vmest.ru страница 1
скачать файл

МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района

Костромской области


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

«ИСКУССТВО»

8-9 КЛАСС

2011-2012 учебный год


Учитель: Кудряцева Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей категории


Судиславль

Раздел I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа

Настоящая программа по мировой художественной культуре для 8-9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089) и примерной программы Минобрнауки РФ по учебным предметам федерального учебного плана для общеобразовательных учреждений. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом. При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса»



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование уроков; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.



Общая характеристика учебного предмета

Курс искусства систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса искусства напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.

Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития. Курс «Искусство» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

В результате освоения курса формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, полученные в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла.

Одна из ведущих идей курса, его принципиальное отличие от других заключается в том, чтобы через творчество одного художника, может быть, даже через одно произведение искусства, показать социокультурные доминанты эпохи, основные художественные идеи, воссоздать её неповторимый образ. Это позволит сформировать у учащихся представление о культуре и цивилизации во всем их многообразии, понять межкультурные связи, объединяющие. А не разъединяющие человечество, научит их лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире современной художественной культуры.

В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, названы основные художественные явления, произведения и мастера искусств разных народов с древнего времени и до наших дней.

Важным является раздел программы, посвященный художественной культуре XX века, которая составляет тот мир, в котором взрослеет и приобретает жизненные ориентиры и ценности подрастающее поколение.

Изучение различных этапов в художественном развитии человечества, постижение художественного опыта помогает развитию у школьников творческих способностей, формированию гуманистических установок и высоких нравственных ориентиров.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:



  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Программа также ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, предлагающую более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

  • Отсюда цель эстетического образования определяется как формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты.

  • Эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства.

  • Эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.

  • Эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

  • Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит часы на обязательное изучение учебного предмета на ступени основного общего образования на базовом уровне. В VIII и IХ классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Примерная программа для 8-9 классов рассчитана на 68 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 2 учебных часов.

Раздел III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.

Введение 3ч

Культурология как наука. Общее понятие культуры. Художественная культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной культуры. Её динамика, историко-социальные, национальные и природо-географические факторы развития. Нормы и ценности личностей, этносов, наций, обществ, государств и их роль в возникновении и развитии искусств и художественной культуры.

Типология художественной культуры. Преемственность в её развитии. Взаимодействие разных художественных культур: традиционных восточных, евразийских и европейских. Профессиональная и народная художественная культура, особенности их взаимодействия. Проблема символа в искусстве. Специфика художественных ценностей. Виды и жанры искусства. Проблема синтеза искусств в разные эпохи.

Роль религиозного мироощущения в рождении и развитии художественной культуры.

Общие закономерности и социально-культурные доминанты развития художественной культуры в каждую эпоху.
Раздел 2.

Художественная культура первобытного мира 2 ч.

Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура древнего мира: основные черты 5 ч

Космически-природная картина мира. Зооморфные и антропоморфные мифологические представления. Единство мира человека и мира природы. Ритуально-магические основания искусства древнего мира. Язычество и художественная культура.



Культура Двуречья. Мифо-эпические представления о мире и человеке в культуре Двуречья. Возникновение письменности в IV тыс. до н.э., создание музыкальных инструментов — арфы. Бубна, свирели, флейты.

Страна сфинксов и пирамид—древний Египет. Открытие древнеегипетской цивилизации учеными XIX в. Загадка иероглифов. Зооморфные божества — покровители древних египтян. Пирамиды — памятники бессмертия фараонов. Сфинкс как символ вечности в искусстве. Чудо красоты — Нефертити. Попытка Эхнатона (Аменхотепа IV) ввести единобожие. Открытие сокровищ гробницы Тутанхамона.

Культура Мезамерики.

Жертвенный ритуал во имя жизни – стержень культуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица, Тиночтитлан). Мифологическое мышление в современной культуре Мезамерики. Миф и реальность в творчестве Д. Риверы.



Образы Древнего мира в современной культуре.

Великое наследие эллинской цивилизации. Духовные и художественные открытия искусства античности. Мировоззрение и мировосприятие человека в античности. Истоки древнегреческой художественной культуры. Крито-микенская пластика и архитектура. Лабиринт и Минотавр — миф или история? Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве. Куросы и Коры — «улыбки архаики».

Греческая мифология и её отражение в искусстве и литературе Древней Греции. Эпические поэмы Гомера. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Идеал героизма в поэме «Илиада». Странствия Одиссея — фантазия и мечты о неизведанном. Зарождение лирической поэзии. Дионис и греческая трагедия. Человек против рока («Прометей Прикованный» Эсхила, «Антигона» Софокла).

Архитектура Древней Греции как синтез искусств. Основные архитектурные стили — ордера. Гармония греческого храма — божество, природа, человек (афинский Акрополь, Парфенон и Эрехтейон). Изобразительные повествования на амфорах и в кратерах.

Музыкальное искусство Древней Греции. Воспитательная роль музыки.

Место и роль античного наследия в мировой художественной культуре. Феномен эллинизма как синтез двух типов культуры.

Культура Древнего Рима. Загадка культуры этрусков. Греки и Рим. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Основные памятники древнеримской архитектуры (триумфальные арки, Колизей, Пантеон), скульптуры («капитолийская волчица», статуя Октавиана Августа, конная статуя Марка Аврелия, скульптурные портреты) и живописи (помпейские росписи). Архетипы античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.
Раздел 3

Художественная культура стран Востока 4 ч

Современные представления о восточных культурах. Образ Востока в европейском искусстве. Европоцентризм и востокоцентризм.

Художественная культура Индии, Китая и Японии. Образы индуизма и буддизма в художественной культуре.

Культура и искусство Индии (индийские храмы — «каменные цветы» Южной Индии, Тадж-Махал — великий памятник любви и красоты, древнеиндийская музыка, язык индийского танца, народные драмы-мистерии). Индуистский храм и буддийская ступа – модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджурахо, ступа в Санчи). Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве. Фресковые циклы Аджанты. Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Тадж-Махал – образец индо-мусульманской эстетики.

Художественная культура Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, сященные бронзовые сосуды. Космологизм – основа китайской культуры. Единство слова, знака и изображения в китайской живописи (пейзажный жанр «горы-воды»). Запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии.«Книга перемен» как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших дней. Музыка в средневековом Китае. «Книга песен»

Искусство Древней Японии. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое искусство. Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища Аматерасу в Иссе). Ключевая идея японской художественной культуры «все в одном» (чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве).Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.

Влияние японской художественной культуры на искусство и литературу Запада.
Раздел 4

Культура средневековья 6 ч

Культура Византии и Западной Европы в раннее средневековье. Возникновение христианства и судьбы художественной культуры. Новое понимание смысла жизни и становление новой художественной картины мира. Роль Библии в развитии художественной культуры.

Византия. Формирование нового идеала в жизни и в искусстве. Зарождение традиций иконописи. Символика образа, света и цвета в иконе. Конструктивные и композиционные принципы крестово-купольного византийского храма (София Константинопольская).

Синтез искусств в православном храме. Роль Иоанна Дамаскина в становлении средневековой теории музыки. Роль ангелоподобного пения.



Раннеевропейская художественная культура. Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры образования и культуры. Роль христианского религиозного сознания в рождении новых средств художественной выразительности и новых жанров искусства.

Художественные представления в ранний период европейской культуры. Мифология и эпические поэмы Северной Европы («Песнь о нибелумбах», «Эдда младшая», «Эдда старшая»). Декоративно-прикладное искусство.

Взаимодействие и взаимовлияние христианских и исламских традиций в культуре раннего средневековья. Архитектурные памятники Кордовы как пример синтеза культур в раннем средневековье. Альгамбра — памятник мавританского стиля в Испании.

Художественная культура европейского средневековья. Рождение Европы. Преемственность в развитии античной и средневековой культур. Формирование художественного канона в храмовом искусстве. Романский стиль. Его связь с римской базиликой. Архитетурные черты и особенности построек романского стиля. Храм-крепость как отражение сути романского искусства. Вормский собор. Его внешний облик и скульптурное убранство. Символизм и экспрессия образов романского стиля.

Народная музыка европейского средневековья. Странствующие музыканты (ваганты, менестрели, трубадуры). Профессиональная музыка в храме: григорианский хорал, гимны, псалмодия. Месса, её духовный смысл. Становление многоголосия. Средневековые образы в музыке XIX-XX вв (Д.Верди, Р.Вагнер, К.Орф).



Расцвет средневековой художественной культуры. Средневековая культура мира и место в ней человека. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре средневековья. Образ средневекового храма. Эволюция архитектурных стилей: от романского стиля к готике. Образ мира и готический храм. Скульптурное убранство храма собор Парижской Богоматери. Евангельские образы как идеал готической скульптуры (Мария и Христос-странник Реймского собора)

Религиозное и светское искусство средневековья. Книжная миниатюра. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие религиозной литературы. Героический эпос как выражение идеалов рыцарства («Песнь о Роланде»)

Куртуазная любовь и её отражение в поэзии и литературе.

Карнавал и мистерия — синтетические формы средневекового театрального действа.



«Осень» средневековья. Развитие готического стиля в искусстве Северной Европы. Ощущение трагизма жизни и его отражение в трактовке библейских сюжетов. Символика пространственных отношений в росписи алтарей. Творчество К.Слютера.

Изящество миниатюры и богатство гобеленов — изображение придворной жизни.


Раздел 5

Художественная культура эпохи Возрождения 6 ч

Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек — мера всех вещей. Предшественники Возрождения: Данте, Петрарка. Боккаччо. Периодизация культур: Проторенессанс, ранний Ренессанс, высокий Ренессанс. Становление светских жанров.



Возрождение в Италии. Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции (Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи.

Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан.

Соотношение архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства в культуре Ренессанса.

Венецианская школа живописи: П.Веронезе, Б.Джорджоне, Я.Тинторетто.

Музыка итальянского Возрождения.

Северное Возрождение. Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. «Пламенеющая готика» Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии И.Босха. Народный портрет П.Брейгеля старшего. А.Дюрер — великий живописец, гравер, мыслитель.

Гютенберг и появление первых печатных книг. «Похвала глупости» Э. Роттердамского — великий памятник немецкого гуманизма.

Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Гуманистические традиции в творчестве Дж. Чосера. Развитие театра и его особая роль в культуре Англии. Предшественники У.Шекспира (К.Марло и Б.Джонсон). Роль Шекспира в мировой художественной культуре.

Возрождение во Франции. Гуманизм Ф.Рабле. поэзия Ф.Вийона. Ж..Дю Белле и П.Ронсара. Скептицизм М.Монтеня. Придворный характер французского искусства. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.

Эпоха Возрождения в Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм испанской живописи. Призрачное искусство Эль Греко.

Раздел 6

Западноевропейская культура XVIIXVIII вв. 6 ч

Новые стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм. Художественная культура эпохи Просвещения. Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни.



Барокко. Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Шедевры итальянского барокко (собор и площадь святого Петра в Риме, скульптура Л.Бернини). музыкальность архитектуры и живописность скульптуры.

Барокко в северных странах Европы. П.Рубенс, Ван Дейк. Рембрант

Музыка в художественной культуре барокко

Интенсивное развитие инструментальных жанров. Расцвет итальянской скрипичной музыки (А.Корелли, А.Вивальди, А.Скалатти) жанры сонаты и концерта.

Развитие французской клавесинной музыки: программные миниатюры в творчестве Ф. Куперена. Ж. Рамо.

Гендель. Оратории и оперы в его творчестве.

Философское и религиозное содержание музыки Баха. Духовные кантаты и мессы, органная и клавишная музыка.

Классицизм. Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными. Долга над чувством; канонизация античной классики как образца для изучения и подражания.

Франция — родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в творчестве Буало. Теория жанров.

Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.

П.Пуссен — основоположник классицизма в живописи. Пейзажи К.Лоррена. образы мужественных борцов в картинах Ж.Давида.

Классицистская трагедия: П.Корнель, Ж.Расин

Музыкальное искусство классицизма. Ж.Люлли — создатель французской оперы. Оперная реформа К.Глюка.



Художественная культура эпохи Просвещения. Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры. Новое понимание отношения «человек и природа». Вольтер и Ж.Ж.Руссо. Проблема воспитания молодых людей. Мечта о природе и сентиментализм.

Творчество художников А.Ватто, Ф.Буше, Т.Гейнсборо.

Становление романа (Дефо, Лесаж, Филдинг).

Творчество Гете и Шиллера (Веймарская школа в литературе)

Венский музыкальный классицизм. Рождение сонатно-симфонического цикла. Стройность форм и жизненная полнота образов музыки Й. Гайдна. Образный мир В.Моцарта. его оперы, сонаты, симфонии, «Реквием».

Симфоническое и фортепианное наследие Бетховена.


Раздел 7

Художественная культура XIX в. (Западная Европа) 6 ч

Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка.



Романтизм в различных видах художественного творчества. Противопоставление мира прекрасных. Возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы скитальчества, одиночества, поэтизация далекого прошлого, народного быта, природы. Повышенное внимание к индивидуальному, личному, психологическая детализация. Ярчайшие представители романтизма — Байрон, Шелли, Гейне, Гюго, Мицкевич, Ж.Санд (литература), Жерико, Делакруа, Блейк, Тернер (живопись), Шуберт, Паганини, Шуман, Шопен, Брамс, Лист, Григ, Верди (музыка)

Первостепенная роль музыки в системе искусств романтизма. Взаимодействие музыки и литературы. Традиционные и новые жанры в музыке романтизма: симфоническая поэма, инструментальная баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра. Самобытность норвежской музыкальной культуры.



Реализм и его исторические судьбы. Становление реализма в литературе, живописи. Театральном искусстве. Эстетические принципы критического реализма. Роман как основной жанр критической литературы (Теккерей, Диккенс, Бальзак. Флобер, Золя, Ирвинг, Твен). Художники-реалисты Курбе, Милле во Франции. Станковая живопись, скульптура и гравюра. Реалистические тенденции в театральном искусстве.

Новые идеи в искусстве конца XIX – начала XX в. Символизм как новое видение мира. Новые направления в живописи. Импрессионизм и его открытия. Эстетические взгляды импрессионистов. Моне, Мане, Ренуар, Дега, Писсарро, Сислей. Основные проявления импрессионизма — одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость в передаче нюансов, музыкальность.

Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи (Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гоген, Ван Гог). Скульптуры Родена – новые пластические возможности. Язык символов во французской поэзии (Ш.Бодлер)

Эстетика экспрессионизма и её проявление в живописи (Кельвиц, Кокошка)

Импрессионизм в музыке. Дебюсси. Равель

Нововенская школа и развитие музыкального экспрессионизма. Творчество Шенберга и Берга

Симфоническое наследие Малера.



Художественный язык модерна. Модерн в архитектуре, живописи, музыке. Универсализм модернистов. Новые тенденции в музыке.
Раздел 8

Вершины художественной культуры России. 9 ч

Соотношение основных этапов развития русской и европейской художественных культур. Особенности формирования национального художественного мышления. Западники, славянофилы и философы Серебряного века об источниках русской самобытности. Проблема «русской европейкости» и евразийства. Идеалы Соборности, Истины, Любви, Красоты в искусстве России, их место в системе общечеловеческих ценностей.



Истоки древнерусской культуры. Восточные славяне, их нравы. Традиции, обряды. Художественная культура языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси. Семантика православного храма, синтез искусств в храме. Русская иконопись и её особенности. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества (Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Дмитриевский и Успенский соборы древнего Владимира, Боголюбово и храм Покрова на Нерли).

Музыка в православном храмовом действе.

Распространение письменности и формирование центров письменной культуры. Летописи. Традиции УНТ, скоморошество. «Слово о полку Игореве» как памятник ДРЛ, его историческая судьба.

Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох (литература, живопись, музыка, УНТ).



Становление древнерусской культуры. От Киевской Руси к Московской. Развитие школ архитектуры и живописи в Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале. Роль Новгорода в создании самобытных традиций русской художественной культуры. Развитие летописания, распространение летописания, распространение грамотности, деловой и книжной письменности. Берестяные грамоты Новгорода. Новгородское зодчество.

Расцвет самобытности в русской иконописи. Иконы северного письма. Творчество Ф.Грека. Искусство колокольного звона.



От Руси к России: искусство Предвозрождения. Формирование единой художественной культуры. Подъём Московского княжества, формирование идеи «Москва — третий Рим». Русское Предвозрождение в зодчестве, иконописи, музыке, литературе. Усиление гуманистического начала.

Житийная литература Древней Руси. Осмысление Бога и человека в литературе. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого («плетение словес»).

Вершины русской национальной школы иконописи (А.Рублев, Дионисий с сыновьями).

Московский Кремль — великий памятник нашего Отечества.

Развитие образования. Первые печатные книги.

Расцвет храмового певческого искусства. Явление многораспевности. Рождение кантилены. Творчество братьев В. и С. Роговых и Ф.Христианина.



Искусство «бунташного века» особенности культурной ситуации в России 17 века. Борьба между церковной и светской властью. Церковные реформы Никона и раскол. Рождение художественной культуры «переходного периода». Начало обмирщения искусства и усиление индивидуального начала («Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Горе-Злосчастии»)

Барокко в зодчестве («восьмерик на четверике»). Рождение русского барочного стихосложения. Творчество С.Полоцкого. Многообразие школы иконописи; творчество мастеров Оружейной палаты. Творческие идеи С.Ушакова, усиление светского начала в иконописи. Рождение парсуны.

Открытие театра в Москве.

Век Просвещения. Петровские реформы и их значение для становления «русской европейскости» в художественной культуре. Просвещение и русское искусство. Развитие новых светских жанров во всех видах искусства. Освоение классицизма. Его трактовка в русском искусстве.

Развитие архитектуры барокко (Б.Растрелли) к классицизму (В.Баженов, М.Казаков, Д.Кварнеги, К.Росси, И,Старов). Петербург как памятник новой русской художественной культуры. Садово-парковое искусство.

Развитие просветительской литературы, крестьянская тема и творчество Н.Новикова. Гуманистические идеи А.Радищева. Расцвет поэзии. Творчество Г.Державина. Сентиментализм и творчество Н.Карамзина.

Театр в 18 веке. Творческий облик Ф.Волкова. Явление крепостного театра.

Классицизм в живописи. Парадный портрет (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский).

Петербургская композиторская школа. Рождение национальной комической оперы (В.Пашкевич, Е.Фомин). Освоение европейской инструментальной музыки. «Русский Паганини» — И.Хандошкин.



Расцвет русской художественной культуры. Эволюция стилей в русской художественной культуре 19 в. Роль слова в русской культуре, развитие русского литературного языка. Диалог классицизма и романтизма в поэзии (В.Жуковский, А.Пушкин, Е.Баратынский, Ф.Тютчев, М.Лермонтов).

Расцвет русского театра. Формирование национальной актерской школы. А.Островский и русский театр.

Рождение критического реализма. Творчество Н.Гоголя.

Становление русской музыкальной классики. М.Глинка — родоначальник классической национальной оперы. Искание «музыкальной правды» в творчестве А.Даргомыжского. Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Переход от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи (К.Брюллов, О.Кипренский). критика несправедливости общественного устройства в творчестве П.Федотова, В.Перова, художников-передвижников, И.Крамского, В.Маковского, И.Репина и др.

Возникновение славянофильства. Борьба направлений в художественной критике. Жизнь и творчество В.Белинского. Расцвет русского романа.

Творчество композиторов «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков). Гений Чайковского.



Серебряный век (Русская культура на рубеже веков). Многообразие направлений в философии, эстетике, искусстве. Роль литературы в духовной жизни общества. Символизм в русской поэзии. Футуризм в литературе. Символизм, кубизм, абстракционизм в изобразительном искусстве.

Полифония стилей в музыкальном искусстве Серебряного века. Символизм. Его воплощение в музыке Скрябина. Неоклассические идеи в музыке (Танеев, Метнер). Поздний романтизм в музыке Рахманинова. Образ России в искусстве серебряного века. Образы российских просторов в картинах И.И.Левитана. Русь на полотнах К.А.Коровина и М.В.Нестерова. Национальные истоки музыки С.В.Рахманинова.



Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине ХХ века. Живопись (В.Кандинский, К.Малевич, М. Шагал), архитектура (В.Е.Татлин, К.С.Мельников), музыка (С С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке), кинематограф (С.М.Эйзенштейн), театр (К.С.Станиславский, В.Э.Мейер-хольд)

Русское искусство в Европе.


Раздел 9.

Художественная культура стран Америки 6 ч

Особенности культурного развития стран Американского континента. Новый свет и Европа.



Художественная культура доколумбовой Америки. Культура и искусство ацтеков, инков, майя, мочико, чоко. Созидательный гений майя — письменность, календарь, архитектура, скульптура, декоративное искусство (маски, ткачество, сосуды, орнаменты и т.д.).

Облик древней культуры Мексики. Монументальное зодчество империи инков. Храмово-пирамидальное зодчество майя.



Многообразие национальных и эстетических факторов становления и развития художественной культуры Америки. Роль переселенцев в формировании американской художественной культуры. Полиэтнический характер американской художественной культуры. Фольклор национальных меньшинств. Афро-негритянские, мексиканские, испанские, европейские и другие традиции в художественной жизни американского народа.

Народное декоративно-прикладное искусство разных этнических групп. Америка как природно-географическая и материальная среда нового образа жизни.



Роль американской литературы в формировании единого сознания народов, населяющих США. У истоков американской литературы — Купер, Джефферсон.

Романтизм в американской литературе — Э.По. Кризис романтизма — Мелвилл, Уитмен.

Новые открытия в литературе — М.Твен. Искусство и внутренняя жизнь — Джеймс.

Мозаичная эпопея американской жизни в юмористических новеллах О.Генри, проникнутых любовью к «маленькому американцу».

Расцвет американской литературы 20 в. — Драйзер, Форст. М.Митчелл — автор романа «Унесенные ветром»

Демократическая Америка в литературе — Хемингуэй, Фолкнер, Фицджеральд.



Американская живопись и скульптура — традиции и новаторство. Изобразительное искусство — Кент, Рефрежье, Сойер. Кент – художник и писатель. Статуя Свободы – символ США. Памятник А.Линкольну в Вашингтоне.

Гора Рашмор – монументальные портреты четырех американских президентов: Вашингтона, Джефферсона, Рузвельта, Линкольна.



Архитектура Америки и её влияние на мировую архитектуру. Небоскребы разных форм и стилей. Эмпайр-Стейт-Билдинг – символ блистательного Нью-Йорка. Джон-Хенкок-центр в Чикаго.

Комплекс высотных зданий в центре Лос-Анджелеса.



Музыка Америки – разнообразие и единство. Музыка силя кантри как синтез музыкального фольклора коренных народов и переселенцев

Э.Мак-Доуэлл – основоположник американской профессиональной музыки. Зарождение жанра «мюзикл» мюзикл Фр. Лоу «Моя прекрасная леди»

Творчество Гершвина. Новые тенденции в его музыке. Симфонизация джаза. «Рапсодия в стиле блюз».

Искусство «чёрной Америки». Истоки джаза. Спиричуэлс как основа современного джаза. Б.Лукас – певец блюза. Блюз сегодня.

Америка – родина новых видов массовой культуры второй половины 20 в. Рок-музыка, творчество Э.Пресли. значение ансамбля «Биттлз» для развития американской и европейской рок-музыки.

США – родина современной массовой культуры. Арт-бизнес в США. Реклама. Голливуд. Бродвей. Шоу-бизнес и искусство. Художественно-развлекательные программы средств массовой коммуникации.

Своеобразие культурно-художественных процессов Латинской Америки. «Индеанизм» как возвеличение древних традиций в процессе самоопределения народов Латинской Америки. «Европеизм» как орудие «американизма»: утверждение художественной самобытности.

Господство романтизма в литературе и искусстве Латинской Америки в 19 в. Рождение реалистического романа в последней трети 19 в.

Праздники. Карнавалы. Танцевальные марафоны и фестивали самбы в Бразилии, танго в Аргентине, фламенко в Чили как явления массового народного творчества.

Литература народов Латинской Америки (Ж.Амаду, Х.Л.Борхес, Г.Маркес, П.Неруда).

Архитектура городов Латинской Америки

Раздел 10.

Художественная культура 20 в.(Западная Европа и Россия) 10 ч

Дилемма общества и личности в культуре современности. Кризис гуманистических идеалов. Особенности современного искусства. Проблема незаконченности. Формы и символы в искусстве. Полистилистика

Сближение европейской. Афро-азиатской и американской традиций.

Новое отношение к фольклору и развитие фольклористики.

Полифония стилей как характерная черта художественной культуры 20 в.

Основные течения в развитии художественной культуры 20 в. Общая характеристика фовизма, кубизма. Футуризма. Абстракционизма (творчество Матисса, Дерена, Шагала, Кандинского, Малевича и др.). мировое значение творчества П.Пикассо.

Иррационализм в литературе и искусстве. Сюрреализм С.Дали

Новые направления в музыке 20 в. Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Шнитке, Свиридов, Денисов.

Музыкальные открытия второй половины 20 в.Авангард – мечты о будущем: направления. Методы, стили.

Искусство дизайна (промышленный дизайн, дизайн одежды, дизайн среды, фитодизайн идр.)

Роль музеев и библиотек в художественной жизни 20 века. Крупнейшие зарубежные художественные музеи: Британский музей, Лувр, Дрезденская картинная галерея, Прадо, Галерея Уффици(Флоренция), Музеи Ватикана и др.

Крупнейшие художественные музеи России.

Массовая художественная культура: основные особенности и влияние на формирование современного менталитета. Идолы массовой художественной культуры. Массовая культура и молодежные субкультуры. Различные концепции двух культур – народной и элитарной – массовой культуры.

Советский «масскульт» и советская массовая музыкальная культура. Китч как феномен художественной жизни.

Массовые виды и жанры искусства. Кино как явление массовой культуры и как искусство. Развитие кинематографа.

Специфика телевидения как средства передачи художественных ценностей и как области массовой культуры. Реклама и её эстетические особенности.



Судьбы реализма в 20 веке. Социалистический реализм в России. Монументальное искусство неореализма: новое моделирование городской среды. Советский кинематограф и неореализм итальянского кино (Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Ромм, Висконти, Сантис, Росселини и др)

Новое понимание литературного героя.



Агитационное искусство ХХ века.

Монументальная скульптура (Н.А. Андреев), политический плакат (Д.С.Моор). Искусство соцреализма в живописи (А.А.Дейнека, П.П.Корин), скульптуре (В.И.Мухина) и гравюре (В.А.Фаворский).

Советский ампир: высотные здания в Москве (Л.В. Руднев), московский Метрополитен. Развитие советской архитектуры во второй половине XX века.

Художественная культура 21 в. Расширение межкультурных коммуникаций. Проблема сохранения культурного наследия. Новое понимание творчества в искусстве постмодернизма. Компьютерное искусство и его эстетические особенности. Новое прочтение текстов и образов классики.

Появление интерактивных форм освоения художественной культуры.


Раздел 11.

Культурные традиции родного края (3 ч)

Раздел IV.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




ТЕМА

Кол-во часов

ИКТ

сроки

8 класс

1-2

Введение




Диск «История искусства»




3 4

Художественная культура первобытного мира

Роль мифа в культуре Древние образы и символы Первобытная магия.

Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Опыт творческой деятельности.


1
1








5 9

Художественная культура древнего мира: основные черты

Культура Двуречья.

Страна сфинксов и пирамид—древний Египет.

Культура Мезамерики

Великое наследие эллинской цивилизации. Духовные и художественные открытия искусства античности.

Культура Древнего Рима.



1

1



1

1
1


Презентация «Античность», диск «Культуры мира. Аванта+»

Диск «Худ-ная энц-дия зарубежного класс-кого искусства»






10 13

Художественная культура стран Востока

Современные представления о восточных культурах. Образ Востока в европейском искусстве. Европоцентризм и востокоцентризм.

Культура и искусство Индии Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве.

Художественная культура Китая.

Искусство Древней Японии.


4

1

1


1

1


Диск «Худ-ная энц-дия зарубежного класс-кого искусства»

Диск «Мировая худож-нная культура»






14 19

Культура средневековья

Культура Византии и Западной Европы в раннее средневековье. Раннеевропейская художественная культура.

Художественная культура европейского средневековья.

Рождение Европы.

Расцвет средневековой художественной культуры.

«Осень» средневековья.



1

1



1

1

1



1

Диск «Худ-ная энц-дия зарубежного класс-кого искусства»

Диск «Мировая худож-нная культура»






20 25

Художественная культура эпохи Возрождения.

Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Периодизация культур: Проторенессанс, ранний Ренессанс, высокий Ренессанс. Становление светских жанров.



Возрождение в Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции (Донателло, Брунеллески).

Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Венецианская школа живописи: П.Веронезе, Б.Джорджоне, Я.Тинторетто.

Музыка итальянского Возрождения.

Северное Возрождение. Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. «Пламенеющая готика» Германии

Особенности художественной культуры Возрождения в Англии, Франции, в Испании.



6 ч

1

1


1
1
1
1

Диск «Культуры мира. Аванта+» Диск «Мировая худож-нная культура»




26 31

Западноевропейская культура XVII – XVIII вв.

Барокко.


Классицизм.

Художественная культура эпохи Просвещения.



2

2



2

Диск «История искусства» Диск «Худ-ная энц-дия зарубежного класс-кого искусства»




32 33

Художественная культура XIX в. (Западная Европа)

Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка.







Диск «История искусства»

Диск «Худ-ная энц-дия зарубежного класс-кого искусства»






34

Резерв

1







9 класс

1

Введение

1







2 5

Художественная культура XIX в. (Западная Европа)

Романтизм в различных видах художественного творчества. Ярчайшие представители романтизма — Байрон, Шелли, Гейне, Гюго, Мицкевич, Ж.Санд (литература), Жерико, Делакруа, Блейк, Тернер (живопись), Шуберт, Паганини, Шуман, Шопен, Брамс, Лист, Григ, Верди (музыка)

Первостепенная роль музыки в системе искусств романтизма. Взаимодействие музыки и литературы.

Реализм и его исторические судьбы. Становление реализма в литературе, живописи, театральном искусстве.

Эстетические принципы критического реализма.



4

1

1


1

1


Диск «История искусства»

Диск «Мировая худож-нная культура»






6 14

Вершины художественной культуры России.

Истоки древнерусской культуры.

Становление древнерусской культуры.

От Руси к России: искусство Предвозрождения.

Искусство «бунташного века»

Век Просвещения.

Расцвет русской художественной культуры.

Серебряный век (Русская культура на рубеже веков).



9 ч

1

2



1

1

1



1

2


Диск «Древнерусская культура: литература и искусство»

Диск «Шедевры русской живописи»






15 20

Художественная культура стран Америки

Художественная культура доколумбовой Америки.

Многообразие национальных и эстетических факторов становления и развития художественной культуры Америки.

Роль американской литературы в формировании единого сознания народов, населяющих США.

Американская живопись и скульптура — традиции и новаторство.

Архитектура Америки и её влияние на мировую архитектуру.

Музыка Америки – разнообразие и единство.

США – родина современной массовой культуры.

Своеобразие культурно-художественных процессов Латинской Америки.


6 ч

1

1


1
1

1
1


Диск «История искусства»

Диск «Мировая худож-нная культура»






21 30

Художественная культура 20 в. (Западная Европа и Россия)

Кризис гуманистических идеалов. Особенности современного искусства.

Основные течения в развитии художественной культуры 20 в.

Новые направления в музыке 20 в. Музыкальные открытия второй половины 20 в.

Авангард – мечты о будущем: направления. Методы, стили.

Искусство дизайна. Роль музеев и библиотек в художественной жизни 20 века.

Массовая художественная культура: основные особенности и влияние на формирование современного менталитета.

Судьбы реализма в 20 веке. Социалистический реализм в России.

Советский ампир: высотные здания в Москве, московский Метрополитен. Развитие советской архитектуры во второй половине XX века.

Художественная культура 21 в. Проблема сохранения культурного наследия.

Появление интерактивных форм освоения худ-ной культуры.


10ч

1
1


1

1
1


1
1

1

1



1

Диск «История искусства»

Диск «Шедевры русской живописи»






31 33

Культурные традиции родного края

3






34

Резерв

1









Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс МХК

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;
уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.
Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.
Примерная программа по мировой художественной культуре для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

Примерные программы по учебным предметам. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).


Литература, использование которой возможно при подготовке к урокам

  • Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 кн. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

  • Гоголев К.Н. Тесты и задачи. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. Учебное пособие. – М.: Издательский центр АЗ. Международный Союз книголюбов. – 1999.

  • Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: интегрированные задания. 10-11 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006.

  • Гузик М.А., Кузьменко Е.М. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. Для учащихся. – М.: просвещение, 1999

  • Драхлер А.Б. Мировая художественная культура. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 (Вопросы к олимпиаде)

  • Иванов Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.

  • Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001

  • Игры и занимательные задания по истории. Авт.-сост. М.Субботина, И.Горячева и др. М., 2003.

  • Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль, 1998.

  • 67Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск: Русич, 2002

  • Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт. – сост. О.Е.Наделяева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 198 с.

  • Никитина А.Б. Культура древних цивилизаций. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001

  • Рыбакова О.Ю. Азбука искусств: методы преподавания курса МХК. – Волгоград: «Панорама», 2006

    

Раздел II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




ТЕМА

Кол-во часов

1

Введение

2ч 8 кл

1 ч 9 кл



2

Художественная культура первобытного мира



3

Художественная культура древнего мира: основные черты





4

Художественная культура стран Востока

4 ч

5

Культура средневековья




6

Художественная культура эпохи Возрождения.





7

Западноевропейская культура XVII – XVIII вв.

6 ч


8

Художественная культура XIX в. (Западная Европа)





9

Вершины художественной культуры России.


9 ч


10

Художественная культура стран Америки


6 ч


11

Художественная культура 20 в. (Западная Европа и Россия)



10 ч


12

Культурные традиции родного края

3 ч

13

Резерв

2 ч
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа курса «искусство» 8-9 класс 2011-2012 учебный год
367.98kb.
Рабочая программа учебного курса по обучению грамоте и чтению 1 класс на 2011-2012 учебный год
740.11kb.
Кузьминой Марианны Григорьевны (I квалификационная категория) по «истории»» 7 класс 2011 2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
295.89kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VI класса на 2013-2014 учебный год
199.9kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Учебно-методическое обеспечение учебного плана профильной школы ( по уровням обучения ) 2013-2014 учебный год, 11 класс
82.02kb.
Рабочая программа по мхк на 2011 2012 учебный год
750.05kb.
Рабочая программа по геометрии в 9 б классах учителя математики Медведевой Галины Сергеевны на 2010 2011 учебный год
153.46kb.
Рабочая программа по мхк класс : 8 Учебный год: 2013-2014 34 часов (1 ч в неделю) Учебник : Учитель
192.81kb.
Вицинской Людмилы Петровны по химии в 10 классе 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
206.69kb.
Итоговая ведомость проверки работ учащихся краевых заочных курсов «юниор» Физика 8 класс, 2011-2012 учебный год
190.39kb.
Рабочая программа по физической культуре Класс 5 Всего часов на учебный год 105 Количество часов в неделю 3
351.94kb.