vmest.ru страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
скачать файл

4.2.6. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

•осознание себя членом общества и государства ( российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

• осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

•установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.



Метапредметными результатами изучения курса Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

При составлении рабочей программы по окружающему миру за основу были взяты «Примерные программы начального общего образования» издательства «Просвещение» Москва, 2009г. и сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» Издательского центра «Вентана-Граф», Москва, 2009 г.

«Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом, природой.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс наряду с другими предметами в начальной школе играет значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцировано на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены две задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.



Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Вариант II предлагает возможные пути использования части резерва времени в естественно - научном направлении.


Содержание курса

Тематическое планирование I вариант (часы)

Тематическое планирование II вариант (часы)

Тематическое планирвание III вариант (часы)

Человек и природа

108

150

108

Человек и общество

108

108

150

Резерв

54

12

12



Содержание курса.

Человек и природа. 150 ч

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и т.д.) примеры явлений природы, смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времён суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположения на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности, равнины, горы, холмы, овраги. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд), использование человеком. Водоёмы родного края.

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов в хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера)

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода), деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытия для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества, природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений)

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе, охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённые в Красную книгу.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощи при лёгких травмах (ушиб, порез, ожоги), обмораживании, перегреве.


Человек и общество. 108 ч.

Общество - люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек - член общества. Взаимоотношение человека с другими людьми, культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции, взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации - глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте; Государственная граница России.

Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. характеристика отдельных исторических событий связанных с Москвой. Герб Москвы. Расположение на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, разводные мосты через Неву, памятники и др.), города Золотого кольца России.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россия, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край - частица России. Родной город, край: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на земле. Знакомство с несколькими странами по выбору: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.


Правила безопасной жизни.

Режим дня школьников, чередование труда и отдыха в режиме дня, личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве.



Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе в разное время года.
В «Примерных программах начального общего образования» по окружающему миру издательства «Просвещение», Москва, 2009 г. не указано распределение часов по годам обучения, а имеется количество часов по разделам на несколько лет изучения. Поэтому и составлена рабочая программа на весь период обучения в начальной школе.
По ФГОС предполагается 270 часов за 4 года. Содержание курса окружающего мира представлено в таблице.


№ п/п

Разделы, темы

Примерная программа (ФГОС)




Человек и природа

150 ч

1

Как человек узнает мир

10 ч

2

Природа вокруг нас

20 ч

3

Что такое природа

5 ч

4

Земля и Солнце

10 ч

5

Что изображают на глобусе и карте

24 ч

6

Вещество

5 ч

7

Воздух, вода и горные породы

15 ч

8

Экосистемы и их компоненты

18 ч

9

Природные зоны России

15 ч

10

Человек - часть природы

10 ч

11

Тело человека

15 ч




Человек и общество

108 ч

1

Я школьник

4 ч

2

Правила безопасной жизнедеятельности

7 ч

3

Моя Родина

12 ч

4

Родной край – частица Родины

15 ч

5

Человек – член общества

3 ч

6

Значение труда в жизни человека и общества

6 ч

7

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

27 ч

8

Страницы истории Отечества

21 ч

9

Страны и народы мира

4 ч




Резерв

12 ч




Итого часов

270 ч
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Окружающий мир пояснительная записка Специфика предмета «Окружающий мир»
3460.14kb.
Окружающий мир
647.63kb.
Особенности построения интегрированного курса «Окружающий мир»
31.12kb.
Программа «окружающий мир»
987.09kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру
290.94kb.
Учебно-методическое обеспечение образовательных программ
168.92kb.
Учебник: А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир» 2 класс М.: Баласс, 2012г. Тема урока: Реки и озёра. Сухона самая крупная река Вологодской области. Озера Вологодской области: Белое, Кубенское, Воже
168.78kb.
Реферат по дисциплине «Окружающий мир»
82.82kb.
Рабочая программа «Окружающий мир» (учебный предмет ) 1 4 (классы) 4 года
1287.85kb.
Конспект урока с использованием эор
133.99kb.
Предмет: «Окружающий мир»
72.44kb.
Урок «Развитие речи и окружающий мир» Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме» Для детей со сложной структурой дефекта
80.68kb.