vmest.ru страница 1
скачать файл



Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики”
Факультет «Менеджмент»
Программа дисциплины «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении»
для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

подготовка специалиста


Автор программы:

О. В. Вараксина, преподаватель

Одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий «___»_____________2011г.

Зав. Кафедрой Бабкин Э.А.

Рекомендована секцией УМС «Информатика» «___»_____________2011г.

Председатель Визгунов А.Н.
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2011г.

Председатель Петрухин Н.С. _________________________________[подпись]


Нижний Новгород, 2011




1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчётности.

Данная программа предназначается для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов пятого курса, специальности «Государственное и муниципальное управление», которым в своей практической деятельности необходимы знания стратегического развития того государства, совместно с которым им придётся строить свою дальнейшую деятельность. Зная цели и задачи государства, легко выбрать правильный проект своего развития.

Программа разработана в соответствии:

-ГОС ВПО по специальности «Государственное и муниципальное управление»;

- образовательной программы 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»;

- рабочим учебным планом университета по специальности

«Государственное и муниципальное управление», утверждённым в 2011г.



2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении» для студентов пятого курса специальности «Государственное и муниципальное управление» являются:



  • Развитие у студента способности видеть в реальной ситуации возможность применения информационных технологий в своей практической деятельности, зная классификацию технологий по различным признакам и критериям.

  • Развивая конкурентоспособную личность, необходимо развить в студентах навыки идти в ногу со временем, привить вкус к проведению исследовательских работ.

  • Сравнительная характеристика эффективности различных информационных технологий позволит выбирать правильный путь развития, обеспечивающий надёжность и нормированность (оптимальность, адекватность).

  • Объединение знаний по различным дисциплинам, таким как высшая математика, анализ и синтез математических моделей, право и другие.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен



  • Знать об основных порталах государственного и муниципального управления, концепции развития информационных технологий своего государства.

  • Уметь сравнивать и анализировать различные инфокоммуникационные технологии, платформы, браузеры, поисковые системы и т.д.

  • Получить навыки проводить исследования над изменениями критериев оценки информационных технологий со временем на примере выбора платформы, браузера, поисковых систем и т.д.

В результате освоения дисциплины студент владеет следующими компетенциями:




Компетенция

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

семинары,

разбор кейсов



Владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность ввода исходных данных с последующей обработкой и анализом полученных результатов. (Решение задач, используя готовые информационные системы и технологии для анализа количественных моделей управления и принятия эффективных управленческих решений.)

семинары,

Разбор кейсов



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин специализации и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку специалиста. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: информатика, автоматизация офисной деятельности.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при написании дипломной работы.

5 Тематический план учебной дисциплины





№ п/п

Наименование разделов и тем

Контр

раб


Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практичес-е занятия

Раздел 1. Шаги Российского государства на пути к созданию электронного правительства


1.1.

Введение. Развитие инфокоммуникационных технологий в России.




3







4

1.2.

Оптимальное распространение беспроводного Интернета в России.

Кейс №1. Развитие инфокоммуникаций в России






2







8

1.3.

Лазерные сети.

Оптоволокно. Создание кабельных сетей третьего поколения. Мобильные системы.






1




3

6

1.4.

Откуда взялась сеть?




2







2

1.5.

Три концепции развития информационных технологий




1







4

1.6.

Проект

«Россия XXI век», организованный Сбербанком РФ.

170 лет Сбербанку РФ.








3

3

4

1.7

Изменение критериев оценки информационных технологий со временем на примере выбора платформы, браузера, поисковых систем и т.д.







2




8

1.8

Телеконференции. Применение гипертекстовых технологий в глобальных сетях.

Технологии мультимедиа









2




4

1.9

Организация защиты информации в информационных технологиях.




1

3




8

1.10

Нанотехнологии







5




4

1.11

Кейс № 2 Оптимизация своего рабочего времени для эффективной организации управления с помощью ИТ







3




6

Раздел 2. Электронная Россия. Информационное общество.

2.1.

Введение. Социальные карты




1







2

2.2.

Облачные системы.

Хранилища данных.



Система одного окна.




2







8

2.3.

Способы сбора информации. Анализ данных.




1

2




4

2.4.

OLAP-технологии для муниципального управления – новый класс информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа.




2




2

12

2.5.

Общие принципы построения интеллектуальных систем




2







12

2.6.

1C Битрикс- государственный портал




2




2

4

2.7

Кейс №3. Оптимизация всего процесса управления. Система организационной диагностики, позволяющая оценить качество управления и выявить сильные и слабые стороны системы управления.

3

2

2




8




Итого




22

22




118

Всего

162



6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

Контрольные работы







1




Индивидуальные задания

Итоговый в конце 2 раздела

экзамен







1




Индивидуальные задания


Критерии оценки знаний, умений и навыков

При оценке знаний рекомендуется руководствоваться следующим:



  • Высшая оценка в 9 (90) баллов (10 (100) баллов проставляется в исключительных случаях) проставляется при отличном выполнении заданий: полных, с детальными или многочисленными примерами и возможными обобщениями в ответах на вопросы, правильном решении задачи и чётком её представлении.

  • Почти отличная оценка в 8 (80) баллов проставляется при полностью правильных ответах и решении задач, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных примеров или обобщений, или исчерпывающего представления решаемой задачи.

  • Оценка в 7 (70) баллов проставляется при всех, в конечном счёте, правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений, примеров, без представления алгоритма решения задач.

  • Оценка в 6 (60) баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или непринципиальных неточностях в решении задачи (описки и случайные ошибки арифметического характера).

  • Оценка в 5 (50) баллов проставляется в случаях, когда в ответах и в решении задачи имеются существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании проблематики.

  • Оценка в 4 (40) балла (ов) проставляется при серьёзных ошибках и проблемах в заданиях.

  • Оценка в 3 (30) балла (ов) проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментах в ответах на вопросы и в решении задачи, говорящих о потенциальной возможности более успешно выполнить задания (и может вести к повторному написанию ответов на вопросы или решению задачи).

  • Оценка в 2 (20) балла (ов) проставляется при полном отсутствии положительных моментов в ответах на вопросы и решении задач.

  • Оценка в 1 (10) балл (ов) проставляется, когда неправильные ответы и решения, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и окружающим.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 100-ти балльной шкале.

Возможны накопительные оценки, например, за эссе, выполнение домашнего задания, тест, активная работа на занятиях. Накопление ведётся по 100 бальной шкале, где 100 соответствует 10 баллам, 90 – 9 и т.д. Экзамен оценивается по 10-ти бальной системе.

7 Содержание дисциплины



Раздел 1.Шаги Российского государства на пути к созданию электронного правительства.

Концепция «5И». Развитие инфокоммуникационных технологий в России. Оптимальное распространение беспроводного Интернета в России.

Кейс №1. Развитие коммуникаций в России. Использование лазерных сетей и кабельных третьего поколения. Особенности оптоволоконных конструкций. Откуда взялась сеть? Особое место уделено рассмотрению вопроса создания протокола ТСР/IP, работе Винтона Серфинга, специалиста по информатике из Стенфордского университета. Три концепции развития информационных технологий. Проект «Россия XXI век», организованный Сбербанком РФ. 170 лет Сбербанку РФ. Телеконференции. Применение гипертекстовых технологий в глобальных сетях. Технологии мультимедиа.

Организация защиты информации в информационных технологиях. Нанотехнологии.


Раздел 2. Электронная Россия. Информационное общество.

Электронная Россия – Федеральная целевая программа, реализованная с 2002-2010 гг.

Информационное общество.- программа развития до 2016 года.

Рассматриваются цели и задачи данных программ. Выявляются основные способы и методы, позволяющие их реализовать

Более подробно рассматриваются следующие аспекты, способствующие реализовать данные программы:

Универсальная электронная карта. Социальные карты, . Облачные системы. Технологии открытых систем. Информационные технологии в локальных и корпоративных сетях. Хранилища данных. OLAP-технологии для муниципального управления – новый класс информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа. 1C Битрикс- государственный портал.

Уделяется внимание форуму, который прошёл в Москве в ноябре 2011 года. По свидетельству участников данного форума, он позволил синхронизовать основные цели и задачи, позволяющие развивать регионы.

8 Образовательные технологии

Активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор задач, кейсов).




9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



9.1 Тематика заданий текущего контроля
Повторение пройденного материала возможно с помощью индивидуальных ролевых заданий, разбор кейсов. Проведение тестирование с использованием программы LMS. Накопленные баллы учитываются при выставлении итоговой оценки.
9. 2 Примерные вопросы для контрольной работы.


  1. Кто в ответе за информационные технологии?

  2. Особенности создания огромных баз данных. Чрезвычайно большой объём измеряют ПЕТАБАЙТАМИ.

  3. OLAP – технологии для муниципального управления – новый класс информационных систем.
    http://miemp-mi-gor.narod.ru/utcheba

  4. Компания «Ростелеком» и «1С» в рамках Международного форума «Сочи – 2011» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития информационного общества при формировании электронного правительства».
    Электронное правительство.
    Чем это соглашение выгодно государству и бизнесу?

  5. Компания Microsoft и ОАО «Ростелеком» в рамках Международного форума «Сочи – 2011» подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в области построения инновационной открытой платформы для оказания «облачных» сервисов в России.
    Положительные и отрицательные стороны «облачных» систем.

  6. Google Apps обеспечивает приложение для бизнеса в режиме онлайн, доступ к которым происходит с помощью Интернет – браузера, в то время как ПО и данные хранятся на серверах Google. Положительные и отрицательные стороны этого проекта.

  7. Какие базы данные имеют в своём составе «облачные» системы. Дайте сравнительную характеристику.

  8. Перспектива развития «облачных» систем в России.

  9. Модели В2G и G2В.

  10. Сравнительная характеристика операционных систем (ОС).

  11. Сравнительная характеристика браузеров.

  12. Сравнительная характеристика поисковых систем.

  13. Сравнительная характеристика социальных сетей.

  14. Как хранить информацию в Интернете?

  15. Оптимальный план защиты информации.

  16. Wi-Fi, WiMax, Спутниковый интернет.

  17. Две разные концепции развития фирм Apple и Microsoft.

  18. Интернет в кармане.

  19. Оптимизация рабочего места, пространства.

  20. Электронные деньги. Карточная система. Социальная карта.

  21. Электронная подпись. Организация хранения документов и документооборота.

  22. Преобразование данных с различных информационных носителей в текстовый формат.

  23. Создайте библиотеку полезных сервисов.

  24. Почему в России не построили одну из самых мощных ЭВМ в мире?


10 Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях, по итогам выполнения контрольных работ, домашних работ, за правильность решения поставленных задач. Оценка за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем – Ок.р..

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэ - оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = k1 Ок.р.+ k2 ОН + k3 Оэ

Значение k1 равно 0,4. Значение k2 равно 0,2. Значение k3 равно 0,4. Итоговая оценка определяется как средне арифметическая между экзаменационной и накопительной оценками.

В диплом ставиться оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник





  1. М.А. Абросимова «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении.» Изд-во КНОРУС М. 2011.

  2. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов/ под ред. Г.А.Титаренко -2-е изд., доп. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 439с.

  3. А.В. Пужаев «Управленческие решения». Изд-во КНОРУС, М. 2010 – 192 с.



Основная литература





  1. И. А. Коноплёва, О.А. Хохлова, А.В. Денисов «Информационные технологии» М.: «Проспект», 2011г. – 328с.

  2. Э.А. Бабкин, А.Н. Визгунов, А.А. Куркин, О.Р. Козырев «Информационные системы поддержки принятия решений» Н.Н., «ЛИТЕРА», 2011г. -306с.

  3. Э.А. Бабкин, А.Н. Визгунов, А.А. Куркин, О.Р. Козырев «Общие принципы построения интеллектуальных систем поддержки принятия решений» Н.Н.,2008г. – 268с.

Дополнительная литература





  • Савиных В,И, Математическое моделирование производственного и финансового менеджмента. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009г.

  • Геращенко В.В. «Россия и деньги. Что нас ждёт? Монолог первого банкира.» Изд-во Астрель, М.: 2009

  • СМИ



12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Компьютерное и мультимедийное оборудование для проведения семинаров.

Желательно компьютерный зал с подключением к WWW для проведения практических занятий и для выполнения самостоятельных работ. Проектор - для проведения семинарских занятий.


Автор программы: ____________________________/О.В. Вараксина/

скачать файл



Смотрите также:
Программа дисциплины «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении»
152.5kb.
Рабочая программа дисциплины современные информационные технологии
254.29kb.
Программа дисциплины Операционные системы для направления 230400. 62 Информационные системы и технологии подготовки бакалавра
542.43kb.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека
687.06kb.
Вопросы к экзамену по курсу "Информационные технологии в коммерческой деятельности"
18.51kb.
Учебная программа Дисциплины р1 «Основы полупроводниковой технологии»
95.04kb.
Программа научно-практической конференции «Информационные технологии и право»
32.91kb.
Программа масштаба гоэлро
64.27kb.
О. В. Шатунова информационные технологии учебное пособие для студентов технолого-экономического факультета педвуза
1616.65kb.
Программа дисциплины ен. В. 01 Пакеты прикладных программ направление подготовки 230200 Информационные системы
56.15kb.
Информационные и коммуникативные инструменты в управлении природными ресурсами
96.73kb.
Программа Бакалавра ит 2013 г. Вопросы госэкзамена по направлению "Информационные технологии"
21.92kb.