vmest.ru страница 1
скачать файл

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кучугуровская средняя общеобразовательная школа»


Принято на «Утверждаю»

педагогическом совете Директор школы

протокол .№ 1 от __________ Н.М. Архипова

27.08.2013 г приказ № 65\а от 27.08.2013 г.


Рабочая программа
Искусство
(Изобразительное искусство)
8 – 9 классы

Разработала: Ключникова Л.И.


2013 год

Рабочая программа по изобразительному искусству 8-9 классы

Пояснительная записка
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предмету «Изобразительное искусство», входящему в образовательную область «Искусство», и на основе примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство».
В 8 – 9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчёта 1 учебный час в 2 недели на 2 года обучения.
Программа рассчитана на 18 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, и на 17 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.

Цели и задачи программы:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;

  • освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);

  • овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Программа содержит перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения)

Практическая, жизненная направленность содержания программы обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании программы нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства). Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность – адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность– оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта.

Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.



Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

Изображение на компьютере. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), войны и мира (ДД. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевский); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок).

Изучение изобразительного искусства в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии,

зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры

и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего

мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,

скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на

основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по

памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и



национальные особенности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8-9 классы (ИЗО)

№ п/п

Разделы и темы







«Синтез искусств в жизни человека»

35

1.

Синтез искусств

2

2

Синтез искусств в архитектуре

10

3

Синтез искусств в театре

4

4

Синтез искусств в полиграфии

6

5

Изображение в фотографии

2

6

Синтетическая природа экранных
искусств.

4

7

Изображение на компьютере

2

8

Самоопределение в видах и формах художественного творчества

5



Календарно -тематический план
8 класс



Наименование темы занятия

Кол-во

часов


Дата

по

плану

Дата

Факт

1.

Синтез искусств

2 ч







1.1

1. Синтез искусств как фактор усиления

эмоционального воздействия.



1







1.2.

2. Роль и значение изобразительного искусства в

синтетических видах творчества.



1







2.

Синтез искусств в архитектуре

10







2.1.

Виды архитектуры.

1







2.2.

4. Эстетика архитектуры, окружающая среда,

идея и образ.



1







2.3.

5. Выразительные средства архитектуры.

1







2.4.

6. Выразительные средства архитектуры.

1







2.5.

7. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

1







2.6.

8. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

1







2.7.

9. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

1







2.8.

10. Связь архитектуры . и дизайна в современной культуре. Виды дизайна.

1







2.9

11. Выполнение эскизов архитектурных композиций.

1







2.10

12. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

1







3.

Синтез искусств в театре.

4







3.1

13. Синтез искусств в театре. Художники театра.

1







3.2

14. Совместные действия сценариста, режиссера,

художника, актеров в создании

художественного образа спектакля.


1







3.3.

15. Общие законы восприятия композиции

картины и сцены. Декорации к школьному

спектаклю


1







3.4.

16. Создание эскизов и моделей одежды.

1







4.

Изображение в полиграфии

6







4.1

17. Специфика, массовость и общедоступность

полиграфического изображения.



1







4.2

18. Формы полиграфической продукции.

1








В конце восьмого класса учащиеся должны

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Средства обучения:

1.Печатные (учебники и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)

2.Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)

3.Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные )

4. Наглядные плоскостные (плакаты, репродукции, иллюстрации)

5. Демонстрационные (муляжи, макеты, модели демонстрационные)

Список литературы:

  1. А.С. Питерских, Г. Е. Гуров. Дизайн и архитектура в жизни человека

  2. П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен

  3. Л. Волынский. Лицо времени.

  4. Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре

  5. Е. Каменева. Какого цвета радуга

  6. А.Д. Алехин. Когда начинается художник

  7. Ю. Аксенов. Цвет и линия

  8. А. Воротников. История искусств

  9. М. Семенова. Мы – россияне

  10. Н. Костерин. Учебное рисование

  11. Журналы «Юный художник»

  12. О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью


Календарно –тематический план

9 класс

4.3.

1. Типы изображения в полиграфии.

1







4.4

2. Стилевое единство изображения и текста.

1







4.5.

3. Искусство книги. Художники книги

1







4.6.

4. Проектирование полиграфической продукции.










5.

Изображение в фотографии

2







5.1.

5. Особенности создания художественного образа в фотоискусстве.

1







5.2.

6. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

1







6.

Синтетическая природа экранных искусств.

4







6.1.

7. Изобразительная природа экранных искусств; кадр и монтаж.

1







6.2.

8. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме, виды фильмов.

1







6.3.

9. Коллективный процесс творчества в кино. Фрагменты фильмов, мастера кино.

1







6.5.

10. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.

1







7.

Изображение на компьютере.

2







7.1.

11. Компьютерная графика и ее использование в творческих проектах.

1







7.3

12. Художественный образ в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин —выразитель ценностей эпохи.

1







8.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества

5







8.1

13. Самоопределение в видах и формах художественного творчества.

1







8.2.

14. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику.

1







8.3

15. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику.

1







8.4.

16. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

1







8.5

17. Итоговый урок

1







В конце девятого класса учащиеся должны

знать/понимать:

  • роль синтетических визуальных искусств, принципы пространственной и временной композиции;

  • задачи образной интепритации в визуально-зрелищных искусствах;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;

  • создавать собственные композиционные работы;

  • построить образ и композицию в полиграфических изданиях (книге, журнале и др.); моделировать дизайн различных видов полиграфической продукции; выполнять принципиальное композиционное построение (макетирование) того или иного вида печатной продукции по выбору;

  • выполнять и анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фоторактике;

  • построить изображение в пространственно-временном развитии; построить видеоряд - «раскадровку»;

  • аргументировано анализировать современные течения в изобразительном искусстве и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список литературы:

  1. П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен

  2. Л. Волынский. Лицо времени.

  3. Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре

  4. Е. Каменева. Какого цвета радуга

  5. А.Д. Алехин. Когда начинается художник

  6. Ю. Аксенов. Цвет и линия

  7. А. Воротников. История искусств

  8. М. Семенова. Мы – россияне

  9. Н. Костерин. Учебное рисование

  10. Журналы «Юный художник»

  11. О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью

Средства обучения:

1.Печатные (учебники и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)

2.Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)

3.Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные)

4.Наглядные плоскостные (плакаты, репродукции, иллюстрации)

5.Демонстрационные (муляжи, макеты, модели демонстрационные)
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по изобразительному искусству 8-9 классы
188.92kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса
557.29kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе
470.67kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 классов
234.53kb.
О. В. Чиндилова рабочая программа «литература» 5-9 й классы  Программа
677.29kb.
Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику Макарычева Ю. Н., Миндюка Н. Г., Нешкова К. И., Суворова С. Б., под редакцией Теляковского С. А. «Алгебра 7 класс»
667.58kb.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе
225.99kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре 11 класс Трушникова Н. Н. учитель мхк 2013 2014
175.56kb.
Рабочая программа «Окружающий мир» (учебный предмет ) 1 4 (классы) 4 года
1287.85kb.
География. 5-9 классы. Рабочая программа к линии умк и. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В
22.62kb.
Рабочая программа по «Искусству» (музыка) создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и на основе концепции и программы для начальных классов А. А. Плешакова;- м
212.73kb.
Рабочая программа по искусству родного края разработана на основе примерной образовательной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по искусству «Искусство родного края» 8 класс
155.83kb.