vmest.ru страница 1
скачать файл

Выступление на МО учителей истории и обществознания

в МОУ «Гатчинская СОШ №2» Дата: 16.04.2009 г.

Особенности построения интегрированного курса

«Окружающий мир» по УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель начальных классов

МОУ «Гатчинская НОШ №5»



Вандышева Лидия Николаевна

Особенности построения интегрированного курса «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа XXI века»)

«Окружающий мир»- предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей действительности и готовит младших школьников к изучению географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии.



Какие же возможности предоставляет интегрированное построение предмета «Окружающий мир»?

Учителя, хоть раз преподававшие его, могут сказать, что при изучении этого предмета младший школьник:



  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек-природа-общество»;

  • осознает необходимость выполнения правил поведения, получает начальные навыки экологической, этической, экономической культуры;

-подходит к пониманию себя как индивидуальности, осознает возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни;

-подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.



Какие же знания предлагает младшему школьнику предмет «Окружающий мир»?

  • Природоведческие и экологические представления (сюда же входят и элементарные сведения по астрономии)

  • Географические представления - это сведения как из физической географии (горные породы, поверхность, водоемы, полезные ископаемые, физическая карта и др.), так и экономической (использование человеком воды, воздуха; охрана природных объектов)

  • Социальные представления - материал, который помогает школьникам понять место человека в обществе. Здесь рассматриваются такие понятия, как «родина, страна, город, национальность, закон, право, правительство и др.

  • Исторические представления предусматривают предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства. Важным моментом является реализация краеведческого принципа (экскурсии в местные музеи, лес, парк...)

Очень важно обратить внимание на то обстоятельство, что предмет «Окружающий мир» не дублирует курс истории. Исторический материал выстроен не по эпохам, а по культурологическим темам, которые раскрывают развитие каждой конкретной области от одного исторического времени к другому. Это дает возможность учащимся понять, какие изменения происходили в государстве, как менялись люди, их труд, культура, быт и многое другое

Исторические сведения представлены в учебниках в рубрике

«Путешествие в прошлое», это со 2 класса, а также специальными разделами

по истории России в 3 и 4 классах.

Например, во 2 классе в рубрике «Путешествие в прошлое» дети знакомятся с историческими статьями «Как Русь начиналась», «Первые русские князья», «О занятиях славян», «Русская трапеза», «Как трудились в городах».

В 3 классе - специальные разделы «Человек в разные исторические времена», «Труд людей в разные исторические времена» Это следующие темы:

-От Руси к России;

-Какими людьми были наши предки славяне;

- Во что верили славяне;

-Когда возникло земледелие;

-О крепостных крестьянах и помещиках;

-Ремесла на Руси;

-О фабриках и заводах;

-От палки и камня до космического корабля;

-Как возникали и строились города.

В 4 классе - обширная тема «Человек и общество, в котором он живет». Здесь представлены следующие темы:

-Человек- путешественник;

-Человек и культура;

-О первых школах и книгах;

-Русское искусство до XVIII века;

-Искусство России в XVIII, XIX, XX веках;

-Человек - защитник своего Отечества;



-Гражданин и государство.
скачать файл



Смотрите также:
Особенности построения интегрированного курса «Окружающий мир»
31.12kb.
Программа «окружающий мир»
987.09kb.
Окружающий мир пояснительная записка Специфика предмета «Окружающий мир»
3460.14kb.
Окружающий мир
647.63kb.
Пояснительная записка для интегрированного курса физика-информатика «Физика вокруг нас»
74.06kb.
Программа курса «окружающий мир»
164.14kb.
Учебно-методическое обеспечение образовательных программ
168.92kb.
Об одном подходе к персонализации учебных программ в системах электронного обучения алсынбаева Людмила Георгиевна
35.24kb.
Учебник: А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир» 2 класс М.: Баласс, 2012г. Тема урока: Реки и озёра. Сухона самая крупная река Вологодской области. Озера Вологодской области: Белое, Кубенское, Воже
168.78kb.
Реферат по дисциплине «Окружающий мир»
82.82kb.
Методические указания Содержание Программа курса Планы семинарских занятий Портфолио
1785.55kb.
Сценарий интегрированного урока в 11 классе по теме «Изобретения, которые потрясли мир»
77.45kb.