vmest.ru страница 1
скачать файл

ПИСАТЕЛИ США


В XX в. начинается расцвет подлинно реа­листической литературы Америки. Своей трез­востью и правдивостью она далека от искусства, представляющего буржуазный строй США как подлинную демократию, при которой «каждый чистильщик сапог может стать миллионером». Книги выдающихся писателей Америки XX в. показывают многообразную современную жизнь огромной страны.

ДЖЕК ЛОНДОН (1876-1916)

Замечательный писатель начала века Джек Лондон (его настоящее имя — Джон Гриффит) писал о судьбах простых людей своей страны. Любовь писателя к людям труда, стремление к социальной справедливости, ненависть к эго­изму, корыстолюбию близки и понятны демо­кратическому читателю всего мира. С увлече­нием читает его романы, повести, рассказы молодежь.

Родившись в семье обедневшего фермера, Лондон с детства начал работать продавцом газет, рабочим консервной фабрики, исходил немало дорог в поисках заработка. Тогда-то Лондон и познал судьбу трудящихся капита­листической Америки, которых безработица превратила в бездомных бродяг. Он плавал матросом на промысловой шхуне в Тихом океа­не, переменил множество профессий и, наконец, «заболев» так называемой золотой горячкой, в 1897 г. поехал на Аляску, где незадолго до этого обнаружили золото. Ему не удалось раз­богатеть, но полученные на Аляске впечатле­ния послужили ему материалом для первых увлекательных рассказов о борьбе человека с суровой северной природой.

Уже ранние произведения Лондона (сбор­ник рассказов «Северная Одиссея», «Сказки южных морей») привлекают любовью к при­роде, романтикой приключений. Его герои-смельчаки живут вдалеке от капиталистических городов, от мира корысти и хищничества. Это энергичные, верные в дружбе люди. Таков Мэзон в рассказе «Белое безмолвие». Он раз­давлен деревом, но не страшится смерти. По­следняя его забота не о себе, а о своих спутни­ках. Мэзон просит, чтобы они не рисковали жизнью ради него и продолжали свой путь к человеческому жилью.

Мужество и стойкость помогают почти уми­рающему человеку в рассказе «Любовь к жиз­ни» победить волка. Этот рассказ Д. Лондона очень нравился В. И. Ленину.

У писателя есть немало произведений («Бе­лый клык», «Зов предков», «Майкл, брат Джер­ри»), где он с глубоким знанием и теплотой изображает животных.

Джек Лондон, испытавший унижения и тяж­кие муки безработицы, хорошо знал, что не только с суровой природой вынужден бороться человек, отстаивая личную свободу. Путь к под­линной свободе людей писатель видит в борьбе против общественной несправедливости. Эти мысли он развивает в известном романе «Желез­ная пята» (1907), которым в свое время зачиты­вались рабочие многих стран. В романе звучала уверенность в победе социалистической рево­люции над миром капиталистического зла, не­смотря да возможные временные поражения. В этот период Джек Лондон принимал непо­средственное участие в рабочем движении Аме­рики, но отошел в сторону в годы его затишья. Судьбе писателя в буржуазном обществе, тра­гической, даже если он в конце концов достиг славы и богатства, посвящена одна из лучших и наиболее глубоких книг Лондона — роман «Мартин Иден» (1909). Герой произведения, Мартин Иден,— человек из народа. Ценой





Джек Лондон.

459


огромных усилии и жертв он сумел осуществить свою мечту и стать известным писателем. Но слава принесла ему лишь чувство глубокого ра­зочарования и душевной пустоты. Иден увидел, как корыстны и ничтожны люди, которые каза­лись ему раньше носителями культуры. Он пришел к ложной мысли, что подлинное искус­ство, искусство правды никому не нужно. В состоянии глубокого душевного одиночества и разочарования в своих творческих возмож­ностях Мартин кончает жизнь самоубийством.

В последние свои годы Лондон написал не­сколько мелких по содержанию, художественно слабых произведений, стремясь приспособиться к ограниченным вкусам буржуазно-мещанского читателя.

Но мы ценим лучшие книги Лондона, в ко­торых раскрывается его свободолюбие, уваже­ние к творческой энергии, мужеству, силе чело­века, где видна страстная любовь автора к ве­личественной и неиссякаемой красоте природы.

СИНКЛЕР ЛЬЮИС (1885-1951)

Большую роль в расцвете американской литературы критического реализма сыграли произведения о жизни провинциальных американских городов и поселков.



Синклер Льюис.

Затхлую атмо­сферу бескультурья, мещанских предрассуд­ков, необычайную стандартность идеологии и мыслей жителей этих городков воссоздают романы выдающегося американского реалиста и тонкого сатирика Синклера Льюиса. Талант писателя впервые проявился в романах «Глав­ная улица» (1920) и «Бэббит» (1922). Имя Джорджа Бэббита, героя романа «Бэббит», дельца из небольшого промышленного городка, стало нарицательным и за пределами родины писателя. Под ним разумеют преуспевающего американского мещанина с бедным духовным миром, с штампованными идеями «истинного американизма». С большим чувством написан роман «Эроусмит» (1925). Его герой, Мартин Эроусмит, — талантливый врач-бактериолог. Изучив на одном из островов чуму, он воз­вращается в Нью-Йорк знаменитостью. На какое-то время предпринимателям, «командую­щим в науке», удается соблазнить его блиста­тельной карьерой, богатством. Но вскоре Мартин решает порвать с ними. Одно из луч­ших произведений писателя — роман «Кингсблад, потомок королей» (1947) — подни­мает злободневный для Америки негритян­ский вопрос. Нийл Кингсблад, бухгалтер по профессии, вернувшись с войны в свой родной город на Среднем Западе, ведет спокойную жизнь обывателя. Неожиданно он узнает, что в нем течет 1/32 негритянской крови. Нийл не скрывает это от сограждан, хотя по цвету кожи и волос вполне сходит за белого. Он ста­новится очередной жертвой расистов, лишается работы. Вместе с семьей и верными друзьями Ннйл с оружием в руках защищает свой дом от нападения расистов.

Политические взгляды Льюиса не всегда четки и последовательны, но всю жизнь он оставался врагом реакции, антифашистом. И это определило прогрессивный характер его наиболее значительных произведений.

ТЕОДОР ДРАЙЗЕР (1871-1945)

Один из крупнейших реалистов Америки— Теодор Драйзер — создатель правдивых романов, новелл, очерков. Честный и неподкупный ху­дожник, он не смягчал в своих произведениях темные стороны американской действительно­сти. Поэтому буржуазная критика не хотела признавать большого таланта писателя. Драй­зер писал с тонким пониманием психологии лю-

460


дей разных социальных слоев. Он сумел пока­зать, как губительны для человека звериные законы капиталистических «джунглей», с их духом безграничного индивидуализма, как ложна легенда о том, что для любого трудо­любивого и инициативного американца до­ступно продвижение вверх по социальной лестнице.

В трех своих крупных романах — «Финан­сист», «Титан», «Стоик» (незаконченный), объе­диненных общим названием «Трилогия жела­ний», писатель создает в лице Фрэнка Каупервуда образ хищника-монополиста, одного из подлинных хозяев капиталистической Амери­ки.

Лучшие черты таланта Драйзера, его че­ловечность, проницательность, с которой он раскрывает психологию среднего американца, зараженного идеей «погони за успехом», нашли воплощение в его знаменитом романе «Амери­канская трагедия» (1925). Перед читателем про­ходят картины быта небольшого провинциаль­ного городка, раскрываются социальные усло­вия, которые воспитали в Клайде Гриффитсе, рядовом американском юноше, страсть к обо­гащению. Эта страсть толкает его на преступление: Клайд убивает свою подругу, которая может помешать ему жениться на наследнице большого состояния. Драйзер убеждает чита­теля, что трагическая судьба героя и его гибель неразрывно связаны с теми принципами, кото­рые положены в основу так называемого «аме­риканского образа жизни».

Подъем рабочего движения в Соединенных Штатах, Октябрьская революция в нашей стра­не, вторая мировая война и антифашистское движение приводят Драйзера в лагерь актив­ных антифашистов.

В 1945 г. он вступает в Коммунистиче­скую партию США.

ЭПТОН СИНКЛЕР (р. 1878)

Сложен и неровен путь старейшего совре­менного американского писателя Эптона Синк­лера. Долгое время он участвовал в социали­стическом движении своей страны. В. И. Ленин, подчеркивая ограниченность взглядов Синкле­ра, называл его «социалистом чувства». Но нельзя не оценить тот вклад, который внес Синклер в антикапиталистическую литературу. Наиболее значительны в этом отношении его ранние произведения.

В романе «Джунгли» (1905) дана потрясшая в свое время читателя картина ужасающих ус­ловий существования многих американских



Эптон Синклер.

461


рабочих. В другом произведении — «Король-уголь» (1917) — рассказывается о забастовке шахтеров Колорадо. Одним из лучших рома­нов — «Джимми Хиггинс» (1919) — писатель откликнулся на события Великой Октябрь­ской революции. Джимми, рядовой член социа­листической партии Америки, попадает в армию интервентов, пытавшихся задушить молодую Советскую республику. В Архангельске Джим­ми под влиянием русского большевика начи­нает понимать преступность замыслов США и других капиталистических стран. Он берется распространить среди американских солдат большевистские листовки. Попав под арест, он стойко переносит истязания и пытки во время следствия, но не выдает сообщников. Военный суд приговаривает Джимми к двад­цати годам тюремного заключения.

ДЖОН РИД (1887—1920)

Говоря о революционной литературе Амери­ки, в первую очередь называют имя Джона Рида, блестящего журналиста, писателя, од­ного из основателей американской коммунис­тической партии. Из всех его произведений самые значительные — книги очерков, посвящен­ные событиям исторического значения, сви­детелем, а иной раз и участником которых был сам автор.



Джон Рид.

В 1917 г. Рид приехал в Россию как корреспондент прогрессивного американского журнала «Мэссиз» и стал свидетелем событий

Октябрьской революции и первых дней сущест­вования государства рабочих и крестьян. Вер­нувшись в США, Рид написал знаменитую кни­гу «Десять дней, которые потрясли мир» (1919). Эта первая правдивая книга зарубежного бор­ца-журналиста о русской революции получила высокую оценку В. И. Ленина. Недаром аме­риканские реакционеры шесть раз пытались по­хитить рукопись до выхода книги в свет.

Умер Джон Рид в 1920 г. от тифа. Талантли­вого американского писателя-коммуниста по­хоронили в Москве, у Кремлевской стены.

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899-1961)

Всемирно известный писатель могучего и своеобразного таланта Эрнест Хемингуэй в романах и рассказах внешне сдержан и не­многословен. Но за его простыми, скупыми словами кроется богатый внутренний мир ге­роев, их сложные чувства и часто трагические переживания. Хемингуэй знает и любит при­роду, и нарисованные им пейзажи необычайно поэтичны и свежи. Герои Хемингуэя — сдер­жанные, не любящие громких слов люди, му­жественные и верные в дружбе. Они страдают от чувства одиночества и, пытаясь обрести душевную свободу, уходят подальше от фальши американской жизни.





Эрнест Хемингуэй.

462


Вместе с героями книг мы переносимся из США в Париж, Испанию, на Кубу, в Италию, Африку. Сам Хемингуэй чрезвычайно похож на своих героев. Он никог­да не стоял в стороне от событий, волнующих мир: писатель участвовал в первой мировой войне и, так же как Фредерик Генри из романа «Прощай, оружие» (1929), понял несправед­ливость этой войны.

Писатель был в осажденном фашистами Ма­дриде, на фронтах гражданской войны в Ис­пании, писал о мужестве испанских рабочих и бойцов интернациональных бригад в пьесе «Пятая колонна» (1938), очерке «Мадридский шофер», наконец, в большом романе «По ком звонит колокол» (1940). Во время второй ми­ровой войны Хемингуэй — военный корреспон­дент и участник военных операций американ­ской армии.

Много лет Хемингуэй провел на Кубе, всегда оставаясь другом кубинской революции.

В основе одного из лучших творений писате­ля — «Старик и море» (1952) — достоверный эпизод из жизни старого кубинского рыбака Сантьяго. Он несколько дней провел в море, борясь за свою жизнь и оберегая от акул пой­манную огромную меч-рыбу. Упорство старика, страстное желание совершить то, что задумано, автор воспроизводит, как всегда, сдержанно, но с великолепным художественным мастерст­вом. От рыбы остался лишь один скелет — ее все же съели акулы.

Внешне старик потерпел поражение, но он по-прежнему уверен, что «человека можно унич­тожить, но его нельзя победить».

Трогателен в повести образ мальчика Манолина: он поддерживает у старика его веру, ухаживает за ним, скрашивает его одиночество. «Старик и море» — произведение глубокое, поэтичное.

Своеобразие и новаторский характер твор­чества Хемингуэя оказали влияние на многих писателей разных стран.

* * *


В американской литературе почетное место занимает крупный и очень талантливый писа­тель Уильям Фолкнер (1897—1962), автор многих романов. Наиболее значительные его произведения — романы «Деревушка», «Город» и «Особняк». Это трилогия о жизни вымыш­ленного округа (в штате Миссисипи) Йокнапатофа, в котором нетрудно узнать места, где родился, вырос и жил Фолкнер.

РОБЕРТ ФРОСТ (1875—1968)

Демократические традиции американской литературы, в частности поэзии, живут в твор­честве поэта Роберта Фроста. В его стихотворе­ниях, похожих на маленькие рассказы, возни­кают печальные, трагические эпизоды из жизни

американской деревни («Смерть батрака», «До­машняя могила»).

Фрост любил жизнь вдалеке от города и поэ­тизировал сельский труд, хотя и видел собст­веннические чувства, ограниченность, разоб­щенность американских фермеров. Природа нередко вызывает у поэта философское настрое­ние и глубокие размышления об отношениях между людьми, о законах жизни и смерти.

В 1962 г. Фрост побывал в Советском Союзе, к которому относился с интересом и дружелю­бием. В этом же году вышла последняя книга его стихов — «На вырубке».

ДЖЕРОМ СЭЛИНДЖЕР (р. 1919)

К послевоенному поколению писателей, кри­тически оценивающих «американский образ жизни», принадлежит Джером Сэлинджер. Его

463

роман «Над пропастью во ржи» (1951) — одна из популярнейших книг у американского чи­тателя. Это история приключений шестнадцати­летнего Холдена Колфилда, выгнанного из школы-пансионата для сынков богатых роди­телей. Юный герой романа питает отвращение к миру лицемерия, к среде внешне благопри­стойных людей, которые пользуются уваже­нием лишь потому, что обладают «кучей денег». Он прямолинеен и груб. Холден против тех идеалов, которые кажутся естественными в сре­де его состоятельных родителей. Он не хочет «стать адвокатом ... гнать деньгу, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить кок­тейли и ходить этаким франтом...»

За этой внешней грубостью просвечивает душевная чистота юного бунтаря. В общении с детьми он совсем иной: он трогательно за­ботлив и ласков со своей маленькой сестренкой Фиби, и ей он поверяет цель своей жизни — быть «ловцом во ржи» (так по-английски и на­зывается книга), спасать от гибели маленьких детей, играющих на ржаном поле слишком близко от пропасти. Такой опасной пропастью представляется Холдену жизнь, потому что его опыт еще очень мал и он не знает пока, как вырваться из этой «кучи грязи». Сэлинджер, человечный, тонкий и наблюдательный писа­тель, создал живой образ, близкий многим американским юношам, не верящим в совер­шенство так называемого «американского обра­за жизни».

ХАРПЕР ЛИ (р. 1927)

Негритянская проблема, несмотря на то что рабовладение в США уничтожено более ста лет назад, не разрешена до сих пор. Напротив, в последние годы она обострилась, особенно в южных штатах. Борьба негров за равные с белыми права становится все более решитель­ной, а бесчинства американских расистов вы­зывают возмущение всех честных людей мира.

Расовая проблема, глубоко волнующая чест­ных людей Америки независимо от цвета их кожи, — главная тема талантливой повести Харпер Ли «Убить пересмешника» (1960). Это первая книга писательницы, юриста по про­фессии, жительницы южных штатов. Повесть получила широкое признание и на родине Хар­пер Ли, и во многих других странах.

Все события книги даны от лица восьми­летней девочки. Она и ее брат — дети честного и

гуманного адвоката Аттикуса Финча. Он совер­шенно бескорыстен и защищает только тех, в невиновности которых уверен. В случае, описанном Харпер Ли, Финч с опасностью для собственной жизни и для жизни своих де­тей защищает негра Тома Робинсона, которому предъявлено ложное обвинение. Добрые и чис­тые душой дети становятся свидетелями чудо­вищной несправедливости: суд выносит обви­нительный приговор Тому. Судьба его трагич­на — негра убивают при «попытке к бегству».

* * *

Среди американских писателей есть немало сынов и дочерей негритянского народа, обога­тивших литературу своей страны талантливыми и интересными произведениями. Представитель старшего поколения писателей — негр Лэнгстон Хьюз (1902 —1967), автор множества стихов, написал книги в прозе о негре Симпле («Симпль предъявляет счет» и др.). Автор создал близ­кий к городскому фольклору образ философст­вующего гарлемского жителя (Гарлем — негри­тянский район Нью-Йорка), который, прики­дываясь наивным простаком, разоблачает тем­ные стороны американской жизни.



Лорейн Хенсберри (1930—1965), автор из­вестной в США и популярной в других стра­нах пьесы «Изюминка на солнце»,— негритян­ская писательница.



Иллюстрация Г. Г. Филипповского к роману Харпер Ли «Убить пересмешника».

464




«...она казалась ему теперь почти бесплотной тенью, вступающей в нереальную лодку на чисто воображаемом озере...».

Иллюстрация В. Н. Горяева к роману Т. Драйзера «Американская

трагедия».



Обложка и фронтиспис художника М. II. Клячко к повести Э. Хемингуэя «Старик и море».



Иллюстрация С. Г. Бродского к рома­ну Э. Войнич «Овод».



Лаутензаку снова приходится прятаться в квартире Пранера.

Иллюстрация О. Г. Верейского к роману Л. Фейхтвангера «Братья Лаутензак».



Царь Маллук держит совет.

Иллюстрация В. Т. Селиванова к ро­ману Л.Фейхтвангера «Лже-Нерон».

Уильям Дюбуа (1868—1963) — негритянский ученый-историк, социолог, философ, автор авто­биографической трилогии «Черное пламя». Глу­боким стариком Дюбуа вступил в Коммуни­стическую партию США, как раз в тот период, когда преследования коммунистов стали осо­бенно ожесточенными.

Ричард Райт, Джемс Болдуин — эти имена негритянских писателей известны и за преде­лами США. Джемс Болдуин известен также как борец за негритянские права и блестящий публицист.

В 30-е годы появляются первые книги та­лантливого писателя-коммуниста Альберта Мальца (р. 1908). Его постоянно преследуют, отказываются печатать за то, что в своих про­изведениях он пишет о людях, борющихся с общественным злом. В 1940 г. вышел наибо­лее значительный роман писателя — «Глу­бинный источник». Он основан на дейст­вительных событиях. Это повесть о судьбе коммуниста Принси. Его похищают члены фа­шистской организации. Они хотят, чтобы Прин­си стал провокатором, их тайным агентом. Принси героически сопротивляется, преодоле­вая страх и колебания, но умирает, замученный бандитами.

Член Компартии США Филипп Боносский

(р. 1916), сначала заводской рабочий, затем журналист, стал выступать после войны как профессиональный писатель. Он автор интерес­ного романа «Долина в огне» (1953) о юном Бенедикте, сыне литовского иммигранта. Бене­дикт мечтал сначала стать «святым», но, попав случайно в тюрьму и встретив там коммуни­стов, юноша меняет свое решение, и то, что его будущее — в борьбе за дело рабочего класса, не вызывает у читателя сомнений. В романе «Волшебный папоротник» (1961) герой мучи­тельно переживает свой уход из партии: он не выдержал преследований, которым подвергали коммунистов, особенно в 50-х годах. Но, пройдя через многие испытания, он вновь возвращается к партийной деятельности.

О травле прогрессивно мыслящих людей в США правдиво рассказывают романы Альпы Бесси «Антиамериканцы» и Карла Марзани «Уцелевший».

Молодая литература социалистического реа­лизма в США уже завоевала симпатии широкого читателя. Сегодня она ставит перед собой слож­нейшую задачу — показать американскому на­роду путь к борьбе с миром лжи и покорности, создать новые правдивые произведения.

ПИСАТЕЛИ ГЕРМАНИИ

Век другой — другие птицы, А у птиц другие песни!—

пишет Генрих Гейне в сатирической поэме «Атта Троль». И в самом деле, каждому времени свойственна своя литература. На заре нашего века в Германии появляется ряд писателей-реа­листов. Читая произведения Генриха Манна, его младшего брата Томаса Манна, Бернгарда Келлермана, Лиона Фейхтвангера, ясно ви­дишь и чувствуешь желания и стремления, ра­дости и горести нескольких поколений немец­кого общества.

ГЕНРИХ МАНН (1871—1950)

Генрих Манн привлек к себе внимание уже первыми романами — «Кисельные берега» (1900) и «Учитель Унрат» (1905).

В народной сказке о молочной речке с ки­сельными берегами подразумевается волшебная страна изобилия и счастья. Писатель иронически называет страной «кисельных бере­гов» один из кварталов Берлина, где царствуют богатые фабриканты, биржевики и продажные журналисты. Это хищники, идущие на любые преступления ради барышей. Внутреннее урод­ство соответствует их карикатурному внешнему виду. Вот всесильный банкир Тюркгеймер с толстым брюшком и рыжими бакенбардами. Вся жизнь его наполнена грязными делами, и целая свита продажных деятелей находится у него в услужении. Писатель с такой сатири­ческой силой показал «сливки» общества, в глу­бине которого таятся ложь, обман, лицемерие, корысть, подлость, что его произведение стало одним из самых разоблачительных в немецкой литературе XX в.

Роман «Учитель Унрат, или Конец одного тирана» переносит читателя из шумной прус­ской столицы с ее «кисельными берегами» в провинциальный городок. Над сонной, уны-

465




Генрих Манн.

лой жизнью обитателей этого городка букваль­но властвует школьный учитель Унрат. Сухой и бессердечный тиран, он издевается над школь­никами, мучает их, наказывая за малейшую провинность.

Генрих Манн воплотил в образе учителя Унрата казарменную тупость и прусскую гру­бость, свойственную верноподданным империи Вильгельма 11. Один из самых известных ро­манов Генриха Манна так и называется — «Вер­ноподданный». Писатель закончил роман в 1914г., перед началом первой мировой войны. Немецкая военная цензура запретила издание этой сатиры на государственный строй монар­хической Германии, и книга впервые появилась в русском переводе.

Дидрих Геслинг, вокруг которого развер­нуто действие романа,— обыкновенный немец­кий буржуа. В жизни Геслинга нет ничего выдающегося. В родительском доме и в школе он усвоил «секрет» успеха в жизни — надо быть верноподданным, прославлять императора, пре­смыкаться перед сильными и угнетать слабых. Духовное уродство Геслинга порождено всей системой воспитания кайзеровской Германии. Он, полный самодовольной тупости, легко под­нимается по общественной лестнице, стано­вится владельцем бумажной фабрики и даже выпускает туалетную бумагу с монархическими лозунгами. Вот Геслинг уже политический дея­тель, представитель партии твердолобых националистов, предшественников гитлеровцев. Впоследствии, обращаясь к своим советским читателям, Генрих Манн писал: «Над „верно­подданным" можно смеяться; фашист, конеч­но, смешон тоже, но он совершил слишком много преступлений, в которых нет места комизму».

Действительно, в романе Геслинг нередко изображен в смешном виде. Вспомним хотя бы, как он в холопском усердии падает на колени перед кайзером или закручивает кверху усы, чтобы быть похожим на него. Моральное убо­жество Геслинга и ему подобных привело Гер­манию к катастрофе, которую предвидел пи­сатель в этом романе. И если вдуматься — Гес­линг не так смешон, как страшен. Со своей бес­человечностью, жестокостью и жаждой только личного благополучия верноподданный стано­вится губительной силой, которой трудно про­тивостоять. Генрих Манн показал в романе множество людей, характерных для эпохи. Здесь и Наполеон Фишер — хитроумный «друг» рабочих, играющий на руку хозяину, и «пив­ные патриоты» — оголтелые националисты, ораторствующие за кружкой пива об исключи­тельности немецкой расы и о необходимости завоевать колонии. Старый рабочий Бук, бла­городный и добрый, бессилен против этой бан­ды хищников.

В годы фашистского террора Генрих Манн жил в изгнании (во Франции, потом в США), а его книги на родине фашисты запрещали и сжигали на кострах. В это время Генрих Манн особенно ярко проявил себя как борец против фашизма, за мир и демократию, как искренний друг Советского Союза.

В исторических романах «Юность короля Генриха IV» и «Зрелость короля Генриха IV», написанных в изгнании в 1935—1938 гг., пи­сатель проводил ту же мысль о необходимости борьбы с изуверством и человеконенавистниче­ством.

ТОМАС МАНН (1875-1955)

Мировую славу принес Томасу Манну его роман «Будденброки» (1901). Перелистывая страницу за страницей эту большую семейную хронику, попадаешь в атмосферу быта старин­ной купеческой семьи г. Любека. Читатель словно проходит по длинному залу, где на стенах висят живописные портреты четырех поколений рода Будденброков. Неторопливо, со множест­вом подробностей Томас Манн открывает эпопею

466


описанием званого обеда по случаю переселения в новый дом семьи Будденброков. Вот и глава рода — Иоганн Будденброк-старший, соеди­няющий в себе физическую силу и жизнелюбие с деловой предприимчивостью и умеренным вольнодумством XVIII в. Его сын, тоже Ио­ганн, уже отличается чертами более тонкой, нервной натуры, но он, нидерландский консул, еще цепкий в жизни делец, знающий цену зо­лоту. Время, действующее по своим историче­ским законам, определяет первые признаки рас­пада некогда гордой семьи. Внешний удар роду нанесла революция 1848 г., подвергшая сомне­нию незыблемость собственнического идеала. Два сына Иоганна-младшего, Томас и Хри­стиан, по-разному переносят губительное для них дыхание нового времени. Томас все еще силится сохранить видимость богатой и благополучной бюргерской семьи, но, несмотря на все усилия, разоряется. Брат его Христиан — бездельник, ни на что не способный, старается стать актером, так как считает, что на сцене можно быть кем угодно — от короля до шута.



Томас Манн.

А самый младший отпрыск рода Будденбро­ков — Ганно, мальчик слабый, больной, враж­дебный деловому устремлению своих предков,— увлекается музыкой и искусством. Писатель воплотил в Ганно черты слабовольного, упадоч­ного поколения буржуазной интеллигенции

конца XIX в., стремившейся уйти от реальной жизни в мир искусства.

Попутно автор знакомит с удушающей систе­мой прусского школьного воспитания в духе раболепия и полного подчинения деспотической власти наставников-мракобесов. Незабываемое впечатление оставляет художественное проти­вопоставление писателем упитанных и тупых школьных сверстников Ганно с самим Ганно, тонким и хилым мальчиком, рано умирающим от тифа. На нем кончается род Будденброков.

На примере одной семьи Томас Манн раз­вернул широкую картину подъема и упадка немецкого буржуазного общества. В книгах Томаса Манна постоянно слышится мучивший его вопрос: как жить поэту, музыканту, худож­нику среди тупых, не понимающих искусства людей? В новеллах «Тристан» и «Тонио Крегер» рассказывается о трагической судьбе таких ду­шевно одиноких людей искусства.

Писателя волнует упадок культуры в ми­ре, где все расценивается на деньги, где талант­ливый художник попадает в зависимость от богачей или замыкается в мирке своих пе­реживаний. Таких людей можно встретить в книгах Томаса Манна, особенно в его втором большом романе — «Волшебная гора» (1924).

Томас Манн, показавший себя глубоким зна­током человеческих сердец, достигший широкой известности и награжденный в 1924 г. Нобелев­ской премией, был вынужден жить в изгнании, когда к власти пришли фашисты. Однако в эмиграции (попеременно в Швейцарии и США) Томас Манн неустанно писал много­численные разоблачительные статьи, в ко­торых призывал всех честных людей мира бо­роться против фашистов — разрушителей куль­туры. Писатель создал цикл исторических рома­нов «Иосиф и его братья» (1933—1943) и повесть «Лотта в Веймаре» (1939). Рассказывая о вре­менах давно прошедших, автор осуждает вся­кое человеконенавистничество. Исторический роман для Томаса Манна, как и для других не­мецких писателей-антифашистов, лишь способ связать прошлое с тем, что волнует его совре­менников. Таков и его последний крупный ро­ман — «Доктор Фаустус» (1947).

Томас Манн, по собственному призна­нию, любил «священную русскую литерату­ру», в особенности Л. Толстого, И. Тургенева и А. Чехова. И действительно, в лучших про­изведениях его чувствуется то стремление к правдивому изображению жизни, которое так характерно для русской классической литера­туры.

467

БЕРНГАРД КЕЛЛЕРМАН (1879-1951)

В начале XX в. становится широко извест­ным имя писателя Бернгарда Келлермана. В 1913 г. он опубликовал увлекательный фан­тастический роман во славу технического прогресса — «Туннель».

Мак Аллан, инженер, автор проекта подвод­ного туннеля, соединяющего два континента — Америку и Европу, оказывается в зависимо­сти от миллионеров-предпринимателей. Без их денег он не может строить туннель и содер­жать армию наемных рабочих. И талантли­вый изобретатель, сперва верящий, что осу­ществление его замысла пойдет на благо наро­да, вскоре становится игрушкой в руках неумо­лимых и хищных предпринимателей. Страшная катастрофа при постройке туннеля, описан­ная в романе, уносит тысячи рабочих, обрекая их семьи на нищету. Мак Аллан, сын шахтера, сам, по существу, становится капиталистом, эксплуататором рабочих. С молодым задором брался он за строительство, а пришел к концу его постаревшим и опустошенным. «Он стал нелюдим, и единственный его отдых состоял в одинокой вечерней прогулке по своему парку. Мировые события его мало интересовали. Со­здатель туннеля, он стал его рабом... Почти все человеческие чувства притупились в нем».



«Хабби понял. «Катастрофа...» — подумал он. Он приподнялся и увидел, что горит бу­рильная машина. С изумлением увидел он кучи лежащих на мусоре страшно скрюченных; нагих и полунагих людей, и никто из них не шевелился». Иллюстрация Б. М. Десницкого к роману Б. Келлермана «Туннель».

Писатель показал, что в мире капитала нет места для свободной творческой мысли, для изобретения. Капитал уродует людей, доводит их до гибели.

Из большого литературного наследства Кел­лермана нужно отметить еще два значительных произведения. Одно, написанное в 1920 г., уже своим заглавием раскрывает содержание. «Девятое ноября» — дата германской револю­ции 1918 г., когда была свергнута монархия. Писатель изобразил последние годы мировой войны, в которой он участвовал как военный корреспондент. Эпизоды народного восстания и свержения монархии лишь заключают ро­ман, а главное острие направлено против войны и ее виновников — милитаристов. Здесь, как и в романе Генриха Манна, изображен вернопод­данный. Но это уже не бумажный фабрикант Геслинг, а жестокий, бездушный генерал фон Гехт-Бабенберг, потомок дворянского прусского рода. Это человек-машина, он безжалостно обре­кает тысячи подчиненных ему солдат на вер­ную гибель исключительно из желания сделать карьеру полководца. Образно описана мрачная жизнь германской столицы, где проходят изну­ренные голодом и нуждой люди, похожие на тени, калеки и инвалиды войны. «Повсюду не­счастные, отчаявшиеся, рыдающие люди, забыв­шие, что такое сон. Из всех домов глядят в

туман горящие глаза обе­зумевших».

Мы видим, как народ­ное недовольство пере­растает в гнев, как на гребне восстания под­нимаются стихийные бунтари — революционе­ры вроде солдата Аккермана. Весь роман про­никнут ненавистью к войне и ее поджигателям.

Роман Келлермана «Пляска смерти» (1948) посвящен другой тра­гедии немецкого народа, переживавшего господ­ство фашистов. Сам писа­тель, находившийся в это время в Германии, был, как принято го­ворить, «во внутренней эмиграции». Это зна­чит, что он, живя при гитлеровском режиме, отказывался служить

468

ему и не шел на уступки нацистам. Все издания романа «Девятое ноября» фашисты сожгли.

Местом действия «Пляски смерти» писатель выбрал город, похожий на любой из городов Гер­мании. Роман охватывает десять лет фашистского господства — от прихода Гитлера к власти и до переломного момента, когда становится ясным поражение фашистов. Роман заключает судьбы десятков людей, и каждая из этих судеб харак­терна для тех черных лет, которые переживала Германия. Тут и фашисты-фанатики, и изворот­ливые дельцы, помогающие гитлеровцам, и лю­ди, ко всему безразличные, мечтающие стоять в стороне от политики и выжидать лучших вре­мен. Им всем противостоят антифашисты, кото­рые в труднейших условиях подполья оказы­вают сопротивление гитлеровцам.

Писатель сопоставляет жизнь двух братьев Фабиан — Вольфганга и Франка, шедших раз­ными путями. Скульптор Вольфганг Фабиан ненавидит фашизм и на цоколе статуи юноши, разрывающего цепи, высекает надпись: «Луч­ше смерть, чем рабство». Попав в концентра­ционный лагерь, он мужественно переносит побои, но отказывается произносить фашист­ское приветствие. Его брат Франк — приспо­собленец, вступающий в нацистскую партию, что приводит его к моральному краху.

Этот большой роман Келлермана построен на личных наблюдениях автора, на его тяжелом жизненном опыте. Келлерман восторженно встретил вступление советских войск в Герма­нию и освобождение его родины от фашизма. До самой смерти он деятельно участвовал в общественной жизни ГДР.

ЛИОН ФЕЙХТВАНГЕР (1884-1958)

Еще решительнее и целеустремленнее вел борьбу с варварством «третьей империи» Лион Фейхтвангер. Он выступил с историческими романами «Безобразная герцогиня» (1923) и «Ев­рей Зюсс» (1925). В отдаленной истории евро­пейских государств писатель видел ту же борьбу с варварством средневековых феодалов, кото­рая была в дни, когда немецкие фашисты рва­лись к власти. Сам писатель неоднократно объяснял, что история для него лишь повод к изображению вполне современного столкно­вения добра и гуманизма (человечности) с тем­ными силами реакции. В 1935 г. Фейхтвангер говорил: «Тщательно проверив себя, я смею сказать, что в своих исторических романах я намеревался дать то же содержание, что и в совре­менных».



Лион Фейхтвангер.
В романе «Успех» (1930), действие которого происходит в современной писателю Германии, один из героев говорит: «Литература, если она хочет жить в дальнейшем, должна иметь в своих парусах ветер эпохи». В этом произве­дении Фейхтвангер впервые поставил себе цель — разобраться в хаосе мыслей и чувств современного ему немца. В отдельных эпизодах монументального романа писатель дает кар­тину жизни Баварии после первой мировой войны, показывает тупых и ограниченных на­ционалистов и страсть к наживе капиталистов-собственников. Особенно выразительно выгля­дит портрет Гитлера, выведенного в романе под именем Кутцнера. Это самовлюбленный, нич­тожный и властолюбивый человек, за которым идут обманутые мелкие буржуа, видя в нем избавителя от тягот военной разрухи и непосиль­ных налогов. В основе «Успеха» — трагиче­ский рассказ о судьбе Мартина Крюгера, гума­ниста, ставшего жертвой фашистской юстиции.

Романы «Семья Оппенгейм» (1933) и «Изгна­ние» (1940) написаны Фейхтвангером вдали от родины, когда власть уже захватили фашисты. Негодование и гнев, отчаяние и чувство бес­силия водили пером писателя, правдиво расска­зывавшего о жизни людей, затравленных раси­стами, брошенных в тюрьмы и лагеря. Взвол­нованно Фейхтвангер изобразил печальную исто­рию берлинской семьи Оппенгейм. Старший брат — Густав Оппенгейм, ученый, антифашист гибнет в гитлеровском лагере, второй — Эдгар

460

Оппенгейм, известный профессор, хирург, из­гнан из клиники за еврейское происхождение, третий — Мартин, пройдя сквозь неслыханные унижения, попадает в тюрьму. Писатель пока­зывает гибель честных и талантливых соотече­ственников, которых преследуют гитлеровцы. Безотрадны и судьбы людей, описанные Фейхт­вангером в романе «Изгнание». Он рассказы­вает о жизни эмигрантской интеллигенции, главным образом в Париже. Один из эмигран­тов — композитор Йозеф Траутвейн, раньше не интересовавшийся политикой, приходит по­степенно к убеждению, что «нет музыки без политики». И многие другие, равнодушные, усталые от жизни изгнанники, обретают силы в водовороте событий и становятся борцами против фашизма.

Фейхтвангер и после свержения гитлеров­цев продолжал деятельность писателя-анти­фашиста. Черпая материал из мировой истории и из современности, он в послевоенных рома­нах («Братья Лаутензак», «Лисы в виноград­нике», «Гойя», «Мудрость чудака», «Испанская баллада») продолжал утверждать основы гума­нистической морали.

ИОГАННЕС Р. БЕХЕР (1891-1958) И ЭРИХ ВАЙНЕРТ (1890-1958)

Литература немецких критических реали­стов развивалась под знаком защиты мира и резкого осуждения фашизма и войны.

Ноябрьская революция 1918 г. в Германии вызвала к жизни социалистическую литера­туру. Творцы ее не только ненавидели буржу­азный строй и разоблачали его, как это делали писатели критического реализма, но и верили в будущую победу рабочих и видели убедитель­ный пример в строительстве новой жизни в мо­лодой Советской республике. Иоганнес Роберт Бехер, выдающийся революционный поэт Гер­мании, стал признанным главой новой, проле­тарской — поэзии.

Еще в 1928 г. М. Горький восторженно оце­нил революционные стихи Бехера, посылав­шего привет новому миру.

В течение нескольких десятилетий от сбор­ника к сборнику крепнет голос певца револю­ции. В начале 30-х годов поэт вынужден по­кинуть Германию. Живет он главным образом в Советском Союзе (1935—1945), но стихи его, полные ненависти к гитлеровцам, находят международный отклик. Горячий политический трибун, славящий силу рабочего класса, он в то же время и глубокий мыслитель, теоретик искусства поэзии и нежный лириче­ский поэт, чутко передающий красоту роди­ны, по которой он тоскует.


В изгнании он опубликовал несколько сбор­ников стихов: «Искатель счастья и семь тягот» (1938), «Германия зовет» (1942), «Поход варва­ров» (1942).

Если его бунтарские стихи ранних лет не­сколько плакатны и отражают увлечение поэта формальными поисками, то стихи 30-х годов, а особенно периода второй мировой войны, сочетают почти классическую ясность формы с глубиной и четкостью революционной мысли.

После разгрома гитлеровцев Бехер вернулся на родину и принял деятельное участие в куль­турном строительстве новой Германии, став президентом Академии искусств и министром культуры ГДР.

Сборники стихов «Счастье далей близко» (1951) и «Шаг середины века» (1958) поэт посвя­щает людям новой Германии, ее борцам и строи­телям. Будучи горячим пропагандистом нового творческого метода — социалистического реа­лизма, Бехер говорил: «Социалистический реа­лизм несет в себе все новые, смелые, сегодня еще необозримые во всей их полноте вариа­ции на неисчерпаемую тему, имя которой — Человек».

470

И всем своим творчеством Бехер обращался не только к современникам, но и к людям бу­дущего.

Другой известный революционный немецкий поэт-коммунист — Эрих Вайнерт, трибун и песенник, прекрасный исполнитель своих сти­хов. Уже первые его поэтические сборники — «Балаган» (1925) и «Эрих Вайнерт говорит» (1930) — сразу получили известность среди рабо­чих всех стран. Надо было видеть, с каким восторгом переполненная рабочая аудитория слушала его стихи-песни, как выразительно, чеканя каждое слово, донося его смысл, высту­пал Эрих Вайнерт. Биография этого поэта полна героизма. Он сражался в Испании, за­щищая республику от фашизма в 1936 г. Во время второй мировой войны, находясь в Со­ветском Союзе, писал боевые листовки, призывая немецких солдат воевать против фашизма. Он появлялся на переднем крае фронта и бесстраш­но в рупор читал свои зажигательные антифа­шистские стихи. Вернувшись на родину после ее освобождения, Вайнерт включается в жизнь возрожденной Германии, отдавая поэтическое слово народу.





Эрих Вайнерт.

Здесь рассказано о нескольких наиболее выдающихся писателях Германии XX в. Лите­ратура этого времени велика и богата именами, которые трудно вместить в рамки короткой статьи.

* * *

Раскол Германии, происшедший в 1949 г. по вине западных держав, определил различные условия творчества в двух самостоятельных гер­манских государствах. В ГДР — первом социали­стическом государстве на немецкой земле — писа­тели получили все возможности свободно рабо­тать во имя мира и счастья людей. В ФРГ про­грессивные писатели стали на путь борьбы про­тив возрождения германского национализма и реваншизма.



В феврале 1947 г. радио Гамбурга передало пьесу, которая взволновала слушателей. Это была первая выдающаяся радиопостановка по­слевоенных лет. Она называлась «Там, за дверью». Автор ее, Вольфганг Борхерт, был прикован к постели смертельной болезнью и даже не слышал передачи: в той части го­рода, где он жил, не было тока и приемники не работали. Но он получил много писем от потрясенных слушателей. В одном из них ему писали: «Мы, твои ровесники, те, что были унтер-офицерами под Сталинградом и Демьянском, Смоленском и Вязьмой,— мы сидели затаив дыхание и слушали... И мы услышали себя, свой голос, мысли, которые облек в слова один из нас». Пьеса была криком души поколе­ния, вернувшегося с войны. Они выжили, но война искалечила их души, а дома их ждали развалины.

К разбитому очагу вернулся и герой пьесы — Бекман. К тому же его оставила жена. Ясен смысл заглавия драмы: у героя нет дома, нет семьи, он за дверью. В авторской ремарке к пьесе мы читаем: «И дом его там, за дверью. За дверью его Германия...» Где же настоящая Германия? Это был трудный вопрос для каждого немца, и на него нелегко было найти ответ.

Вольфганг Борхерт умер в 1947 г., не дождав­шись постановки своей пьесы на сцене. Ему было всего 26 лет. Но он успел пережить мно­гое: гитлеровцы дважды его судили, он был приговорен к смерти, но казнь была заменена отправкой на Восточный фронт. После его смер­ти были опубликованы стихи и томик новелл. Циклу его стихотворений «Фонарь, ночь и звезды» предпосланы строки: «Я хотел бы быть маяком, чтоб светить сквозь ветер и мглу... А я лишь корабль, попавший в беду...»

Его новеллы исполнены подлинного тра­гизма. В основе каждой — острая драматиче­ская ситуация, порожденная войной и фашиз­мом. Вот одна из них. Поздний вечер, мрачные развалины обрушившегося под бомбой зда-

471



Вольфганг Борхерт.

ния. Среди руин — маленькая фигурка девяти­летнего Юргена. Рядом с ним — взрослый чело­век, который несет корм кроликам. Он зовет мальчика с собой, но Юрген не может уйти. Ему, конечно, хочется посмотреть на кроликов, но он должен оставаться здесь. Всю ночь на­пролет. Ведь учитель сказал, что крысы пита­ются трупами. А там, под камнями завален­ного убежища, лежит его младший брат. Юрген будет стоять и отгонять крыс, если они появят­ся... Несложная, но страшная история. Новел­ла называется «Ночью крысы все-таки спят».

Так Вольфганг Борхерт начинал историю послевоенной западногерманской литературы, ее «поколения вернувшихся». Главной темой романов и новелл стали уроки минувшей войны. Были написаны гневные и трагические книги. Такие писатели, как Ганс Вернер Рихтер, Вольфганг Кеппен, Генрих Бёлль, открыто и честно осуждали фашизм. Они возмущались, если видели, что последыши Гитлера поднимали голову и требовали реванша.

Самым известным из ныне живущих писате­лей ФРГ является Генрих Бёлль (р. 1917). В его романах «Где ты был, Адам?» (1951), «И не сказал ни единого слова» (1953), «Дом без хозяина» (1954), «Бильярд в половине деся­того» (1959) и других изображены вторая миро­вая война и послевоенная Западная Германия.

В современной литературе Запада сложился новый тип романа — чаще всего его называют интеллектуальным. Величайшим мастером его

в немецкой литературе был Томас Манн. В цент­ре внимания такого романа не события, не внешняя обстановка, а переживания и размыш­ления героя, сложный и противоречивый мир человеческого сознания. Именно эта сторона привлекает Г. Бёлля. В романе «И не ска­зал ни единого слова» одни главы написаны автором от лица мужа, другие — от лица жены. Послевоенная жизнь показана через восприятие двух героев, словно это два романа, поочеред­но писавшиеся двумя людьми.

В романе «Бильярд в половине десятого» рассказывается о событиях одного дня. Но в воспоминаниях и рассуждениях героев встает целая эпоха, охватывающая три поколения из семьи архитектора Фемеля. Архитектура — творчество, созидание. Война разрушила сооружения, созданные Фемелями.



Генрих Бёлль.

Но гибель произведений архитектуры еще не самое боль­шое зло. Фашизм нес не только войну. Он рас­тлевал души. Насаждал и внедрял дикие нравы. Изгонял и истреблял здоровые силы нации. И как и у Борхерта, перед нами проходят судь­бы многих людей. Они непохожи одна на дру­гую, но на всех их лежит печать страшного времени.

Вот совсем необычная судьба. Марианне было 5 лет, когда кончилась война. Ее отец,

472


бывший офицер CC, застрелился, а жене велел повесить детей. Брата Марианны повесили, а ее не успели. Девочку вырвали из рук мате­ри-фанатички, и она была воспитана в простой крестьянской семье — в труде и честности.

Но времена меняются. Нацисты перестали прятаться: их уже не преследуют в ФРГ, более того, им назначают пенсии и они зани­мают высокие государственные посты.

Постаревшая вдова нацистского преступ­ника приехала требовать обратно свою дочь. Марианна отказалась от матери. Она хорошо запомнила веревку, накинутую ей на шею... Марианну стремились уверить, что это случи­лось давно, что ее мать раскаивается в своем поступке.

— Неужели ты хочешь быть неумолимей самого бога?— спрашивали ее.

—Я не бог,— отвечала Марианна,— и не могу быть такой милосердной.

Это знаменательные слова. И в них выражена политическая позиция автора. Нельзя забывать

преступлений недавнего прошлого. Нельзя про­щать. Речь идет не о мести, а о том, чтобы это никогда не повторилось.

Г. Бёлля, Г. В. Рихтера, В. Кеппена мы называем критическими реалистами. Во мно­гом мы с ними не можем согласиться. От идей социализма они далеки, но это честные худож­ники, они отстаивают идеи гуманизма и демо­кратии, помогают читателю сохранять веру в человека и веру в будущее Германии. Не надо забывать, что политическая жизнь в Западной Германии сложная. Коммунистическая партия запрещена.



Реваншисты и находящаяся в их руках печать требуют пересмотра границ. Не при­знавая ГДР, они хотели бы ее захватить и при­соединить к ФРГ. Немало издается в ФРГ ро­манов, написанных в реваншистском духе. Но среди сторонников новой войны нет ни одного крупного талантливого писателя.

Будущее принадлежит демократическим ху­дожникам.
скачать файл



Смотрите также:
Писатели США
305.81kb.
Конференция в Женеве и подписание итогового соглашения без участия США сша встают на путь нарушения Женевских соглашений
170.63kb.
Обама: Парень с улицы или…?
203.31kb.
Статья про штаты США. В этой статье вы не только найдете полный список штатов сша, но и узнаете кое- что интересное и особенное о каждом из 50 штатов сша!
89.66kb.
В 20 веке мир был потрясен двумя кровавыми войнами, которые значительно ослабили экономики ведущих стран (Англия, Франция и т д.), гораздо меньшие потери понесли США
21.79kb.
Фонд ООН в области народонаселения в Республике Беларусь Предварительный документ страновой программы для Республики Беларусь
133.6kb.
История зарождения Федеральной резервной системы США совет управляющих Федеральные резервные банки Банки-члены фрс федеральный комитет по операциям на открытом
157.37kb.
Писатели – юбиляры 2011 года
12.73kb.
«Тамбовские писатели и поэты детям»
170.51kb.
Литература ХХ века (1910 1950-х гг.)
5110.46kb.
Состав команды уникс-2
17.95kb.
Численность населения: 263 млн человек (1995)
61.66kb.