vmest.ru страница 1
скачать файл

Проектная работа по теме:

«Значение соли в жизни человека и окружающем мире»

или

«Почему человек нуждается в соли?»


Автор проекта: Тарасов Андрей

Школа, класс: ГОУ СОШ № 853, 3-Б класс
Краткое содержание проекта: данная работа знакомит с информацией по происхождению соли на планете, историей солепромысла, различными видами соли, с методами выращивания кристаллов соли в домашних условиях, получению соли из солевого раствора, с информацией о пользе и вреде соли для организма человека, со значением соли в жизни людей.
Методы исследования: рассуждение; анкетирование ребят 9-10 лет; практическая работа по выращиванию двух видов кристаллов, выпариванию солевого раствора; информация, полученная из книг, энциклопедий, журналов, мультфильмов, интернет-изданий.
Руководитель проекта: Воронина Валентина Владимировна.

План


  1. Происхождение соли на Земле.

  2. Виды соли.

  3. Как и где добывают соль.

  4. Выращивание кристаллов соли в домашних условиях, выпаривание солевого раствора.

  5. Потребность в соли для животных и растений.

  6. Польза и вред соли для человека.

  7. Может ли человек прожить без соли?

  8. Приложение:

- анкета;

- результаты анкетирования;

- презентация.

9. Список литературы.



Цель: изучить значение соли для человека и окружающего мира.

Задачи:

1. Узнать откуда появилась соль?


2. Какие виды соли существуют.
3. Выяснить, как производят и выращивают соль?
4. Можно ли вырастить соль в домашних условиях?
5. Польза и вред соли для человека.

6. Может ли человек прожить без соли?


7. Учиться работать с информацией.

8. Учиться находить источники, из которых можно добыть информацию.

9. Развивать исследовательские способности.

Вступление.

СЛАЙД №3


Одни люди говорят, что человек может обходиться без соли, что соль для человеческого организма приносит только вред. Другие считают, что человек не может обходиться без соли, она нужна ему, чтобы быть здоровым.

Я решил разобраться, нужна ли соль человеку. Какая она бывает. Какую пользу или вред приносит? Как ее добывают?

В начале, я решил узнать, как появилась соль на Земле. Как ее добывали люди в древности.

  1. Происхождение соли на Земле.


Гипотез происхождение соли на планете Земля много. Я хочу рассказать об одной из них. В этой научной теории говориться о том, что вначале вся наша планета была одним большим океаном. (См. слайд № 4)

Как мы знаем вода в океанах соленая. По своему происхождению соль является морским осадком. Залежи каменной соли в различных частях земли образовались многие миллионы лет назад в результате испарения морской воды под действием солнечного излучения.



(См. слайд № 5)

Установлено, что 70 % всех мировых запасов соли образовалось в те времена, когда климат на Земле был умеренно теплым. Другими словами все известные на Земле запасы соли могли образоваться в результате выпаривания ее из Мирового океана.

Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривали из морской воды, добывали из недр земли.

Известно, что в VII-IX веках велись разработки соли в озере Баскунчак в Астраханской области. БАСКУНЧАК - бессточное соленое озеро на севере Астраханской области.



(См. слайд № 6)

СЛАЙД №7

В древней Мексике у ацтеков соль так высоко ценилась, что там даже была богиня Уиштосиуатль — богиня соли, солёной воды и плодородия. Покровительница солеваров и торговцев солью, которая в Древней Мексике добывалась методом выпаривания из солёной воды.

В России еще в XVI веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. С предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.

СЛАЙД №8

В Европе в стародавние времена людям за сделанную работу часто платили солью.



А ведь когда-то соль была дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово "salarium" и английское слово "salary", означающие "жалованье", "зарплата", - имеют "солевое" происхождение. Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, афоризмов, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. Одна присказка "без золота прожить можно, а без соли нельзя" чего стоит!
  1. Виды соли.

На земле существуют множество видов соли. По вкусу все они соленые, но отличаются друг от друга цветом, формой и своими качествами. (См. слайд № 9)


Морская соль - добытая из соли, содержащейся в морской воде. Она считается наиболее полезной, чем каменная. (См. слайд № 10)

Каменная соль - добытая из горных месторождений, натуральная соль из шахт, сероватая. Кристалл каменной соли.

Розовая соль - Гималайская и Гавайская соль. Соль имеет розовато-красноватые вкрапления, потому что в ней содержится железо. (См. слайд № 11)
"Черная" или "Четверговая" соль. (См. слайд № 12)
Четверговая соль исконно готовилась в русской печи. На Руси издавна было принято в Страстной четверг готовить так называемую «четверговую соль» — крупную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба и перекаливали на сковороде, после чего толкли в ступе. Четверговую соль употребляли с пасхальными яйцами и некоторыми другими блюдами. Для приготовления такого вида соли можно использовать размоченный ржаной или бородинский хлеб (на 1 кг крупной соли - 5 кг хлеба). Смесь ставят в духовку, нагретую до 250 градусов, и держат так, пока хлеб не почернеет. Затем смесь измельчить, просеять через сито. Оставшуюся в нем соль высыпают в банку.
Еще рецепт: зеленые верхние листья капусты, снятые с кочана, смешивали с каменной солью, пережигали в печи или духовке. Золу, оставшуюся после приготовления четверговой соли, использовали в качестве активированного угля при отравлениях, лечили ею и многие кожные заболевания.
Черная соль вкусна и полезна, ее надо значительно меньше обычной. Пасхальные яйца, было принято есть только с четверговой солью. Блюда, сдобренные ею, более ароматны. Считается, что четверговая соль не теряет целебных свойств в течение года.

Поваренная соль – очищенная и отбеленная каменная соль, в средних кристаллах.

(См. слайд № 13)

Самосадочная - добывают из соляных озер, например, озеро Баскунчак, древнее Пермское море.

Садочная (См. слайд № 14) - из воды морей, океанов. Под воздействием Летнего солнца и ветра происходит природное, экологически чистое упаривание соли.  

Выварочная - получают из естественных или искусственных рассолов.


  1. Как и где добывают соль.

СЛАЙД №15


В глубокой древности соль добывалась сжиганием некоторых растений в кострах; образовывавшуюся золу использовали в качестве приправы. Один из первых способов добычи соли человеком заключался в том, чтобы идти по следам животных. В конце концов, эти следы приводили к соленым камням-лизунцам, соленым водоемам или еще каким-нибудь источникам соли.

Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.

В 7-9 –х веках заготавливали соль вручную, вырубая её топорами, кирками. Сегодня добывают соль в шахтах, озерах с помощью солекомбайна (солесоса) или путем выпаривания из морской воды. Основное количество пищевой соли добывают из каменной соли. Обычно к залежам соли прокладывают шахты. По трубе закачивают чистую воду, которая растворяет соль. По второй трубе этот раствор поднимают на поверхность.

Известные месторождения

Одно из самых древних соляных месторождений это озеро БАСКУНЧАК на севере Астраханской области. (См. слайд № 16)

Месторождение каменной соли на окраине города Соль- Илецка - озеро Развал

(См. слайд № 17)

В Украине в районе городов Соледар и Артёмовск расположены рудники «Артемсоли».



(См. слайд № 18)

В Пермской области в Верхнекамске и Солекамске, добывают соль шахтным способом.



(См. слайд № 19)

В Иркутской области добыча в шахте «Тыретский солерудник». (См. слайд № 20)

Добыча соли в Индонезии. (См. слайд № 21)

Добыча в Сэлар-де-Уюни.

Добыча соли на острове Майу.

Добыча соли в Крыму.

Добыча соли на Мальте. (См. слайд № 22)

Израиль – Мертвое море.


  1. Выращивание кристаллов соли в домашних условиях и выпаривание солевого раствора.

СЛАЙД №23


Дома можно вырастить кристаллы соли. Я вырастил кристаллы двух видов:

- кристаллы на синих камнях;

- кристаллы на нитке из каменной соли.

В набор кристаллов на синих камнях входят:

- бутылочка химического вещества для выращивания кристаллов (40 мл, белого цвета)
- пластиковая палочка для перемешивания
- емкость для размешивания
- контейнер для кристаллов
- упаковка синих камешков.
Сначала надо смешать химическое вещество с теплой водой и аккуратно размешать полученную смесь пластиковой палочкой в течение 5 минут. Затем высыпать в контейнер для кристаллов синие камни и добавить приготовленную жидкую смесь. Кристаллы начнут расти примерно через 3-5 дней.

Вот какие кристаллы на синих камнях у меня получились.



СЛАЙД №24

Кристаллы поваренной соли представляют собой бесцветные прозрачные кубики. Для приготовления кристаллов нужно развести раствор соли крупного помола следующим образом: налейте воды в ёмкость (например стакан) и поставьте его в кастрюлю с тёплой водой (не более 50°С - 60°С). Насыпьте соль в стакан и оставьте минут на 5, предварительно помешав. За это время стакан с водой нагреется, а соль растворится. Желательно, чтобы температура воды пока не снижалась. Затем добавьте ещё соль и снова перемешайте. Повторяйте этот этап до тех пор, пока соль уже не будет растворяться, и будет оседать на дно стакана. Мы получили насыщенный раствор соли. Перелейте его в чистую ёмкость такого же объёма, избавившись при этом от излишек соли на дне.



СЛАЙД №25

Выберите любой понравившийся более крупный кристаллик поваренной соли и положите его на дно стакана с насыщенным раствором. Можно кристаллик привязать за нитку и подвесить, чтобы он не касался стенок стакана. Теперь нужно подождать. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться. А если проделать всё тоже ещё раз (приготовить насыщенный раствор соли и опустить в него этот кристаллик), то он будет расти гораздо быстрее (извлеките кристаллик и используйте уже приготовленный раствор, добавляя в него воды и необходимую порцию пищевой соли). Помните, что раствор должен быть насыщенным, то есть при приготовлении раствора на дне стакана всегда должна оставаться соль (на всякий случай). С повышением температуры растворимость соли растёт.


Вот какой кристалл соли у меня получился: (См. слайд №26)

Выпаривание соли.

(См. слайд № 27)

После того, как вода в стакане испарилась, на стенках стакана внутри и снаружи образовался солевой налет. Другими словами, когда насыщенный солевой раствор испарился, то получилась соль. По вкусу она менее соленая, чем обычная поваренная соль.


  1. Потребность в соли для животных и растений.

СЛАЙД №28


По одной научной теории, все животные, растения, обитающие на земле, включая человека, - потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий была морской водой.

Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но земля не в состоянии обеспечить достаточно соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная часть соли из почвы вымывается с дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли.

Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организма своих жертв.

Дикие травоядные специально разыскивают соль, и один из самых первых способов поисков соли заключался в том, чтобы идти по следам животных. В конце концов, эти следы приводили к соленым камням-лизунцам, соленым водоемам или еще к каким-нибудь источникам соли. Однако домашние животные не могут раздобыть соль сами, и человеку приходится добавлять ее в корм. Лошади нужно в пять раз больше соли, чем человеку, а потребность коровы — в десять раз больше человеческой.

Мы не должны забывать, что растения – это тоже живые существа. Они едят, пьют, дышат. И без достаточного количества хорошей пищи они умирают.

Наиболее важное для пищи растений – это вода, поступающая через корни из земли. А в почве содержится соленая вода. Значит и растениям нужна соль.


  1. Польза и вред соли для человека.


Чтобы разобраться может ли человек вообще прожить без соли, сначала нужно узнать какую пользу и вред приносит соль для человека.

Польза или как люди используют соль?

По подсчетам специалистов, соль в современных условиях прямо или косвенно имеет свыше 14 тысяч областей применения.



  1. Низкокачественная соль, используется для борьбы с обледенением дорог.

  2. Соль является основой для производства химических продуктов и изготовления множество пластмасс, алюминия, бумаги, мыла, стекла.

  3. Брошюра под названием «Сто один способ применения соли "Даймонд Кристал"», изданная компанией, рекомендует использовать соль для того, чтобы вареные овощи сохраняли насыщенный цвет; для охлаждения мороженого; чтобы ускорить взбивание крема; чтобы кипящая вода выделяла больше тепла; для удаления ржавчины; для чистки бамбуковой мебели и заделывания трещин. При помощи соли можно крахмалить органзу, удалять пятна с одежды, тушить вспыхнувшее масло, предохранять свечи от оплывания; дольше сохранять свежими срезанные цветы; сводить ядовитый плющ, а кроме того — лечить растяжения, воспаления, расстройства желудка и боли в горле и ушах.

  4. Соль является основным способом длительного хранения пищевых продуктов. (См. слайд № 29)

  5. Египтяне использовали соль для изготовления мумий.

  6. Поскольку соль предотвращает гниение, она защищает и от порчи. В традиционном японском театре подмостки посыпают солью перед каждым представлением, чтобы защитить актеров от злых духов.

  7. Соль является хорошим косметическим средством - рассольные ванночки делают руки мягкими и нежными, а умывание лица рассолом омолаживает его.

(слайд №30)

  1. А полоскания водой солью больного горла известно всем. Это действенный метод борьбы с ангиной. Но эффективен он, только если полоскать горло регулярно – каждые два часа. Если болит зуб, а впереди долгие выходные, то поможет снять боль полоскания рта очень соленой водой – одна чайная ложка с горкой на стакан. Полоскать следует после еды. (См. слайд № 31)

  2. Раствор соли – это экологичное лекарство, без химии. Например, если вас ужалило насекомое (оса или пчела), то компресс из соли предотвратит сильный зуд и отек.

  3. Профилактика и лечение бронхолегочных, простудных заболеваний в галлокамере.

  4. Ванны из морской соли для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и простуды.

СЛАЙД №32

Вред соли для организма человека

Сейчас много говорят о том, что соль вредно употреблять в пищу. Так ли это?



  1. Пересоленная пища – приводит к заболеваниям сердца, сосудов, почек, к ожирению.

  2. А еще чрезмерно соленые закуски возбуждают аппетит.

И замечено, что после соленых блюд тянет на жирное и сладкое. Именно поэтому в некоторых ресторанах хитренько подают соленые закуски, чтобы после них посетитель непременно заказал что-нибудь "плотное", а потом еще и кондитерские изделия.         

Нормы потребления соли

Для того чтобы соль не приносила вред нашему организму нужно знать какое количество соли необходимо человеку.

Добавление соли при приготовлении пищи и в готовые блюда необходимо, с натуральными продуктами ее поступает недостаточно.

Суточная потребность в соли в зонах умеренного климата - 10-15 г в сутки (годовая потребность человека в соли составляет 7 кг). В жарких странах идет большее отделение пота, большее потребление жидкости, поэтому соли требуется больше. В холодном климате потребление соли там меньше. Вот почему продолжительное время без соли могут обходиться многие народы Севера, например чукчи или эскимосы. У людей, живущих далеко от моря, повышенная потребность в соли. Например, эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.

Потребность в соли увеличивается при физических нагрузках. И воду для утоления жажды рекомендуют пить не кипяченую, не дистиллированную, а минеральную, в которую входит хлорид натрия. А после интенсивных нагрузок (например, после длинных пеших переходов) рекомендуют пить слегка подсоленную воду и не пытаться утолять жажду чистой водой из горных ручьев, где очень низкое содержание соли.

Излишнее употребление соли так же вредно, как и любые излишества. При употреблении соли в пищу очень важно не пересолить ее. А если неопытный кулинар слегка переборщил с солью, то можно исправить ситуацию, добавив картофелину и горстку риса. Но лучше все недосаливать - можно досолить уже готовое блюдо.




  1.  Может ли человек прожить без соли?

Почему мы нуждается в соли?

Оказывается, во многих наших органах на удивление много воды. (Слайд № 33) Например, мышцы на 75% состоят из воды, печень – на 70 %, мозг – на 79 % и почки – на 83 %!

Но эта жидкость тела – не чистая вода. На самом деле это – солевой раствор. Почему это так? Как я уже говорил, по одной научной теории, все животные, обитающие на земле, включая человека, - потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий была морской водой.

Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но земля не в состоянии обеспечить достаточно соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная часть соли из почвы вымывается с дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли.



СЛАЙД №34

Соль необходима нам для усвоения пищи и для дыхания. Без соли, которую организм не способен вырабатывать самостоятельно, был бы невозможен перенос питательных веществ и кислорода, передача нервных импульсов или движение мускулов, в том числе и сердечной мышцы. В теле взрослого человека содержится около 250 граммов соли — таким количеством можно было бы наполнить три или четыре солонки. Но соль постоянно расходуется при различных физиологических процессах, и поэтому возмещать ее потерю — жизненно необходимо.

Признаком нехватки соли, может быть, головная боль и слабость, затем головокружение, затем тошнота. Если соль не будет поступать в организм достаточно долгое время, человек умрет. Но ни разу за все это время он не почувствует, что ему нужна именно соль.
         Принцесса из французской народной сказки сказала своему отцу: «Я люблю тебя, как соль». Король разгневался на такое неуважение и изгнал дочь из королевства. И лишь потом, оставшись без соли, он сумел осознать ее истинную ценность, а заодно и глубину дочерней любви.
Вывод: Итак, соль является важным элементом, обеспечивающим жизнедеятельность человека и животного мира, а также товаром, имеющим широчайший спектр промышленного применения. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы. По мнению современной геологии, на земле почти нет мест, где бы не было соли.
В заключении я хочу сказать, что человек без соли прожить не может. Во- первых потому что все мы потомки организмов, которые жили в воде. Из-за недостатка соли в организме человека он может умереть. Если сравнить все «плюсы» и «минусы» влияния соли для человека, то получается, что пользы от соли больше, чем вреда. Надо помнить, что в природе нет ничего лишнего. А соль является естественным природным продуктом. Значит, она необходима и человеку и окружающему миру. Надо только не злоупотреблять количеством соли, а знать меру. И тогда соль будет приносить лишь пользу для всего живого на Земле.

Спасибо за внимание!

Приложение


Анкета
Цель: Изучить знания детей 9-10 лет по теме: «Соль».
Инструкция: «Прочитайте внимательно вопросы анкеты. Ответьте на вопросы».


  1. Для чего человеку нужна соль?__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может ли человек прожить без соли? Почему?_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как выращивают, добывают соль?_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие виды соли вы знаете?_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую пользу приносит соль для человека и окружающего мира?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Какой вред может причинить соль человеку и окружающему миру?________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты анкетирования учащихся 3-4-х классов
Анализ общих данных

Было опрошено 15 человек. Из них 8 человек – учащиеся 3-го класса; 7 человек – учащиеся 4-го класса.

На один вопрос не ответили - 2 человека.

Дали неправильный ответ на один вопрос – 6 человек.

Ответили, но не совсем точно (неполный ответ) – 15 человек.

Ответили правильно и точно на все вопросы - 0 человек.

Из этого можно сделать вывод, что ребята из 3-4 классов не владеют обширной информацией по изучаемой теме.



Результаты ответов по каждому вопросу
На 1 вопрос: Для чего человеку нужна соль?

9 человек ответили: «Для здоровья и добавления в пищу».

6 человек ответили: «Для обмена веществ в организме и сохранения воды в организме».
На 2 вопрос: Может ли человек прожить без соли? Почему?

4 человека ответили неправильно: «Человек может прожить без соли».

2 человека: «Не может. Потому что без соли еда теряет свой вкус».

9 человек ответили: «Не может. Соль нужна организму человека».


На 3 вопрос: «Как выращивают, добывают соль?»

2 человека ответили неправильно.

1 человек – не ответил на вопрос.

4 человека ответили: «Добывают из гор, из воды».

5 человек ответили: «Способом выпаривания».

2 человека: «Концентрированный раствор, с помощью кристаллов».


На 4 вопрос: Какие виды соли вы знаете?

15 человек ответили: «Каменная, морская, поваренная».


На 5 вопрос: Какую пользу приносит соль для человека и окружающего мира?

2 человека: «Для хранения продуктов».

3 человека: «Для здоровья».

4 человека: «Улучшает вкусовые качества».

6 человек: «Служит источником полезных элементов для живых организмов».
На 6 вопрос: Какой вред может причинить соль человеку и окружающему миру?

1 человек не ответил на вопрос.

9 человек: «Причина различных заболеваний».

4 человека: «Пагубно влияет на живую природу и человека».



















Список литературы



  1. Интернет сайты.

  2. Журнал «Наука и жизнь» № 5 199г., В. Строганов «Откуда взялась каменная соль?»

  3. Популярная энциклопедия: Детям обо всем на свете. Кн. 1. Под ред. Беляева В.Г. Харьков 1994 г.

  4. Энциклопедический словарь юного биолога./Сост. М. Е. Аспиз. -М.: Педагогика,1998 г.

  5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1 Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым./Глав. Ред. В. А. Володин. -М.: Аванта+ 2002 г.
скачать файл



Смотрите также:
Практическая работа по выращиванию двух видов кристаллов, выпариванию солевого раствора; информация, полученная из книг, энциклопедий, журналов, мультфильмов, интернет-изданий
151.06kb.
Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
680.62kb.
Самостоятельная работа студентов. Манипуляции: Приготовление рабочих растворов: раствор субстрата, буферный
51.59kb.
Интернет-версия пособия "Информатика" состоит из двух разделов
2770.2kb.
Предлагает Владимирскому Фонду объединить клубы читателей книг серии "зкр", поселения из Родовых Поместий, печатные издания и интернет ресурсы по тематике книг
71.44kb.
Программа государственного экзамена бакалавров «Физика и электроника твердого тела»
44.89kb.
Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
1164.09kb.
Критериями отбора стали: для печатных изданий их тиражи, для вещательных медиа территория охвата, для интернет-изданий количество посещений, а для журналистских организаций опыт работы над проблемами свободы сми
1978.14kb.
Практическая работа с классами по запросу классных руководителей
50.08kb.
1. Концептуальные основы Формирование иос направление развития образовательной среды
122.4kb.
Cooh и 20мл 0,1М раствора ch
9.91kb.
Образовательная программа «Растения в доме»
249.04kb.