vmest.ru страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл

Проект

«Модель школьной системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода»
Актуальность проекта

Проблема качества образования в начале XXI века встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. Главными причинами модернизации системы общего образования являются инновационная экономика, интенсивное общественное развитие. Эти причины требуют от выпускников школ, а, следовательно, от учителей определенного набора компетентностей. По мнению А.И.Адамского, ректора института проблем образовательной политики «Эврика», если образование не находится в контексте экономических тенденций, рассчитывать на высокий результат не приходится, т.к. неизвестно, к каким социально –экономическим условиям готовить выпускника. Основными характеристиками современных социально-экономических условий являются резкий рост динамизма потребностей и технологий, индустриализация производства, его ориентация на потребности конкретного потребителя, инвестиции государства в человеческий капитал, включенность процессов получения и обновления знаний во все производственные и социальные процессы, многократные, изменения технологий (в т.ч. и социальных) за короткий промежуток времени, смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократной освоенной профессии к социальному капиталу, который составляет способности человека успешно адаптироваться к меняющимся условиям жизни и др. В этой ситуации важнейшим качеством человека становится способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям и приоритетам, формирование креативных и социальных компетентностей, а также формирование готовности к переобучению.

Достижение этого качества означает достижение нового результата образования, нового качества образования. И это новое качество, построенное на сформированных в школе компетентностях, во многом более выигрышно приводит молодое поколение к успешному старту как в продолжении образования, так и к началу трудовой деятельности.
Средством достижения нового результата образования является смена знаниевого подхода компетентностным. Компетентностный подход не отрицает важную роль знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. Результатом обучения должно быть не только появление у школьников новой информации, новых идей, но, прежде всего, предпосылок для изменения в поведении, которые можно интерпретировать как навыки социализации, готовность к выполнению задач предстоящей профессиональной деятельности, навыки управления знаниями.

Несмотря на продуктивность такого подхода, педагоги испытывают большие затруднения в его реализации и осознании ценности непосредственно для учащихся, т.к. внешние измерители качества образования (например, ГОС, в которых компетентностный подход представлен размыто, неопределенно) не ориентированы на оценку достижений учащихся с точки зрения формирования их компетентностей в учебной, культурной, методологической подготовке. Кроме того, затруднения в создании формальных показателей компетентностей, минимизация их критериальной базы, разброс в уровнях личных учебных достижений усложняют разработку и проектирование как образовательных технологий, ориентированных на формирование компетентностей, так и инструментальных средств по мониторингу степени их сформированности.


Отсюда возникает проблема:



Отсутствие формальных показателей и

инструментальных средств по мониторингу степени сформированности ключевых компетентностей учащихся школы.

Концепция проекта

Построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода предполагает изменение в содержании образования, внедрение современных образовательных технологий, методов и форм обучения, направленных на достижение нового качества образования, создание системы оценки качества образования. По двум первым направлениям в школе уже реализуется проект «Обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий», в рамках которого в школе действуют 4 временных научно-исследовательских коллектива. На протяжении многих лет в школе используются элементы мониторинга образовательного процесса в рамках внутришкольного контроля: уровень учебных и внеучебных достижений класса по предметам, достижения педагогов школы. Отслеживается динамика уровня обученности, воспитанности, личностного развития учащихся по четвертям и за год. В школе действует Положение о системе оценки качества образования. Все имеющиеся наработки легли в основу создания модели системы качества образования на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:


  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащегося;

  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования

  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Объектом оценки является качество школьного образования на всех ступенях обучения с позиций компетентностного подхода.

Предмет оценки определяется в соответствии с реализуемыми процедурами контроля и оценки качества образования. Предметом оценки является:

- качество образовательных результатов (уровень усвоения образовательных программ, уровень сформированности мотивации к учебной деятельности, уровень сформированности ключевых компетентностей обучающихся, социальной активности);

- качество условий образовательного процесса (эффективность использования материально-технических ресурсов, оценка кадрового потенциала учреждения и эффективности деятельности педагогов);

- качество образовательного процесса (комфортность образовательного процесса, адаптированность образовательной программы образовательным потребностям обучающихся, степень открытости образования, доступность образования).

Таким образом, система оценки качества образования на основе компетентностного подхода в МОУ «Багдаринская средняя общеобразовательная школа» представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных программ предметного и метапредметного содержания.

Новые подходы к оцениванию и оценке должны базироваться на стандартах обучения и строиться на концепции компетентности «Стандарт-компетентность-качество». Поэтому в данную систему оценки кроме привычных предметных ЗУН (стандартов) входят определенный набор ключевых компетентностей обучающихся на каждой ступени обучения; набор индикаторов (показателей), позволяющих оценить уровень сформированности ключевых компетентностей, социальной активности обучающихся; диагностический инструментарий, набор контрольно-измерительных материалов, позволяющий измерить и оценить уровень сформированности метапредметных образовательных достижений обучающихся; процедура оценки качества образования.

Основными пользователями результатов системы оценки качества образования на основе компетентностного похода в школе являются:

- Управляющий Совет школы;

- обучающиеся и родители;

- педагогический коллектив школы;

- Управление образования;

- Администрация МО «Баунтовский эвенкийский район»;

- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.



Цель проекта:

  • Создание модели школьной системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода.

  • Формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов и основ для оценки деятельности МОУ «Багдаринская средняя общеобразовательная школа»

Задачи проекта:

  • Проанализировать потребности рынка образовательных услуг.

  • Обучить персонал, задействованный в процессе разработки СОКО ОУ.

  • Провести самооценку ОУ и анализ соответствующей документации.

  • Разработать нормативно-правовую документацию системы оценки качества образования.

  • Разработать и апробировать систему измерения основных показателей и индикаторов качества образования с точки зрения компетентностного подхода.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Проект «Модель школьной системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода»
464.11kb.
Положение о системе внутренней оценки качества образования в маоу № сош №41 г. Перми
109.44kb.
Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в маоу № сош №41 г. Перми
174.16kb.
«Внедрение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» за период 1-30 сентября 2012 г
510.13kb.
В рамках компетентностного подхода
341kb.
Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии 19756 «Электрогазосварщик» (408 часов)
724.25kb.
1. Отделу общего образования, инспектирования и оценки качества образования
35.22kb.
Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий
25.19kb.
Красноярский край Тюхтетский район
15.56kb.
Судакова О. А., учитель математики мбоу лицей архитектуры и дизайна №3 г. Пензы
42.31kb.
«Использование результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений для управления качеством образования»
13.06kb.
Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе
47.62kb.