать программу с точки зрения учёта имеющейся естественно-научной базы учащихся, чтобы планировать развитие экологических понятий, умений и навыков.

Надо учитывать и то, что решение записаться в экологический лагерь может быть у многих школьников, а чтобы коллектив участников был ещё и удобно управляемой системой, число участников должно быть оптимальным. Поэтому, если лагерь организуется впервые, то не нужно стремиться к максимальному количеству участников, а нужно прежде всего соотнести свои возможности с точки зрения эффективности реализации запланированных задач, и если желающих будет значительно больше, чем необходимо, то лучше принять наиболее достойных, а остальных определить в резерв, который как показывает практика необходим в случае выбывания по каким-то причинам участников лагеря.

Немаловажным можно считать вопрос о длительности лагеря. Нам представляется необходимым проведение лагерной смены в течении не менее 3 недель. В этом случае увеличиваются возможности провести систему мероприятий обучающего характера.



Экологическая программа городского оздоровительного лагеря
Содержание экологической программы

Экологическую программу лагеря можно условно разделить на 3 уровня: познавательный, эколого-обучающий и исследовательский. В зависимости от уровня подготовки организаторов и участников лагеря, а также имеющего опыта и целей организации лагеря в основу организации можно положить один из уровней экологической программы с элементами других.

Познавательный уровень предполагает знакомство участников лагеря с основными экологическими понятиями, объектами, закономерностями в популярной занимательной форме.

В рамках этого уровня проводятся поездки в естественно-научные музеи, на предприятия экологического профиля, экскурсии на особоохраняемые территории в городе ( национальный парк Лосиный остров, заказники «Долина реки Сетунь», «Битцевский парк» и т.д.), а также просмотр фильмов экологического содержания и т.д. Кроме этого здесь предполагаются и занимательные занятия в помещении школы.

В качестве примера типовых мероприятий разных уровней экологической программы, приводим те, которые реализованы в период экологического лагеря «Сетунь – 2004»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ:

А. ОБУЧАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ



Комплексные экологические экскурсии ( проводятся совместно учителем биологии и

географии для обучения навыкам оценки качества природной среды) в Чоботовский

лес, на тропу Ульяновского лесопарка, на левый приток Сетуни — речку Алёшинку.

Б.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ



Экологические походы и мини-экспедиции с комплексной программой исследования:

а) От истока Сетуни в районе дер.Саларьево до дер.Картмазово у пересечения с


Киевским шоссе.

б) В окрестности Екатерининского ручья — левого притока Сетуни и верхнее течение


реки от Киевского шоссе до её пересечения с Боровским шоссе.

в) На участок реки Сетунь от пересечения с Боровским шоссе до пересечения с


железной дорогой Киевского направления. ь

г) На участок реки Сетунь от санатория Русь до пос.Сколково.

3.Обобщение, систематизация и оформление исследовательского материала на лабораторных практикумах в камеральных условиях.
В .ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Поездки в национальный парк Лосиный Остров и поездки в естественно-научные музеи Москвы.

Г.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ



Экологические экскурсии на учебных экологических тропах в окрестностях Ново-Переделкино, проводимые участникам и ""лагеря для участников санаторного лагеря на базе школы.
Планирование содержания программы эколого-обучающего уровня можно сделать различным. В качестве примеров предлагаем основные идеи организации программы экологического лагеря в таблице 1
Таблица 1.Примерные варианты планирования эколого-обучающей программы в лагере


№№

Основная идея

Содержательный компонент программы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.

Изучение сред обитания организмов

Наземно-

воздушная

Водная

Почвенная

Обобщение и анализ

2.

Изучение типов экосистем

Лес как экосистема

Водные экосистемы

Луговые экосистемы

Обобщение и анализ

3.

Изучение экологических проблем своей местности

Вытаптывание в результате рекреационной нагрузки

Замусоривание природных территорий

Химическое и физическое загрязнение

Обобщение и анализ

4.

Мини-экспедиции по типу

«Восхождение к истокам»

В устье реки

В среднее течение реки

К истоку

Обобщение

и анализ

5.

Изучение одного биогеоценоза, например, особоохраняемой территории

Географические исследования

Биологические исследования

Химические и физические исследования

Обобщение

и анализ

6.

Методы экологических

исследований

Измерение как метод экол.исследован.

Наблюдение

Эксперимент

Обобщение и анализ

7.

Лагерь профильного значения

Лагерь включает уже изначально подготовленных и разделённых на группы ( географов, биологов, химиков, физиков), каждая из которых еженедельно проводит работу только по своему направлению а на последней неделе, проводит анализ и синтез полученных сведений.

Идей образовательной программы лагеря может быть много, но по-нашему мнению, любая из них должна соответствовать принципам:



  1. Краеведческий подход, так как только те знания приобретают личностное значение, которые связаны с конкретными сведениями той или иной территории, реально, а не теоретически существующей ситуации.

  2. Комплексность, так как одной из основ естественно-научного мировоззрения является понимание самых разных связей и зависимостей в природе.

  3. Широта и разнообразие используемых форм и методов в программе, так как включение в разные формы и виды деятельности делают программу более насыщенной, с другой способствуют формированию интереса и развитию разных способностей .

  4. Исследовательский подход, направленный на решение той или иной экологической проблемы

  5. Социальная значимость проводимых работ, так как дети должны понимать, что они участвуют в полезных, нужных делах.



Поясняя последний пункт важно при планировании экологической программы лагеря учитывать существующие программы международного, федерального и регионального, городского значения, участие в которых повышает статус работы в лагере.
Принципы планирования мероприятий эколого-обучающего характера в лагере

За единицу планирования лучше всего подходит неделя. Для реализации экологической программы, где важное место уделяется формированию экологических навыков в течении одной недели нужно спланировать систему мероприятий, которая с одной стороны направлена на обучение методам изучения природных явлений, с другой – на использование этих методов в конкретных условиях – исследовании конкретного природного участка. Начальным моментом этой системы, может быть теоретическое занятие, где учащиеся знакомятся с содержанием проблемы, здесь формулируются цели и задачи и ребята убеждаются зачем нужна вообще эта работа, какие результаты уже получены при её выполнении, какое значение будут иметь результаты, полученные ребятами в дальнейшем. После этого необходимо применить этот навык на экскурсии в природу, которая как правило занимает 2-3 часа и проводится в ближайших к школе природных местах. Самым увлекательным для ребят мероприятием, следующим за экскурсией в природу для ребят является экологический поход или мини-экспедиция, где уже в условиях слабо нарушенной природы учащиеся применяют навыки, приобретённые на экскурсии и проводят исследовательскую работу, в процессе которой происходит накопление статистических сведений.

И, наконец, логически завершая этот цикл мероприятий в течении недели следует провести лабораторное занятие, где анализируются и обобщаются полученные сведения, составляются по ним графики, таблицы, схемы, формулируются выводы по реализованной программе исследований, а заодно и задачи на последующую неделю. Такая логическая структура мероприятий – теоретическое занятие – экскурсия в природу – экологический поход или мини-экспедиция – лабораторное занятие в камеральных условиях – обеспечивает прочное усвоение формируемых навыков и умений, способствует эффективному их применению на конкретных природных примерах.

В целом планирование мероприятий в течении недели может выглядеть следующим образом.


Таблица 2 Примерное еженедельное планирование экологической программы лагеря





понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

До обеда

Теоретическое занятие

Экскурсия в природу

Автобусная поездка в историко-культурные места, музеи, усадьбы и т.д.

Экологический поход или мини-экспедиция

Лабораторное занятие в камеральных условиях

После обеда

Игры и соревнования, спортивный час, занятия по интересам

Компьютерная

обработка результатов.

Психологические тренинги, культурные мероприятия


Компьютерная

обработка результатов.

Общественно-полезный труд

на пришкольном участке




Методические аспекты организации мероприятий эколого-обучающего и исследовательского характера в городском экологическом лагере
Экскурсия в природу – одна из самых распространённых форм внеклассной экологической работы. Однако в экологическом лагере нужно помнить, что она проводится не только для того, чтобы проиллюстрировать на конкретных природных примерах то , что изучается теоретически, но и направлена на первичное освоение каких либо умений или навыков.

Существует давно известная закономерность :дети часто лучше раз­бираются в экзотике , чем замечают то , что их непосредственно окру­жает. Поэтому задача любой экологической экскурсии - помочь ребятам увидеть проблему , привлечь к ней внимание. Для того,чтобы удивить ребят обычным явлением желательно начать с наблюдения , а потом задать вопрос , который создаст настрой на исследование , сконцентрирует внимание детей на изучаемом объекте, поставят учащихся перед необходимостью овладения методами исследования , обучения навыкам , что является непременным этапом каждой экскурсии. Для этого мы организуем групповую работу школьников по карточкам , в которых даётся краткое описание метода исследования. Освоить этот метод на практике помогает группе наиболее подготовленный ученик . Затем ребята работают самостоятельно на заранее определённых для исследования участках. В это время главные специалисты по своим направлениям проводят мониторинговые наблюдения. |



Второй этап экскурсии - анализ полученных результатов , который осуществляется сообща либо

на местности , либо в лабораторных условиях. Здесь , как правило, выявляются главные причины и закономерности , обсуждаются возможные пути изменений существующей ситуации , даётся прогноз , высказываются рекомендации.

В любом случае желательно организовать работу по группам, причём, чем меньше группа, тем лучше. В этом смысле, оптимальным вариантом, если экскурсию будет проводить не один человек, а два или даже 3 преподавателя. Вначале какое-либо умение демонстрируется самим учителем, затем предлагается повторить это же задание какому-нибудь ученику или группе, потом предлагается задание для самостоятельного закрепления навыка в группе на других объектах.

Организационно, если на природу выводится весь состав лагеря ( например, около 30 человек), то разбив группу на 3 части, каждая мини-группа работает по отработке навыка с каждым из 3х преподавателей. Важно при этом, что каждый преподаватель обучает группу одному какому-нибудь навыку, а в целом каждый учащийся в течении относительно небольшого промежутка времени в 3-4 часа приобретает опыт комплексного изучения территории. Схематично эта работа может выглядеть таким образом, например если в лагере идёт обучение навыкам оценки качества наземно-воздушной среды обитания организмов ( 1 вариант программы по таблице 1)


Таблица 3 Примерное распределение времени на экскурсии при обучении комплексной оценке качества наземно-воздушной среды обитания


Учитель

Формируемый

навык

( определяется учителями )

1 час

2 час

3 час

1.Биолог

Оценка воздушной среды по жизненному состоянию хвойных деревьев

1 группа

2 группа

3 группа

2.Географ

Составление плана местности

2 группа

3 группа

1 группа

3.Химик

Определение содержания в воздухе сернистого и углекислого газов с помощью индикаторных трубок


3 группа


1 группа


2 группа















Несмотря на то, что в разных школах в работе лагеря могут принимать участие учителя разных предметов, но в любом случае важно участие учителя биологии и географии, а учитель физики, например, в этом случае может обучать навыкам определения освещённости, температуры воздуха, давления и радиационного фона соответствующими приборами.

В процессе экскурсии часто не хватает времени на обработку и анализ полученных результатов и тем более - их оформление, ведь результаты могут быть не только письменные, но и коллекционные, связанные с теми природными объектами, которые допускается брать в качестве образцов. В этом случае во второй половине дня выделяется час времени на эту работу. При этом ни у кого не вызывает сомнения целесообразность обучения ребят навыкам компьютерной обработки материалов, поэтому такие занятия лучше всего включить в недельное планирование 2 раза во второй половине дня: после экскурсии и после похода или мини-экспедиции.

Едва ли не самое приятное мероприятие для детей - поход. Помимо спортивной нагрузки и активного отдыха он даёт возможность ребятам увидеть места , с которыми связана история и культура стра­ны, попытаться решить естественно-научную проблему , исследовать факты , связанные с ней, выявить интересные географические и биоло­гические объекты для дальнейшего наблюдения за ними, а также определить точки наибольшей экологической опасности, провести практическую работу по экологическому контролю за лесом и водоёмами. В нашем лагере поход планируется на середину недели . В этом случае предшествующие ему экскурсия в природу и естественно­научный музей , лабораторные практикумы дают ребятам необходи­мую информационную и практическую базу для восприятия многосторон­ней программы похода , а занятия после него - возможность проанализировать собранный материал , сделать выводы , выявить закономерности, определить свою позицию по отношению к полученным результатам.


Как подготовиться к походу ? Прежде всего необходимо продумать маршрут , способ передвижения , предусмотреть опасности , особенно связанные с транспортными магистралями,-подготовить необходимое оборудование , обувь , одежду, медикаменты. Важно не упустить из виду вопросы питания и питья. И,конечно, ещё и ещё раз продумать посильность похода для всех его участников.

Мини-экспедиции имеют свои особенности.

Как правило, маршрут экспедиции незнаком учащимся и в точности не знаком руководителю. Мини-экспедиции проводятся в случаях , когда необходимо исследовать интересный , удалённый от населённых пунктов участок местности, где может отсутствовать тропиночная сеть. Достаточно интересными могут быть маршруты , направленные вдоль рек , особенно с точки зрения и с целъю обнаружения редких и исчезающих видов растений и животных , что у ребят среднего школьного возраста вызывает большое желание, желание быть"первооткрывателями». Эта форма работы предполагает небольшие по длительности привалы с целью обнаружения редких видов, взятия проб воды, почвы или воздуха, оценка радиационного фона и др. в тех точках, которые имеют важное природоохранное значение или наоборот в точках «экологического риска». При этом не надо уходить далеко, рассчитывая на то, что всё движение вместе с привалами должно быть не более 4 часов. Как показывает опыт, основные «открытия» подстерегают человека не там, где порою нехоженые места, а там, где их не ждёшь, в уже достаточно знакомых местах, но при тщательном исследовании.

Другие программы лагеря: содержание и принципы планирования

Было бы неправильным представлять многообразную жизнь в лагере только экологическими программами. С точки зрения психологической и возрастной принцип разностороннего развития личности учащихся предполагает включение мероприятий самого разного направления, которым соответствуют свои программы.

Оздоровительная программа предполагает игры и соревнования на природе и в спортивном зале школы, посещение бассейна, физический труд на пришкольном участке.

Культурная программа включает в себя мероприятия, связанные с посещением историко-культурным местам окрестностей школы, а также города и Московской области, а также игровые мероприятия этого направления в школе.

Трудовая программа способствует развитию трудовых навыков при работе на пришкольном участке по уходу за древесно-кустарниковыми породами, а также создание цветника. Кроме этого в трудовую программу входят разные экологические акции по сбору мусора в местах массового посещения людей.

Интересным направлением работы лагеря может быть система психологических тренингов, подобных той которая организована в нашем лагере под общим названием «Я-частица мироздания, ответственная за мир». Она способствует познанию учащимися себя, своих способностей и возможностей.

В качестве примера типовых мероприятий упомянутых программ можно представить те, которые выполнялись в работе экологического лагеря «Сетунь – 2004».
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ

1. Пешеходные краеведческие экскурсии историко-литературного содержания в

Федосьино, Лукино, в усадьбу Самариных.

2.Автобусные поездки по историко-литературным местам Подмосковья.

3.Познавательные игры и викторины.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ:

1 .Занятия исследовательского характера в природе, :

2.Игры на свежем воздухе.

3 .Посещение бассейна


4.Физический труд на пришкольном участке и во время мини-экспедиций



ТРУДОВАЯ ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ

I .Уход за декоративными растениями на пришкольном участке.

2.Очистка долины реки Сетунь от бытового мусора в процессе проведения мини-экспедиций от истока до участка среднего течения реки в районе пос.Сколково. ( акции «Чистая Сетунь»)

При этом надо полагать, что несмотря на то, что планирование мероприятий не связанных с эколого-обучающим и исследовательским уровнями экологических программ можно планировать произвольно, всё-таки целесобразно учитывать следующие моменты:

1.Начинать планирование надо с экологических мероприятий не нарушая логику их еженедельной последовательности.

2.Мероприятия, связанные просто с познавательной или развлекательной нагрузкой в целях психологической разгрузки лучше ставить на вторую половину дня ( например, игры, в том числе спортивные, психологические тренинги, работа с компьютером, занятия по интересам и т.п.)

3.Поскольку большинство экологических мероприятий проводится в природе, на открытой местности, а никогда нельзя запланировать хорошую погоду, то в ненастную погоду важно иметь ввиду « запасные» мероприятия на этот случай, которые возможно провести силами этих же учителей. Важно при этом, чтобы не пострадала образовательная экологическая программа, продумать замену либо практическим занятием в лабораторных условиях, либо перенос занятия на другую возможную дату, отдавая приоритет всё-таки этим мероприятиям.

При этом учителей, работающих в этот день нужно заранее настраивать на возможность замены и проговаривать возможные их варианты.

4.Кроме этого, некоторые мероприятия, в частности, автобусные поездки можно заказать только заранее, за месяц, поэтому эти дни должны быть продуманы также заранее.

5.Учитывая, что по объективным причинам некоторые мероприятия не могут быть закончены строго в нужное время, чтобы успеть к обеду или полднику, то эти вопросы заранее , но уже в течении работы лагеря оговариваются с работниками столовой. При этом в редких случаях возможен заказ сухого пайка, на который заявка также пишется заранее.


ПОДГОТОВКА К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

Какой бы ни был выбор естественно-научной программы лагеря его организаторами, всегда ловишь себя на мысли, что многое не успеваешь сделать оттого, что ребята недостаточно подготовлены к выполнению заданий и много времени уходит на их обучение непосредственно в период лагерной смены, вместо проведения исследовательской работы, наиболее трудоёмкой, но и наиболее интересной для учащихся. В то же время анализ полученного материала, его обобщение и представление в виде графического материала также требует больших затрат времени..

С целью более эффективного в образовательном отношении обучения в экологическом лагере,

рекомендуем использовать первую половину календарного года на подготовку детей к лагерю, а вторую для тщательной и вдумчивой обработки материала и подготовки целостных законченных проектов.

Для этого можно использовать содержание, предлагаемое ниже. Планировать работу можно по месяцам, а можно и понедельно, проводя в неделю 2 занятия по 2 часа каждое.

Не нужно думать, что это единственный и неизменяемый вариант программы. Наоборот, каждый учитель может внести свои коррективы с учётом конкретных условий и особенностей, поэтому мы постарались сделать её максимально гибкой.

При составлении такого варианта исходили из того, что порою невозможно с детьми выбраться куда-нибудь в естественный лес за неимением времени, а только в ближайшее природное окружение. И тем не менее по понятным причинам обучение на пришкольном участке или в ближайшем парке – одно из наиболее важных условий при планировании данной программы. Содержание этой программы определялось исходя из возможностей изучения хотя и изменённой, но природы с точки зрения обучения методам исследований на «своём» краеведческом материале

Конечно, не все обученные ребята смогут побывать в таком лагере, однако даже если часть ребят попадут в него, то они уже могут стать руководителями проектных работ (консультантами) и самостоятельно обучать известным им навыкам группы учащихся, что в значительной степени облегчает работу организаторов.



Думается, что после прохождения такой программы в первой половине календарного года, будут ребята, которые смогут определиться в теме своей привязанности и после лагеря объединятся в группы по интересам, каждая из которых подготовит под руководством учителя серьёзную работу по своему направлению, поэтому вторая половина года планируется как обучение мотивированных в определённых направлениях групп учащихся навыкам проектной деятельности на полученном в лагере материале.

Примерное ежемесячное планирование подготовки учащихся к экологическому лагерю.





Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

Что такое экологический лагерь?

Лишайники – индикаторы загрязнения среды.Экскурсия

в парк

Изучение и подкормка птиц. Экскурсия в парк

Фенологические

наблюдения в парке.

План местности.

Создание тропы на пришкольном участке


2.

Экологические проблемы своей местности

Деревья и кустарники пришкольного

участка

Изучение возраста деревьев на пришкольном

участке

Красная книга г.Москвы. Принципы изучения редких видов.

Проведение экскурсии на пришкольном участке

3.

Проблема автотранспорта и её изучение

Деревья и кустарники нашего парка.

Экскурсия.

Изучение жизненного состояния деревьев в парке

Растения-первоцветы.

Охраняемые виды первоцветов

Что такое природное сообщество

4.

Изучение воздействия транспорта на состояние воздуха

Птицы зимой

Организация фенологических наблюдений

Изучение растений- первоцветов в парке

Изучение природного сообщества на экскурсии в парк


ОБРАБОТКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ЛАГЕРЯ ПОСЛЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Примерное планирование работы над исследовательскими материалами после проведения лагеря





Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1.

Принципы работы над исследовательским проектом

Работа с картографическими источниками

Работа с компьютерной информацией

Оформление проекта

2.

Проблема- гипотеза-цель- задачи

Оформление картографической информации

Работа с другими источниками знаний. Встреча с учеными.

Как представлять проект на конференции

3.

Структура проекта

Планирование работы

Анализ таблиц и составление структурных схем

Анализ графической информации

Компьютерная презентация проекта

4.

Работа с литературными источниками

Построение графиков и диаграмм

Формулирование выводов и рекомендаций

Определение задач проектной деятельности на будущий год



Думается, что предложенные мысли и материалы по опыту экологического образования в городском экологическом лагере в нашей школе не бесспорны, поэтому авторский коллектив школы №1018 с благодарностью примет отзывы по любым затронутым вопросам в процессе интернет- конференции.
скачать файл



Смотрите также:
О значении городского экологического лагеря
252.25kb.
План сетка работы городского спортивно оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
38.86kb.
Тема 2 источники экологического права план I
275.98kb.
Разрешается: находиться на территории лагеря только в специально отведенном для встреч с ребенком месте. Запрещается
9.62kb.
На основании Постановления Президиума Совета городского округа с 25 апреля 2013 начала работу временная депутатская комиссия по проведению экологического проекта «Родная река»
28.09kb.
Должностная инструкция вожатого лагеря с дневным пребыванием детей при мбоу лукояновская сош №1
53.47kb.
Г. Мытищи городского поселения Мытищи в целях реализации положений Градостроительного кодекса рф, в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района мо от 07. 12
43.17kb.
Заключение контрольно-ревизионного отдела Думы Арамильского городского округа по результатам проведения экспертизы проекта бюджета Арамильского городского округа на 2012 год
311.7kb.
Значении этих мероприятий,в которых нам,христианам,никак нельзя принимать участия. Прочтите эту статью(приведенную с сокращениями)и предостерегите Ваших детей
47.2kb.
Об Обращении депутатов Думы городского округа Тольятти к Губернатору Самарской области Н. И. Меркушкину
24.87kb.
Структура местного самоуправления городского округа Реутов
919.91kb.
Положение
82.32kb.