vmest.ru страница 1
скачать файл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «АНСАМБЛЬ» для струнно-щипковых инструментов (домра, балалайка)

Содержание

Пояснительная записка.

Условия реализации программы.

Контроль и учет успеваемости.

Содержание работы.

Программные требования к зачетам.

Примерный уровень сложности музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

Список рекомендуемых сборников.



Пояснительная записка.

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ по классу домры, балалайки, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2003г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, утвержденных Методическим советом МБОУ ДОД «БДШИ», протокол № от .

Программа включает в себя конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача преподавателей музыки разбудить в наших детях интерес к самим себе, своим возможностям, способностям. Объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - естественной, необходимой частью жизни.

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.

Музыкальные школы и Детские школы искусств, являющиеся начальным звеном профессионального музыкального образования, должны предоставлять учащимся полную палитру музыкальных умений и навыков. Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта, помогающих заглянуть в его в внутренним мир, раскрыть его творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке являются занятия в ансамбле.

Ансамбль - вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

Народное музыкальное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально-эстетического развития.

Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на …. народных инструментах» - говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.

В рамках программ для ДМШ и ДШИ (музыкальное отделение) по классу домры и балалайки указывается на необходимость коллективного музицирования.

Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача - воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.

Цели программы:

- формирование и развитие у учащихся навыков и приемов ансамблевой игры;

- становление творческой личности через обучение игре на домре, балалайке в ансамбле.

Задачи программы:

- обучение навыкам ансамблевого музицирования;

- применение в ансамблевой игре практических навыков игры на инструменте, приобретенных в специальном классе;

- умение слышать и понимать музыкальное произведение, исполняемое в целом или отдельными партиями. Слышать основную тему, подголоски, вариации и т.д.;

- уверенно исполнять свою партию в соответствии с замыслом автора;

- развивать артистизм и навыки публичного выступления, коллективного творчества и художественно-творческую активность;

- расширять музыкальный кругозор с привитием хорошего музыкального вкуса.

Предлагаемая программа рассчитана на весь курс обучения и вне зависимости от срока обучения (5-7 летнее).

Основа игры в ансамбле закладывается на индивидуальных занятиях специального класса домры или балалайки, при работе учитель – ученик, при работе с концертмейстером. Уже здесь ученик, играя свою партию, учится слышать себя и игру другого инструмента, точности ритмического ансамбля и ровности динамики.

Наиболее удобны в младших классах ансамбли в составе 2-3 участников. В старших классах количество участников ансамбля может увеличиваться. Соответственно продолжительность занятий возрастает от 1 до 3 часов в неделю.

В занятиях преподавателем применяется дифференцированный подход к обучению. Это позволяет учащемуся с любым уровнем музыкальных данных максимально развиваться, а преподавателю оценивать успехи ученика с точки зрения его личных достижений.

В программе обучения широко используются межпредметные связи: знания, полученные на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, применяемые на уроках специальности и ансамбля, служат теоретической базой для освоения новых навыков и умений.

Вместе с этим данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения.

- Это повышение заинтересованности учащихся - детям нравится общаться и делать что-то вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.

- Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Домра, балалайка ограниченные в плане диапазона инструменты. К тому же адаптация ученика к инструменту зачастую отнимает у произведения глубину и насыщенность. Переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными. Ученики получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.

- Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением. Особенно это хорошо отрабатывается на начальном этапе, когда учащимся предлагаются партии в унисон или с небольшими различиями, а также партии с одинаковым ритмическим рисунком.

Дети ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Интонации русской песни, проникновенно звучащие в русском ансамбле,- не могут не задеть сокровенных сторон человеческой души. В них заложена большая сила, которая помогает в деле воспитания, творческого развития юных музыкантов.

Условия реализации программы

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в коллективе. Занятия должны проходить в просторном, теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой. Работа с ансамблем домристов предусматривает совместную работу руководителя ансамбля с педагогом-концертмейстером.


Организация деятельности ансамбля – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний руководителя как организатора, педагога, а также от умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.
На уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников коллектива, разных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в ансамбле.

Каждый участник ансамбля должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть участников ансамбля (обычно это полукруг). Размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать и выступать, - напротив, от расположения ансамбля зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций и как нужно оборудовать сцену для выступления. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого участника ансамбля.

Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся. Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.

Партия ансамблиста должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, аппликатура должны быть проставлены в партии. Надо учитывать, что если у струнных звучат открытые струны, то звук гаснет не сразу, поэтому, расставляя аппликатуру, педагог поможет избежать нежелательных моментов наслаивания одной гармонии на другую. Важно учесть, что учащиеся младших классов еще не владеют свободно приемом игры «тремоло», поэтому в партии домр он должен быть использован минимально.

Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Он должен быть разнообразным по стилю, жанрам, педагогической направленности. Это народная, песенно-танцевальная, современная музыка, переложения классической музыки, аккомпанемент.

Выбирая репертуар для детского ансамбля, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, соблюдая дидактические принципы доступности. Не допустимо включение в репертуар произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Работа участников ансамбля над такими произведениями становится препятствием для их музыкально развития и не дает положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню ансамблистов, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах, конкурсах, фестивалях.

Важно, чтобы ансамбль имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.

Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз и навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

Контроль и учет успеваемости.

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

- отношение ученика к занятиям в ансамбле, систематичность посещения уроков, старание и прилежность;

- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

- оценки ученика за выступления в составе ансамбля на контрольных уроках;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

Успеваемость учащихся занимающихся в ансамбле учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, конкурсах, концертах.

В конце каждого полугодия все ученики сдают контрольный урок.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на контрольном уроке.

При оценке контрольных уроков необходимо учитывать следующие критерии:

Оценка «отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы, при которой исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

А так же, если в исполняемой программе достигнута синхронность ансамблевого звучания- единое понимание и чувствование партнерами темпа и ритмического пульса, умело использован динамический ансамбль- равновесие силы звучности каждой партии. Программа исполнена выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если ансамблистами демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены незначительные погрешности в синхронности исполнения и динамическом ансамбле, что не нарушает целостности исполняемого произведения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой ансамблисты демонстрируют ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Учащиеся показывают недостаточное владение навыками ансамблевого музицирования, отсутствие свободы в исполняемом произведении.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, грубые технические ошибки и отсутствие элементарной техники ансамбля.



Содержание работы

Семилетнее обучение

1 год обучения

Занятия проводятся индивидуально с каждым учеником. Партнер в ансамбле – преподаватель. Объем каждой пьесы ансамбля должен быть минимальным, музыкальный язык доступным, название - нести яркий образ, вызывать определенные ассоциации, способствовать возникновению музыкального образа.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа.

С первых уроков игры ансамблем ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем.

Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4 пьес.

2 год обучения

Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа.

На урок игры ансамблем ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую партнером.

Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4 пьес.

3 год обучения

Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию.

Задачами данного этапа являются расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появляется более сложный ритмический рисунок (синкопы, залигованные ноты, четверть с точкой и восьмая и т.д.). Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, умение вместе выдерживать паузы.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато).

Совершенствуются средства музыкальной выразительности - более широкое использование динамических оттенков.

Ведется работа над характером произведения с установкой учителя.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4 пьес.

4 год обучения

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато).

Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом и без него для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

На данном этапе приветствуется освоение еще одного вида исполнительства - аккомпанемента. Это дает возможность расширения репертуара, приобретения практики аккомпанемента.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4 пьес.



5 год обучения

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, работы в классе по специальности. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры , уделяется внимание штрихам (стаккато, легато, нон легато).

Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом и без счета для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

Развитие навыков аккомпанемента, для расширения репертуара. Аккомпанемент возможен солисту инструменталисту или вокалисту.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4пьес.



6 год обучения

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, работы в классе по специальности. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам.

Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

Развитие навыков аккомпанемента, для расширения репертуара. Аккомпанемент возможен солисту инструменталисту или вокалисту.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4 пьес.



7 год обучения

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар, закрепление умения самостоятельной работы над новыми произведениями, умения анализировать форму и стиль, определять тональный план произведения, самостоятельно строить динамически грамотные построения, исполнять произведения в соответствии с их характером, настроением, замыслом в ансамбле с преподавателем или другими учениками.

Работа должна быть направлена на совершенствование технического мастерства и художественного вкуса у участников, развитие навыков ансамблевой игры, пониманию музыки, обогащению духовного мира и нравственной культуры.

Учащиеся должны с легкостью и в характере исполнять свои партии.

Репертуар коллектива должен развивать интерес к народной инструментальной музыке, способствовать расширению концертной практики.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

не менее 4 пьес.



Пятилетнее обучение

1 год обучения

Занятия проводятся индивидуально с каждым учеником. Партнер в ансамбле – преподаватель. Объем каждой пьесы ансамбля должен быть минимальным, музыкальный язык доступным, название - нести яркий образ, вызывать определенные ассоциации, способствовать возникновению музыкального образа.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с лист.

С первых уроков игры ансамблем ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем.

Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4 пьес.

2 год обучения

Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию.

Задачами данного этапа являются расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появляется более сложный ритмический рисунок (синкопы, залигованные ноты, четверть с точкой и восьмая и т.д.). Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, умение вместе выдерживать паузы.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, подготовки на занятиях по специальности.

Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато).

Совершенствуются средства музыкальной выразительности - более широкое использование динамических оттенков.

Ведется работа над характером произведения с установкой учителя.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4 пьес.



3 год обучения

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с лист, подготовки на уроке по специальности.. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато).

Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

На данном этапе приветствуется освоение еще одного вида исполнительства - аккомпанемента. Это дает возможность расширения репертуара, приобретения практики аккомпанемента.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

не менее 4 пьес.



4 год обучения

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, подготовки на уроках по специальности. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Дальнейшее усложнение репертуара. Включение в репертуар более сложных, развернутых произведений.

Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

Развитие навыков аккомпанемента, для расширения репертуара. Аккомпанемент возможен солисту инструменталисту или вокалисту.

Развитие навыков аккомпанемента, для расширения репертуара. Аккомпанемент возможен солисту инструменталисту или вокалисту.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4 пьес.

5 год обучения

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар, закрепление умения самостоятельной работы над новыми произведениями, умения анализировать форму и стиль, определять тональный план произведения, самостоятельно строить динамически грамотные построения, исполнять произведения в соответствии с их характером, настроением, замыслом в ансамбле с преподавателем или другими учениками.

Работа должна быть направлена на совершенствование технического мастерства и художественного вкуса у участников, развитие навыков ансамблевой игры, пониманию музыки, обогащению духовного мира и нравственной культуры.

Учащиеся должны с легкостью и в характере исполнять свои партии.

Репертуар коллектива должен развивать интерес к народной инструментальной музыке, способствовать расширению концертной практики.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- не менее 4 пьес.



Программные требования к зачетам.

Семилетнее обучение.

На протяжении всех лет обучения по предмету «Ансамбль» 1 раз в полугодии сдается контрольный урок, на котором показываются:

2 произведения.

Пятилетнее обучение.

На протяжении всех лет обучения по предмету «Ансамбль» 1 раз в полугодии сдается контрольный урок, на котором показываются:

2 произведения.

Примерный уровень сложности музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

Семилетнее обучение.

1 год обучения.

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Т.Захарьина «Маленький вальс»

М.Магиденко «Песенка»

Й. Гайдн «Песня»

2 год обучения.

Ф.Шуберт «Вальс»

М.Глинка «Славься»

В.Котельников «Танец»

Шуточная «Козел»

3 год обучения.

И.Дусек «Старинный танец»

В.Андреев вальс «Звезды блестят»

Аз. Иванов «Полька»

Русская народная песня «Дождик» обработка Г.Гарцмана

4 год обучения.

К.М. Вебер «Вальс»

В.Андреев «Грезы»

Е. Дербенко «Дорога на Карачев»

Русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»

5 год обучения.

Д. Каччини «Аве Мария»

Ж. Перпон «Бубенчики»

Н.Богословский «Песня старого извозчика»

Обр. М.Красева «Полно-те, ребята»

6 год обучения.

Г.Муффат «Бурре»

В. Андреев «Листок из альбома»

Е. Дербенко «Сельские зори»

Г.Струве «Моя Россия»

Обр. Ю. Соловьева «Барыня»

7 год обучения.

Э. Куртис « Вернись в Сорренто»

П. Барчунов «Мелодия»

А. Винницкий « В цирке»

Обр. В. Щербакова «Земляниченька»

Пятилетнее обучение.

1 год обучения.

В. Филиппенко «По малину в сад пойдем»

Ю. Литовко «Веселые лягушки»

З.Левина «Неваляшки»

Чешская народная песня «Аннушка»

2 год обучения.

Ф.Шуберт «Шотландский танец»

В.Попонов «Наигрыш»

«Полька- тройками» инструментовка В. Брагина

Шуточная игровая

3 год обучения.

И. Дусек «Старинный танец»

М. Глинка «Полька»

А. Гедике «Танец»

Обр. А.Гречанинова « Пойду ль я, выйду ль я»

Р.н.п. «Калинка»

4 год обучения.

К.Вебер «Хор охотников»

П.Чайковский «Камаринская»

В.Темнов «Кнопочки баянные»

Русская народная песня « Самара-городок»

5 год обучения.

М.Глинка «Андалузский танец»

Романс «Я встретил Вас» обр. Рожкова

В.Локтев «Ты лети, ветерок»

Обр. Д. Осипова «Шуточная»

Список литературы:

Хрестоматия домриста ( 1-3 класс) .М.,»Музыка» 1989 год.

Альбом начинающего домриста. Выпуск 8 М.,»Советский композитор» 1976год.

Педагогический репертуар домриста , выпуск 1,2,3. М., «Музыка» 1974, 1976 год.

Хрестоматия домриста . М., «Музыка» 1985год.

А. Александров Школа игры на 3-х струнной домре. М.,»Музыка», 1988 год.

В. Чунин- Школа игры на 3-х струнной домре. М., «Советский композитор» 1986 год.

Альбом начинающего домриста, выпуск 9. М., «Советский композитор»1977 год.

Домристу- любителю, выпуск 10 . М., «Советский композитор» 1986 год.

Первые шаги домриста, выпуск 15. М., «Советский композитор» 1976 год.

Альбом начинающего домриста, выпуск 21, М.,»Советский композитор» 1990 год.

Альбом для детей ( произведения для 3-х струнной домры и фо-но). М.,»Музыка», 1986 г.

Альбом начинающего домриста, выпуск 20. М.,»Советский композитор» 1989 г.

Домристу-любителю, выпуск 3, М.,»Советский композитор» 1979 г.

Юный домрист ( пьесы для домры), выпуск 1. М.,»Музыка» 1978 г

Хрестоматия домриста (4-5 класс). М.,»Музыка»1986 г.

Альбом начинающего домриста, выпуск 17.М., «Советский композитор» 1986 г.

Альбом начинающего домриста, выпуск 13. М., «Советский композитор»1981 г.

Педагогический репертуар домриста вып. 3 М., «Музыка» 1979 г.

Пьесы для 3-х струнной домры и фо-но тетр. 1, 2. С.Пб. «Композитор» 1997-1998 г.

Репертуар домриста, вып. 28 М., «Сов. Композитор» 1989 г.

Песни русских композиторов и русские нар. песни. С-Пб. «Музыка» 1981 г.

Пьесы для 3-х стр. домрф и фо-но . М., «Советский комп-р» 1983 г.

Альбом для юношества, вып. 4. М., «Музыка» 1989 г.



Пьесы для 3-х домры и ф-но, тетр. 1,2. С.Пб., «Сов. Композитор» 1998 г.

Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л., 1983
скачать файл



Смотрите также:
Пояснительная записка. Условия реализации программы. Контроль и учет успеваемости. Содержание работы. Программные требования к зачетам
222.86kb.
Пояснительная записка. Содержание программы. Учебно-тематический план. Требования к уровню подготовки учащихся
211.33kb.
Паспорт программы. Пояснительная записка. Концепция программы. Цели и задачи работы с одаренными детьми
195.61kb.
Разработаны методические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях РФ
8.35kb.
Конспект лекций по курсу «бухгалтерский учет» Содержание: Тема организация бухгалтерского учета на предприятии 2 История возникновения и развития учета 2
2077.47kb.
Пояснительная записка основные требования государственного образовательного стандарта к подготовке бакалавра
184.37kb.
Пояснительная записка статус документа
605.87kb.
Пояснительная записка программы
58.72kb.
82. Контроль реализации управленческих решений их эффективность и ответственность
27.67kb.
Пояснительная записка 1 Теоретическое обоснование. Принципы и подходы к формированию программы
2338.59kb.
Система условий реализации основной образовательной программы ноо мкоу «Муромцевский лицей» в соответствии с требованиями Стандарта
150.89kb.
Пояснительная записка содержание курса
2491.05kb.