vmest.ru страница 1
скачать файл

Пятница,1 и 2 урок.

Календарно-тематическое планирование уроков интегрированного курса физика-информатика

«Физика вокруг нас».
Класс: 8 м

Учитель: Абловацкая М.М., Дубков В.И.

Количество часов:

  • на первое полугодие: 17 ч.

  • Всего: 34 ч.

  • В неделю: 1ч.

Плановых контрольных уроков: 2

тестов: 16



Административных контрольных работ:

Планирование составлено на основе:

Программы общеобразовательных учреждений, 2002г.

Под редакцией Перышкина А.В.

Учебник: Физика-8 Перышкин А.В. М: Просвещение, 2003 г.

Дополнительная литература:

Лукашик В.И. Сборник задач по физике. М: Просвещение, 2003 г.

Ланина И.Я. 100 игр по физике. М: Просвещение, 1995 г.

Самостоятельные и контрольные работы. Москва-Харьков: «Илекса», 1998 г.

Пинский А.А. Физика и астрономия – 8. М: Просвещение, 1999 г.

Балашов М.М. О природе. М: Просвещение, 1991 г.



Пятница,1 и 2 урок.
Пояснительная записка для интегрированного курса физика-информатика «Физика вокруг нас». (8 класс)
На основе программы общеобразовательных учреждений, 2002г.Под редакцией Перышкина А.В.
Школьный курс физики обладает большими возможностями для при­общения учащихся к физико-техническим проблемам важным, для развития научно-технического прогресса. В частности, физика как учебный предмет занимает особое место в плане изучения физических основ электронно-вычислительной техники и применения компьютеров в учебном процессе, что вызвано тесной взаимосвязью; физической науки и вычислительной техники. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, создание и развитие вычислительной техники стало возможным благо­даря достижениям современной физики, а с другой стороны, примене­ние компьютеров в физических исследованиях стало одним из основных методов этой науки, особенно обработки результатов эксперимента и моделирования. Формируется даже физическая триада: «Экспериментальная — теоретическая — вычислительная физика». Такая глубокая связь и определяет специфичный характер курса физики в плане компьютеризации.

Преимущество уроков с использованием компьютеров заключается в том, что с их помощью можно решить ряд актуальных проблем, сто­ящих перед школой. К ним, прежде всего, относятся:



1. Применение компьютерных технологий при изучении физики активно способствует повышению интереса учащихся к предмету, поскольку эти технологии представляют собой эффективный метод решения проблемы мотивации в современном образовании.

  1. Повышение качества учебно-воспитательного процесса, приведение его к современному уровню научно-технического прогресса.

  2. Реализация идей индивидуального дифференцированного подхода в процессе обучения, развития интеллекта.

  3. Реальная подготовка учащихся к жизни и работе в информацион­ном обществе, к труду в современном автоматизированном процессе, к профессиональной мобильности.

  4. Оказание помощи учителю в организации контроля знаний, эффективной обратной связи.

  1. Создание такой психологической обстановки в процессе обучения, при которой исключаются всякие конфликты в звене «ученик-учитель», а также необъективная оценка деятельности учащихся.

  2. Оказание помощи в решении ряда задач развития личности, ее компетентности, способности к саморегуляции, творчеству.

  3. Активизация познавательной деятельности учащихся, что позволяет им выйти на более высокий уровень восприятия и усвоения изученного материала, его применения в жизни.

  4. Открытие совершенно новых возможностей по сравнению с традиционными аудиовизуальными средствами обучения. Это диалог, работа с текстовой, графической информацией, возможность обработки динамической информации, проведение вычислительного эксперимента с визуализацией моделей. Дополнение традиционных аудиовизуальных ТСО интерактивными, включая экспертные обучающие системы.

10.Формирование современного научного стиля мышления. Некоторые функции компьютера в организации деятельности субъектов информационно-образовательного пространства представлены на схеме.

Функции компьютера в обучении физике.

Функция

Характеристика ППС

Мотивирующая

Стимулируют творческую активность к изуче­нию материала, поиску ответа

Информационная

Реализуют возможности информационных сис­тем

Функция управления уч. деятельностью

Обладают гибкостью, высокой степенью адап­тивности и учитывают познавательные возмож­ности учащихся

Тренировочная

Формируют отдельные навыки решения типо­вых задач

Контролирующе-корректирующая

Позволяют принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом определяется его правильность на основе фор­мального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы кор­рекции ошибок)

Коммуникативная

Позволяют вести диалог с использованием ти­повых ответов-реакций

Развивающая

Опираются на эвристические методы решения задач

Создание персонального компьютера породило новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней, позволяющие применять вычислительную технику в самых разных областях деятельности человека.

Мультимедийные программы с интерактивным интерфейсом, снабженные графическим, видео- и звуковым сопровождением, превращают работу пользователя в творческий труд, приносящий удовлетворение. Это чувство особенно ценно в процессе познания. Наступило время революционных преобразований в кропотливом труде школьника и учителя, на смену традиционным техническим средствам обучения ( эпи - и диа -проекции, кинофрагментам, магнитофонным аудио- и видео- записям), приходит инструмент, который способен заменить все выше перечисленные ТСО, превзойдя их по качеству. Однако, персональный компьютер - детище прогресса, а прогресс, как известно, временные экономические трудности остановить не могут (затормозить - да, остановить - никогда). Чтобы не отстать от современного уровня мировой цивилизации, следует внедрять его по возможности и в нашей школе.

Итак, компьютер из экзотической машины превращается в еще одно техническое средство обучения, пожалуй, самое мощное и самое эффективное из всех. Уже первые уроки с использованием компьютера показали, что с их помощью можно решить ряд проблем, всегда существовавших в преподавании школьной физики. Перечислим некоторые из них:

1.Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.

2.Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

3.Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов - неотъемлемая часть уроков физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, учитель демонстрирует его, рассказывает принцип действия, используя при этом модель или схему. Но часто учащиеся испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. Специальные компьютерные программы позволяют "собрать" прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процессы, лежащие в основе принципа его действия. При этом возможно многократное "прокручивание" мультипликации.

4.Компьютер можно применять на уроках разных типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения.

Особенно хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опыт работы показывает, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает.

В задачи обучения физике входят:



  • Углубить знания учащихся путем диалога с ЭВМ и благодаря применению компьютерного моделирования, развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, делать обобщения и сравнения;

  • Развивать экспериментальные умения на основе компьютерного моделирования, овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • Формирование познавательного интереса к решению экспериментальных задач с применением ЭВМ, физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

  • Усовершенствовать навыки работы с ЭВМ. Данный курс для основной общеобразовательной школы составлен на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 1 учебных часа в неделю в 8 классах.

Особое внимание уделяется организации «обобщающего повторения». Оно проводится в соответствии со структурой программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей при их формировании.
скачать файл



Смотрите также:
Пояснительная записка для интегрированного курса физика-информатика «Физика вокруг нас»
74.06kb.
Физика часть Волновая и квантовая оптика. Квантовая физика, физика твердого тела
799.03kb.
Физика часть Волновая и квантовая оптика. Квантовая физика, физика твердого тела
795.86kb.
Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направление 011200. 62 «Физика», профиль подготовки «Фундаментальная физика»
408.06kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Физика По направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика»
142.54kb.
В 30 Физика /к/ Подготовка к экзамену
32.9kb.
Пояснительная записка Статус документа
278.9kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
121.24kb.
Школа-конференция для молодых ученых «Химическая физика для нанобиотехнологий» II молодежная конференция «Физико-химия нанокластеров, наноструктур и наноматериалов»
145.96kb.
Программа по дисциплине: информатика. Основной курс по направлению подготовки: 010900 «Прикладные математика и физика»
112.11kb.
Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 «Физика», профиль подготовки «Фундаментальная физика»
419.25kb.
Митио Каку Физика невозможного «Физика невозможного»
4787.34kb.