vmest.ru страница 1
скачать файл

Муниципальное образовательное учреждение

Пречистенская средняя школа


Согласовано на заседании МО Утверждена приказом директора

«___» ______________ 2009года Пречистенской СОШ № ____от

Руководитель МО _____________

Рабочая программа

учебного курса биология



класса

учителя: Гроздиловой Юлии Владимировны

п. Пречистое

2009 год
Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе авторской программы Н.И. Сонина, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 класс», М., Дрофа, 2009 год. Сборник имеет гриф Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Настоящая программа предназначена для изуче­ния курса «Человек и его здоровье» в 8 классе сред­ней общеобразовательной школы и является логиче­ским продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базирует­ся на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Программа рассчитана на 70 часов.

Программа предусматривает резерв времени, который планируется использовать на проведение обобщающих уроков по темам курса в конце года.

УМК:


Учебник: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. М., Дрофа, 2007 год.

Согласно внесенным изменениям в устав школы в 2009 году учебный год устанавливается продолжительностью в 34 недели. В связи с этим, количество часов на изучение курса биологии составляет 68 часов, следовательно, объём часов на изучение курса составляет 63 часа и 5 часов резервного времени, который планируется использовать следующим образом: 2 часа на проведение итоговых контрольных работ, 2 часа на повторение в конце года.

1 час используется дополнительно на изучение темы «Пищеварение», т.к. в теме проводится 2 лабораторные и 1 практическая работа, этот час будет использован на изучение теоретического материала.

Тематический план.



Название темы

Авторская программа

Количество часов

Рабочая программа



Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

2

Тема 2. Происхождение человека.

2

2

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

4

Тема 5. Координация и регуляция

10

10

Тема 6. Опора и движение

8

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

3

3

Тема 8. Транспорт веществ.

4

4

Тема 9. Дыхание

5

5

Тема 10. Пищеварение.

5

6

Тема 11. Обмен веществ и энергии.

2

2

Тема 12. Выделение.

2

2

Тема 13. Покровы тела.

3

3

Тема 14. Размножение развитие.

3

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность.

5

5

Тема 16. Человек и его здоровье

4

4

Контрольные и проверочные работы

0

2 итоговые +12 проверочные работы

ВСЕГО:




66 час + 2 часа резервного времени.

Содержание курса.



1. Место человека в системе органического мира (2 ч) 1

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекооб­разных обезьян. Человек разумный.



Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таб­лиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства че­ловека и животных.

2. Происхождение человека (2 ч)1

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Ра­сы человека, их происхождение и единство.



Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч) 1

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.



Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиаль­ные соединительные, мышечные, нервная. Органы че­ловеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.



Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*

Распознавание на таблицах органов и систем органов*

5. Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секре­ции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нерв­но-гуморальная регуляция.



Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различ­ными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Веге­тативная и соматическая части нервной системы. Реф­лекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов голов­ного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полуша­рий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена орга­нов чувств.



Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*

Изучение изменения размера зрачка*

6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кос­ти. Рост костей. Возрастные изменения в строении кос­тей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-дви­гательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Ос­новные группы мышц, их функции. Работа мышц; ста­тическая и динамическая нагрузка. Роль нервной систе­мы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышеч­ной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигатель­ной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*

Измерение массы и роста своего организма*

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*



7. Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнеде­ятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета1.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*



8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообра щиение Движение крови по сосудам. Кровяное давле­ние Заболевания органов кровообращения, их предуп­реждение.



Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные работы

Измерение кровяного давления*

Определение пульса и подсчет числа сердечных со­кращений*.

9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде возду­ха. Органы дыхания их строение. Дыха­тельные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыха­ния. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.



Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллю­стрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искус­ственного дыхания.

Лабораторные работы

Определение частоты дыхания*



10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. По­требность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и под­желудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.



Демонстрация модели торса человека, муляжей внут­ренних органов.

Лабораторные работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*

Определение норм рационального питания*

11. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитами­ноз. Гипервитаминоз.

12. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выде­ления. Почки, их строение и функции. Образование мо­чи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их пре­дупреждение.



Демонстрация модели почек.

13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одеж­де, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.



Демонстрация схем строения кожных покровов чело­века. Производные кожи.

14. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лак­тация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.



15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследование И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К. Анохина. Виды реф­лексов. Формы поведения. Особенности высшей нерв­ной деятельности и поведения человека. Познаватель­ные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.



16. Человек и его здоровье (4ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.



Лабораторные и практические работы

Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны



знать:

  • место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных;

  • зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов;

  • регуляцию жизнедеятельности организма человека, роль гормонов и ферментов в организме;

  • внутреннюю среду организма, иммунитет;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • развитие организма человека;

  • вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

  • приёмы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;

  • особенности высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

  • выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены;

  • пользоваться микроскопом, ставить простейшие опыты и проводить самонаблюдения;

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, терминами, аппаратом организации усвоения материала;

  • проводить наблюдения за состоянием собственного организма.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • Оказания первой доврачебной помощи

  • Соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

Календарно-тематический план




п\п





Наименование разделов, тем, уроков

Всего часов

В том числе

Примечание

Лабораторных и практических

работ


контроль

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2










1

1

Человек как часть живой природы, место чело­века в системе органического мира, его роль













2

2

Черты сходст­ва человека и животных, отличие от них.













Тема 2 Происхождение человека

2










3

1

Факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.







Проверочная работа №1.




4

2

Расы человека, их происхождение и единство.













Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1










5

1

Науки о человеке. Великие анатомы и физиологи. Значение знаний организме человека. Методы изучения.







Проверочная работа №2.




Тема 4. Общий обзор строения и функций организма чело­века

4

2







6

1

Клеточное строение организма.













7

2

Лаб.р. №1 Изучение микроскопического строения тканей




Лаб.р. №1 Изучение микроскопического строения тканей







8

3

Органы и системы органов. Их взаимо­связь как основа гомеостаза.













9

4

Пр.р.№1. Распознавание на таблицах органов и систем органов




Пр.р.№1. Распознавание на таблицах органов и систем органов







Тема 5. Координация и регуляция

10

2







10

1

Гуморальная регуляция. Железы внутренней се­креции.







Проверочная работа №3.




11

2

Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.













12

3

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.













13

4

Строение и функции спинного мозга,













14

5

Строение и функции головного мозга.













15

6

Лаб.р №2 Изучение головного мозга человека.




Лаб.р №2 Изучение головного мозга человека.







16

7

Полушария большого мозга.













17

8

Анализаторы, их строение, функ­ции. Зрительный анализатор. Пр.р. №2 Изучение изменения размера зрачка




Пр.р. №2 Изучение изменения размера зрачка







18

9

Анализаторы слуха и равновесия. Нарушение зрения и слуха, их профилактика.













19

10

Органы осязания, вкуса, обо­няния. Гигиена органов чувств, их роль в жизни человека.













Тема 6. Опора и движение

8

3







20

1

Опорно-двигательный аппарат. Скелет человека, его значение и строение. Пр.р.№3 Измерение массы и роста своего организма




Пр.р.№3 Измерение массы и роста своего организма

Проверочная работа №4.




21

2

Состав и строение костей. Лаб.р. №3 Изучение внешнего строения костей




Лаб.р. №3 Изучение внешнего строения костей







22

3

Строение костей и типы их соединений.













23

4

Рост костей. Возрастные изменения в строении костей.













24

5

Мышцы, их строение и функции.













25

6

Работа мышц, её регуляция.

Лабораторная работа № 4. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц




Л.р. № 4. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц







26

7

Заболе­вания опорно-двигательной системы и их профилак­тика. Основы правильного форми­рования опорно-двигательной системы.













27

8

Роль активного отдыха в восстановле­нии активности мышечной ткани.













28




Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.













Тема 7. Внутренняя среда организма

3

1







29

1

Понятие «внутренняя среда». Кровь, ее состав и значение. Лабораторная работа № 5 «Изучение микроскопического строения крови» Значение постоянства внутренней среды.




Лабораторная работа № 5 «Изучение микроскопического строения крови»

Проверочная работа №5.




30

2

Клеточные элемен­ты крови. Плазма крови. Свертывание крови. Лимфа. Группы крови.













31

3

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Переливание крови. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова.













Тема 8. Транспорт веществ

4

2







32

1

Сердце, его строение







Проверочная работа №6.




33

2

Работа сердца. Лабораторная работа №6 « Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».




Л.р. №6 « Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».







34

3

Движение крови и лимфы по сосудам. Лабораторная работа №7 « Измерение кровяного давления».





Лабораторная работа №7 « Измерение кровяного давления».







35

4

Заболевания органов кровообраще­ния, их предупреждение.













Тема 9. Дыхание

5

1







36

1

Органы дыхания, их строение. Голосовой аппарат.







Проверочная работа №7.




37

2

Газообмен в легких, тка­нях. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.













38

3

Дыхательные движения и их регуляция .













39

4

Пр.р. №4 Определение частоты дыхания. Искусственное дыхание.




Пр.р. №4 Определение частоты дыхания.







40

5

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний.













Тема 10. Пищеварение

6

3







41

1

Питательные вещества и пищевые продукты. Витамины. Роль ферментов в пищеварении.







Проверочная работа №8.




42

2

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 8 «Воздействие слюны на крахмал».




Лабораторная работа № 8 «Воздействие слюны на крахмал».







43

3

Пищеварение в желудке. Лабораторная работа № 9 «Воздействие желудочного сока на белки».




Лабораторная работа № 9 «Воздействие желудочного сока на белки».







44

4

Пищеварение в кишечнике. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.













45

5

Пища как биологическая основа жизни.

Пр.р. №5 определение норм рационального питания.




Пр.р. №5 Определение норм рационального питания.







46




Профилактика гепатита и кишечных инфекций.













Тема 11. Обмен веществ и превращение энергии

2










47

1

Обмен веществ и энер­гии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.








Проверочная работа №9.




48

2

Витамины. Их роль в обмене веществ. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.













Тема 12. Выделение

2










49

1

Выделение. Органы выделения. Образование мочи.







Проверочная работа №10.




50

2

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Мочеполовые инфекции.













Тема 13. Покровы тела

3










51

1

Строение и функции кожи.













52

2

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви.













53

3

Уход за кожей, волосами, ногтями.. Заболевания и травмы кожи и их предуп­реждение.













Тема 14. Размножение и развитие

3










54

1

Система органов размножения; строение и гиги­ена. Забота о репродуктивном здоровье.








Проверочная работа №11.




55

2

Эмбриональное и постэмбриональное развитие ребёнка Планирова­ние семьи.













56

3

Инфекции ППП, их профилактика. ВИЧ –инфекция и её профилактика.













Тема 15. Высшая нервная деятельность

5










57

1

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования учёных в области ВНД.







Проверочная работа №12.




58

2

Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы.













59

3

Торможение. Типы нервной системы. Индивидуальные особенности личности. Значение потребностей.













60

4

Речь, мышление, сознание, память, эмоции. Особенности психики человека. Цели и мотивы деятельности.













61

5

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Рациональная организация труда и отдыха.













62




Итоговая контрольная работа за год.













Тема 16. Человек и его здоровье.

4

2







63

1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Оказание первой доврачебной помощи.













64

2

Оказание первой доврачебной помощи.

Виды кровотечений. Пр.р. №6 Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения






Пр.р. №6 Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения







65

3

Укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье человека.













66

4

Человек и окружающая среда. Пр.р. №7. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье




Пр.р. №7. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье




Выполняется как домашняя работа.

ВСЕГО

66часа + 2 часа резерв

Лабораторных работ -9

Практических работ - 7



Контрольных работ – 2

Проверочные работы -12








скачать файл



Смотрите также:
Должность руководителя организации
113.78kb.
Рецензия на рабочую программу по дисциплине «Основы социологии и политологии» преподавателя Пчелинцева С. Н. Рабочая программа по дисциплине «Основы социологии и политологии»
17.55kb.
Рецензия для рабочей программы общепрофессиональной дисциплины профессионального цикла
17.72kb.
Рабочая программа 10 класса рассчитана на 35 учебных часов, проведения 2 практических работ и 2 контрольных работ
147.46kb.
Программа рассчитана на 70 часов
306.33kb.
Образовательная программа «Природоведение» в 5 классах составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования
308.15kb.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов: 10 занятий теоретических. 7 практических работ
124.41kb.
Учебная программа по церковному пению. Программа рассчитана на все возрастные группы
64.28kb.
Указом Президента рк от 16. 03. 2001 г утверждена Государственная программа формирования национальной информационной инфраструктуры рк. Программа среднесрочная рассчитана на 2001-2003 гг
851.12kb.
Рабочая программа по физической культуре Класс 5 Всего часов на учебный год 105 Количество часов в неделю 3
351.94kb.
Сухаревой Галиной Фёдоровной, учителем физкультуры вкк пуговичниковой Раисой Михайловной Воронеж 2012 г Введение Данная программа
187.07kb.
Программа рассчитана на 18 занятий
179.11kb.