vmest.ru страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать файл



Утверждаю:



Согласовано:

«___»____________2008

«___»____________2008


Образовательная программа

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Чусовского муниципального района

на 2009 – 2012 г.г.

Авторы:

директор МОУ СОШ № 5 О. В. Корнилова,

зам. директора по ВР МОУ СОШ № 5 А.С.Мозгалина

зам. директора по ВР МОУ СОШ № 5 Т. А. Чунжина,

педагог-психолог МОУ СОШ № 5 И. А. Гашева

г. Чусовой

2008


Оглавление


Общие положения 4

Специфика содержания образования 7

Учебный план школы 7

Индивидуальные учебные планы 10

Программно-методическое обеспечение 12

Организация учебного процесса 22

Режим работы школы 23

Организация начала учебного года: адаптационный период 23

Формы организации образовательного процесса 24

Организация внеурочной образовательной деятельности учащихся 25

Порядок аттестации учащихся 26

Мониторинг реализации образовательной программы 27

Тьюторское сопровождение учащихся 30

Основные функции тьютора в отношении обучающихся: 31

диагностика состояния и процесса обучения обучающихся; 31

осуществление целеполагания; 31

мотивация и вовлечение обучающихся; 31

управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся; 31

коррекция деятельности обучающихся; 31

контроль выполнения заданий; 31

рефлексия деятельности (своей и обучающихся). 31

Действия тьютора 31

· Определение целей и задач совместной деятельности. 31

· Оказание психологической поддержки, снятие барьеров, 31

· Диагностика начального и текущего состояния обучающихся. 31

· Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем 31

Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение. 31

· Определение учебного потенциала группы. 31

· Установление контакта с обучающимися, их родителями и контакта обучающихся друг с другом. 31

· Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся. 31

· Включение обучающихся в активную работу. 31

· Создание и поддержка мотивации 31

· Выделение индивидуальных проблем обучающихся. 31

· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. 31

· Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы. 31

· Формулирование проблемных вопросов, заданий, 31

· позволяющих активизировать обучающихся. 31

Организация групповой и индивидуальной 32

· Организация групповой работы, 32

· Обучение обучающихся навыкам рефлексии 32

· Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы. 32

· Обучение обучающихся навыкам эффективного общения. 32

· Выбор и использование разнообразных групповых упражнений. 32

Организация обратной связи и рефлексии 32

· Определение сильных и слабых сторон в деятельности обучающихся. 32

· Выделение индивидуальных проблем обучающегося; 32

· диагностика начального и текущего состояния обучающихся. 32

· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. 32

· Организация обратной связи (родители, ученик, учитель-предметник). 32

· Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе обучения. 32

· Контроль динамики изменений в учебной деятельности обучающихся. 32

· Проведение рефлексии собственной деятельности. 32

· Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной образовательной программы. 32

· Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты. 32

· Предоставление обучающимся советов по организации личной работы. 32

· Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся. 32

· Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон. 32

Воспитательная система школы 32

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 40

Ожидаемые результаты 44

реализации образовательной программы 44

Приложения 45





Общие положения


 "Главной задачей образования на современном этапе развития

человеческой цивилизации должно стать создание условий

для самостоятельного выбора человека, формирования готовности

и способности действовать на основе постоянного выбора

и умение выходить из ситуации выбора без стрессов."

Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке
"…старшая школа – не окончание общего,

а старт другого, нешкольного типа образования"

(И.И. Калина).

Старшая школа занимает особое место в системе образования человека, поскольку, с одной стороны, является итогом школьного (т.е. "общего") образования, а с другой стороны, подготавливает человека к самостоятельному продуктивному решению задач на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности.

Юношеский возраст является этапом становления личности человека, поэтому, основной задачей старшей школы выступает идея развития человеческого потенциала. Для современных 15–17-летних молодых людей свойственны возрастающая потребность в социальном самоутверждении и самостоятельности, ориентация на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей, стремление к партнерским отношениям со взрослыми, стремление к независимости от родителей путем приобретения собственных источников дохода, увеличение роли прагматической мотивации в действиях. Пробное освоение практик взрослой жизни – основная характеристика юношества. Однако традиционная для российской системы образования модель старшей школы и в организационном плане, и в плане педагогического отношения к подросткам как к «детям» мало чем отличается от основной и даже начальной ступени школы. Традиционные организационно-педагогические формы, в рамках которых осуществляется образование старшеклассников, не отвечают принципам индивидуализации, академической и профессиональной мобильности, процессам социализации молодого поколения.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. и Концепцией профильного обучения в городе Чусовом с 2004 года реализуется проект «Организация муниципальной системы профильного обучения на территории среднего промышленного города» в рамках регионального эксперимента. Результаты эксперимента показали, что дифференциация содержания на старшей ступени обеспечивает более высокое качество обучения и создает более благоприятные условия для реализации учащимися своих образовательных запросов, для получения учащимися среднего образования той предметной и уровневой направленности, которая соответствует их запросам. Опираясь на Концепцию модернизации российского образования, Концепцию профильного обучения, на результаты эксперимента по внедрению профильного обучения, сохраняя и сберегая лучшие традиции российской школы, педагогический коллектив ставит перед собой задачу формирования школы нового образца. МОУ СОШ №5 – это школа старшей ступени, специально предназначенная для обучения подростков 15–17-летнего возраста Чусовского муниципального района. В школе создаются специальные условия, обеспечивающие образование подростков на современном качественном уровне.

В школе сосредоточены наиболее квалифицированные педагогические и управленческие кадры Чусовского района. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям: оборудованы 22 учебных кабинета, 3 предметные лаборатории (физическая, химическая, эколого-биологическая), 2 компьютерных класса, 2 лекционные аудитории, спортивный и тренажерный залы, швейная мастерская, автомастерская, кабинет кулинарии, актовый зал, танцевальный зал, библиотека и медиатека, столовая, кабинет психолога и комната психологической разгрузки, медицинский и стоматологический кабинеты.

Функционирование в районе Школы старшеклассников позволяет обеспечить:



  • возможность получения качественного среднего образования всем учащимся, вне зависимости от места проживания и социально- экономического статуса семьи;

ориентацию подростков на получение профессий, которые будут востребованы в соответствии с направлениями социально-экономического развития территории;

  • реализацию широкого спектра образовательных траекторий за счет дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;

  • реализацию задач социального взросления старшеклассников; повышение уровня социализации подростков за счёт соединения предметных знаний и социальных практик;

  • качественную предпрофильную подготовку учащихся выпускных классов основной ступени всех школ города, ориентированных на получение профильного образования академического уровня;

  • проведение различных практикумов, модульных курсов и других видов работ для всех учащихся района.

Важнейшая задача старшей школы – передача молодому человеку технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований. Понимая под образованием процесс создания образа себя в будущем и планирования своих действий для достижения этого образа, можно сказать, что основная задача старшей школы состоит в формировании способности к самостоятельной образовательной деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Цель школы – создание условий для индивидуальной образовательной активности учащегося, осознанного и ответственного выбора, реализации личностных потребностей и интересов, формирование компетентной личности, готовой к осознанному выбору жизненного пути.

Задачи:

  • Создание оптимальных условий для развития способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала учащихся

  • Создание условий для формирования готовности учащихся к осознанному выбору дальнейшего уровня и направления обучения

  • Повышение профессионального мастерства учителя, обогащение и развитие творческого потенциала участников образовательного процесса

  • Создание условий для эффективного взаимодействия учащихся, родителей и педагогов на основе открытости и ответственности за образовательные результаты

Принципы функционирования старшей школы:

  1. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;

  2. Расширение пространства социальной деятельности учащихся;

  3. Компетентностный подход как основа образовательной деятельности учащихся.

Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет возможности самостоятельного выбора учащимися уровня и набора изучения предметов (базовые, профильные, элективные), форм обучения (очная, экстернат, дистанционное образование), самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.

Расширение пространства социальной деятельности учащихся обеспечивается включением их в различные формы социально ориентированной деятельности: это участие в различных конференциях, конкурсах и программах, социальные и профессиональные практики, реализация социальных проектов, участие в школьном и местном самоуправлении.

Компетентностный подход обеспечивается овладением учащимися рядом универсальных способов деятельности (творчество, исследование, конструирование, проектирование и управление) и возможностью применения этих способов при освоении того или иного предметного материала. Организационно-педагогическими условиями компетентностного подхода являются применение в учебной деятельности современных образовательных методов и технологий: лабораторно-исследовательского и проектного метода, информационных технологий, технологий самообразования.

В современных условиях ключевым в образовании становится процесс самоопределения человека по отношению к динамичному характеру современного общества, формирование собственной картины мира и представления о целях и значимости будущей деятельности. Основной характеристикой современного человека становится мобильность, то есть способность человека быстро оценивать ситуацию, принимать решения, действовать и нести ответственность за свои действия. Поэтому базовой линией в старшей школе становится процесс выработки индивидуальных (образовательных, социальных, профессиональных) траекторий учащихся. Это возможно через такие формы организации образовательного процесса, как:



  • изучение учебных предметов по индивидуальному учебному плану с опорой на предметные и межпредметные интересы учащегося;

  • освоение универсальных типов деятельности;

  • построение индивидуальной образовательной траектории, выходящей как за пределы базовой школьной программы, так и за границы самой школы.

Компетентностный подход в старшей школе реализуется через решение следующих образовательных задач:

  • обеспечение глубокой учебной подготовки в выбранных учащимся предметных областях и развитие надпредметных способностей;

  • ориентация на выбор профессии, связанной с профилем обучения;

  • формирование навыков самоорганизации, самовоспитания и самозанятости;

  • развитие навыков самостоятельной, познавательной, проектной, исследовательской, творческой, деятельности учащихся;

  • формирование практических умений и навыков, использование знаний в практической деятельности;

  • формирование умения решать проблемы и работать в команде;

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;

  • приобщение к общекультурным ценностям.

Для сопровождения подростков в этом движении становится важна позиция тьютора. Тьюторское сопровождение обеспечивает осознанное построение индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся школы и ее ответственную реализацию, помогает подросткам осознать свои личностные, образовательные и профессиональные интересы.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
897.98kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
607.25kb.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного
6503kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Кантемировской средней общеобразовательной школы №2 Кантемировского муниципального района Воронежской области
2456.55kb.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
1008.33kb.
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
3116.34kb.
Образовательная программа муниципального казенного образовательного учреждения
246.08kb.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
260.83kb.
1. Настоящее Положение регулирует деятельность структурного подразделения детский сад муниципального казенного общеобразовательного учреждения Кантемировский лицей
86.97kb.
Программа развития Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
352.25kb.
Программа муниципального общеобразовательного учреждения -средней общеобразовательной школы
1642.15kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Сиверская гимназия» до 2010 года
888.33kb.