vmest.ru страница 1
скачать файл

10 класс

Пояснительная записка

Программа по химии для 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень), утвержденному приказом № 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004.

Рабочая программа 10 класса рассчитана на 35 учебных часов, проведения 2 практических работ и 2 контрольных работ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений (Габриелян О.С.-М: Дрофа,2008 г.)

Основное содержание курса химии 10 класса включает изучение теории строения органических соединений на основе их генетической связи в порядке усложнения строения от простых веществ до наиболее сложных, составляющих организмы. Учащиеся знакомятся с зависимостью свойств веществ от строения молекул, практическим значением органических соединений, развитием нефтехимической промышленности в стране.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:



освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В авторскую программу внесены следующие изменения:



Увеличено число часов на изучение темы:

- № 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» до 13 часов вместо 10, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии.



Уменьшено число часов на изучение тем:

- № 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» до 5 вместо 6 часов

- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 3 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.

Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 1 / 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

Кроме того, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:



проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.



Тематический план

Основное содержание с распределением учебных часов по темам.

Введение (1 час)

Основная цель: сформировать у учащихся знания об особенностях органических веществ; природных, искусственных и синтетических органических соединениях.

Основное содержание:

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.



Демонстрации. Коллекция органических веществ и изделий из них.

1.Теория строения органических соединений(2 часа)

Основная цель: сформировать у учащихся знания о строении как о порядке соединения атомов в молекуле согласно их валентности; изучить основные положения теории А.М. Бутлерова.

Основное содержание: Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

2. Углеводороды и их природные источники (8 часов)

Основная цель: сформировать у учащихся знания о гомологических рядах углеводородов, их строении, физических и химических свойства, применении, получении.

Основное содержание:

Алканы.

Изучаемые вопросы: Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств.

Демонстрации. Горение метана, отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул алканов.

-Алкены.

Изучаемые вопросы: Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств.

Демонстрации. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия.

Лабораторный опыт . Изготовление моделей молекул алкенов.

Алкадиены. Каучуки.

Изучаемые вопросы: Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Демонстрации. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность.

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами каучуков.

Алкины. Ацетилен.

Изучаемые вопросы: Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

Демонстрации. Получение и свойства ацетилена.

Лабораторный опыт. Изготовление модели молекулы ацетилена.

Нефть.

Изучаемые вопросы: Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе.

Демонстрации. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки».

Лабораторный опыт. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

Арены. Бензол.

Изучаемые вопросы: Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.

Демонстрации. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.

Контрольных работ-1

Тестов-5

3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (13часов)

Основная цель: сформировать у учащихся знания о кислородсодержащих соединениях, функциональных группах, физических и химических свойствах кислородсодержащих соединений, получении их и применении.

Основное содержание:

Спирты.

Изучаемые вопросы: Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин как представитель многоатомных спиртов.

Химические свойства спиртов и их применение.

Изучаемые вопросы: Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение.



Демонстрации. Окисление этанола в альдегид.

Лабораторный опыт. Свойства глицерина.

Фенол.

Изучаемые вопросы: Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств.

Демонстрации: коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»;

качественные реакции на фенол.



Альдегиды.

Изучаемые вопросы: Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств.



Демонстрации: реакция «серебряного зеркала»;

окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П).



Карбоновые кислоты.

Изучаемые вопросы: Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных карбоновых кислот.

Лабораторный опыт. Свойства уксусной кислоты.

Сложные эфиры.

Изучаемые вопросы: Получение сложных эфиров реакцией этерификации; нахождение в природе. Применение сложных эфиров на основе их свойств.

Демонстрация. Коллекция эфирных масел.

Изучаемые вопросы: Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.

Лабораторный опыт. Свойства жиров.

Углеводы.

Изучаемые вопросы: Единство химической организации живых организмов. Углеводы, их классификация. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкозы в полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарида в глюкозу). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

Демонстрации. Ознакомление с образцами углеводов.

Лабораторный опыт. Свойства крахмала.

Глюкоза.

Изучаемые вопросы: Глюкоза – вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе ее свойств.

Лабораторный опыт. Свойства глюкозы.

Контрольных работ-1

Тестов-1

4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (5часов)

Основная цель: познакомить учащихся с классами азотсодержащих соединений, их строением, физических и химических свойствах кислородсодержащих соединений, получении их и применении.

Основное содержание:

Амины. Анилин.

Изучаемые вопросы: Понятие об аминах как органических основаниях. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина.

Демонстрации. Реакция анилина с бромной водой.

Аминокислоты.

Изучаемые вопросы: Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.

Белки.

Изучаемые вопросы: Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.

Демонстрации. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Лабораторный опыт. Свойства белков.

Нуклеиновые кислоты.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Изучаемые вопросы: Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

Демонстрации. Превращения: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота.

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Практических работ-1

5. Искусственные и синтетические полимеры (3часа)

Основная цель: познакомить учащихся с искусственными и синтетическими полимерами, их использовании.

Основное содержание:

Искусственные полимеры.

Изучаемые вопросы: Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Ацетатный шелк и вискоза, их свойства и применение.

Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон.

Знать/понимать

- важнейшие материалы: искусственные волокна и пластмассы.

Синтетические полимеры.

Изучаемые вопросы: Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение.

Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».

Тема 6. Биологически активные органические соединения (2 часа)

Основная цель: познакомить учащихся с ферментами, витаминами, гормонами и лекарствами и их значении.

Основное содержание:

Ферменты.

Изучаемые вопросы: Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля;

коллекция СМС, содержащих энзимы.



Витамины. Гормоны. Лекарства.

Изучаемые вопросы: Понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о

гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Наркотические вещества.

Наркомания, профилактика и борьба с ней.

Демонстрации. Коллекция витаминных препаратов; домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

В результате изучения химии на базовом уровне 10 классе ученик должен



знать (понимать)

важнейшие химические понятия:валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, электролит и неэлектролит, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: принадлежность веществ к различным классам веществ;

характеризовать: строение и химические свойства органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Контроль уровня обученности

Формами контроля являются индивидуальный письменный опрос, самостоятельные, контрольные и практические работы, тесты.

Карточки-задания составляются на основании следующих методических пособий:

1.Дидактический материал по химии для 10 класса.

Пособие для учителя. Радецкий А.М. Москва: Просвещение, 2000.

2.Контрольные и проверочные работы.10 класс.

Габриелян О.С. Москва: Дрофа,2003.

3.КИМ 10 класс.

Н.П. Троегубова. Москва: ВАКО, 2011.
Учебно-методическое обеспечение программы, перечень рекомендуемой литературы, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, электронные издания.
Учебно-методическое обеспечение.


  1. Учебники:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1

Габриелян О.С.

Химия10 базовый уровень

С 2008 года

М.: Дрофа




  1. Методические пособия для учителя:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1

Габриелян О. С.

Программа курса химии для 8-11 классов

2008

М.: Дрофа

2

Габриелян О.С.

Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.




Настольная книга учителя

Химия10


2003

М.: Дрофа




  1. Пособия для учащихся (тетради и т.д.)

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1

Бочарникова Р.А.

Учимся решать задачи

8-11 клас

2008

Учитель

Волгоград


















2

Габриелян О.С.,

Остроумов И.Г.



Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях.

2003

М.: Дрофа.




  1. Контрольно-измерительные материалы:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Троегубова Н.П.

КИМ, 10 класс

2011

ООО «ВАКО»

Москва





  1. Пособия для подготовки к ЕГЭ:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

Каверина А. В.и др.

Отличник ЕГЭ

2010

Ителлект-Центр

ФИПИ


2

Доронькин В.Н. и др.

Подготовка к ЕГЭ-2012

2012

Легион-М

Ростов- на-Дону



3

Литвинова Т.Н.

Тесты к ЕГЭ

2012

Феникс

Ростов- на-Дону






  1. Электронные пособия (диски), программы:

№ п/п

Название, класс

1

Повторение и контроль знаний. Неорганическая химия. 8 класс. Тесты, теория, задачи, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. (Авт.Е.И. Воронина)

2

Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. Уроки с использованием ИКТ.

3.

Мастер-класс учителя химии. Выпуск 3.Органическая химия . Уроки с использованием ИКТ.




  1. Интернет-ресурсы :




№ п/п

Адрес:

1

Журнал «Химия в школе», газета « 1 сентября» ( www.1september. ru)

2

Приложение «Химия», сайт www.prosv.ru (рубрика «Химия»)

3

Интернет-школа «Просвещение.ru», online курс по УМК О.С. Габриеляна и др.

(www.internet-school.ru)






  1. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

№ п/п

Название, класс

Таблицы

1

Серия справочных таблиц.

2

Серия таблиц по органической химии.

Специализированные приборы

1

Спиртовки.

2

Доска для сушки посуды

3

Столик подъемный

4

Штатив для демонстрационных пробирок

5

Штатив металлический ШЛБ

6

Прибор для получения газов

7

Прибор для окисления спирта над медным катализатором.

Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии.

1

Набор банок для хранения твердых реактивов

2

Набор флаконов для хранения растворов реактивов

3

Набор пробирок

4

Ложечки для сжигания веществ

5

Химические стаканы

6

Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента

7

Набор реактивов

Модели.

1

Набор кристаллических решеток

2

Набор для моделирования строения веществ

Коллекции.

3

Волокна

4

Каменный уголь

5

Каучук

6

Нефть и важнейшие продукты ее переработки

7

Пластмассы

8

Топливо
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа 10 класса рассчитана на 35 учебных часов, проведения 2 практических работ и 2 контрольных работ
147.46kb.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов: 10 занятий теоретических. 7 практических работ
124.41kb.
Рецензия на рабочую программу по дисциплине «Основы социологии и политологии» преподавателя Пчелинцева С. Н. Рабочая программа по дисциплине «Основы социологии и политологии»
17.55kb.
Рабочая программа по физической культуре Класс 5 Всего часов на учебный год 105 Количество часов в неделю 3
351.94kb.
Должность руководителя организации
113.78kb.
Образовательная программа «Природоведение» в 5 классах составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования
308.15kb.
Об обеспечении образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий дисциплин
60.82kb.
Рабочая программа по предмету «Искусство» для учащихся 7 класса (заочная форма) Количество часов
122.75kb.
Программа элективных курсов. 9 класс. «Небесная механика»
73.29kb.
Лекционные аудитории: демонстрационный экран, мультимедийный видеопроектор, рабочая станция преподавателя
428.03kb.
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса к учебнику «Forward 2» учителя английского языка Лебедевой Полины Сергеевны
130.72kb.
Рецензия для рабочей программы общепрофессиональной дисциплины профессионального цикла
17.72kb.