vmest.ru страница 1
скачать файл

Предмет: «Окружающий мир»

Тема: «Водоёмы нашего края»

Цель: создание условий для формирования у младших школьников представления о водоёмах Новосибирской области.


Задачи:


а) образовательные: создать условия для накопления конкретных фактов и усвоения обучающимися знаний о разнообразии и видах водоёмов Новосибирской области, о значении водоёмов в природе и в жизни человека, об экологических проблемах водоёмов и способах их решения;

б) развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, связной речи, умению анализировать, делать выводы на основании рассуждения;

в) воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к природе, умения работать в коллективе, формирования активной жизненной позиции, настойчивости в достижении цели, познавательной активности, чувства долга и ответственности перед природными богатствами, интереса к предмету «Окружающий мир» через применение на уроке ИКТ.

Ведущая технология: Технология развития критического мышления

Тип занятия: Учебное занятие по формирования новых знаний, умений, навыков

Вид занятия: Урок-путешествие

Методы обучения: Методы критического мышления: прием «Кластер», метод «Инсерт»;
Материальные и технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран, презентация MicrosoftPowerPoint «Водоёмы Новосибирской области», географическая карта Новосибирской области, учебник А. Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, рабочая тетрадь А. Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, «Проверим себя»

План урока:

1. организационный этап –1- 2 минуты;

2. этап актуализации имеющихся знаний – 5 минут;

3. этап изучения нового материала – 20 минут;

4. этап закрепления полученного материала – 10-13 минут;

5. оценочно-рефлексивный этап – 5 минут.



Прогнозируемый результат:

  • сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах

  • сфорируется уважительное отношение к иной точке зрения;

  • сформируются начальные формы рефлексии;

  • сформируется базовый уровень умения характеризовать водоём

Ход урока.

I. Организационный момент: Сообщение темы и целей уроков.
Мы продолжаем путешествие в окружающий мир. С собой мы берём с собой хорошее настроение, наши знания, приглашаем наших гостей. Поприветствуем их.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
Я озвучиваю вопросы, дети вписывают ответы.

http://festival.1september.ru/articles/570346/img1.gif

Вопросы:

1. Форма поверхности, образовавшаяся от неправильного распахивания земли? (овраг)

2.Формы поверхности, изображенные на карте коричневым цветом? (горы)

3. Нижняя часть горы, холма? (подошва)

4. Часть горы или холма, которая находится между подошвой и вершиной? (склон)
5. Какое море России находится в субтропиках? (Чёрное море)
6. Форма поверхности, которая выше равнины, но ниже горы? (холм)
7. Вся территория земной поверхности разделена на природные … ? (зоны)
Какое ключевое слово у вас получилось? Мы свами путешествуем по Новосибирской области, значит, какие водоёмы будем сегодня изучать?
(Водоемы нашего края)
(открываю презентацию титульный слайд )
Наши задачи: слайд 2.
Мы познакомимся с водоемами нашего края.
Составим описание водоемов.
Выясним значение водоемов в природе и жизни человека.
Познакомимся со способами охраны.

-Тему урока мы узнали сейчас, но сначала о поверхности нашего края рассказ.

- А что вы знаете о Новосибирской области?

Работа в парах, каждой паре раздаётся карточки:

1.Мой край расположен на материке…

1. Африка 2. Австралия 3. Евразия. 4. Северная Америка

2. Мой край находится в природной зоне..

1. Лесов 2 .Степи 3. Пустыни 4. Лесостепи

3. Мой край находится в…

1. Восточном полушарии 2. Западном полушарии

4. В моем крае растут…

1 Кактусы, кипарисы. 2 Полынь, ковыль 3. Берёзы, сосны

5. У нас обитают…

1. Белки, зайцы 2 Косули, орлы, дрофы 3. Верблюды, сайгаки

7. Территория моего края расположена в..

1 Тропическом поясе 2 Полярном поясе 3 Умеренном поясе

Дети отвечают по парам.

- Что еще вы знаете о Новосибирской области? (слайд 2)

( Мы живем в Новосибирской области. Главный город - Новосибирск. Крупные города - Бердск, Искитим, Куйбышев.

- Вы очень многое знаете о Новосибирской области, но это еще далеко не все. Сегодня мы узнаем еще больше о ее богатстве, о водном богатстве.

-Если мы говорим о водоёмах, а как вы понимаете это слово, его значение? (слайд 3)
Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой.
Сейчас вы должны вспомнить всё, что знаете по этой теме и составить кластер.2-3 минутки.
Отгадайте, о каких водоемах идёт речь?

Естественный крупный и непрерывный водный поток, текущий в разработанном им русле. (река)

Естественный водоем, замкнутый в берега. (озеро)

Водное пространство между материками (океан)

Небольшой естественный водный поток (ручей)

Кругом вода, а с питьем беда. (море)


Слайд 4 - Все водоемы можно разделить на 2 группы по происхождению: естественные и искусственные.

Слайд
5 Какие водоемы называют естественными? (Водоемы созданные природой)

слайд 6 Какие искусственными? (Водоемы созданные человеком)
Для чего люди создают искусственные водоемы ?
Водохранилища для гидроэлектростанций.

Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей.

Пруд для разведения рыбы, для проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и др целей. Пруд обычно не более 1 квадратного км.
-Назовите искусственные водоемы нашего края.

Новосибирская область очень богата водой. По ее территории протекает около 430 рек, в том числе одна из крупнейших рек мира - Обь. Реки, образующие Обь, берут начало в ледниках Алтайских гор, впадает она в Северный Ледовитый океан. На Оби развито судоходство. Плотина образует Новосибирское водохранилище - Обское море. Длина водохранилища от города Камень-на-Оби до города Новосибирска - 220 км. Максимальная глубина - 25 м. Наибольшая ширина - 22 км; наименьшая ширина - 2 км. Из крупных рек области стоит отметить также Иню, вдоль которой расположены дачи многих новосибирцев; живописную Бердь; неторопливые равнинные реки левобережья: Тару, Омь, Каргат, Карасук. Посмотрите на карте. (ищем на карте, вписываем в рабочаю тетрадь стр. 68 № 1)


Нашу область иногда называют "озерным краем", действительно, здесь огромное количество озер, по разным подсчетам от 3 до 6 тысяч. Озера расположены преимущественно в Барабинской низменности, они обычно мелководные, с заросшими, заболоченными берегами. Ищем на карте На юго-западе много соленых и горько-соленых озер. Частично солоноватым является и самое крупное озеро Западной Сибири - Чаны.

Около 1/3 территории занято болотами. Большие массивы болот расположены на севере области, куда заходит своим южным краем самая обширная в мире система болот - Васюганские болота. Заболоченный север области - места малозаселенные людьми.

Убинское Озеро интересно еще и тем, что по легенде, хан Кучум, спасаясь от преследования русских войск, затопил в водах Убинского озера свою золотую казну.

На берегу озера находится Заречно-Убинский могильник, который состоит из 160 курганов VI—XVIII веков. В насыпях курганов найдены шлемы и около 160 костяных и железных наконечников стрел.
4. Работа группами с картой. -
Сегодня вы будете работать в группах по 4 человека. У вас на столе лежат тексты из интернета, а в рабочей тетради есть план описания водоёма. Ваша задача: заполнить таблицу, составить описание одного водоёма и рассказать о нём ребятам. Найдите эти водоёмы на карте у себя в атласе, и на большой карте со слайда, для этого тихонько подойдите группой и все вместе найдите.

Дети работают с картой, после чего отвечают по группам, какие водоёмы выписали.

5. Близ нашего города Черепаново нет крупных водоёмов. А какие реки есть в нашем районе? (Тальменка, Иня, Крутишка, Сузун)

Физ. Минутка

Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед. Мы на пляже,

Солнце жжет. Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем. Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

5. Роль водоёмов и их охрана

- О какой роли водоема была наша физминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем – место отдыха людей.)

-Что вы знаете о роли водоемов?

- Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Она составляет 70% массы тела человека. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ. Дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.

А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 155- 156. Прочитав, статью сформулируйте:

работа в группах

1 группа – Значение водоемов.

2 группа - Правила бережного отношения


Значения водоёмов слайд

Водоем - это место отдыха людей.

Водоем - это дом для растений и животных.

Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи

Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.

По воде перевозят грузы.

Воду для работы берут заводы и фабрики.

- Водоемы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого?

-Какие правила поведения у водоемов предлагает нам соблюдать 2 группа


Правила поведения у водоемов слайд

1.Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах. (слайд 13)


- Какие опасности может таить водоем? (Можно утонуть, нельзя ходить по льду.)

Мы знаем что вода- это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
Какие меры по спасению водоёмов предложили бы вы?
- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь проверим ваши знания.

"Что лишнее?"

1. Волга,Обь, Иня. (Не протекает в Новосибирской области)

2. Омь, Бердь, Чаны (Не река, а озеро)

3. Чаны, Байкал, Карачи (Находится не в Новосибирской области)

4. Черное, Баренцево, Обское ( Обское водохранилище)

Заканчивая наш урок возьмите свои кластеры и запишите новые знания которые у вас появились.


4. Итог:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было особенно интересно?

-О чём захотелось узнать больше?

5. Домашнее задание:

1. Написать сочинение "Водоемы нашего края"



2. Стр 154-158, ответить на вопросы "Проверь себя"

3. Выполнить задания 2,3
скачать файл



Смотрите также:
Особенности построения интегрированного курса «Окружающий мир»
31.12kb.
Программа «окружающий мир»
987.09kb.
Окружающий мир пояснительная записка Специфика предмета «Окружающий мир»
3460.14kb.
Рабочая программа «Окружающий мир» (учебный предмет ) 1 4 (классы) 4 года
1287.85kb.
Окружающий мир
647.63kb.
Предмет: «Окружающий мир»
72.44kb.
Учебно-методическое обеспечение образовательных программ
168.92kb.
Учебник: А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина «Окружающий мир» 2 класс М.: Баласс, 2012г. Тема урока: Реки и озёра. Сухона самая крупная река Вологодской области. Озера Вологодской области: Белое, Кубенское, Воже
168.78kb.
Реферат по дисциплине «Окружающий мир»
82.82kb.
Конспект урока с использованием эор
133.99kb.
Юдина Елена Александровна, педагог дополнительного образования
53kb.
Урок «Развитие речи и окружающий мир» Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме» Для детей со сложной структурой дефекта
80.68kb.