vmest.ru страница 1
скачать файл



Противодействуя инертности мышления
В преддверии 66-летия со дня образования ведомственной юридической службы корреспондент «Щита и меча» попросил ответить на несколько вопросов начальника Договорно-правового департамента МВД России генерал-майора внутренней службы Александра Авдейко.
Александр Геннадьевич, что, на ваш взгляд, было главным в работе департамента за год, прошедший со дня юбилея службы?

А.Г.: Надо сказать, что интенсивность работы и востребованность всей юридической службы в целом ежегодно возрастает в геометрической прогрессии. Наши сотрудники теперь проводят не только правовую, но и антикоррупционную экспертизу принимаемых актов. При этом на уровне территориальных органов за исключением процессуальных документов она носит сплошной характер. Фактически нами осуществляется предписание пункта 6 статьи 9 Федерального закона «О полиции» - контроль за законностью решений и действий, предпринимаемых сотрудниками полиции. А это вместе с нормотворческой деятельностью, с защитой интересов органов внутренних дел в судах и правовой пропагандой составляет огромный объем работы.

Очередной рабочий год выдался можно сказать, самым насыщенным. В течении него основная деятельность Департамента была сосредоточена на создании подзаконной базы для реализации Закона о полиции, Закона о социальных гарантиях, принятого 19 июля 2011 года. Одновременно с этим были доработаны поправки в Закон о службе в органах внутренних дел, вступивший в силу с 1 января 2012 года

Наложенные Законом «О полиции» новые ограничения требовали компенсаторных норм, которые и были реализованы.

Появились правовые документы, с принятием которых запущен механизм реализации Закона о социальных гарантиях. В первую очередь это конечно те нормативные акты, которые дают возможность сотрудникам получать достойное денежное довольствие, решать свои жилищные проблемы. Так, при участии ДПД были разработаны: постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ», постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел РФ и членам семей сотрудников органов внутренних дел РФ, погибших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел», постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1235 «О предоставлении жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан».

С целью обеспечения социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел иного, не жилищного, но все же финансового порядка были разработаны и приняты постановления Правительства РФ от 27.12.2011 № 1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел РФ», которое вступило в силу с 1 января 2012 года, а для категории сотрудников, предусмотренной частью 2 статьи 20 закона о соцгарантиях с 1 января 2013 года и от 30.12.2011 № 1199 «О выплате денежной компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях сотрудниками органов внутренних дел РФ». Данный документ устанавливает предельные размеры компенсаций в рамках от 1650 руб./мес. (мотоциклы) до 4100 руб./мес. (авто с рабочим двигателем свыше 2000 куб. см.).

Из ведомственных документов хочу отметить приказ МВД России от 16 мая 2012 года № 514 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел РФ и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего сотрудника органов внутренних дел РФ» и приказ МВД от 16 января 2012 г. № 27 «Об утверждении Порядка замены части основного отпуска денежной компенсацией сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации». И другие.

Конечно, жизнь не стоит на месте, и в основные законы новейшего «полицейского» законодательства продолжают вноситься рабочие изменения, не затрагивающие их концептуальных положений, и это нормальная практика.
Какие еще нормативно-правовые акты были приняты в развитие трех новых законов?

А.Г.: Одновременно с законом о социальных гарантиях сотрудниками ДПД было принято участие в разработке и ФЗ от 7 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которым была изменена система денежного довольствия военнослужащих.

В целом за прошедший год в период с июля 2011 по июль 2012 года сотрудники ДПД МВД России приняли участие в разработке: 73 федеральных законов, из которых 15 разработано МВД России, 65 указов Президента РФ, 103  постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также 810 приказов МВД России, из которых 29 – ДПД МВД России, 7 международных договоров и документов. Сотрудниками департамента проведены более 1500 правовых экспертиз, подготовлено 1281 отзыв и предложение на проекты нормативных правовых актов.

Так, во исполнение закона о полиции, а также для реализации Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в ДПД был разработан приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России». Это получился комплексный нормативный документ, который определяет правовые основания и порядок организации проведения в системе МВД России антикоррупционной экспертизы юридических документов.

Согласно порядку, установленному в этом приказе определены подразделения, ответственные за проведения антикоррупционной экспертизы, Перечень нормативных правовых актов и проектов актов, по которым проведение данной экспертизы обязательно, Положение об организации её проведения в центральном аппарате МВД России, и форма заключения ДПД по её результатам.

Осуществление приказа на практике позволит, в свою очередь, обеспечить главное, что необходимо для эффективной борьбы с коррупцией – это комплексный подход к её упреждению. К искоренению коррупционных факторов на этапе их зарождения, то есть на страницах нормативных правовых актов и их проектов.

В этом же аспекте – в аспекте борьбы с коррупцией можно отметить и приказ от 30 декабря 2011 года № 1354 «Об утверждении Порядка выполнения сотрудниками полиции обязанностей и реализации прав за пределами обслуживаемой территории», которым обозначены два основания выполнения сотрудниками полиции своих обязанностей за пределами подведомственных территорий: при необходимости осуществления процессуальных действий по материалам проверки сообщений о преступлениях или правонарушениях, проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для выполнения отдельных задач по обеспечению правопорядка в общественных местах. Данные ограничения позволяют сократить диапазон полицейских усмотрений за пределами официально обслуживаемой территории.

Также в разделе реализации Закона о полиции появился приказ МВД России от 11 марта 2012 года № 160 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений ППС милиции общественной безопасности».

Все названные мной документы, после принятия, были опубликованы в СМИ и находятся в открытом доступе для изучения. Ориентируясь по их реквизитам в информационно-правовых системах, сотрудники органов внутренних дел и внутренних войск имеют полную возможность для их изучения.

Что касается Закона о службе в органах внутренних дел, то в этом разделе стоит отметить работу ДПД по участию в разработке приказа МВД России № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел РФ и Категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство». Этот приказ устанавливает поручительство в форме письменного обязательства сотрудника в том, что он ручается за соблюдение гражданином, поступающим на службу, ограничений и запретов, установленных соответствующим законодательством.

Приказ МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ» и приказ МВД от 16 апреля 2012 г. № 333 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа МВД РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов». И многие другие.

Все приказы МВД России, которые проходят регистрацию в Минюсте России, мы на основании приказа МВД России от 12.11.2011г. № 1136 размещаем на сайте МВД России на страничке ДПД, либо в разделе «Документы».

Приказы МВД России, не нуждающиеся в регистрации Минюста России, согласно приказу МВД России от 07.05.2008г. № 405, мы направляем в газету «Щит и меч» для опубликования.


Понятно, что в связи принятием нового корпуса полицейских законов юридической службе пришлось вносить изменения во все нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности МВД? Эта работа уже завершена?

А.Г.: Как я уже говорил, жизнь не стоит на месте, поэтому совершенствование правового поля любого государства – это работа бесконечная. Результаты некоторых этапов совершенствования права отражаются в конкретных документах.

Поэтому сегодня, с целью максимальной доработки новейшего полицейского законодательства мы активно проводим мониторинг правоприменения блока трех основных законов. В результате мы планируем собрать и выдвинуть предложения по отдельным его уточнениям с учетом практики.

Система мониторинга внутри МВД России выстроена следующим образом. Сотрудник-юрист собирает предложения из горрайорганов, в том числе, поступающие из научных и учебных заведений, общественных организаций, обращения граждан, публикации в СМИ и направляет их на уровень субъекта федерации, где они разделяются по тематическим блокам и направляются к нам в центральный аппарат.

Для реализации такой программы нами было обучено работе с АИС «Мониторинг» около полутысячи человек.


Какие изменения готовятся сейчас в стенах вашего Департамента?

А.Г.: Помимо названного в департаменте совместно с нашими коллегами из ДГСК МВД России ведется разработка проектов указов Президента РФ «О порядке предоставления государственной охраны лицам, подлежащим государственной охране», «Об утверждении Перечня типовых должностей в органах внутренних дел РФ и соответствующих им специальных званий»; «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел РФ»; «Об утверждении дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ», общим числом около пяти.

Проекты актов Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения»; «О порядке профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел РФ»; «О размере денежной компенсации, выплачиваемой сотрудникам органов внутренних дел РФ, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой», «О порядке и размерах возмещения затрат на обучение в образовательном или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел РФ сотрудником органов внутренних дел РФ, в случае расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы в органах внутренних дел РФ», «Об утверждении Типового положения о соблюдении запрета на дарение» и другие.

Кроме того, разрабатывается около 20 ведомственных актов, направленных на реализацию Закона о службе.
Выполнена ли на сегодняшний день установка, согласно которой планировалось на сто человек личного состава горрайорганов выделить по одному юристу?

А.Г.: К сожалению, не везде, но там где нет юристов, максимально внедряются информационные справочные системы. Однако ни одна наша справочная система заменить живого сотрудника все же не в состоянии и является лишь его подспорьем.

Такие правовые системы на сегодняшний день установлены и на компьютерах юристов всех подразделений, включая горрайорганы, но их явно не хватает.

Всё чаще обсуждается вопрос об установке информационно-правовых киосков, к которым бы имели доступ все сотрудники, как, к примеру, в ГУ МВД по г. Москве, ГУ МВД по Московской области.

Пока такие системы находятся в распоряжении юристов подразделений и руководителей, что создает проблему свободного доступа всего личного состава к сведениям нормативно-правового характера. А с учетом того, что не каждый руководитель подразделения должным образом осознает необходимость борьбы за правовую грамотность своих сотрудников, повышения уровня законности их решений и действий, то такие системы остаются вообще невостребованными.

Почему-то при повседневной работе на местах забывается о том, что Законом «О полиции» установлена такая обязанность как правовая пропаганда, и что для ее успешной реализации сотрудник должен быть соответствующим образом подготовлен. В Законе также есть обязанность сотрудника постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать знания, в том числе, правовые.

Всё будет контролироваться экзаменационным путем один раз в год. Помимо этого, при проведении проверок, сотрудник также должен будет подтвердить свою квалификацию путем сдачи нормативов.

Здесь же хочу сказать о том, что мы произвели перевод программного обеспечения автоматизированной информационно-поисковой системы «Правовые акты МВД по республикам, ГУ, УМВД России по иным субъекта Российской Федерации» на версию «Технология 3000».

«Технология 3000» - это усовершенствованный программный продукт, сеть, связывающая в информационно-правовом поле системы МВД России все её подразделения, управления, учреждения, отделения и т.д., которая также позволяет сотрудникам проходить обучение.

В 2011-2012 также проведена работа по вводу в эксплуатацию в подразделениях системы МВД России АИС «Иск», позволяющей вести централизованный учет исковых заявлений, относящихся к системе МВД России и результатов их рассмотрения судами. И в целях обновления программного обеспечения и основных справочников АИС «Иск» создана страница информационной поддержки, доступ к которой предоставлен через ЕИТКС ОВД.
А каковы результаты судебно-исковой работы по защите интересов Министерства внутренних дел?

А.Г.: Одним из приоритетных направлений деятельности и ДПД и Юридической службы в целом является защита интересов МВД России в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах по всем регионам страны, а также в Верховном Суде Российской Федерации. В ходе этой работы наши сотрудники полностью сопровождают судебные тяжбы. Они непосредственно участвуют в судебных заседаниях, готовят и направляют отзывы на исковые заявления, подают ходатайства, кассационные, апелляционные и надзорные жалобы, непрерывно работают с нормативным материалом.

Ежегодно к органам внутренних дел предъявляется значительное количество исковых требований по различным основаниям, из числа которых удовлетворяется лишь часть исков, сумма удовлетворенных требований значительно снижается.

Для сравнения, пик количества предъявленных исков пришелся на 2007 год и составил 71331 иск на сумму 29,3 млрд. рублей, из числа которых было удовлетворено 50236 исков на сумму 1,6 млрд. рублей. В последующие годы благодаря работе правовых подразделений количество предъявленных, а также удовлетворенных исков неуклонно снижалось и в 2011 году достигло величины 23814 предъявленных исков на сумму 18,7 млрд. рублей и числа удовлетворенных исков – 7894 на сумму 1,0 млрд. рублей.

В 2012 году число предъявленных исковых заявлений возросло, что имеет под собою ряд объективных причин - проведенная реформа МВД России, переход на новое законодательство, регламентирующее прохождение службы в органах внутренних дел. Вместе с тем, несмотря на формирование нового правового поля, не имеющего сложившейся судебной практики, далеко не все предъявляемые иски были удовлетворены.

Так, в первом полугодии 2012 года к подразделениям системы МВД России предъявлено почти 12 тысяч исков на сумму 3011,4 млрд. рублей, из числа которых удовлетворено почти 3700 исков на сумму более 0,6 млрд. рублей, отказано в удовлетворении по почти 7 тысячам исков на сумму 7,7 млрд. рублей.

По сравнению с первым полугодием 2011 года количество как предъявленных, так и удовлетворенных исков возросло не значительно.



Справочно с учетом исков прошлых лет: В первом полугодии 2011 года предъявлено 12026 исков на сумму 6,3 млрд. рублей, из них удовлетворено 3775 исков на сумму 0,4 млрд. рублей, отказано в удовлетворении 7647 исков на сумму 6,9 млрд. рублей.

Указанное обстоятельство говорит о должном уровне подготовки специалистов правовых подразделений и их способности противостоять предъявляемым необоснованным исковым требованиям.

И я хочу заметить, что ни один наёмный юрист-правовед не справится с судебной защитой интересов системы Министерства так, как это сделает сотрудник органов внутренних дел или внутренних войск, потому что только человек системы может четко понимать принцип её функционирования, знать тонкости нормативного регулирования, ведать о всех правовых изменениях юридической базы ведомства.
В ходе реформы в составе департамента появились новые управления –международного протокола и международного полицейского сотрудничества. Почему это направление было отведено именно в вашу службу?

А.Г.: По сложившейся в государственных учреждениях практике, международное сотрудничество всегда соседствует с юридической службой. Да и ранее в составе департамента был международно-правовой отдел, сотрудники которого занимались разработкой международных соглашений.

С целью развития правовых основ международного сотрудничества в рамках новой структуры Департамента в 2011 году были заключены Соглашения между Правительством России и Италии о воздушном транзите, с Правительством Сербии о международном автомобильном сообщении, с Габонской Республикой об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов. Соглашения между Россией и Абхазией о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Об этом же было заключено Соглашение и с Южной Осетией, и т.д.



Выполняя задачи по взаимодействию со странами дальнего зарубежья, УМПС организовывает руководству Министерства встречи на международном уровне, поддерживает контакты с полицейскими атташе, перенимает и обобщает опыт международной правоохранительной практики.

Во взаимодействии с международными организациями в ранг наиболее перспективных направлений выделяется взаимодействие с Европейским союзом. И в настоящее время с партнерами из ЕС согласован алгоритм совместных действий по введению безвизового режима и проводится скоординированная работа по его реализации.

Работа с Европолом, в рамках которого особенно актуальным остается вопрос заключения Соглашения между Россией и Европолом о стратегическом и оперативном сотрудничестве. И уже в ноябре 2011 года в ходе четвертой встречи уполномоченных лиц удалось согласовать практически весь текст этого документа. Это большой прорыв!

Под эгидой МИД УМПС ДПД укрепляется взаимодействие с ООН. В феврале 2012 года представители МВД России приняли участие в третьей министерской конференции «Парижского пакта», результаты которой имеют важное значение для закрепления российских позиций в области борьбы с незаконным распространением наркотиков на международной арене.

УМПС ДПД также активно взаимодействует с СМВД, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭс, со странами ближнего зарубежья и работает по запросам Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, проводит правовую экспертизу, в рамках которой только за 2011 года было обработано 479 документов.

УМП ДПД в рамках протокольного и переводческого обеспечения международного сотрудничества МВД России организовывают приемы делегаций МВД зарубежных стран, в том числе на высшем уровне, на уровне Министров. За прошлый год это было 55 делегаций, из них 26 высшего порядка. А также выезды российских делегаций и отдельных представителей МВД России для работы за рубежом.

На основе долгосрочного командирования в Армении, Азербайджане, Израиле, Китае, Пластине, США, Франции, Швейцарии работает 8 представителей МВД России. В ежемесячном порядке составляется анализ отчетов о практике полицейских контингентов.


Реформа предполагает и новые направления деятельности. Правда ли, что юридическая служба отныне будет заниматься консультациями граждан по вопросам, связанным с работой органов внутренних дел?

А.Г.: Действительно, на основании Федерального закона от 21.11.2011 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324-ФЗ мы начинаем реализовывать направление бесплатной юридической помощи. Эта работа только разворачивается, соответствующий приказ еще не состоялся, так что пока ее порядок не регламентирован. Кстати, и на этот счет у нас существует информационная система. Называется она «Правовые консультации» и находится в доступе практически у каждого юриста подразделений системы МВД России, и мы призываем сотрудников активнее ею пользоваться.
Недавно в нашей газете был опубликован ряд статей по защите чести и достоинства сотрудников. Как вы считаете, с чем связана накрывшая МВД в ходе реформы волна критики?

А.Г.: С инерционностью реакции на принимаемые новые законы, как со стороны общества, так и со стороны сотрудников органов внутренних дел. Общество справедливо требует перехода на новые провозглашенные законом стандарты работы полиции, но не берет во внимание, что многие сотрудники, по ряду объективных и субъективных причин, просто психологически не готовы немедленно включиться в новые условия работы. Сиюминутно этого произойти не может. В этой связи предстоит большая работа, в том числе для сотрудников Юридической службы системы МВД России.

Негативные сообщения, публикуемые в СМИ, помогли нам не только выявить множество пробелов в работе органов внутренних дел, но и дали понять, что пришло время активизировать юридическую практику в целях защиты чести, достоинства сотрудников и деловой репутации системы МВД России в тех случаях, когда журналисты прямо сказать «перегибают палку».



Сотрудники же могут ознакомиться с такими прецедентами в нашей АИПС «Судебно-правовая защита» и узнать о подобных случаях, произошедших в других регионах.

скачать файл



Смотрите также:
Противодействуя инертности мышления в преддверии 66-летия со дня образования ведомственной юридической службы корреспондент «Щита и меча»
146.05kb.
Жизнь с трещинами
42.28kb.
Следований в образовании рао. Научные руководители член корреспондент рао а. М
7765.89kb.
Об исторической гетерогенности вербального мышления
116kb.
В преддверии Дня Победы учащиеся 6 а и 7 б классов 1мая посетили город-герой Волгоград
29.57kb.
Уголовно-правовая борьба с уклонениями от военной службы в фрг
181.37kb.
Журнал «Корреспондент» опубликовал ежегодный «топ-100» самых влиятельных людей в Украине
30.34kb.
Темы контрольных работ по дисциплине «Психология» 3,5 г. 1 курс. Направление подготовки
20.5kb.
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания и может быть первым или новым. Первый контракт заключается с кандидатами, впервые поступающими на военную службу по контракту
143.43kb.
Педагог дополнительного образования О. В. Кобчикова в помощь педагогам дополнительного образования, педагогам организаторам, классным руководителям, воспитателям групп продлённого дня, родителям
41.24kb.
Анализ поэтического текста. Стихотворение Э. А. Асадова «Россия начиналась не с меча»
29.79kb.
Реферат студентки курса гуманитарного факультета
132.9kb.