vmest.ru страница 1
скачать файл

.«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ Ибрагимова Н.Б.

Протокол №____ от

«______»__________2013 г.





«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Смаильская СОШ»

_________ Якупова Г.З.

«______» _________ 2013 г.




«Утверждаю»

Директор МБОУ «Смаильская СОШ»

_____Файзрахманов.Ф.Ф

Приказ № _____ от «____»__________2013 г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Смаильская СОШ»

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан


Рабочая программа

по « Искусство» (ИЗО) (базовый уровень) для VI класса

на 2013-2014 учебный год

учителя Авхадиевой Гузелии Зиннатулловны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета.

Протокол № 1 от 29 августа 2013 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по направлению «Искусство. Изобразительное искусство» составлена для обучающихся 6 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:

Разработана на основе Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);

Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом МО и науки РФ от 05.03.2004 года №1089) (с действующими изменениями);

-Учебного плана МБОУ «Смаильская СОШ» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год;

- Образовательной программы МБОУ «Смаильская СОШ»

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год;

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- Примерная программа основного общего образования по направлению «Искусство. Изобразительное искусство»; программы общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М.Неменского М.: Просвещение, 2008 г.


Учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская; под редакцией Б.М.Неменского – М.: Просвещение, 2013 г., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по изобразительному искусству и входит в состав УМК.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Ц е л и художественного образования:


  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

  • освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

  • овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Изучение изобразительного искусства в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры,; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

-овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).



- для системной организации рабочего времени обучающихся на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи:

-пробуждение фантазии ученика;

- увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов.
Учебно-тематический план





Тема раздела

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

9

2

Мир наших вещей. Натюрморт

7

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

11

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8




Итого:

35

Содержание учебного предмета

Изобразительное искусство в жизни человека ( 35 ч)

Раздел 1 «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9ч)

Жанры и виды изобразительного искусства. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве художников . В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). «Локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.



Раздел 2 «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта. Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение предметного мира – натюрморт .Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира . Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива .Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Раздел 3 «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (11 ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность. Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре . Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. Художники – наши земляки.



Раздел 4 «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч)

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой город Казань ». Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников России. Городской пейзаж. Мой город. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.



Опыт художественно-творческой деятельности

Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, натюрморта, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Календарно-тематическое планирование




Тема урока

Кол-во

часов

Время проведения

Примечание

план

факт




Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

9












Инструктаж ТБ и ОТ

Изобра­зительное искусство в семье пластических ис­кусств. Виды изобрази­тельного искусства: жи­вопись, графика, скульп­тура



1

04.09









Рисунок -основа изобрази­тельного творчест­ва, мастер­ства художника

1

11.09









Линия и ее выра­зитель­ные возможности.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа



1

18.09









Чёрное белое- основа языка.

Приёмы построения композиции в графике. Понятие силуэта



1

25.09









Пятно как средство выраже­ния. Ком­позиция как ритм пятен

1

02.10









Цвет, цветовой контраст. Ос­новы цветоведения.

Основные, составные цвета, дополнительные цвета. Цветовой круг



1

09.10









Цвет в произведениях живописи

Выражение в живописи эмоциональных

состояний: радость, грусть, неж­ность и т. д.


1

16.10









Объем­ные изо­бражения в скульп­туре

Произведения анималистического жанра, В. Серова.



1

23.10









Основы языка изобра­жения

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материа­лы и их выразительные возможности,



1

30.10









Раздел 2 «Мир наших вещей. Натюрморт»

7












Художественное познание: реальность и фантазия. Памятные вещи.

1

13.11









Изобра­жение предмет­ного ми­ра: натюрморт.

Плоско­стное изображение и его место в истории искусства



1

20.11









Понятие формы, много­образие форм ок­ружающего мира. Геометри­ческие тела

1

27.11









Изобра­жение объёма на плоско­сти и ли­нейная перспек­тива

Правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры



1

04.12









Освеще­ние. Свет и тень

Источник освеще­ния. Понятие «свет», «блик» «полутень», «соб­ственная тень», «рефлекс»



1

11.12









Натюрморт в графике

1

18.12









Цвет в натюр­морте

Цветовая организация на­тюрморта - ритм цвето­вых пятен.



1

25.12










Раздел 3 «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

11












Образ человека - главная тема ис­кусства.

1

11.01









Конст­рукция Головы человека и её про­порции.

Разные детали лица.



1

18.01









Изображение головы человека.

1

25.01









Графиче­ский портрет­ный ри­сунок и вырази­тельность образа человека.

1

01.02









Портрет в графике

пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики



1

08.02









Портрет в скульп­туре Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Русские народные скульпторы.

1

15.02









Сатири­ческие образы человека

1

22.02









Образные возмож­ности ос­вещения в портре­те

Изменение образа челове­ка при различном освеще­нии



1

01.03









Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искус­ства.



1

15.03









Роль цве­та в порт­рете .Цветовое решение образа в портрете.

1

22.03









Музеи мира. Художники – наши земляки.

Выражение творческой индивидуальности ху­дожника в созданных им портретных образах.



1

29.03










Раздел 4 «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

8












Жанры в изобрази­тельном искусстве

1

05.04









Изображение пространства

Виды перспективы в изо.



1

12.04









Правила линейной и воздушной перспективы.

Основные положения линейной перспективы, воздушной перспективы



1

19.04









Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

Огром­ный и легендарный мир.



1

26.04










Пейзаж – настроение.

Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень



1

03.05










Природа в творчестве художников .

Расширить свои знания о красоте родного края.



1

10.05










Город­ской пей­заж.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века



1

17.05









Вырази­тельные возмож­ности изобрази­тельного искусст­ва. Язык и смысл.

Обобщение материала учебного года



1

24.05










Всего часов:

35











Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:


  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства

  • - существование изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • ритмическую организацию изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • знать общие правила построения головы человека;

Учащиеся должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список литературы

1.Изобразительное   искусство . 6  класс: поурочные планы по  программе  под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2006.- 286 с.

 2.Неменская  Л.А.  Изобразительное   искусство  в жизни человека: Учебник для 6 кл. 2011год.

3.Программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», М. Просвещение 2008г.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Программа 

  Программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», М. Просвещение 2008г.

Нормативные документы

Сборник нормативных документов. Искусство/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007

Учебники

 Неменская  Л.А.  Изобразительное   искусство  в жизни человека: Учебник для 6 кл. 2011год.


Учебно-методические пособия для учителя

Изобразительное   искусство . 6  класс : поурочные планы по  программе  под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2006.- 286 с.


Оборудование и дидактический материал:

  1. проектор

  2. Компьютер

  3. Интерактивная доска

  4. Рабочая доска

  5. Художественные принадлежности

  6. Карточки-задания

  7. Шаблоны для рисования

Приложение

Примерный итоговый промежуточный контрольный тест по искусство (ИЗО)6 класс

1.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна.

А) графика;

Б) живопись;

В) скульптура;

Г) ДПИ.

2. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.



А) Графика;

Б) живопись;

В) скульптура;

Г) ДПИ.


3. Жанр, в котором главный герой – природа.

А) Натюрморт;

Б) пейзаж;

В) портрет;

Г) анимализм.

4. Художник, изображающий море.

А) Маринист;

Б) баталист;

В) анималист;

Г) портретист.

5. Художественное произведение, повторяющее другое.

А) Копия;

Б) подлинник;

В) репродукция;

Г) оригинал.

6. Художник, изображающий животных.

А) Маринист;

Б) анималист;

В) пейзажист;

Г) баталист.

7. Как называется стиль в архитектуре и искусстве первых трех десятилетий XIX в.?

А) Рококо;

Б) модерн;

В) ампир;

Г) готика.

8. Художник, изображающий преимущественно лица людей.

А) Пейзажист;

Б) маринист;

В) портретист;

Г) анималист.




скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VI класса на 2013-2014 учебный год
199.9kb.
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень)
248.32kb.
Вицинской Людмилы Петровны по химии в 10 классе 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
206.69kb.
Фунтиковой Галины Дмитриевны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «История» 5 «Б» класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
350.1kb.
Рабочая программа предмета «Литература» для 8 класса на 2013-2014 учебный год
421.41kb.
Разработала Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» рабочая программа
199.29kb.
Панариной Наталии Владимировны по учебному курсу «литература» 9 «Б» класс Базовый уровень 2013 2014 учебный год пояснительная записка Настоящая программа
449.5kb.
Рабочая программа по немецкому языку для 11 класса 2013 -2014 учебный год
195.72kb.
Рабочая программа по химии для 11 класса на 2013-2014 учебный год количество часов в неделю 2 учителя химии и биологии
428.57kb.
Рабочая программа по математике (базовыйый уровень) для 11 класса
462.26kb.
Ермаков Сергей Александрович 2013/2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
238.49kb.
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 5 класса на 2013-2014 учебный год
1126.62kb.