vmest.ru страница 1страница 2 ... страница 16страница 17
скачать файл



Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Тульской области

«Областной центр детско-юношеского туризма»

900-ЛЕТИЮ ПАМЯТИ ПРОСВЕТИТЕЛЯ И ПЕРВОКРЕСТИТЕЛЯ

СЛАВЯНСКОГО ПЛЕМЕНИ ВЯТИЧЕЙ – СВЯТОГО КУКШИ

МАТЕРИАЛЫ

КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ

«ТУЛЬСКИЙ КРАЙ – ЗЕМЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ»

Составитель – Ю.Н. Кузнецов, заведующий краеведческим отделом ГОУДОД ТО «Областной центр детско-юношеского туризма»

Тула, 2013


Памяти просветителя и первокрестителя

славянского племени вятичей – святого Кукши

посвящается

Преподобный Иоанн Кукша


Настоящий сборник включает в себя тезисы докладов, прозвучавших на юбилейных краеведческих чтениях «Тульский край – земля православная» (Тула, 29 января 2013 г.), посвящённых 900-летию памяти святого Кукши.

В тезисах докладов представлены материалы, связанные с историей тульского православия, биографиями подвижников благочестия, проживавших на тульской земле, с судьбой тульских храмов, их рождением, разорением и возрождением, православным бытом и традициями населения Тульского края, примечательными объектами, святыми источниками.

Программу чтений составили 42 доклада, заявленных учащимися и педагогами, представляющими 14 муниципальных образований Тульской области: Белёвский район, Богородицкий район, Венёвский район, Воловский район, Дубенский район, Ефремовский район, Киреевский район, Куркинский район, Ленинский район, Суворовский район, Чернский район, Щёкинский район, Ясногорский район, город Тула.

Тезисы печатаются в редакции составителя данного сборника, заведующего отделом краеведения ГОУДОД ТО «ОЦДЮТУР» Кузнецова Ю.Н.


Из истории Тульского православия
Укоренение христианства в Тульском крае в XII-XIV вв.

Предпосылки создания Тульской епархии.
Коробейников Даниил, учащийся 8 класса

МБОУ - гимназия№2, г. Тула

Консультант: Кочина Елена Алексеевна
Племя Вятичи – один из древнейших славянских народов, предков современного русского народа. Туляки считают вятичей, обитавших, в том числе и на территории современной Тульской области, своими прародителями.

Вятичи дольше других славянских племен сопротивлялись принятию христианства, оставаясь во мраке язычества. Именно через этот мрак, как лучу солнца, предстояло пробиваться монаху Иоанну Кукше. Патерик печорский повествует о нём так: «Блаженный священномученик Кукша всем знаем бе: зане вятичи, люди неверствием помрачены, крести, и многих верою просвети». Отличившийся усердием, проявив мужество и доказав делами своими правоту небесных сил, погиб от рук «неверных». Конечно- же насильственным крещение не было…

Я считаю, что Кукша имеет прямое отношение к укоренению веры в Христа на землях вятичей и образованию в последующем здесь органа духовного управления – Тульской Епархии, ведь именно он внёс своим подвигом православие на тульскую землю, об этом я и хочу рассказать.
Укоренение православия в землях вятичей

Что мог дать вятичам тот мир, из которого пришёл Кукша? Киевская Русь погрязла в это время в бесконечных войнах всех против всех. Убийство родных братьев было делом чести русских князей, а привести себе в помощь врагов и обрушить их на единокровных сородичей и единоверцев, было обычным делом. Простой народ, видя, что творится в государстве, отчаявшись найти справедливость, вновь обращается к своим старым богам. Целые области выходят из православия. «За грехи наши дано нам тяжкое время и испытание» - пытаются образумить священнослужители. То же самое говорят и языческие волхвы, но уже со своей стороны. Народ не знает, кому верить, а грабёж земель и православных храмов продолжается русскими князьями. Всё это плотным кольцом окружило земли вятичей. Не надо даже домысливать, что говорили своему народу жрецы вятичей: «Смотрите! Запоминайте! Вы этого хотите?» А в это время Кукша один против целого враждебного настроенного к нему мира силой своего слова колебал устои религии, которая прошла тысячелетний путь развития и находилась в своей последней цитадели славянского мира.

Киево-Печерский инок - преподобный Кукша много потрудился, просвещая вятичей Евангельским учением, за что вместе со своим учеником Никоном воспринял мученическую кончину. Подвиг его был столько славен и общеизвестен, что святитель Симон, епископ Владимирский, писавший свои сказания об иноках киево-печерских в начале ХIII века, воскликнул: "Могу ли умолчать и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свёл с неба, озеро иссушил и многие чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном".

В конце ХI века князья черниговские покорили вятичей, стараниями князей и епископов черниговских с начала XII столетия началось просвещение вятичей христианской верой. Всего через 85 лет после гибели Кукши (в 1198 г.), по просьбе Рязанского князя Ярослава Глебовича, в Рязани учреждена Епископская кафедра, и в её ведомство поступила вся вятическая область, заключавшая в себя всё пространство нынешней Тульской области.

В церковном отношении край вятичей по принятии ими христианства был подчинён управлению епископов Рязанской кафедры, именовавшихся "Черниговскими и Рязанскими".

В некоторых местах принятие христианской веры вятичами произошло в более позднее время. Так, например: "В самом центре земли вятичей - г. Мценске (Орловской губернии) язычество находилось в упорной борьбе с христианством, и одна современная легенда, которая относит принятие христианской религии жителями этого города только к началу XV столетия, рассказывает об этом событии таким образом: в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой. Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из мценян: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег; тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение".

Сопоставляя все эти факты, нельзя не придти к заключению, что просвещение вятичей христианской верой в их области развивалось не вдруг, а постепенно и притом очень медленно и не повсеместно, так как в Мценске оставались упорствующие язычники ещё до XV века; но начало этого события всё-таки должно быть отнесено к началу ХII века. Разумеется, что христианство в стране вятичей, дикой и лесной, слабое в начале своего существования, крепло всё более и более; в особенности когда черниговские князья, избегая татарских гонений, перешли из Чернигова княжить в местные вотчины свои, - земли вятичей и между прочим в Новосиль (в исходе ХIII века), а затем основали новые княжения - Одоевское и Белёвское. Вообще образование удельных княжеств очень способствовало распространению христианства между славянами-вятичами, населявшими Тульскую губернию.
Предпосылки создания и учреждения Тульской епархии.

В 1261 году митрополитом Кириллом 2-м была учреждена Сарайская епархия, которая с ослаблением ханской власти была перенесена епископом Вассианом около 1460 года в Москву на "крутицы", получившая название Крутицкой. В ведении этой епархии с 1350 года находилась западная часть Тульской губернии с городами: Новосиль, Одоевом, Белёвом и Чернью.

Другая часть тульских городов в течение 415 лет (с 1207 по 1622 год) управлялась властью архиереев Рязанских. Такое разделение городов Тульского края между Рязанской и Крутицкой епархиями окончательно утвердил св. митрополит Алексий около 1360 года, отдав Рязанской епархии земли по левую, а Крутицкой епархии - земли по правую сторону реки Дон.

Таким образом, Тула, Венёв и другие города, кроме Алексина, принадлежавшего Московской митрополии, и Каширы, принадлежавшей Коломенской епархии, оказались в зависимости от Рязанской епархии, что было согласно с границами гражданского управления, по которым тогда почти вся северо-восточная часть тульской губернии принадлежала Рязанскому княжеству.

В 1622 году Патриарх Московский Филарет перевёл города будущей Тульской губернии: Алексин, Тулу, Дедилов, Гремячев и Епифань к Коломенской епархии, к которой исстари принадлежала Старая Кашира, находившаяся на Московской стороне - левом берегу реки Оки, отчего епископы Коломенские со времени учреждения до упразднения Коломенской епархии именовались Коломенскими и Каширскими. Каширский же уезд, находившийся на тульской стороне - правом берегу реки Оки, принадлежал Рязанской кафедре. Определением Московского собора 1674 года, он был отдан Коломенской епархии в 1675 году, а взамен были возвращены Рязанской кафедре города: Гремячев и Епифань с их уездами. Тогда же в Коломенскую епархию из Рязанской был переведён г. Венёв, а в Рязанскую из Коломенской - г. Богородицк, построенный в 1622 году, о правах на который в 1675 году между Коломенской и Рязанской епархиями был спор.

В 1682 году патриарх Иоаким предполагал, отделив Тулу от Коломны, учредить в Туле, а также в Белёве и Кашире новые архиерейские кафедры, с подчинением их Московскому патриаршему престолу, но из-за смерти царя Феодора Алексеевича и случившегося тогда же стрелецкого бунта предположение патриарха не смогло осуществиться.

«До открытия архиерейской кафедры в Туле, церковная жизнь народа была в упадке» - так писал об учреждении Епархии в Туле Павел Иванович Малицкий.  

Тульская церковь, кроме подчинения вышеуказанным трём епархиям, частично зависела и от других епархий: г. Ефремов с 1764 по 1767 год был отчислен от Коломенской епархии к Воронежской, где находился под управлением святителя Тихона; в 1774 году от Крутицкой к Воронежской епархии был отчислен город Новосиль.

В 1777 году было открыто Тульское наместничество, в состав которого вошли города, до этого времени принадлежавшие разным губерниям: Тула, Алексин, Белёв, Венёв, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк и оставленные безуездными - Дедилов и Гремячев. В 1788 году, согласно указу царицы Екатерины 11, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствии с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле, наместничество Тульское числить к епархии Коломенской, именуя епископа её, новопоставленного Афанасия Иванова, Коломенским и тульским.  

В 1797 году Тульское наместничество, в составе которого были города, числившиеся за Коломенской епархией, - Кашира, Тула, Алексин, Венёв, Крапивна, Дедилов, Богородицк, Чернь, Епифань и присоединённые к нему города: от Воронежской епархии - Ефремов и Новосиль; от Крутицкой - Белёв и Одоев; от Рязанской - Гремячев, было преобразовано в губернию.



Идея об учреждении в Туле самостоятельной архиерейской кафедры принадлежала Екатерине II. Но воплощена в жизнь она при правлении Павла I. Указом от 31 июля 1799 года он повелел святейшему синоду: «Вообще по всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят».

Учреждение Тульской епархии сделало Тулу центром церковного сосредоточения, а кремлёвский Успенский собор – кафедрой предстоятелей Тульской епархии вплоть до1918 г.

Вследствие этого указа Синод составил доклад о перемещении, переименовании и учреждении новых архиерейских кафедр, сообразно пределам губерний. По этому докладу надлежало епископу Коломенскому, в ведомстве которого состояли все церкви тульской губернии, а также часть Московской и Рязанской, с отчислением сих последних по своим епархиям, заведовать только церквами Тульской губернии и саму кафедру перенести в г. Тулу, в Предтечев монастырь, который обратить в архиерейский дом, епископов новой кафедры именовать Тульскими и Белевскими. 16 октября доклад этот был утверждён, а 19 декабря указом Святейшего Синода предписано было епископу Коломенскому преосвященному Мефодию, чтобы он отправил из Коломенской консистории дела, относящиеся до церквей, отшедших от его епархии, и, сделав опись собору, зданиям и церквам коломенского архиерейского дома, сдал их настоятелю Голутвина монастыря, а сам, взявши необходимую для архиерейского сана ризницу, утварь и домовое имущество, а также певчих и потребных служителей архиерейского дома, проследовал в г. Тулу, куда должна была быть переведена семинария и консистория.

Преосвященный Мефодий, по получении им указа 31 декабря 1799 года, написал резолюцию как уже первый Тульский епископ, который определил состав консисторского присутствия. Все члены бывшей Коломенской консистории по причине перехода их в ведомство Московской епархии заменены были духовенством Тульской епархии.

 

В связи с упразднением Коломенской епархии и учреждением новой Тульской епархии первому тульскому епископу предстояло понести много трудов и хлопот по ликвидации Коломенской епархии и утроению новой архиерейской кафедры в Туле.


Вдохновитель Тульской епархии

Первый предстоятель Тульской епархии епископ Мефодий, находился на Тульской кафедре всего 4 года. Но его трудами и мудростью в 1801 г. были учреждены семинария, консистория. Именно при нём началось устройство епархии. Поэтому мы можем утверждать, что паства получила мудрого наставника.  При Мефодии в Тульской епархии были развернуты строительные работы, с 1800 по 1802 год в Туле построен новый каменный Архиерейский дом с церковью св. Иоанна Крестителя. Мефодий благословил строительство церкви во имя св. Николая Чудотворца на Красной площади в Веневе в 1800 году, а в 1801- Введенской церкви на Хлебной площади в Кашире.

Вот как описывается современниками прибытие епископа в Тулу. 5 февраля 1800 года преосвященный Мефодий со всем своим штатом двинулся в Тулу. Из Коломны в Тулу взято служащих 40 человек по специальностям: конюхи, кучера, форейтор, повара, сапожники, кузнецы, печники, столяры, резчики, иконники, золотых и серебряных дел мастера и 26 человек певчих архиерейского хора.

8-го февраля, в среду, преосвященный Мефодий прибыл в Тулу. При звоне колоколов, при восторженной встрече городского духовенства и населения, редко видевшего у себя архиереев, епископ Мефодий проследовал в Предтечев монастырь, а в первый воскресный день, по прибытии в Тулу, 12 февраля преосвященный Мефодий со всем градским духовенством совершил крестный ход из Предтеченского монастыря в Успенский кафедральный собор, где совершил Божественную Литургию и затем благодарственный молебен Господу Богу. На молебне были возглашены обычные многолетия и в том числе первому архипастырю новой Тульской епархии и всей его пастве. На этом торжестве присутствовали представители городской власти и многочисленное стечение народа.

Учреждение епископской кафедры в г. Туле было благодетельным для всей Тульской губернии, так как вместе с этим последовало открытие в Туле семинарии и консистории, что создало духовенству епархии удобства при обращениях к правящим архиереям, а также и в обучении детей в семинарии, что прежде являлось крайне неудобным из-за отдалённости большей половины Тульской губернии от Коломенской епархии. Само пребывание правящего епископа в центральном городе губернии явилось весьма благодетельным, как в административном, так и в нравственном отношениях для вновь учреждённой епархии.

Я думаю, что промысел Божий проявился в том, что представители духовенства, просветители – образованные и высокодуховные люди, внесли свой вклад в дело укоренения православия в Тульском крае.

Источники:


        1. Епархиальные ведомости выпуск 2010 г. Автор: Е. Барбашев «Преподобный Кукша - первокреститель Вятичей» стр. 32-41.

        2. Среднерусские сказки.

        3. Чуднов Г.М. «История Тульского края». Тула: Издательский дом «Пересвет», 2000.

        4. Пеньков В.В. «История Тульской области». Тула: Издательский дом «Пересвет», 2003.

        5. Тульская Епархия «Грани истории 1799– 1999» Автор: В. Я. Греков.

        6. «Борьба Христианства с остатками язычества в Древней Руси » Н.М. Гальковский.

        7. Священномученик Кукша. Житие и акафист.


История возникновения и развития Тульско-Белевской епархии
Тимошина Мария, учащаяся 6 класса,

МБОУ СОШ № 52, г. Тула.

Косультант: Заховаев Евгений Викторович.
Тула – один из древнейших городов России. Как город Тула упоминается в летописях, относящихся к 1146 году. Есть несколько версий о происхождении слова «Тула». По одной из них, название города связывают с именем татарской царицы Тайдулы, жены хана Ченибека, которая владела городом в середине XIV века. Этой версии придерживался Н.М. Карамзин. Владимир Даль, объясняя в своем словаре слово «Тула», пишет: «Тула – скрытное, недоступное место, затулье, притулье для защиты, приюта или для заточенья. С этим может быть в связи названье города». При движении на Москву татарских орд Тула находилась на их пути и раньше других городов принимала на себя их удары, являясь для Москвы некоторой защитой. Возможно также, что город стал называться Тулой от названия реки Тулицы, в устье которой в конце ХI или в начале ХII века был построен дубовый острог (городище) для воинской стражи. Этот острог стал называться Тулой.

На территориях, занимаемых ныне Тульской, Калужской, Орловской, Липецкой областей и южной частью Московской располагалось племя вятичей. В конце ХI века черниговские князья покорили вятичей. С начала XII столетия началось просвещение вятичей христианской верой. Одним из просветителей вятичей был преподобный Кукша, инок Киево-Печерского монастыря, принявший мученическую кончину в начале XII века.

16 октября 1799 года Указом императора Павла I была создана Тульско-Белевская епархия. Указу предшествовало событие, ставшее поворотным в жизни края. В 1777 году было утверждено Тульское наместничество – высший орган гражданского управления. В его состав вошли города и уездные центры: Алексин, Тула, Белев, Венев, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк, Дедилов, Гремячее. А в 1797 году в тех же границах была учреждена Тульская губерния. Так проходило формирование края, ставшее основанием для создания Тульской епархии.

На протяжении XIX века в Тульской епархии были созданы, кроме духовной семинарии, четыре духовных училища: в Туле – на 170 воспитанников, в Белеве – на 320, в Новосиле обучались 400, в Веневе – 200 учеников. Всех воспитанников в духовных училищах епархии насчитывалось до 2250 человек.

При храмах Тулы и губернии в течение почти 120 лет были открыты и успешно функционировали более 1500 церковно-приходских школ и школ грамоты. При церквях было открыто более 516 библиотек. Примечательно, что первая в русской провинции публичная библиотека была открыта именно в Туле при Старо-Никитской церкви.

В 1903 году при Александро-Невском храме были организованы внебогослужебные беседы для прихожан. Такие беседы успешно проводились впоследствии и при других храмах.

В Тульской епархии на церковные средства содержались 9 больниц на 119 коек и 38 богаделен на 300 человек. Были широко развиты и постоянно поддерживались традиции жертвования средств на строительство храмов и церковные нужды. Имена бескорыстных жертвователей, благотворителей — Макарухина, Мусатова, Баташовых, Кучина, Ваныкина, Буслаева, Кузовлева, митрополита Сергия (Ляпидевского) – навсегда сохранятся в истории епархии.

В Туле в XIX веке были созданы прекрасные творения зодчих, замечательные духовные, архитектурные и исторические памятники: Казанский и Спасо-Преображенский соборы, Успенская церковь женского монастыря, храм преподобного Сергия Радонежского, приют Трухиной, Петровская богадельня и церковь Димитрия Солунского. На строительство этих сооружений всегда находились средства бескорыстных благотворителей-туляков. Было создано множество церковно-приходских попечительств для помощи нуждающимся прихожанам.

За годы советской власти все монастыри и почти все храмы на территории епархии были закрыты, большинство из них разрушено. Большая часть духовных, исторических и культурных ценностей были конфискованы. В Туле были снесены Казанский, Спасо-Преображенский, Сретенский (Ново-Никитский) и другие храмы. Уничтожена являвшаяся архитектурной доминантой города колокольня Успенского собора кремля, как и большинство других колоколен.

В 90-е годы при митрополите Тульском и Белевском Серапионе (Фадееве) (1933-1999) на тульской земле началось возрождение Православия. К тому времени на территории области действовали всего 32 храма, из них четыре в Туле. Практически во всех храмах Тулы и области шли реставрация, обновление и ремонт. Приобрели первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь, Благовещенская церковь и Успенский собор в кремле.

Заботами владыки Серапиона воссозданы Щегловская обитель в Туле и Жабынская пустынь под Белевом. Были открыты два новых монастыря – Свято-Успенский в Новомосковске и Свято-Казанский в селе Колюпаново Алексинского района.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. путем выделения из состава Тульской епархии была создана Белевская епархия и включена в состав Тульской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Белевский и Алексинский.

Сегодня во многих храмах помимо основных богослужений, проходят постоянные внебогослужебные духовные беседы, на которые собирается большое количество прихожан. При храме Сергия Радонежского действует Православное молодёжное движение, открыта воскресная школа для детей, духовное отделение музыкальной школы, православная группа детского сада. Каждое лето создаются молодежный и детский лагеря.

Но основная задача церкви и её служителей заключается в том, чтобы проповедовать благую весть о спасении людей от греха через Сына Божьего, и учить верующих исполнять то, что заповедовал Господь: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Евангелие от Матфея 28:19-20).

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Преподобный Иоанн Кукша Настоящий сборник
2631.94kb.
Краевая олимпиада по религиоведению
51.01kb.
Иоанн Петрович Зотиков, Протоиерей в Suistamo, (см лист №1)
26.55kb.
1. Михаил Федорович Алексей Михайлович Федор Алексеевич Иоанн V алексеевич Петр I алексеевич (Великий) Екатерина I алексеевн Петр II алексеевич Анна Иоанновна Иоанн VI антонович 10
205.27kb.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
1148.58kb.
О теплоснабжении
915.59kb.
Северо-Восточный административный округ Ответственный от округа Иоанн Приходько 8-916-264-14-14
48.57kb.
Сборник методических материалов по курсу
238kb.
Преподобный Сергий Радонежский – защитник земли русской
248.53kb.
СНир -91 р сборник 61 Штукатурные работы: Раздел1
235.88kb.
М. С. Вершинин Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований Материал опубликован: "Актуальные проблемы теории коммуникации". Сборник
152.11kb.
Методическая разработка урока (с презентацией): Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский Учитель мбоу тсош №3
121.58kb.