vmest.ru страница 1
скачать файл



Принят

педагогическим советом протокол от _____2011г. № _____






Утвержден

приказом директора

МОУ СОШ № 40

от _____2011г. № ___ п




ПРОЕКТ

перспективного развития

Муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 40»
«Организация культурно-образовательной и информационно-образовательной среды школы, благотворно влияющей на самочувствие и состояние здоровья обучающихся и педагогов»

г.Дзержинск

Нижегородская область

2011 год


ОГЛАВЛЕНИЕ


п/п

Название раздела

страницы




Паспорт проекта

2

1.

Обоснование необходимости проекта

3

2.

Методологические основы проекта

3

3.

Нормативно-правовая и организационная основа проекта

3

4.

Концептуальная модель культурно-образовательной и информационно-образовательной среды школы

4

5.

Стратегия проекта

5

6.

Этапы проекта

5

7.

Планируемые результаты проекта

6

8.

Показатели эффективности реализации проекта

6

9.

Предполагаемые участники и партнеры Проекта

6

10.

План проектных мероприятий

7

11.

Смета расходов Проекта «Организация культурно-образовательной и информационно-образовательной среды школы, благотворно влияющей на самочувствие и состояние здоровья обучающихся и педагогов»

10


ПАСПОРТ ПРОЕКТА


  1. Наименование ОУ, адрес: Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 40”, 606023, Нижегородская область, г.Дзержинск, бульвар Мира, дом 3

  2. Тип ОУ: образовательное учреждение, вид образования: средняя общеобразовательная школа

  3. Социальный заказ (миссия) ОУ: создание современной школы, основным направлением деятельности которой является социализация учащихся в образовательном процессе, результатом деятельности – эффективность и качество, как образовательного процесса, так и обучения учащихся.

  4. Разработчики Проекта: Сикерицкая Е.Ю. – директор школы, Луконина И.А. – зам.директора по УВР, Лукашина О.И. – зам.директора по УВР, Лухнова Л.А. – зам. директора по ВР, Тихокина Е.В. – педагог-психолог, Соколова Н.В. – социальный педагог.

  5. Принципы проектирования:

1) ясность – общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность – отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

3) направленность – подчиненность определенной цели, задаче;

4) результативность – способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность – способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность – способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.



  1. Сроки реализации Проекта: 2011 – 2015 г.г.

  2. Партнеры Проекта: Мануйлов Юрий Степанович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрогогики НИРО.



Проект «Организация культурно-образовательной и информационно-образовательной среды школы, благотворно влияющей на самочувствие и состояние здоровья обучающихся и педагогов»
1. Обоснование необходимости Проекта

Идея создания культурно-образовательной и информационно-образовательной среды школы, благотворно влияющей на самочувствие и состояние здоровья обучающихся и педагогов возникла в связи c ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому здоровьесбережение в образовательном процессе приобретает социальную значимость.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших задач современности, выделенная в приоритетных направлениях развития образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями его модернизации, выдвинутыми Правительством РФ, и актуальными задачами формирования инновационной сферы общего среднего образования в образовательном пространстве г. Дзержинска.

Проведенное психологами школы диагностическое исследование показало, что у 58-73% подростков 7–8-х классов выражены тенденции к соматизации тревоги, склонность к реализации комплексов вины в поведении, что говорит о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, саморазрушающему поведению.

Результаты мониторингов, позволяющих отслеживать здоровье обучающихся нашей школы, весьма не утешительны. За последние 5 лет количество детей с 1 группой здоровья не превышает 3%, со 2 группой здоровья – 49-54%, количество детей, имеющих хронические заболевания, с 3-5 группой здоровья, не менее 43%. Основными заболеваниями школьников являются: нарушение осанки – от 29% , заболевания органов зрения – от 31%, расстройства нервной системы – от 42%. Кроме того, по данным медицинского обследования, отмечается рост психоневрологических отклонений функционального характера от 4 к 9 классу в 5,5 раз.

В связи с тем, что большую часть времени ученики проводят в стенах ОУ, школьная среда становится мощным фактором, влияющим на здоровье детей, поэтому важно эту среду сделать комфортной для ребёнка

Не менее важной проблемой в современной школе является и здоровье самого педагога. Психическое и физическое здоровье педагога оказывает существенное влияние на эффективность педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяет здоровье учащихся. Между тем, по результатам психодиагностического исследования, эмоциональное неблагополучие характерно для 31% учителей нашей школы, повышенная чувствительность нервной системы, раздражительность и чувство бессилия испытывают 63% педагогов.

В общем виде проблема сохранение здоровья обучающихся и педагогов.


2. Методологические основы Проекта

В основе разработки проекта лежит представления о средовом подходе в воспитании.



3. Нормативно-правовая и организационная основа Проекта

При разработке проекта учитывались:

федеральный закон «Об образовании», Семейный кодекс РФ, «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Концепция модернизации российского образования;

президентская национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из пяти основных направлений которой является сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

В качестве научно-методических и опытно-экспериментальных материалов используются:



  • Мануйлов Ю.С., Лаборатория воспитательных проблем школьного коллектива на пути к теории воспитательных систем. Начало 80-х годов XX века./ Международная научно-практическая конференция «Воспитательная система как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее», сборник статей. Институт теории и истории педагогики, 2010г.–255стр.

  • Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании/ Ю.С. Мануйлов. - 2-е изд., перераб., М., Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.

  • Семеняка Т. Б., Орлов Е. В., Яковеня Н. В., Языковая среда учащихся начальных классов как средство развития речи,/ Мануйлов Ю.С.Средовой подход в образовании, материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 2003г.

  • Цыганова Л. А. Средовой подход как технология моделирования воспитательной системы школы,/ Мануйлов Ю.С.Средовой подход в образовании, материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 2003г.

  • Мануйлов Ю.С., Средовая диагностика (пособие для управленцев в сфере образования), Кустанай, 1997г.-20стр.

  • Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сборник научных статей/под ред. Ю. С. Мануйлова, Москва–Н.Новгород, 2007

  • методики и инструментарий проведения мониторинга формирования среды.


4. Концептуальная модель культурно-образовательной и информационно-образовательной среды школы

Для того чтобы повлиять на самочувствие и здоровье детей и взрослых, изменив их образ жизни, необходимо обратиться к среде как фактору жизни человека. При анализе результатов экспериментальной деятельности школы по созданию системы сопровождения социализации обучающихся, мы пришли к заключению, что для успешной социализации школьников необходима реализация новой функции школьной среды, которая должна обеспечивать сохранение и укрепление здоровья всех субъектов образовательного процесса.



Общее руководство методическим инновационным ресурсным центром осуществляет Координационный совет, в состав которого входят руководители микрогрупп.

Финансирование деятельности методического инновационного ресурсного центра предполагает введение в пределах фонда оплаты труда,дополнительную оплату участникам реализации проекта.

Функции предлагаемого методического инновационного ресурсного центра


1) Информационно-образовательная деятельность:

2) культурно-образовательная деятельность:

3) Научно-исследовательская деятельность:

4) Организационно-методическая деятельность:

5) здоровье-сберегающая деятельность:
5. Стратегия Проекта

Объектом проектирования является школа как культурно-образовательная и информационно-образовательная среда

Предмет проектирования: влияние культурно-образовательной и информационно-образовательной школьной среды на самочувствие и состояние здоровья обучающихся и педагогов.

Цель проекта – Оптимизация параметров культурно-образовательной и информационно-образовательной среды школы, благотворно влияющих на самочувствие и состояние здоровья обучающихся и педагогов

Задачи проекта:

1) Разработать технологию реализации средового подхода для организации культурно-образовательной и информационно-образовательной среды школы, благотворно влияющей на самочувствие и состояние здоровья обучающихся и педагогов.

2) Обеспечить совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс средового подхода.

3) Организовать экспонирование и диссеминацию инновационного опыта организации образовательного процесса в логике средового подхода среди общеобразовательных учреждений г.Дзержинска.

4) Разработать и апробировать систему мониторинга .

5) Обеспечить поддержку педагогов, осваивающих и применяющих технологию средового подхода.

В рамках проекта предполагается организация следующих видов работ.

1. Систематизация материалов по научно-методологическим основам средового подхода в школе в условиях проектирования инновационного образования.

2. Организация проектных разработок педагогов и управленцев в области средового подхода.
6 . Этапы Проекта

Первый этап (сентябрь 2011г. – август 2012г.) - подготовительный. Предполагает решение следующих задач:

1) анализ состояния здоровьесберегающей среды ОУ;

2)Повышение компитентности педагогов школы в теории и технологии средового подхода;

3) разработка КИМов для диагностики и мониторинга.

4) инициирование работы по формированию здоровьесберегающей среды в педколлективе

Второй этап (сентябрь 2012г. – август 2014 г.) – внедренческий, связан с постановкой задач организации деятельности по внедрению средого подхода:


  1. диагностика объектов среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья, моделирование самосохранительного поведения всех участников образовательного процесса;

  2. культивирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, усвоение культурных ценностей, в том числе эстетических, этических, экологических, эргономических и санитарно-гигиенических параметров среды, влияющих на самочувствие и здоровье;

  3. создание условий для преодоления вредных привычек, аддитивного и саморазрушающего поведения всех участников образовательного процесса.

Третий этап (сентябрь 2014г. – 2015 г.) – обобщающий, направлен на решение комплекса задач, связанных с оформлением результатов работы

1) Систематизация материалов по научно-методологическим основам средового подхода в школе в условиях проектирования инновационного образования;

2) представление и анализ проектных разработок педагогов и управленцев в области средового подхода;

3) тиражирование опыта.



7. Планируемые результаты Проекта

  1. Повышение качества и результативности здоровьесберегающей деятельности педагогов.

  2. Внедрение в практику здоровьесберегающих технологий в логике средового подхода…


8. Показатели эффективности реализации проекта

Эффективность реализации проекта будет определяться следующими показателями:

1) Содержательно-деятельностный эффект, выражающийся в: изменении практики применения здоровьесберегающих и информационных технологий;

2) Организационно-управленческий эффект, определяемый изменением модели педагогического управления процессом формирования и развития личности ребенка посредством среды;

3) Образовательный эффект, связанный с приобретением новых знаний педагогов о возможностях культурно-образовательной и информационно-образовательной среды, а учащихся в приобретении навыков, влияющих на здоровый образ жизни;

4) Социальный эффект, проявляемый в приобретении всеми участниками образовательного процесса знаний и практических навыков использования возможностей как внутренней, так и внешней среды ОУ для сохранения здоровья.


9. Предполагаемые участники и партнеры Проекта

Направления взаимодействия и партнерства

Участники проекта

Партнеры

Обучение педагогического коллектива

Директор, зам директора по УВР, зам директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, классные руководители

Кафедра педагогики и андрогогики НИРО, профессор Ю. С. Мануйлов

Средовой подход в воспитании

Директор, зам директора по ВР, классные руководители

Кафедра педагогики и андрогогики НИРО, профессор Ю. С. Мануйлов

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Директор, зам директора по УВР, учителя-предметники, классные руководители

Кафедра педагогики и андрогогики НИРО, профессор Ю. С. Мануйлов, эколого-биологический центр

Культивирование навыков здорового образа жизни

Директор, зам директора по УВР, зам директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, классные руководители, ученики, родители

Эколого-биологический центр, центр «Семья»

Диагностика и монитороинг результатов

Директор, зам директора по УВР, зам директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, классные руководители

Кафедра педагогики и андрогогики НИРО, профессор Ю. С. Мануйлов

10.План проектных мероприятий





№ п\п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Результат

  1. Этап. Подготовительный (сентябрь 2011- август 2012)




1

Анализ состояния ЗС среды ОУ

Январь-декабрь

Директор


Определения объектов

2

Совершенствование материально-технической базы

В течении всего периода

Директор


Приобретение оргтехники, школьной мебели.

3

Организация курсов повышения квалификации педагогов ОУ

Январь-декабрь

Директор


Теоретическая подготовка педагогов

4

Формирование методической базы по теме эксперимента

Январь-декабрь

Зам. директора


Формирование: методик, параметров отслеживания результатов;

Рекомендаций по организации здоровьесберегающей среды



5

Проведение педсовета об необходимости использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Январь

Директор


Механизм взаимодействия участников

6

Создание творческих групп и структуры ответственных за мониторинг ЗСД ОУ

Февраль

Директор

Е. Ю. Сикерицкая



Творческие группы

7

Изучение методической литературы

Февраль-декабрь

Творческие группы

Повышение компетентности в вопросах средового подхода

8

Разработка КИМ

Февраль-апрель

Творческие группы

КИМы

9

Экспертиза КИМ

Май

Педагогический совет

Утверждение КИМов

10

Создание программы мониторинга

Февраль-апрель

Инициативная группа

Программа мониторинга

11

Принятие и утверждение программы мониторинга

Май

Педагогический совет, директор


12

Проведение входящей диагностики участников образовательного процесса

Сентябрь- октябрь

Педагог-психолог

Тихокина Е. В.



Получение данных для последующего сравнения результатов

  1. Этап. Основной (деятельностный), (сентябрь 2012 – август 2014г.г.)




1

Анкетирование учителей, обучающихся и родителей

сентябрь

Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

Определение оптимальных условий среды объекта

2

Организация конкурса лучших предложений по изменению среды

Октябрь - ноябрь

Зам. директора, социальный педагог, классные руководители

Отбор лучшего варианта

3

Разработка плана мероприятий по реализации лучшего предложения

декабрь

Инициативная группа

Создание проекта

4

Проведение мероприятий, направленных на реализацию проектов.

Корректировка планов-проектов для дальнейшей работы



Декабрь- апрель

Творческая группа, ученики, родители

Изменение объекта

5

Проведение оценочного этапа проекта

Апрель

Директор, зам. директора, социальный педагог, Педагог-психолог, учителя, ученики, родители

Мониторинг

6

Освещение результатов проектов в школьной прессе и на школьном сайте

Май

Зам. директора, социальный педагог, творческая группа

Повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни

7

Конкурс-праздник «Проект года»

Май

Директор, зам. директора, социальный педагог

Поощрение участников проекта

  1. Этап. Заключительный (сентябрь 2014 – 2015)




1

Анализ работы ОУ по формированию культуры здоровья обучающихся как ценностей ЗОЖ и эффективности системы мониторинга

Сентябрь-октябрь

Зам.директора по УВР


Совершенствование планов и программ направленных на сохранение здоровья

2

Оптимизация системного мониторинга ЗСД ОУ, корректировка программы мониторинга

Ноябрь- март

Директор


Корректировка программы мониторинга

3

Освещение результатов эксперимента и распространение опыта через открытые уроки, семинары,

Апрель

Директор


Рост престижа ОУ


11. Смета расходов Проекта «Организация культурно-образовательной и информационно-образовательной среды школы, благотворно влияющей на самочувствие и состояние здоровья обучающихся и педагогов»

 


Статья расходов

Требуемая сумма, руб.

Виды расходов

Информационное

обеспечение



20

Приобретение программных продуктов, электронных изданий

Материально-техническое обеспечение

130

Компьютер, мебель, тренажеры

Повышение

квалификации команды тьюторов инновационной сети



50

Оплата обучения


Итого

200 000



скачать файл



Смотрите также:
Проект перспективного развития Муниципального образовательного учреждения
179.62kb.
1. Общая характеристика учреждения
665.3kb.
2011 г. №3-271 о создании муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская музыкальная школа №1 им. Л. Н
523.89kb.
Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей №2
4366.92kb.
Публичный доклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №8 г. Тосно «Детский сад комбинированного вида «Сказка» за 2013 год. Вводная часть
264.1kb.
Положение об оплате труда работников Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
433.4kb.
Дополнительного образования детей «районная детско-юношеская спортивная школа»
129.39kb.
Исходящий № от 25октября 2012; 01 апреля 2011 года
3079.55kb.
1 Отчисление обучающихся осуществляется в двух формах: добровольное оставление образовательного учреждения; исключение из образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава учреждения ст
45.11kb.
Информационая карта муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №12 за 2013 год
318.28kb.
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска
3574.93kb.
«Зенит-Волгоград» Волгограда программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №11 «Зенит-Волгоград»
155.58kb.