vmest.ru страница 1
скачать файл

Модель внутришкольной системы оценки качества образования

Порохня Н.И., руководитель базовой школы,

директор МБОУ СОШ № 23 Октябрьского (с) района

Сегодня, в условиях перехода на новый Стандарт, с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения обучающихся в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных образований, выявления отношения к процессу обучения. Особую значимость приобретает оценка компетентности учащихся на этапах завершения обучения в основной и средней школе. Поэтому перед современной школой, развивающейся на новых для нее основаниях системно-деятельностного подхода, стоит задача освоения таких форм оценивания, которые бы отражали данный подход.

Наша школа, творчески переработав накопленный опыт по оцениванию образовательных достижений учащихся, с учетом современных тенденций развития практики оценивания формирует модель внутришкольной системы оценки качества образования.

Обучение по ИУП потребовало новых форм оценивания образовательных результатов обучающихся. Существующая система оценивания не устраивала учителей. На совместном заседании методических объединений гуманитарного и естественно-математического цикла стал вопрос об изменении системы оценивания. Учителя находились в поиске. И в результате пришли к рейтинговой системе оценивания.




В качестве инновационных средств педагоги школы используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, учебные портфолио. Это привело к изменениям в организации учебного процесса школы:

1. Учителя используют блочно-модульный принцип подачи материала. Он требует определенных изменений в проектировании урока, подходах к оценке качества подготовки обучающихся. Прежде всего, в изменении формы представления учебного материала.

2. Наработан опыт проектирования технологической карты урока. Применение технологических карт позволяет формировать у ребят умение выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, сравнивать, обобщать, рассуждать. Преимущество такого подхода заключается, прежде всего, в чётко прописанных требованиях к планируемым результатам, что даёт возможность время от времени сравнивать реальные результаты обучения с заявленными. Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.

3. Использование тематического рейтинга позволяет применять технологию дифференцированного обучения и разнообразные педагогические технологии. Широко используется работа в группах, где можно обсудить проблему, уточнить непонятное, задать вопросы, расширяющие образовательное пространство обучающегося, использовать информацию СМИ, полученную учениками. Мультимедийные средства обучения применяются не только для контроля знаний, но и для изучения нового материала. Большое внимание уделяется самостоятельной работе с текстом и рисунками учебника, решению познавательных творческих задач, заданий на основе внутрипредметных и межпредметных связей, т.е. ведущей является самостоятельная работа обучающихся на разных этапах урока.

4. Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса требует увеличения трудозатрат учителя при подготовке к урокам и разработке модулей-блоков. Но в то же время эта технология позволяет эффективно организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, осуществлять индивидуальный подход к обучению, вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки, повышает прочность образовательных результатов обучающихся, развивает здоровую конкуренцию между обучающимися, позволяет объективно их оценивать.

5. Рейтинговая система оценки способствует формированию накопительной оценки достижения планируемых результатов обучающихся. Как формируется накопительная система оценки? Существует перечень видов деятельностей, сформулированных в виде результатов. Среди них есть обязательные, которые определены стандартом, программой курса. А есть и вариативные (дополнительные), из которых обучающийся в процессе курса «набирает» себе то количество баллов, которое ему необходимо, чтобы выйти на желаемый уровень компетентности.

Использование современных подходов к оценке образовательных результатов учеников подготовило педагогический коллектив школы к введению нового стандарта в 5 классе. Учителя, работающие в этом классе используют рейтинговую систему оценки. В связи с введение ФГОС начального общего образования, учителя начальных классов внедряют новые формы оценивания достижения планируемых результатов:

1 класс – безотметочная форма оценивания, но контроль осуществляется в конце учебного года по предметным и метапредметным результатам;

2 класс – словесная форма оценивания. Это позволяет снять психологическое напряжение с ученика, развивать его инициативу, творческие способности, стремление включиться в деятельность;

3-4 классы – используют в оценочной деятельности рейтинговую систему, что позволяет ученику продвигаться по лестнице успешности к новым достижениям.

Опыт учителей школы был представлен в региональном журнале «Советы учителю», №10, 2009г. Создано педагогическое сообщество школы в Openclass, в которое вошли почти все учителя. Организован форум в Openclass по следующим темам: «Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе – ключевая задача ФГОС» и «Рейтинговая система оценивания образовательных результатов учащихся». На главной странице сообщества размещены конкурсы, конференции, семинары, в которых можно принять участие.

Учителя школы являются модераторами на курсах повышения квалификации в РИПК и ППРО.

Свой опыт представляют на муниципальном уровне, участвуя в семинарах, проводимых на базе школы, а также стажерской площадке, проводя мастер- классы по заявленной теме.

Какие же изменения произошли в школе?



Уровень профессионализма учителей постоянно повышается. Учителя не стоят на месте, совершенствуют свое мастерство, повышают свою квалификацию не один раз в пять лет, а один раз в два года, а при необходимости и возникшей потребности – чаще: каждый год.

Изменения произошли и в сознании обучающихся. При такой организации учебного процесса ученики постигают новые способы добывания знаний через изучение дополнительной литературы, использование Интернет-ресурсов, использование любых видов деятельности для того, чтобы повысить свой накопительный рейтинг. Учащимся выпускных классов результат ЕГЭ не становится новостью, они привыкли к такому виду оценивания. Введение инноваций в школе усиливает мотивацию обучающихся, что приводит к повышению качества образования, стержневым понятием которого является индивидуальные достижения ученика.
скачать файл



Смотрите также:
Обучение по иуп потребовало новых форм оценивания образовательных результатов обучающихся. Существующая система оценивания не устраивала учителей
45.65kb.
О системе оценивания, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся
69.84kb.
Представленной работы: «Проект внедрения тематической рейтинговой системы оценивания образовательных достижений учащихся»
31.11kb.
Система оценивания демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов егэ по предметам в 2011 году
38.45kb.
Елена Викторовна
20.19kb.
С сентября 2013 года обучающиеся 5-х классов переходят на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам
44.97kb.
Экспертный лист для оценивания мультимедийной разработки учебного занятия
39.74kb.
Шкала оценивания лексико-грамматического теста (20 пунктов)
163.76kb.
Лист оценивания эффективности (качества) работы руководителя муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества муниципального района Кинельский Самарской области Рыбаловой Татьяны
261.96kb.
Характеристика образовательных результатов общего образования
118.14kb.
Изложение проверяет: умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте
152.17kb.
Модернизация системы оценивания
17.86kb.