vmest.ru страница 1страница 2
скачать файл


1. Психология как наука.

Связь психологии с педагогикой и с другими науками

П. занимает особое место среди наук, т.к. она – о самом сложном из известного человечеству. Психика – свойство высоко организованной материи. Изначально человек познает окружающий мир, а затем изучает самого себя:

1. осознание собственной схемы тела (руки – ноги) – до 3 лет;

2. «сам»  «я сам»  формирование собственного восприятия

3. «я» и «другие»  выбор действия для развития отношений с обществом

Это особенности П. в ее уникальных практических следствиях, т.е. если научиться управлять и регулировать психические процессы, функции, способности, т.е. изменять себя. Психологические знания позволяют характеризовать человеческое поведение и личность. Психологическая мысль развивалась в теч. 2 периодов:

1. ДОНАУЧНЫЙ (мифы, сказки, философия): соотношение души и тела  идеалисты  выность души, бренность тела. Материалисты (Аристотель). Аквинский переработал идеи Аристотеля, ввел их в идеалист. систему.

Павлов описал принципы психологического исследования. В 1879 Вундт открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию. Эта дата считается точкой отсчета научной психологии, т.е. у психологии появился собственный метод. До этого использовался метод интроспекции (самонаблюдения). Метод наблюдения позволял фиксировать факты поведения с четким определением цели, времени испытания.

2.НАУЧНЫЙ период:

* асоционизм - в рамках которого развивается структуралистический подход (разделение объекта на части для изучения)

* функционализм (важнее понять функцию сознания)

* бихевиоризм (Уотсон) – пытался понять и описать поведение, дать ему количественную оценку.

В 70-е гг. концепция соц. научения – наши действия формируются под влиянием социальной среды

* когнетивизм – понять каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности

* психоаналитический подход (Фрейд) – впервые рассматривал структуру личности, больше внимания уделял подсознательному

* гуманистический подход – оптимистический взгляд на природу человека. В центре – представления о потребностях человека. Высший уровень потребности – потребность к самосовершенствованию. Чего достигает только 1% . Главная задача человека – быть самим собой.



Отличия житейской П.:

- психологические знания конкретны, ограничиваются задачами, ситуацией и лицами, на которых они распространяются. Научная П. использует научные понятия

- в способах получения психологических знаний житейские интуитивны, приобретаются путем проб и приспособлений. Психологические знания рациональны, осознаны.

- в способах передачи знаний

- получение знаний в житейской П. через наблюдения и размышления. В научной П. – эксперимент.

- научная П. обладает разнообразными уникальными фактами, материалом, которые накапливаются в специальных отраслях П. Научный опирается на житейский опыт.



ПРЕДМЕТ П. Наука о закономерностях, особенностях регулирования и формирования психики. Психика проявляется в психических явлениях, т.е в фактах внутреннего субъективного опыта, а также в фактах поведения, неосознаваемых психических процессах, продуктах материальной и духовной культуры. Психика – это форма активного отображения субъекта в объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

Место П. среди других наук:

1. прежде всего с биологическими науками (генетика, физиология, этнология). Этнология – наука о поведении животных, ее данные используются в зоопсихологии, т.е. отношение врожденного (инстинкты) и среды. Вопросы о соотношении врожд. и приобрет. – центральные в П. Здесь выжны данные генетики, физиологии.

2. в языковедении связь с П. в проблеме формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализа языка в связи с мышлением, особенности восприятия речи.

3. искусствоведении и П. соприкасаются в подходах к проблемам худож. творчества и личности художника в восприятии худ. произведения, структуры их.

4. связь с ПЕДАГОГИКОЙ – нельзя эффективно работать с ребенком не зная закономерностей развития психики, принципов общения, не видя индивидуальных особенностей личности. П. выявляет психические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий. Изучает закономерности пед. процесса. Старается определить условия оптимальной организации (пед. П.) 19 – век появилось комплексное направление педагогики.

ОТРАСЛИ П.:

*общая – выражает понятия, теоретические принципы, формулирует основные закономерности формирования и развития психич. реальности.

*возрастная – знания о закономерностях развития психики на различных возрастных этапах.

*педагогическая – психологические проблемы обучения и воспитания

*социальная – особенности общения, закономерности развития и взаимодействия групп, взаимод. личности и группы

*специальная – проблемы аномального развития психики

*труда – исследует закономерности психики, связанные с конкретными видами человеческой деятельности.


5. Сравнительная характеристика психических процессов
Псих – познават. процессы – это восприятие, мышление, ощущение, запоминание, внимание, память

Восприятие и ощущение дают чувственный образ предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.



Ощущение – псих – познават. процесс, отражение отдельных сторон, свойств, явлений. В восприятии вещи и явления даны в своих единичных проявлениях, но сущн. предметов и явлений не совпад. с их внешним обликом, доступн. восприятию, и сложн. явлен. соц. мира – недоступны восприят., т.к. они не выраж. в нагляд. свойствах. С помощью восприятия не возм. познать прошлое и буд.

Мышление раскрывает отражение лица в связях и отношениях, оно м.б. обобщенное отражение действительности. В процессе М. субъект использ. средства с целью проникновения в существ. отношения: модели, схемы, символы, знаки, язык. М. дает возможн. понять сущность объективн. мира закон его существования. Позволяет представить будущ., оперируя потенц. возможностью.

Мышление тесно связано с воображением. Процесс воображения явл. создан. новых образов, мыслей; тесно связана с процессом восприятия, который дает конкретные образы. Восприятие нужно в пробл. ситуации, когда для восстановления целостного образа, поставляет недостат. элементы; может представлять кончный результат.



Внимание – не выст. как самост. процесс открыв. наблюдение как сосред. деят-ти; не имеет специфич. продукты, но результатом является улучшение деятельности к оторой оно присоед-ся; выраж. взаимоотнош. субъекта и объекта, чел-ка и мира, в деят-ти чел-ка выполн. функции контроля.
9. Основные закономерности психического развития.

Соотношение обучения и развития как психолого-педагогическая проблема

Развитие – процес колич. и кач. изменения в организме, психике и деятельности человека. Эти изменения соответствуют осн. законам динамики: кол-во  в кач-во, отрицание отрицаний…

Общ. закономерность развития:

1. Закон стадиальности (это развитие по стадиям кач-в отличных др. от др.)

2. Закон неравномерности развития. Кажд. психич. функция не имеет одинак. типов развития во всех возрастных этапах. Характерна неравномерность темпов развития + периоды …. (благопр.) и кризисы.

3. закон равномерности (обычно недостаточное развитие к-либо псих функций не совпадает с темпом развития другой (не зависят др. от др.)

4. закон компенсации (дефицит одной функции компенсируется наибольшим развитием уровня другой функции).

5. по мере развития психика становится все более цельной и устойчивой.

След. группа закономерностей псих. развития связ. с влиянием соц. фактора, присущего только чел. и хар-го психического развитию. Эта группа была выделена Выготским.

* По мере развития происходящего от непосредственных форм поведения к опосредованным, т.е. направленным (внимание из непроизвольного становится произвольным, также память; мышление из ассоциально-образного переходит в логическое).

* В психике нет ничего чего не было бы в отношениях между людьми (алкоголизм по примеру др. чел)

* По мере развития происходит интериоризация психич. функций (переход психич. функций извне во внутр. плаян), т.е. любая психич. функция формируется в начале во внеш. действии с предметом (игра в шахматы), затем в образы (представления), а далее образов не надо, идет развитие мышления на уровне разработки нескольких стратегий (в шахм. – разные варианты ходов).


13. Психологическая характеристика юношеского возраста

Юность – стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Существует множество теорий:

1)биологические – рассматрив. юность как опред. этап эволюции организма

2)психологич. фиксируют внимание на закономерностях псих. эвол.ции

3)психоаналитические видят в юности опред. этап психосексуального развития

4)социологич-е рассматривают ее как переход от зависимого детства к самост. и ответственной деятельности взрослого.

Ранняя юность (14,5 – 17 лет) – период завершения физического развития чел. Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Важн. задачи юн. возраста – выбор профессии, подготовка к труду, подготовка к вступлению в брак и созданию своей семьи. Юность – завершающий этап созревания и формирования личности. Большие изменения в собственном организме, внешности, связанные с половым созреванием, неопределенность положения (уже не ребенок, еще не взрослый), усложнение жизнедеятельности – все это активизирует в юн. возрасте ценностно-ориентационную деятельность.

Это проявляется в развитии самосознания.



Есть 2 способа самооценки:

* состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом

* социальное соревнование, сопоставление мнений о себе окружающих.

В целом юность очень счастливый возраст. Важная черта личности – самовыражение. Пониженное самоуважение опаснее, делает невысоким уровень соц. притязаний личности. Совр. психология ставит ? об автономии, разграничивая поведенческую автономию (потребность самостоятельно лично его касающиеся ???), эмоциональную (потребность иметь собственные привязанности), моральную (право на собственные взгляды). Ранняя юность не только возраст самоанализа, но и «коллективный» возраст. Старшекласснику важно быть принятым сверстниками, чувствовать себя нужным группе, иметь определенный престиж и авторитет. Особенно важно в восп. работе учитывать влияние стихийных уличных групп и компаний. В ранней юности резко усиливается потребность в индивидуал.-интимной дружбе. Усиливается потребность в дружбе с противоположным полом.



Половое созревание придает сильную сексуальную окраску всем юношеским переживаниям и интересам. Психол трудности, тревога, напряженность в общении др. с др. у юношей выше, чем у девушек, которые чувствуют себя более уверенно.

Ранняя юность – решающий возраст формирования мировоззрения. Центральное место занимает решение коренных соц.-нравственных проблем, чаще группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни. Самым важным и сложным становится выбор профессии.


21. Индивидуально-психологические особенности личности школьника

Складывается мотив достижения, он становится затем устойчивой чертой. Появляется самооценка у ребенка. Есть у ребенка:

* мотив достижения успехов

* мотив избежания неудач.

У детей, у которых преобладает 1 возникает мотив притязания – степень трудности достижения цели.

Трудности возникают как следствие неоднократного повт. успехов. При приложении достаточных усилий, ребенок д. получать удовлетворенность от труда, д. верить в свои успехи.

Самостоятельность м. возникать, а может не возникать. Для ее развития надо давать определенные задания. Плохо, если ребенка никто не контролирует. Новообр-я психич-я произвольность повед. самоконтроль, рефлексия развития эмоц. сферы: эмоционально сдержаны, устойчивы, способ. управлять ими.

Младший школьник уравновешеннее, чем дошкольник и подросток. Дружба происходит на основе интересов.

Неформальные группы не стойки, они быстро распадаются. Мл. школьник создает тайные общества. 7л – нацелен на свой внутренний мир; 8л. – выбор друзей, закладывается фундамент прочности человеческих отношений; 9л – больш. дифференцир. в своих интересах; 10л. – завершение развития младш. школьника. Ребенок достаточно уравновешенный, предается размышлениям о самом себе. Укрепляется система этических взглядов

Критерии:

* иерархия мотивов, если ребенок способен продолжать свои непосредственные побуждения ради чего-то иного – самая ранняя стадия дошкольного возраста

* способность к сознат. руководству собственного поведения (у подростка возраст. самосознание). До этого времени личность формируется стихийно. Основные механизмы формирования личности:

а)сдвиг мотива на цель – цель деятельности совпадает с потребностью личности, т.е. мотив познания м. стать смыслообразующим

б) механизм идентификации (у ребенка есть идеал, которому он подражает и соотносит. себя с ним)

* механизм освоения соц. ролей.

В подростковом возрасте работает над собой. Самосознание формируется в общении со сверстниками. Постеп. переход к ощущению себя и сверстников.



2. Сознание как высшая форма психического отражения.

Соотношение сознания и бессознательного в психике

Леонтьев – зарождение С. зависит от появления языка и речи. Возникновение сознания обуслов.:

* возникновением особой формой деятельности, т.е. коллектив. труда (предполагает разделение функций, т.к. учавств. выполнение различных операций). Чтобы осуществить действия, чел-к должен осознать результат, осмыслить его.

* включенность чел-ка в речевое общение, что позволяет овладеть системой языковых значений и стать сопричастному общественному опыту, т.е. перенимать его.



Отличительная черта сознания (по Леонтьеву) – возможность объективного отражения мира. Сознание – высший уровень психич. отражений и саморегуляции, свойств. только чел-ку, так обществ.-историч. существу.

Свойства сознания:

1. С. это знание об окружающем мире и самом себе в виде образов, мыслей, чувств

2. С. это отношение к окружающему миру

3. С помощью С. осуществляется целепологание (чел-к ставит себе цель, планирует действия)

4. С помощью С. происходит отделение предмета от объекта

5. С. осуществляется с помощью языка или речи



Для С. характерно:

* активность

* направленность на предмет

* способность к рефлексии (внутренний мыслительный процесс, самонаблюдение)

* различные уровни ясности: максимально ясное сознание высший); минимально ясное сознание; просто ясное сознание; бессознательное.

С. является условием, регулятором и результатом протекания психологич. процесса. С. тесно связано с бессознательным

Бессознательное отличается от С. тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

Бессознательное – это форма психического отражения, в которых образ. действительности, отношение к ней субъекта выступает как нерасчлененное целое и чел. не отдает себе отчета в происходящем.



Формы:

1. психические явления, возникающие во сне (сновидения)

2. ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реальными раздражителями (подпороговый раздражитель)

3. движения бывшие в прошлом сознательными, но в результате многократными повторениями автоматизировавшиеся

4. патологич. явления возникающие в психике больного чел-ка (бред, галлюцинации).

Соотношение бессознательного и сознательное в психике человека решалось по-разному. Психологи, опирающиеся на философию идеализма, отдают преобладающее место бессознательному. Они отрицают возможность разумного логического познания, признают основным видом познания инстинкт, веру  ИРРАЦИОНАЛИЗМ (философия жизни – Дильтей, Бергсон; экзистенциализм – Хайдеггер, форейдизм)

Это учение критиковали Выгодский, Леонтьев. Наша наука признает бессознательное, но предпочтение отдает сознательному.
6. Перцептивная сторона общения.

Механизмы социальной перцепции.

Стереотипы в восприятии учителя


Взаимопонимание – понимание целей, мотивов, установки партнера, понимание и принятие, разделение их.

Восприятие – обязат. соотносит. ч. общения.

Соц. перцепция – восприятие через ком. соц. объектов: других людей, соц. групп, больших соц. общи-тей.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на эт. основе его поступков.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения. На основе внешней стороны поведения человек как бы «читает» другого, познает его. Познавая другого, формир. сам познающий индивид. От меры точности «прочтения» другого человека зависит успех орг. с ним согласованных действий.

Представления о другом человеке тесно связано с уровнем самосознания. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она представляет собой для других» (Выгодский).

Индивид соотносит себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совм. решений.

Позн. другого человека совместно с:

* эмоц. оценкой этого другого

* попыткой понять строй его пост.

* стратегия изменения его поведения

* построение стратегии своего поведения


  • идентификация – отождествление себя с другими

  • эмпатия – стремл. эмоц. отклонен. на проблемы другого.

Процесс понимания осложн. явлением рефлексии – осознанием действ-ем индивидом того, как он воспр-ся партнером по общ., удвоенный процесс зерк. отраж. др.др.

  • Казуальная атрибуция (Келли, Джонс) – приписывание причин поведения другого человека, его намерении, чувств, качеств личности. Возн. при дефиците информации о другом человеке.

Мера и степень приписыв. в процессе межличностн. восприятия зависит от степени уникальности или типичности поступка и от степени его соц. «желательности» или «нежелательности»

Виды атрибуции:

  • личностная (причина припис. лично совершающему поступок)

  • объектная (прич. припис. объекту, на который направлено действие)

  • обстоятельственная (прич. припис. обстоятельствам)

Эффекты при восприятии людьми друг друга:

- эффект ореола («галоэффект»); (любовь)

- эффект новизны и первичности; (перв. инф. ос).

- эффект стереотипизации (постр. закл. на основе предшеств. опыта, часто ограниченного)

Сближение собств. и чужих предст. о себе способств. повыш. точн. восприятия.


  • Межличностная аттракция.

Область исследования, связ. с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получает название исследования аттракции.

Аттракция – и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения

Аттракция – основной вид соц. установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойствах аффективным оценкам.

Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Функция: эмоциональная регуляция межличностных отношений в группе.
10. Проблема периодизации психического развития

I. В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития. Выгодский говорит о том, что возр. периодизация д. основываться на сущности самого проц. развития. Развитие ребенка – это присвоение исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения  2 осн. принципа в подходе к развитию ребенка:



  1. принцип историзма,

  2. принцип развития в деятельности.

Историзм: конкретно-историч. природа детства и его периодов. Периодизация детства и содержание каждого периода зависит от конкр. исторических условий жизни и соц. обстановки, которые влияют на развитие ребенка. Всякие изменения в общ. жизни изменяют и образоват. воспитат. уровень работы в детских учреждениях  изменения в жизни влияют на развитие детей, изменяя возрастные границы. Качествен. своеобразие каждого периода разв. ребенка раскрывается на основе таких понятий, как соц. ситуация развития и ведущая деятельность. Соц. ситуация – сочет. внутренних процессов разв. и внешн. условий. Ведущая деятельность – определен. вид деятельность, который соответствует каждому возрастному этапу и влияет на развитие и формир. личности ребенка  кажд. вед. деятельность способствует проявлени. характерных именно для этого возраста кач. особен-тей или новообразований возраста.

Периодизация (Выготского): 0 - 1 год – младенч. возраст; 1 – 2 ран. возраст; 3 – 6 дошк. возраст; 7 – 10 младш. шк. возраст; 11 – 14 средн. шк. возраст или подростк.; 15 – 18 старш. шк. или ранняя юность.

Возраст хар-ся особенностями условий жизни и требований, предъявляемых реб. на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающими. Определяет возр. период связь между уровнем раз-тия отношения с окружающими и уровнем развития, знаний, способов, способностей. Изменение условий жизни реб., форм воспитания и обучения явл. важн. факторам, определяющим смену возр. периодов разв-я.



Периодизация (Эльконина):

1) соц. ситуация развития

2) ведущая деятельность

3)центральн. возрастн. новообразования.

Рассматривает ребенка как целостную личность активно познающую мир, включал его в 2 системы отношений: ребенок – предмет, ребенок – взрослый. В системе «Р-В» занимает ведущ место, формирует и регулирует отношения в системе «чел-чел»  эмоциональное общение (игра – 3-7 лет); интимно-личностное общение со сверстн (11-15 лет)  развитие мотивационно-потребностной сферы.

Группа «ребёнок-предмет» развивает предметно-манипулятивную деят-ть, учебную деят-ть школьного возраста, учебно-профессион деят-ть старшеклассников  развитие операционно-технической сферы в интеллектуально-познават деят-ти. Идёт чередование всех сфер в течение каждой стадии жизни ребёнка.


14. Структура учебной деятельности.

Проблема мотивац. уч. деятельности.

Формирование мотивации учения


Учение – специфический вид деятельности направлен. на познание окруж. мира и носит общ. характер; реализ. через внутр. и внешн. гностические действия.

Компоненты уч. деят.:

* учебная мотивация

* учебная задача

* решение задачи уч. действий.

* контроль переходит в самоконтроль

* оценка перехода в самоценк.

Для того чтобы быть успешным, т.е.приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, уч. деят. д. соответствовать требованиям:

- быть разносторон. мотивир. проц., т.е. побуждать учителя лучше обучать, а уч-ся старат. учиться

- иметь развит. гиб. структуру

- осуществ. в разнообразных формах, позвол. учителю полнее реализ. свой творческий талант

- выполняется при помощи совр. ТСО.

Развитость структ. обуч. означает наличие в арсенале у преподавателя достаточного числа разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции в уч. деят., передавая учащимся знания, ум, навыки, развивал их умственно и нравственно. Более соверш. уч. деят. того преподавателя, который будет профессион. использовать в обучении разные методы и средства.



Мотивированность – личн. заинтересованность препод. в том, чтобы учащиеся лучше усваивали учебный материал. Разносторонняя мотивированность обучения предполагает наличие многих личных мотивов, в силу которых преподаватель участвовал в учебной работе и берет на себя определенные обязательства в научении учащихся. Глубина мотивированности оценивается по вовлеченности в учебный процесс самых значительных жизненных мотивов препод., составляющ. основу его личности. Важно включать мотивы связанные с соображениями престижа, просоциальные мотивы – те, которые связ. с благом людей и высокими нравств. ценностями. Мотивированность носит поверхностный характер. Более глубокой она становится, когда в процессе обучения учащихся преподаватель начинает видеть цель и главный смысл ее жизни. Гл. задача повышения эффективности обучения заключается в том, чтобы сделать его глубоко и полимотивированным процессом.

Мотивированность учения – психологич. характеристика интереса учащихся к усвоению знаний, которые приобрет определ. умения и навыки к собственному развитию. Главное условие мотивированности учения является наличие у учащихся мотива самосовершенствования, кот. не м.б. удовлетворен без приобрет. нужных способностей.

Мотивированность учения: *ситуационные и личностные – в первом случае в качестве побудителей к учению выступают мотивы, связанные с необходимостью продемонстрировать определенные знания в какой-либо конкретной ситуации (при сдаче экзаменов). Такую мотивированность учения называют внешней, т.к. она не затрагивает глубинных основ личности человека, не рассчитана на его самосовершенствование.

*Мотивированность – внутренняя, личностная – связ. с потребностью самосовершенствования человека, с реализацией его духовных целей, ценностям, идеалов, направлена на развитие его личности, способностей, на моральный, интеллектуальный рост.

*Мотивированность – ревалентная, ирревалентная, т.е. имеющую и не имеющую прямого отношения к приобрет. чаловеком знаниям. Ревалентная мотивированность связ. с наличием у учащихся интереса к самим приобретаемым знаниям. Ирревалентная – основана на иных побуждениях, вынужд. человека приобрет. соответсвующ. знания (~ любознательность – ревалентна, выгода от знаний - избегай наказания – ирревалентна).

Учебный процесс надо строить так, чтобы ревалентная мотивация учащихся была как можно более глубокой и разносторонней.
18. Отклоняющееся поведение.

Трудные дети

Т.д. – дети со знаком «–» или «+», т.е. отличающиеся от общей массы сверстников; неуспевающие, недисциплинир, с нервными и психич. расстройствами школьники, дети из неблагоприятных семей и дети выделяющиеся особыми сложностями и возможностями в к-либо виде деятельности.

Методы определения тр. детей и работы с ними:

* психодиагностич. методы, которые позволяют выделить скрытые дефекты развития и наметить пути работы для психолога, учителя, родителей

* диагностич. процедуры для определенного запроса: слабая память  специальная тренировки ориентированы на индивид. анализ

* выделение разных категорий акцентуацией характера детей выделяется с помощью патохарактерологического диагностического опросника, разработан Личко. Применяется для детей 13-21 г.  пути коррекц. работы в зависимости от типа акцентуации и выделения наиб. травмирующих психогенных воздействий. Подросток включается в такие ситуации с целью:

* научить расп-ть трудную жизненно важн. ситуацию

* сформировать возможность анализировать ситуацию  использование опыта собственных ошибок

* расширение диапазона способов поведения в трудной ситуации  все проводить на уровне реального поведения. НЕДОСТАТОК: требуется желание подростка изменить свое поведение.

Нельзя отождествлять трудн. и акцентуированых детей.

Ленинградское НИИ психол. им. Бехтерева предпринимает попытки выделить специфически – школьные трудности (школьную дезадоптацию).

I. дети, требующие мед. помощи. Проблематична:

* помощь для нормального развития

* min отриц. последствия совместного обучения с другими детьми. Необходимо понять причину трудности и определить необходимость работы по психолого-педагогической коррекции или обращение ко врачу (перевод в спецшколу)

II. педагогически запущенные дети – социально дезадаптированные с предпреступным поведением. Важно определить потребность удовлетворяемую в асоциальной группе психолог и педагог должны совместно работать с ребенком каждый своими средствами. Важно, чтобы учитель на уроке не выказывал отрицат. оценку личности ребенка

III. неуспевающие дети. Причина – несовершенство методов преподавания + недостатки в развитии мотивац. сферы детей, недостатки познавательной деятельности: несформированность приемов у детей, недостатки развития мыслительной сферы ребенка, неправильное использование ребенком своих инд – психич. особенностей  необходима нор. работа исходя их индивид. особенностей личности ребенка.

IV. одаренные дети. Способность – инд.псих. особенности человека, который содействует успешному выполнению деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям  врожденные задатки как анатомо-физиол. предпосылки формирования способностей:

* общие (умственные)

* специальные (к отдельному виду деятельности).

1.Вундеркинды – ранний подъем интеллекта (читают к 3-4 годам, пишут, считают)

2.Ярко выраженные проявление способн. к отдельным видам деятельности; обычный кровень интеллекта с особой склонностью к к-либо области искусства, наки

3. Одаренность – оригинальность и самостоятельность суждений, неординарность т.зр. СЛОЖНОСТЬ! школа уделяет недостаточно внимания одаренным детям, зачастую тормозит их развитие из-за нехватки умственной нагрузки на уроках  потеря интереса к школе, прогулы  пагубное воздействие на развитие способностей. В спец. классах для одаренных детей необходимо учитывать их индивид. особенности, чтобы не перегрузить и не подорвать их здоровье.


20. Лидерство и руководство в малой группе.

Руководство в пед. процессе.

Эти процессы не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.



лидерство

руководство

лидер осуществляет регул межличн отнош в группе

регулирует офиц отнош группы как некоторой соц организации

может констатироваться в условиях микросреды

элемент макросреды, т.к. связь со всей системой - обш отнош

возникает стихийно

либо назначается, либо избирается

менее стабильно

более стабильно

нет системы санкций

обладает гораздо большей системой санкций

принимает более непосредственные решения

-

сфера деят-ти – малая группа

представление малой группы в более широкой соц системе

Задачи Л и Р: стимулируют группу; нацеливают её на решение опред задач; заботятся о ср-вах решения этих задач.

Лидерство – чисто психол хар-ка поведения определённых членов групп; руководство – в большей степени соц хар-ка отношений в группе с т. зр. распределения ролей, подчинения и управления.

Лидер – член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы, для организации группы при решении конкретной задачи, демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния на решение задачи. Другие члены группы принимают лидерство.

Динамический процесс лидерства противоречив; мера притязания лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль может не совпадать.

Лидер – авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер часто негоден для выполнения функции руководителя группы

Руководство – регламентированный обществом правовой процесс.

Стили лидерства и руководства //Левин (=Журавлёв):

авторитарный (=директивный); демократический (=коллегиальный); либеральный (=либеральный).

Типы лидерства:


  • лидер-организатор

  • л-инициатор

  • л-эрудит

  • л-генератор эмоционального настроя

  • л-умелец

Не всегда методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными для определения стиля руководства.

Психологии важно определить специфику сочетания деят-ти руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, также как и в их (лидерской) собственной деятельности – сочетание черт Р и Л.

Самое большое упрощение проблемы лидерства и руководства – представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке Л и Р.


3. Понятие личности в психологии

Человека можно рассматривать с т.зр. индивида, личности, индивидуальности.



ЛИЧНОСТЬ – чел. с т.зр. соц. качеств, чел. как субъект межличностных отношений. Чел. с т.зр. биологических качеств: физиология, анатомия. Чел. в его качественном своеобразии, в его отличии от др. людей – индивидуальность. Активность личн. как психол. защита. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, способностях и т.д.

Темперамент – темп, ритм, скорость психической жизни (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Характер – система отн. чел. к различным сторонам жизни (зависит от воспитания, взаимодействии со сверстниками).

Способности – индивид. психол. особ. чел. являющееся условием успешности выполнения деятельности.

Сущность личности проявляется при изучении чел-ка во взаимоотношениях его с другими людьми. Понятие – позиция личности связ. с понятиями соц. роли и соц. статуса.

Соц. роль – совокупность норм поведения и само поведение, реализующее эти роли = соц. функция личности.

Соц. статус – положение личности в группе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определенные права и обязанности.

Личностное поведение – поведение по собственному выбору (Леонтьев). Чтобы понять личность учащегося, в центре внимания д. находиться активность личности и характер ее направленности.

Активность – способность человека производить преобразования окружающего, проявляющееся в общении, совмест. деятельности. (школьник хочет продолжать образование в вузе). Сама потребность ничего не говорит о его мотивах, т.е. о том, ради чего (ради престижа или чтобы не расстроить родителей…) Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, назыв. направленностью личности. Осн. роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами.

Убеждение – система мотивов личности, это осознанная потребность личности, побуждающая его действ-ть в соответствии со своими ориентациями.

Убеждения: религиозные; политические; философские; естественно-научные; моральные; эстетические.



Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Установка личности – готовность определенным образом воспринять, понять, осмыслить (установки первоклашек по отношению к учительнице).

Переживание наличия своего «Я» явл. результатом длительного процесса формирования личности.

Образ «Я» - система представлений индивида о самом себе. Включает в себя 3 компонента:

* когнитивный (представление о способностях, внешности)

* эмоционально – оценочный (самоуважение, самокритичность)

* поведенческий (волевой) (стремление завоевать симпатию, повысить статус).



Самооценка – оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств. Завышенная самооценка – человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Низкая самооценка – может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности.

Понятие формирования личности употребляется в 2х смыслах:

1. формирование личности как ее развитие, его процесс и результат

2. как ее целенаправленное воспитание.

Процесс формирования личности: все специфически человеческое в психике человека формируется путем присвоения или усвоения индивидам общественно выработанного опыта, путем проживания или переживания.

Леонтьев выделяет этапы формирования личности:

* дошкольный (первые опыты и ошибки)

* подростковый (стремление и способности осознавать свои мотивы, подчинять и переподчинять их)



Становление личности – процесс социализации человека, т.е. изучение, принятие и активное воспроизводство системы отношений.

Мотив – субъективные причины поведения, действий человека, психологического явления, побуждающих чел-ка к выбору того или иного способа действия или его осуществления.

Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми факторами. Интересы заставляют активно искать пути и способы удовлетворения, жажду знания и понимания. Выступают в качестве постоянного побудительного механизма сознания.
7. Социально-психологическая характеристика конфликта.

Особенности педагогического конфликта

Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор.

С т.зр психологии – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон – участников в решении проблемы, им. личную значимость для каждого из ее участников.



Конфликт включает в себя: проблему, конфл.сит., участников, инцидент.

Конфликтная ситуация – ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон – участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, им. личную значимость для каждого.

Участник конфл. ситуации – субъект, непосредственно вовлеченный во все фазы спора, конфликта.

Инцидент – действие или совокупность действий учеников конфликтной ситуации, провоцир-их резкое обострение противоречия, и начало борьбы между ними.

Противник – субъект, который придерж. противоположной т.зр по отношению к основной исходной.

Конфликтный человек – который чаще других создает конфликты и вовлекает в них других

Сильный оппонент – участник дискуссии, спора, имеющий более высокий уровень знаний, ума, способностей и личностных качеств в сравнениии в другими участ-ами спора, конфликта.

Стадии К.:

  • усиление – обострение противор. и борьбы

  • затухание – ослабевание борьбы и постепен. гармонизация.

  • разрешение – процесс нахождения взаимопонимания, компромиссного решения проблемы.

Виды:

1. Деструктивный – ведет к расшатыв. в/д; чаще станов. незав. от исходн. причины; легче приводит к переходе «на личн.»; усиление конфликтных действий; расшир. количества вовлеч. учеников; умнодение колич. негат. установок; наращивание напряженности; рост предубежденности против партнера.

2. Продуктивный – столкновение порождено разл. т.зр. на к-либо проблему, на способы ее разрешения; способ формирования всестороннего понимания проблемы, мотивацию оппонента; спос. развития эл. кооперативного взаимодействия внутри конфликта и откр. возм. нахождения оптимального решения этой проблемы.

Признаки:

* форма псих. антагонизма (представленности противоречия в сознании)

* наличие конфликтных действий.

Источники – противоречия, которые возникают там, где есть рассогласование: ЗУН, способностей, личн. качеств; функц. управления; эмоциональное, псих. и др. состояния; технологич., эконом. и др. процессы; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей; взглядов и убеждений; ожиданий, позиций, оценок, самооценок.

Качества и особ-ти конфликтов:


  • стремление всегда доминировать

  • принципиальность

  • излишняя прямолинейность в высказываниях

  • критиканство

  • часто плохое настроение

  • консерватизм взглядов, убежд.

  • стремление сказать правду в глаза

  • стремление к абсолютной независимости

  • настойчивость, гранич. с навязчивостью

  • несправедливая оценка людей

  • неадекватная оценка своих возм-тей, их переоценка

  • излишняя инициативность

Разрешение К.: анализ ситуации, выявление участников и инициаторов, выявление целей, выяснение, чьи и какие интересы затронуты, отношение др. членов коллектива к сложн. ситуации.

Пути разрешения:

1. убеждение

2. прямой путь – беседа по отдельности с участниками конфликта, решение «сверху» (предложение), собрание и решение всего коллектива

3. косвенный путь:



  • объективизация К. – раскладывание причин «по полочкам»

  • погашение эмоционального возбуждения – дать возм-ть выговориться поочередно.

  • авансирование похвалой – отметить удивление несоответствий между реальными «+» кач-ми участн. К. и сложивш. ситуацией

  • раскрытие «секрета» рефери – ненароком упомянуть, что оппонент высказал что-то хорошее об этом уч-ке К.

  • воспроизведение сказанного соперником – просьба к уч-ку К. повторить 2-3посл. фразы, поменять оппонентов ролями, т.е. аргументами противника говорит сам участник К, а др. – его аргумент.

  • опора на духовность и интеллект конфл-х – фиксация выражения лиц, жестов и сод. аргументации с пом. ТС. После – показать им.

Способы избегания:

* вытеснение (забывание)

* механизм рационализации //обесценивания (искажение восприятия, лишение проблемы значимости)

* механизм компенсации (поиск удовл. в другом виде деятельности)

* механизм идентификации (постан. себя на место другого человека)

* механизм проекции (приписыв. человеку «+» качеств)


11. Малая группа и её структурная организация (социометрическая и коммуникативная структура группы).

Методы изучения структуры группы

Характеристики малых групп:

1.Количественный состав (малая группа начинается с триады (3чел)//с диады (2ч.), нет единого предела малой группы (9-15-20), верхний предел зав. от функций выполняемых группой

2.Психологич. составляющ. группы (чувство «мы», или чувство идентификации с группой) – наличие контактов между членами группы

Малая группа – ограниченная в размерах общность людей, непосредств. контакт др. с др., объединенных общими целями и задачами.

Классификация:

1) по уровню сплоченности:



  • диффузная гр. – гр., объединенная на основе поверхностных межличностных контактов (нет совм. деят., нет ценностно-ориентац. ед-ва)

  • ассоциация – группа, в которой ценности ориет. проявл. в условиях группового общения.

Ценн. ориентац. – основания оценок окр. действит., позволяющие отгранич. существ-ое от несущественного.

  • корпорация – орг. гр. хар-ся замкнотостью и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим соц. общностям на основе своих интересов (элитн. клуб, орг. прест. группировка)

  • коллектив – особое качеств. состояние малой группы, при котором возник отношения взаимной ответственности на основе социально-положительных ценностей. (один за всех и все за одного). Кллектив объединен общ-но полезн. делами и не противопост. себя обществу. Редкое явление (трудовой коллектив, дружная семья, спорт команда…)

2) по признаку закрытости / открытости

    • открытая гр. – гр., доступная влиянию окруж. соц. среды

    • закрыт. гр. – гр., неоступн. окруж среде

    • организованные – возникают как следствие необходимости реализации орг. функций (орг. образования  школы, классы)

    • спонтанные – возникают на основе эмоциональных предпочтений (гр. ребят, игр. во дворе), внутри организ. группы (группы в классе)

3)по месту пребывания:

      • референтная – гр., нормы и ценности которой индивид разделяет, на которую человек ориентируется и в которой стремится быть вне зависимости от реального пребывания

      • группа членства – реальное место пребывания индивида в социуме

Другие характеристики малой группы.

Групповые процессы – интересы, цели и взаимоотношения в группе меняются. Групповой процесс также и процесс принятия решения.

Конформизм – подчинение реальному или воображаемому групповому давлению (если меньшинство демонстрирует уверенность, оно может победить, особенно если его идеи соответствуют духу времени).

Методики ведения групповых дискуссий: мозговой штурм(сначала принимаются все идеи, а потом идет отсев), синектика («процесс» - сдвиг к риску).
15. Психологические причины неуспеваемости

1. Общее и глубокое отставание в учении (1/3 может преодолеть):



  • плохая подготовка, значительные пробелы в знаниях

  • отрицательное отношение к учению

  • отсутствие привычки к организ труду и недостат уровень умственного развития

2. Неуспеваемость – частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по основным предметам (60 % может преодолеть). основная причина – недостатки преподавания.

3. Эпизодическая неуспеваемость – от недостатка преподавания и безответственного отношения к учёбе.

Психологические особенности неуспеваемости:

  • привычка к механическому заучиванию

  • невнимательность

  • убеждение в непосильности требований

  • инертность и стереотипность мышления

  • беспечное отношение к учению

  • неуравновешенное поведение  неорганизованность

  • низкая обучаемость

  • интеллектуальная пассивность

Патологии:

    • умственная отсталость (низкая обучаемость)

    • ЗПР

    • астеническое состояние и физические нарушения, поражения ЦНС.


16. Психологические проблемы воспитания

Воспитание составляет важную функцию общества. В числе важных вопросов, изучаемых психологией воспитания, выступает выявление осн. источников, закономерностей, этапов формирования личности в онтогенезе. Эти вопросы разрабатываются в плане развития коренных проблем деятельности, сознания и личности чел.

1)возможно ли активное целенаправленное формирование личности.

2)каковы закономерности формирования нравственной сферы личности

3)каковы принципы и условия изучения и организации системы воздействий на процесс формирования личности (Здесь особое значение приобрет. возрастн. периодизация психологич. развития).

4)каковы оптимальные формы, условия организ. воспит процесса.

Психология воспитания изучает психологич. закономерности формирования чел. как личности в условиях целенаправленной организации пед. процесса. Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых. Вскрывая закономерность псих. деятельности учащихся, психологич. основы самовоспитания школьников, психология воспитания изуч. механизмы этих воздействий на формирование качеств. личности.

Главный организующий момент психологич. воспитания – положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе. Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологич. и социального - решающий в понимании личности.

Характер формирования человека, как личности определяется объективно существующей системой общественных отношений и зависит от того, как в условиях этих отношений складывается деятельность данной личности. Сознательная активная деятельность человека – основа формирования его личности, формирован. его психич. особенностей. Личность представляет собой особое качество (Леонтьев), которое природный индивид приобретает в системе обществ. отношений на основе деятельности, общения и познания. Личность – целостная система, неразрывное единство взаимосвязанных психологич. явлений. В отношении к окружающему – к людям, к самому себе, к участию в жизни, делах общества – проявл. нравственная характеристика личности, выраж. мировоззрение, взгляды, стремления, убеждения чел.

17. Движущие силы и факторы психического развития

Существуют 2 осн. направления вопроса об источниках:

1. биогенетическая (фактор наследственности)

2. социогененическ. (социологизаторское) гл. фактор – социальная среда.

Запорожец рассматривает борьбу 2-х т.зр. и отмечает, что развитие ребенка нужно рассматривать как влияние наслед. и внешней среды.

Существ. видовой (генетический опыт) и индивид. опыт, а у ребенка есть социальный опыт. Биологич. фактор необходимое условие для развития ребенка соц. среда – внешние условия и подл. источник развития; дети овладевают опытом при помощи взрослых в активн. форме.

В процессе развития возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии к другой и эти противоречия являются движущей силой развития ребенка. Противоречия возникают между возрастными физиол. и псих. возможностями ребенка и сложившиеся ранее потребностями, сформировав взаимоотношения с окружающими людьми и формами их деятельности.

Костюк считал, что из псих. разв. явл. возникновение в процессе жизни противоречий, но если они становятся внутренними, вызывая в самом ребенке противоречивые тенденции. Вступая в борьбу, они становятся источником активно направленного на разрешение внутренних противоречий, путем выработки новых способов поведения. Интериоризовать противоречия могут с 5 – 7 лет (до этого взрослый указывает ребенку на возникновение противореяий, родители ставят новые цели, учат осознавать противоречия и то, что дети не могут еще владеть средством достижений цели).

Эльконин - формирование личности осуществляется в форме основных 2-х групп деятельностей:

* деятельность по освоению смысловой человеческой деятельности ребенок осваивает новые задачи, мотивы, приемы отношений: ребенок  общество взросл.

* деятельность по освоению обществ. выраб. способов действ. с предметами и эталонов, выделяющ. в предмете те или иные стороны.

Он считал основн. движ силой развития – несоответсятвие между мотивационн. потребн. ребенка; формирование в процессе деятельности 1-й группы и операцион. техн. возможн., кот. ребенок овладевает в процессе деятельности 2-й группы.



1 гр.: ребенок – обществ. выраб. мотив (ведет в деятельности эмоц. общение со взросл – до 1 года)

2 гр.: ребенок – обществ. предмет (предметная деятельность)

Петровский. Движ. силой – потребность быть личн. Структура личн. включ 3 компон:

1. внутрииндивид. уровень (темперамент, характер)

2. внеиндивид. уровень (появл. в имеющ. связях и взаим. с др. людьми)

3. метауровень (на сколько чел-к может оказ. влияние на других – после 30 лет). Движ. сил. противоречат между потребност. быть личн. и возм. и условиями в самосознании.



Факторы: биологический и социал. фактор развития.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ включает в себя наследственность. Наследственные задатки придают своеобразия процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Способности развиваются в деятельности. Некоторые психологи считают активность – 3-м фактором. Биологический фактор включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
П. занимает особое место среди наук, т к. она о самом сложном из известного человечеству
455.97kb.
«Что я знаю о своей будующей профессии?»
53.37kb.
Детская одарённость: виды и признаки
148.91kb.
В значительной степени, вследствие сохраняющейся «болезненности» национального вопроса вообще. Особенно актуально это для многонациональных обществ бывшего СССР и их «наследников», одним из которых является Кыргызстан
98.87kb.
Ii структурный анализ в лингвистике и антропологии* Лингвистика, принадлежащая, несомненно, к числу социальных наук, занимает тем не менее среди них исключительное место
305.55kb.
Оздоровительная аэробика
58.82kb.
Безопасность освежителей воздуха
44.57kb.
Информация о выступлении белорусских спортсменов на международных соревнованиях за 16 сентября 2013 г. Чемпионат мира по борьбе вольной, 16-20 сентября, Будапешт (Венгрия). Мужчины
78.2kb.
Перевод это несомненно очень древний вид человеческой деятельности
2418.46kb.
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят об этой муке, и дети нынешних детей, и наших внуков внуки
121.75kb.
Среди замечательных русских флотоводцев прошлого исключительное место занимает П. С. Нахимов, с именем которого связана героическая борьба русских солдат и матросов против турецких и англо-французских интервентов
98.52kb.
Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта
884.01kb.