vmest.ru страница 1
скачать файл




Анализ современного урока

Авторы и составители:

Кульневич Сергей Владимирович,

доктор педагогических наук, профессор;
Лакоценина Тамара Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент.



2005
Примерная схема полного анализа урока

1.Анализ цели урока.

Вопросы для анализа:


  1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений учащихся; места урока в системе уроков по данной теме; подготовленности класса; возможностей самого учителя; прогнозов на конечный результат обучения.




  1. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.




  1. Степень достижения поставленной цели.


П. Анализ структуры и организации урока.

Вопросы для анализа:


  1. Соответствие структуры урока его цели и типу. 2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. 3. Целесообразность распределения времени по этапам урока. 4. Рациональность использования оборудования кабинета. 5. Научная организация труда учителя и учащихся. 6. Организация начала и конца урока. 7. Оптимальный темп ведения урока. 8. Наличие плана и степень его выполнения.


Ш. Анализ содержания урока.

Вопросы для анализа.


  1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта. 2. Логичность изложения. 3. Доступность изложения ( соответствует ли уровень и изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками). 4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения матери ала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике). 5. Выделение ведущих идей по данной теме. 6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала. 7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика. 8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока.


1У. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

Вопросы для анализа:


  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса; возможностей самого учителя; учебно – материальной базы. 2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке. 3. Формирование у учащихся новых понятий ( как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми). 4. Актуализация опорных знаний ( как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока). 5. Качественное освоение нового материала ( как определяется учителем качество освоения). 6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся). 7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся ( характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность. индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и др). 8. Педагогическая техника учителя: тепм речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальный терминологии, умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся.


У. Анализ работы учащихся на уроке.

Вопросы для анализа:

  1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока. 2. Интерес к теме урока. 2. Интерес к теме и уроку. 3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке. 4. Выполнение учащимися единых требований ( есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы). 5. Наличие навыков самоконтроля. 6. Качество знаний и умений учащихся ( глубина, осознания и умения в различных ситуациях). 7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений. 8. Культур межличностных отношений. 9. Реакция на оценку учителя.


У1. Анализ домашнего задания.

Вопросы для анализа:

  1. Методы и приемы проверки домашнего задания. 2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей у учащихся. 3. Объем домашнего задания (чем определяется). Характер домашнего задания ( тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный). 5. Посильность домашнего задания для всех учащихся. 6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока. 7. Методика задавания на дом, ( ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).


УП. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Вопросы для анализа:

  1. Классная доска ( форма, цвет, чистота. пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности). 2. Соответствие мебели возрасту учащихся. 3. Уровень освещенности, чистота помещения. 4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья. 5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся. 6.Режим проветривания, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга. 7. Применение наглядности, соответствующей нормам ( величина букв, их цвет, четкость написания). 8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия. 9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.


YIII. Психологический анализ урока ( проводится со школьным психологом при наличии соответствующего образования).

Вопросы для анализа:

  1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его ( готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии). 2. Развитие внимания, устойчивости, случаи отвлечения внимания. 3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти ( механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, краткозрительной), организации основных процессов памяти восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения. 4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций , использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления. 5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала школьниками. 6. Приемы организации осмысленного восприятия в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность. 8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом. 9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами каждого ученика, педагогический так учителя.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ


  1. Оценка самоанализа урока учителем.

  2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

  3. Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки.

  4. Недостатки урока. диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

  5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.

Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» (желательно отдельно на каждого учителя) или в «листок посещений» (см. Приложение № 2).

  1. Содержательной направленности – выделяют такие типы анализа: элементарный – разложение сложного явления на части; структурный - исследование множества элементов и подструктур сложной системы; функциональный - выявление отношений и зависимостей между отдельными частями, элементами или свойствами сложного явления; генетический - исследование причинной связи между явлениями и их свойствами и др. Указанные типы анализа взаимодополняют друг друга в процессе углубления познания одного и того же явления.

  2. Структурно временной - оценка использования времени урока по каждому его этапу;

  3. Комбинированный – оценка ( одновременная ) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

  4. Дидактический - анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

  5. Комплексный - одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока ( чаще всего системы уроков). При определении системы работы учителя анализируются 34 урока по одной теме. ( В.И.Максимова).


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

ТРАДИЦИОННОГО УРОКА



  1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.




  1. Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку; умение учителя мобилизовывать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.




  1. Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.




  1. Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.




  1. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения, эффективность использования жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.




  1. Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.




  1. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.




  1. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.




  1. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.




  1. Индивидуальный подход: стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом; оценка знаний и деятельности учащихся на уроке; соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.




  1. Выводы и предложения.


ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИЗА УРОКА

Отличительные особенности функции

внутришкольного контроля:


  1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.




  1. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.




  1. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.




  1. Планирование «объектов», целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей-предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационных комиссий.




  1. Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике.




  1. Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки




  1. Безусловное сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических идей.



Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания и учебной деятельности учащихся:


  • работа учителя по подготовке и проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т.п.);

  • определение учителем образовательных, воспитательных, развивающих целей урока, их актуализация;

  • мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимися порядка и условий работы;

  • научная содержательность урока, основательность усвоения учащимися трудных вопросов;

  • реализация на уроке дидактических принципов обучения;

  • соответствие избранных учителем методов преподавания целям урокап, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса ( объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и другие методы);

  • органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;

  • активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческой процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;

  • формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;

  • знаний учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и развития и творческих способностей учащихся;

  • практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока;

  • межпредметные связи в процессе обучения;

  • формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);

  • использование ТСО и наглядных пособий;

  • правильность отбора тренировочных упражнений и практических задач необходимых для выработки умений и навыков;

  • установление обратных связей в ходе урока;

  • формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирования самостоятельной работы учащихся, умений анализировать, обобщать сравнивать, делать выводы;

  • мировоззренческие выводы и обобщения, к которым подведены учащиеся;

  • соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;

  • элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;

  • методика организации домашнего задания (объемы, характер, дифференциация, своевременность);

  • повторение ранее изученного, закрепление нового материала;

  • рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;

  • дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;

  • практическое решение на уроке общешкольной методической темы;

  • оценка знаний, умений и навыков учащихся;

  • плотность урока, экономия времени;

  • соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

СИСТЕМА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.


2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.
3. Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемой информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.
4. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.
5. Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.)


Классификация целей посещения уроков:
1. По временим действия ( долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях;
2. По ширине охвата и глубине изучаемых аспектов:
- масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью ( развитие познавательного интереса, формирование общих умений и навыков и др);

- локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью ( результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке творческой работы учащихся);


3. По содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ ( работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках математики; работа с первоисточниками на уроках истории, эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.).

Психологические требования к уроку, отражаемые в анализе.


  1. Психологическая цель урока:

- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

- учет целевой установки урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;



- предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
2. Стиль урока:

1). Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения;

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;



- планирование усвоения знаний в готовом виде ( со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения учащимися ( кто ставит проблему, формирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения ( напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.д.).

2). Особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и, главное, осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе ( собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др );

- педагогический такт ( случаи проявления);



- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Правила проведения анализа.

  1. Дружественность, доброжелательность. (Правильно ли я вас понял, коллега?)

  2. Ищите в уроке лучшее, а не худшее.

  3. Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.

  4. Слушайте других, не повторяйтесь. Помните о разнообразии умов.

  5. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.

  6. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.

  7. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.


Планирование, подготовка и виды посещения уроков
Посещение и анализ уроков метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное. целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.
Планирование посещения уроков: перспективное ( на год и полугодие), текущее ( на месяц и неделю), календарное и графическое.
Подготовка к посещению урока.
Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой его проведения ( по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов образования, ИПК и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведения контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программы (практических и лабораторных работ, экскурсий), объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий, сделанных учителю по ранее посещенным урокам. Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других учителей школы, определение цели такого приглашения.

Критерии оценки качества научного исследования


  1. Степень новизны исследования:

  • научное открытие;

  • целостная научная концепция;

  • новая научная идея, обогащающая новую научную концепцию;

  • новая научная идея в рамках известной научной концепции;

  • обогащение соответствующей научной концепции новыми доказательствами и фактами;

  • научная гипотеза, предлагающая новый научный взгляд, новую трактовку проблемы;

  • обоснование теории;

  • уточнение структуры педагогической науки;

  • введение новых понятий или изменение старых их трактовок;

  • спорное, но интересное суждение по какой – либо теме, проблеме;

  • опровержение устаревших идей и позиций;

  • рекомендации по применению в практике новых научных идей и подходов.




  1. Определение названия исследования.

Наиболее важной частью работы исследователя является формулирование темы.

Актуальность темы исследования обосновывается тем, насколько она отвечает научной новизне, социальным запросам общества, теории и практики организации учебно – воспитательного процесса.

Существует мнение, что правильно выбранная и сформулированная тема - это половина выполненной научной работы. Исходя из этого, осбое внимание следует уделять формулировке темы.



скачать файл



Смотрите также:
П. Анализ структуры и организации урока
158.78kb.
Тема урока Деятельность учащихся
196.79kb.
Конспект урока файлы и файловые структуры
84.57kb.
Министерство образования и науки РФ
513.47kb.
1. теоретические аспекты совершентвования производственной структуры предприятия
1542.02kb.
О регулярности структуры неоднородностей рассеяния оптического излучения и их связи с метеопараметрами
260.59kb.
Настоящая Концепция развития профильного обучения в Республике Казахстан (далее Концепция) раскрывает основные идеи по организации структуры, направлений и моделей профильного обучения в условиях 12-летнего образования
214.4kb.
Структуры и алгоритмы обработки данных
275.63kb.
«Анализ системы бюджетирования электросетевой организации»
599.73kb.
Проблемы теории права
101.58kb.
Проведён анализ по организации учебной деятельности студентов вуза. Рассмотрены существующие концепции деятельности. Отдельно выделено понятие целостной учебной деятельности
87.71kb.
Лекция. Базовые элементы структуры мп
285.57kb.