vmest.ru страница 1
скачать файл

Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики



РГОУ НПО «Профессиональный лицей №12 г. Чебоксары»

Разработка

для проведения математического вечера - КВН


Подготовила преподаватель

профессионального лицея №12 г. Чебоксары

Бажаева Г.И.

г. Чебоксары 2010 год

НАЗВАНИЕ ВЕЧЕРА
МАТЕМАТИКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Цель. Показать значение математики в жизни человека, в профессии, пробудить интерес учащихся к математике.
Девиз: Математика – царица всех наук. Ф.Гаусс

ПРОГРАММА ВЕЧЕРА

1. Стихотворения о математике.

2. Доклады о науке «математика»:

Доклад 1.

Доклад 11.

3. Биографии великих математиков.
Художественная часть.


  1. Название, выбор капитанов, приветствие команд.

  2. Решение занимательных задач.

  3. Викторина, вопросы для капитанов команд.

  4. Конкурсы для команд.

  5. Задания для болельщиков команд.

  6. Старинная сказка и индусская задача.

  7. Высказывания великих людей о математике.

10. Подведение итогов, конкурса стенных газет,

вручение призов.

Вступление к вечеру, посвященному математике

Стихотворения о математике

Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет,

Это ей дано давать ответы.

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов!
Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов.

Не слышно рокота и гула

Уж из под облачных ковров.

И укрощенный мирный атом

Послушен разуму людей;

Над падуном, плотиной сжатым –

Свет электрических огней!

Все это – плод людских исканий,

Все это создано не вдруг

Могучей силой точных знаний

И мастерством рабочих рук!

И прежде чем, заметьте кстати,

Ракете той был дан прицел,

Ее маршрутом математик

На крыльях формул пролетел.

Сухие строки уравнений,

В них сила разума влилась,

В них – объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь!
М.Борзаковский

«Математика повсюду»

Математика повсюду.

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро,

Начинаешь ты решать:

Идти тихо или быстро,

Чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое.

Прежде чем его начать,

Нужно все это подробно

Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,

Потолок провалится,

А кому, друзья, скажите,

Это может нравиться?
Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

Доклады о математике

Доклад 1

Математика одна из древнейших наук. За долгую историю своего существования она знала периоды расцвета и длительного застоя. В наши дни эта наука развивается исключительно быстро. Чрезвычайно расширились связи математики с другими науками.

Учеными и инженерами созданы счетные машины – компьютеры, которые в секунду выполняют от нескольких сотен тысяч до миллиона арифметических операций над многозначными числами. Одна такая машина заменяет труд десятков даже сотен тысяч квалифицированных вычислителей. Машины стали решать и такие задачи, за решение которых до изобретения новой вычислительной техники люди не брались, так как на процесс их решения требовалось очень много времени.

В частности, по этой причине в метеорологии не могли устанавливать достаточно точные предсказания на следующий день. Это и понятно, так как для такого предсказания необходимы вычисления, требующие, например, 20 тысяч операций. Особенно интересны универсальные вычислительные машины. Они могут выполнять различные работы, о которых думали, что их может осуществлять только мозг человека. К таким относятся перевод текста с одного языка на другой, игра в шахматы, сортировка книг в крупных библиотеках, составление расписаний движения поездов и многое другое.

Машину, называемую управляющей, подключают к измерительным приборам и исполнительным устройствам. Разбираясь в показаниях приборов, командуя устройствами, такая машина управляет станками, аппаратами, конвейерами, целыми предприятиями, самолетами, космическими ракетами и другими сложными объектами.

Ныне существуют заводы, на которых непосредственное выполнение производственных операций не требует труда людей. Здесь машина, осуществляя волю ученых и конструкторов, управляет различными автоматами. А на долю человека остается контролировать работу этой изумительной автоматики.

Биографии великих математиков

Ковалевская Софья Васильевна


Софья Васильевна Ковалевская родилась 3 (15) января 1850 года в Москве. Русский математик, а также писатель и публицист, первая женщина — член-корреспондент Петербуржской АН (1889), избранная по представлению академиков П. Л. Чебышева, В. Г. Имшенецкого и В. Я. Буняковского. Ковалевская получила всестороннее образование и рано обнаружила незаурядные математические способности.

С 1866 года в Петербурге Ковалевская брала уроки математики у известного педагога А. Н. Страннолюбского. Доступ женщинам в Петербургский университет в то время был закрыт. В 1866 году Ковалевская, чтобы иметь возможность заняться наукой, вступила в фиктивный брак (ставший позднее фактическим) с В. О. Ковалевским и в 1869 году уехала в Гейдельберг, где изучала математику.

В 1870 году Ковалевская переехала в Берлин, где 4 года работала у К. Вейерштрасса, согласившегося давать ей частные уроки (в Берлинский университет женщины тоже не допускались). В 1674 году на основании трёх работ Ковалевской представленных Вейерштрассом, Гёттингенский университет заочно присудил ей степень доктора философии.

В 1874 Ковалевская вернулась в Россию, однако она не смогла получить место в Петербургском университете. Затем Ковалевская почти на 6 лет отошла от научной работы, занялась литературно- публицистической деятельностью сотрудничая в газетах.

В 1880 году Ковалевская переехала в Москву, но в университете ей не разрешили сдавать магистерские экзамены. В 1881 году Ковалевская уехала в Берлин, а затем в Париж, пытаясь получить место профессора на Высших женских курсах во Франции. В 1883 году вернулась в Россию. В ноябре 1883 году выехала в Швецию, получив приглашение шведского математика Г. Миттаг-Леффлера занять должность приват-доцента в Стокгольмском университете. В 1864 году Ковалевская была назначена профессором Стокгольмского университета. В течение 8 лет прочла 12 курсов.

Ковалевская была членом редколлегии шведского журнала «Acta mathematica». В 1888 году ею написана работа «Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки»; за эту работу Парижская АН присудила Ковалевской премию. За вторую работу о вращении твёрдого тела (в следующем году) Ковалевской была присуждена премия Шведской АН.

Ковалевская — автор повести «Нигилистка» (1884), драмы «Борьба за счастье» (1887, совместно со шведской писательницей А. Ш. Леффлер), семейной хроники «Воспоминания детства» (1690), где Ковалевская рассказывает об усадебном быте 1860-х гг., о своей сестре А. В. Коровин-Круковской (во мужу Жаклар), впоследствии участнице Парижской Коммуны, в Ф. М. Достоевском.


Николай Иванович Лобачевский

Лобачевский Николай Иванович родился 20 ноября 1792 года в Нижнем Новгороде. Русский математик, создатель неевклидовой геометрии, мыслитель-материалист, деятель университетского образования и народного просвещения. Родился в семье мелкого чиновника. Почти всю жизнь провел в Казани. Там он учился в гимназии (1802-1807), затем в Казанском университете (1807-1811), по окончании университета получил степень магистра и был оставлен при университете, стал профессором. Лобачевский вел научную и педагогическую работу, закупил в столице оборудование для физического кабинета и книги для библиотеки, заведовал укауцукпупкепкупкупкеепекп обсерваторией.


В эти годы Лобачевский отыскивал пути строгого построения начал геометрии. Наконец, преодолев тысячелетние традиции, он приходит к созданию новой геометрии – геометрии Лобачевского. Разработанная им новая геометрия существенно отличается от евклидовой геометрии, но при больших значениях радиуса кривизны пространства различие становится незначительным. Используя новейшие астрономические данные того времени, он пришел к выводу, что это число очень велико и отклонения от евклидовой системы заключаются в пределах ошибок измерений. Он заменяет аксиому параллельности Евклида требованием широким и общим, а именно: на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, параллельная данной. Лобачевский показал, как его геометрию можно применять и в других разделах математики, а именно в математическом анализе.
Лобачевский получил ряд ценных результатов в других разделах математики: так, в алгебре он разработал новый метод приближенного решения уравнений, в математическом анализе получил ряд тонких теорем о тригонометрических рядах, уточнил понятие непрерывной функции и др.
Лобачевский умер 12 февраля 1856 года в Казани непризнанным. Большую роль в признании трудов Лобачевского сыграли исследования Ф.Клеймана, А.Пуанкаре, Э.Бельтрами. Казанский университет и физико-математическое общество провели большую работу по выявлению идей Лобачевского и изданию его геометрических сочинений.
Широкое признание пришло к 100-летнему юбилею – была учреждена международная премия, в Казани открыт памятник.


Архимед (около 287—212 до н. э)

Древнегреческий ученый, математик и механик. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили свое время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчислений. Архимед — пионер математической физики. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники.


Архимед — один из создателей механики как науки. Ему принадлежат различные технические изобретения.
Архимед родился в Сиракузах (о. Сицилия) и жил в этом городе в эпоху 1-й и 2-й Пунических войн. Научную деятельность начал как механик и техник. Архимед совершил поездку в Египет и сблизился с александрийскими учеными, в том числе с Кононом и Эратосфеном. Это послужило толчком к развитию его выдающихся способностей. Во время 2-й Пунической войны Архимед организовал инженерную оборону Сиракуз от римских войск. Его военные машины заставили римлян отказаться от попыток взять город штурмом и вынудили их перейти к длительной осаде. При взятии города войсками Марцелла Архимед был убит римским солдатом, которого, по преданию, встретил словами: «Не трогай моих чертежей».
Работы Архимеда показывают, что он был прекрасно знаком с математикой и астрономией своего времени, и поражают глубиной проникновения в существо рассматриваемых Архимедом задач.
В IХ—ХI веках работы Архимеда переводились на арабский язык, с ХIII века они появились в Западной Европе в латинском переводе. С ХVI века начали выходить печатные издания Архимеда, в ХV—ХIХ веках они переводились на новые языки. Первое издание отдельных трудов Архимеда на русском языке относится к 1823 году. Некоторые работы Архимеда до нас не дошли или известны лишь в отрывках, а его «Послание к Эратосфену» было найдено лишь в 1906 году. Он с большой точностью вычислил значение числа π.
Механика постоянно находилась в круге интересов Архимеда. В одной из своих первых работ он исследовал распределение нагрузок между опорами балки. Архимеду принадлежит определение понятия центра тяжести тела. Он нашел положение центра тяжести различных фигур и тел. Архимед дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают гордую фразу: «Дай мне, где стать, и я сдвину Землю». Архимед заложил основы гидростатики. Он сформулировал основные положения этой дисциплины, в том числе знаменитый закон Архимеда. Последняя работа Архимеда посвящена исследованию равновесия плавающих тел. При этом он выделил устойчивые положения равновесия. Архимед изобрел водоподъемный механизм, так называемый архимедов винт, который явился прообразом корабельных, а также воздушных винтов. Рассказывают, что Архимед нашел решение задачи об определении количества золота и серебра в жертвенной короне Герона, когда садился в ванну, и нагим побежал домой с криком «Эврика!» («Нашел!»).

Архимед также занимался астрономией. Он сконструировал прибор для определения видимого (углового) диаметра Солнца и нашел значение этого угла с поразительной точностью. При этом Архимед вводил поправку на размер зрачка. Он первым стал приводить наблюдения к центру Земли. Наконец, Архимед построил небесную сферу механический прибор, на котором можно было наблюдать движения планет, фазы Луны, солнечные и лунные затмения.



Название, выбор капитанов, приветствие команд
Команда «Радикал»

Приветствие
Всю неделю мы не спали,

КВН мы ожидали.

Долгожданный день настал,

Ждет вопросов «Радикал».


Очень рады встрече с вами,

Шлем сердечный вам привет.

И желаем остроумно

На вопросы дать ответ.


Как же нам не веселиться,

Не смеяться, не шутить,

Ведь на этом КВНе

Мы решили победить.


Будем биться мы упорно,

Будем думать и гадать,

Будем биться за победу,

Чтоб ее не потерять!


Девиз «Если мы едины, то непобедимы»

Эмблема:
Команда «Интеграл»

Приветствие
КВН, КВН ждали мы.

По нему стосковались умы,

Наша песня еще и о том,

Как мы встретились с черным котом.


Говорят, три буквы есть,

И любой ребенок может их прочесть,

Этот клуб известен всем,

Этот клуб у нас зовется КВН.

Перед тем, как идти нам сюда,

Повстречали большого кота.

Кот был черен и страшен на вид,

Капитан нам тогда говорит:


«Говорят, не повезет,

Если черный кот дорогу перейдет»,

А пока наоборот,

Мы надеемся: победа нас найдет!


Наш девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Эмблема:
Команда «Ритм»



Приветствие
Нас учили, нас учили

Арифметике простой.

Научили, научили

Как пример решать любой.


И задачки мы решали,

Что трудней бывало нет.

И учитель помогал нам

Верный вывести ответ.


Очень трудная наука

Математика для нас,

Но учиться в наше время

Нужно каждому из нас.


Этот стих мы рассказали

Неспроста, друзья, для вас,

Ведь ракеты не летают

На Луну сейчас без нас!


Наш девиз: «Один за всех, все за одного!»

Эмблема:

Занимательные задачи
1. Одна из трех монет фальшивая, она легче остальных. За сколько взвешиваний на чашечных весах без гирь можно определить, какая именно?
2. Для покупки порции мороженного у Пети не хватало 7 копеек, а у Миши - 1 копейки. Тогда они сложили все имевшиеся у них деньги. Но и так не хватило на покупку одной порции мороженого. Сколько стоила одна порция мороженого?
3. Сумма двух чисел 179. Оно из них больше другого на 61. Найти эти числа.

4. Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, равно 200 км. Скорости машин: 60 км/ч и 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час?


5. Разрезать на две равные части:

6. Для покупки 8 воздушных шариков у Тани не хватит 200 рублей. Если она купит 5 шариков, то у нее останется 1000 рублей. Сколько денег было у Тани? Сколько стоит один шарик?


7. В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить 9 кг гвоздей?
8. Восстановите пример: 6*5*-*8*4 = 2856.
9. Сумма двух чисел 213. Одно из них меньше другого на 37. Найти эти числа.
10. Разделите фигуру на три равные части:


11. Запишите все числа, на которые число 24 делится без остатка.
12. Чашка и блюдце стоят 2500 рублей, а 4 чашки и 3 блюдца стоят 8870 рублей. Найти цену чашки и цену блюдца.
13. Из пяти монет одна фальшивая, она легче остальных. Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, какая именно?
14. Расставить скобки всеми возможными способами, выбрать наибольший результат и наименьший: 100-20*3 + 2
15. Я задумал число, прибавил к нему 1, умножил сумму на 2, произведение разделил на 3 и отнял от результата 4. Получилось 6. Какое число я задумал?
16. В ящике лежат 100 черных и 100 белых шаров. Какое наименьшее число шаров надо вытащить, не заглядывая в ящик, чтобы среди них наверняка было 2 шара белого цвета?

Викторина, вопросы для капитанов команд


  1. За книгу заплатили 20 рублей и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?

  2. Из одной точки вылетели три ласточки. Когда они будут в одной плоскости?

  3. 5 землекопов за 5 часов работы выкапывают ров длиной 5 метров. Сколько потребуется землекопов, чтобы вырыть такой же глубины ров длиной 100 метров за 100 часов?

  4. От куска материи в 20 метров портной отрезает каждый день по 2 метра. На какой день он отрежет последний кусок?

  5. Из каких правильных многоугольников можно составить паркет?

  6. С какими геометрическими телами вы встречаетесь в быту и на работе?

  7. Чьи слова: «Как и все другие науки, математика возникла из практических нужд людей, из измерения площадей, земельных участков, из счисления времени и механики»?

  8. Чему равно произведение чисел 9,8,7,6,5,4,3,2.1,0?

  9. Половина – треть его. Какое это число?

  10. Спутник земли делает один оборот за 1 час 40 минут. Однако другой оборот он совершает за 100 минут. Как это объяснить?

  11. Разделить 10 на две части, разность которых равна 5.

  12. Как найти центр начерченной окружности при помощи одного чертежного треугольника?

  13. Гусь стоит 20 рублей и еще половину того. Сколько стоил гусь?

  14. Две дюжины помножить на 3 дюжины, сколько дюжин получается?

  15. Найдите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.

  16. Сколько концов у трех палок? У четырех с половиной палок?

  17. Во сколько раз лестница на шестой этаж дома выше лестницы на второй этаж этого же дома?


Конкурсы для команд

  1. Конкурс художников.

Кто быстрее нарисует рисунок, соединив отрезками числа от 3 до 78, делящиеся на 3 по заготовкам. Участвуют по два человека от команд.

2. Участникам предлагается слово «гипотенуза». Надо из букв этого слова

составить как можно больше слов.

3. Посчитать сколько квадратов и треугольников на рисунках.

4. Сладкий конкурс: необходимо отгадать сколько конфет – горошин находится в стакане.

5. Назовите загадки, в которых есть числительные.

Одна нога и шапка, а головы нет. (Гриб)

Под двумя дугами два яблока. (Глаза)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Пять чуланов, а ход один. (Перчатка)







Старинная сказка и индусская задача

В одной сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему следующее испытание:

-Вот тебе бочка, наполни ее водой наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотри, палкой, веревкой или чем-либо другим не пользуйся. Работник справился с заданием. Как он это сделал?

Индусская задача

На две партии разбившись,

Забавлялись обезьяны,

Часть восьмая их в квадрате

В роще весело резвилась,

Криком радостным двенадцать

Воздух оглашали.

Вместе сколько ты мне скажешь,

Обезьян там было в роще.



Задания для болельщиков

1.Удивительное число

12345679 умножьте на 9

12345679 умножьте на 18

12345679 умножьте на 27

2. Выбирается одна буква русского алфавита: П. Записать как можно больше слов, имеющих отношение к математике, начинающихся с этой буквы.

3. Назовите пословицы и поговорки, в которых используются числительные.

4. Имеются два сосуда. Один 3л, а другой 5л. Как с помощью этих сосудов отмерить 4л воды из водопроводного крана?

5. Какая дробь больше? 20/21 или 21/33

6. За сколько минут ребята распилят бревно длиной 5м на куски длиной 0,5м, если распилить один кусок можно за 2 минуты?

7. Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка?


Подведение итогов, конкурса стенных газет,

вручение призов.


Высказывания великих людей о математике
Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

М.В.Ломоносов


Математика - царица всех наук, а арифметика – царица математики.

К.Ф.Гаусс

Как и все другие науки, математика возникла из практических нужд людей.

Ф.Энгельс

Математика – это язык, на котором говорят все точные науки.

Н.И.Лобачевский


Пройдет немного времени и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в колхозе, ни на транспорте.

С.Л.Соболев


Слеп физик без математики.

М.В. Ломоносов

Химия – правая рука физики, математика ее глаз.

М.В. Ломоносов

Числа управляют миром. Пифагор
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.

Н.Е. Жуковский

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.

А.Н. Крылов

Полет – это математика. В.Чкалов

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.



А. Маркушевич
скачать файл



Смотрите также:
Программа вечера стихотворения о математике. Доклады о науке «математика»: Доклад Доклад 11
160.3kb.
Доклад по математике: «Математика вокруг нас»
50.43kb.
«право и коммуникация. К юбилею профессора А. В. Полякова» Санкт-Петербург
179.41kb.
Распространяется по списку
263.32kb.
Л. В. Ускова Л. А. Быстрова Рабочая программа по математике
294.93kb.
Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
1973.24kb.
Программа Научные секции
69.91kb.
Промежуточный доклад
365.59kb.
Российская федерация национальный доклад
624.06kb.
Совет по правам человека
413.64kb.
А. Д. Артамонов представил Отчетный доклад
225.29kb.
Доклад: «Мой небесный покровитель» Доклад
55.01kb.