vmest.ru страница 1
скачать файл

МОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР: Директор школы:

_____________/Савенкова Т. В./ ____________ /Калужских Л. П./

« » _______________ 2011 г. Приказ по школе № ______

от «___» _____________ 2011г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература»

(8 класс)


Разработала:



учитель русского языка

и литературы Забурдаева Татьяна Викторовна

2011 – 2012 учебный год
1. Статус программы

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. Москва: «Просвещение», 2007

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл./Сост Э.А.Красновский. – М.:Дрофа, 2000

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
2. Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, список литературы, а также 2 приложения. (Приложение 1. «Тематическое планирование (8 класс)», Приложение 2 «Календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)».


3. Пояснительная записка.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
4. Основное содержание

Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования начальной школы. В свою очередь она состоит из двух концентров: 5 - 9 классы (внутри этого концентра три возрастные группы: 5 – 6, 7 – 8, 9 класс), 10 – 11 классы.
Программа концентра 5 – 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов, где монографически изучается творчество классиков русской литературы. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство.

Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:



  1. познакомить с писателем и его лучшими произведениями;

  2. углубить первоначальное впечатление от прочитанного;

  3. раскрыть подтекст;

  4. усложнить анализ;

  5. раскрыть образ автора и др.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем.
На изучение курса литературы в 8 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее.

Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Рабочая программа составлена с учётом того, что 8-е классы состоят из работоспособных, активных, интеллектуально развитых детей, которые в состоянии освоить программу по предмету не только на базовом, но и на продвинутом, творческом уровне. Это позволило увеличить объём самостоятельных, творческих заданий и отдать предпочтение групповым, парным и индивидуальным, игровым формам работы, увеличить число текстов для заучивания наизусть, для самостоятельного чтения.



Формами контроля уровня достижений учащихся являются:

  • текущие

  • итоговые оценки

  • подготовка и защита рефератов, проектов по литературе

  • тестирование

  • проверка творческих работ

  • зачётная система по некоторым темам курса.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы В.Я. Коровиной по литературе для 8 кл., (в сборнике «Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы» - 9-е издание. – Москва «Просвещение», 2007 г.). Программа В.Я. Коровиной рассчитана на 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Особенностью предлагаемого варианта тематического планирования является полное его соответствие программным требованиям курса литературы в 8-м классе.

Планирование составлено таким образом, что облегчает восприятие учениками художественных произведений и стимулирует творческий подход к работе над ними.

Виды контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

Уроки развития речи обозначены буквами «Р/Р», уроки внеклассного чтения – «Вн.Чт».

Количество письменных контрольных работ по литературе соответствует единым нормам.

Общее количество часов: 68

Уроков развития речи: 10

Уроков внеклассного чтения: 11

Классные сочинения – 3

Домашние сочинения – 5

Терминологические диктанты –

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);

— СА. Есенин «Пугачев»;

— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

График контрольных и творческих работ




Тема урока. Основное содержание

Дата

Развитие речи

Контр. работы

план

факт







1-я четверть













Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)







1




Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина










1

2-я четверть













Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»







1




Обучение сочинению по поэме М. Ю.Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"







1




Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)







1




3 четверть













Обобщающий урок по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина










1

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна







1




Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению







2




Обобщающий урок по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина










1

4 четверть













Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося)







1




Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Зачет










1

ИТОГО:







8

4


5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.

Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


6. Перечень учебно-методического обеспечения

для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.



3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.
для учителя:


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5 – 11 классы (Базовый уровень). 10 – 11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.

  4. Н. В. Егорова Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.

  5. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

  6. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

  8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

  9. Поурочное планирование по литературе. 8 кл. к учебнику-хрестоматии Коровиной В. Я.: Методическое пособие / О. А. Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

  10. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.

  11. Литература: Тесты. 5 – 8 кл.: Учебно-метод. пособие для учителя / Авт.-сост. Н. Н. Коршунова, Е. Ю. Липина. – М.: Дрофа, 1998.

  12. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия

  13. ЦОРы Сети Интернет



7. Приложения.

(В приложение прилагаются «Тематическое» и «Календарно-тематическое планирования»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

на 2011 – 2012 учебный год
Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература: 8 кл.: Учеб. - хрестоматия.: В 2 ч. — М.: Просвещение, 2009.


Дата

урока

Кол-во

часов

Вид урока.

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Тема урока.

Основное содержание

Учебно-

материальное

обеспечение

Домашнее

задание

1


2

3

4

5

6

7

I четверть





1

Беседа. Тестирование

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

Учебник

Стр. 3 – 5





1

Рассказ учителя. Беседа

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях.

Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений


Таблица, учебник

Повт. жанров фольклора, запись песни «Вдоль по улице…».

Записать в тетрадь частушки

Написать частушку, сделать иллюстрацию к народной песне





1

Беседа

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий



Учебник, картина

Содержание преданий





1

Рассказ учителя. Беседа.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

Диафильм, учебник, плакат «А. Невский»

Чтение и пересказ, анализ «Жития…»



1


2

3

4

5

6

7





1

Урок внеклассного чтения

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести





Подготовиться к анализу.

Сообщения о Д. И. Фонвизине






1

Рассказ учителя. Беседа

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Речевые характеристики главных героев как средство создания комического



Литературоведческий словарь, текст комедии, портрет Фонвизина

I, II действия комедии.Найти в комедии речь каждого персонажа. Подг. рассказ о судьбе Стародума, выписать афоризмы, отв на вопросы





1

Практикум

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Комедия «Недоросль», портрет Д. И. Фонвизина

Содержание комедии до конца





1

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)

Учебник, черновые наброски к сочинению

Дом. соч-е по комедии «Недоросль».

Сообщения

об И. А. Крылове





1

Рассказ учителя. Беседа

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Портрет И. А. Крылова

Анализ басни





1

Урок внеклассного чтения

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа

Портрет баснописца, иллюстрации к басням

Выучить наизусть басню





1

Рассказ учителя. Практикум

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

Портрет Рылеева, учебник, магнитофонная запись песни о Ермаке

Биографические данные, дума «О покорении Сибири».

Анализ думы, песня о Ермаке


1


2

3

4

5

6

7





1

Рассказ учителя. Беседа

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы



Портреты А. С. Пушкина

Запись песен



Доклады

Выучить наизусть одно из стихотворений






1

Семинар

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

Портрет, плакаты

Учебник





1

Рассказ учителя. Беседа

А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора

Иллюстрации к повести

Чтение «Капитанской дочки», характеристика Гринева





1

Рассказ учителя. Беседа

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

Плакаты из альбома

«А. С. Пушкин»



Содержание повести

3-5 гл., рассказ о жизни Гринева






1

Беседа. Обучение устному рассказу

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич

Учебник

Письменное сообщение о Гринёве

6-7 гл, пересказ о падении Белогорской крепости, словарь устар. слов






1

Беседа.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

Повесть

Составить рассказ о семье

Гл. 8-12, подг. Разв. ответы, найти эпизоды, cв. с Пугачевым

Подг. к итоговому уроку, инд. Задания





1

Обобщающий урок

Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Иллюстрации уч. истории, повесть «Капитанская дочка»

Образ Пугачёва

13-14 гл, подг. хар-ки Маши и Швабрина



1


2

3

4

5

6

7

II четверть





1

Урок развития речи

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»



Критические статьи о повести

Черновой вариант сочинения





1

Урок развития речи

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина










1

Рассказ учителя. Беседа

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

Повести А. С. Пушкина

Содержание «Пиковой дамы»





1

Рассказ учителя. Семинар

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах)

Портрет М. Ю. Лермонтова, учебник

Доклады по биографии Лермонтова

Прочитать поэму «Мцыри»






1

Беседа

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы




Содержание поэмы

Сост. цитатный план, подготовить рассказ, отв. на вопросы






1

Практикум

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы




Подготовить выразительно чтение наизусть отрывка из поэмы, читать статьи учебника с. 240-244





1

Урок развития речи

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой».

«Природа и человек в поэме «Мцыри»






История жизни Мцыри.

Написать сочинение-характеристику по поэме «Мцыри»






1

Рассказ учителя. Семинар

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах)

Портрет писателя, учебник

Подг. характеристики действ. лиц, подг. выраз. чтение



1


2

3

4

5

6

7





1

Рассказ учителя. Беседа

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки «Ревизор» в оценке современников

Комедия «Ревизор»

Содержание комедии

Отв. на вопросы, характеристика Хлестакова, подг. выраз. чт.






1

Беседа. Практикум

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Иллюстрации к комедии

Хлестаков у чиновников

Отв. на вопросы, инд. задания






1

Практикум

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление




Образ Хлестакова






1

Урок развития речи

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Учебник

Домашнее сочинение

Темы:


  1. Случаен ли самообман чиновников?

2. Почему такой ничтожный человек как Хлестаков мог показаться чиновникам ревизором?

3. Что бы мог рассказать Хлестаков сослуживцам о пребывании в уездном городе?






1

Рассказ учителя. Беседа

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Повесть «Шинель»

Содержание повести.

Понятие о гиперболе

Озаглавить главы, гр. задания





1

Практикум

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании




Определить элементы композиции, выр. чтение 16 гл., инд. задания

III четверть





1

Рассказ учителя. Беседа

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников.

Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык


Портрет Салтыкова – Щедрина,

Повесть «История одного города» (главы в учебнике)



Понятие о гротеске и пародии.

Главы из повести.

Анализ эпизода

Подг. чтение фрагмента, сост. словарик трудных слов подг. Пересказ.





1


2

3

4

5

6

7





1

Обобщающий урок

Обобщающий урок по творчеству М. Ю. Лермонтова, И. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

Тесты







1

Рассказ учителя. Беседа

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Портрет писателя

Рассказ «Старый гений»

Подг. рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?» Прочитать рассказ Толстого «После бала»






2

Рассказ учителя. Беседа

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Портрет писателя, рассказ «После бала»

Содержание рассказа

Отв. на вопросы, подготовить характеристику героев






1

Практикум

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Учебник

Анализ рассказа.

Понятие об антитезе.

Подготовиться к ур. внекл. чтения

Отв. на вопросы, подготовить характеристику героев






1

Урок внеклассного чтения

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»




Подг. выр. чт. наизусть одного ст. пейзажной лирики





1

Урок внеклассного чтения

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.




Биография

А. П. Чехова






1

Рассказ учителя. Беседа

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Портрет Чехова, сборник рассказов

Подготовиться к ур. внекл. чтения

Письм. ответить на вопрос 5, читать рассказ «Тоска». инд






1

Урок внеклассного чтения

Рассказ А. П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе




Чтение и содержание





1

Рассказ учителя. Беседа

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

Портрет Бунина

Устное сочинение-размышление по рассказу

1


2

3

4

5

6

7





1

Рассказ учителя. Беседа

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

Портрет Куприна

Подготовиться к диспуту «Что значит быть счастливым?»





1

Урок развития речи

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна




Доклады

Подг. сравнительную характеристику






1

Рассказ учителя. Беседа

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению

Портрет Блока, сборники стихов

Подг. выразит. чтение стихотворения наизусть, отв. на вопросы





1

Урок внеклассного чтения

Образ Родины в лирическом цикле А. А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению




Подг. выразит. чтение, отв. на вопросы





1

Рассказ учителя. Беседа

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Портрет, аудиозапись песен на стихи поэта

Подг. выразит. чтение наизусть, отв. на вопросы





2

Уроки развития речи

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

Иллюстрации, запись голоса Есенина

Доклады








1

Рассказ учителя. Беседа

М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Портрет

Придумать свою историю о каком-нибудь предмете





1

Рассказ учителя. Беседа

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству




Готовиться к обобщающему уроку





1

Обобщающий урок

Обобщающий урок по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина




Читать рассказы Тэффи, Зощенко

IV четверть





1

Урок внеклассного чтения

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни»



Рассказы М. Зощенко

Подг. выразит. чтение или пересказ близко к тексту одного из отрывков, подг. инсценировку одной из сцен.



1


2

3

4

5

6

7





1

Рассказ учителя. Беседа

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Портрет писателя

Подг. выразит. чтение поэмы Твардовского «Василий Теркин», отв на вопросы





1

Обучение устному рассказу

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского




Наизусть отрывок





1

Практикум

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме




Читать статью о Платонове и рассказ «Возвращение»





1

Урок внеклассного чтения

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа



Портрет писателя

Подг. выразит. чтение наизусть ст. о ВОВ





1

Урок развития речи

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Ви-

нокурова («Москвичи»), М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б.Окуджа-вы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»)



Записи песен

Стихи наизусть, песни

Читать об В.Астафьеве и рассказ «Фотография, на которой меня нет»






1

Рассказ учителя. Беседа

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Портрет писателя

Рассказ в учебнике





1

Урок развития речи

Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века»










1

Урок внеклассного чтения

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

Сборники стихов

Стихотворение по выбору

Чит. трагедию «Ромео и Джульетта», инд. – рассказ о Шекспмре





1


2

3

4

5

6

7





1

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»



Портрет, к/ф

Доклады





1

Практикум

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии






Выразительное чтение сонетов





2

Рассказ учителя. Беседа

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Портрет, комедия «Мещанин во дворянстве»

Понравившиеся сцены











1

Урок внеклассного чтения

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества




Подготовиться к беседе по содержанию





1

Урок внеклассного чтения

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман










1

Урок-зачет

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

Тесты



скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Литература»
351.55kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика»
15.62kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Бактерии, грибы, растения»
11.51kb.
О. В. Чиндилова рабочая программа «литература» 5-9 й классы  Программа
677.29kb.
Рабочая программа по предмету «Учебная практика (пленер)»
120.09kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству 8-9 классы
188.92kb.
Рабочая программа основного общего образования по предмету биология
1168.4kb.
Рабочая программа по предмету «литературное чтение» для 1 класса
99.15kb.
Рабочая программа по предмету «Избранные вопросы обществознания» для обучающихся в 10 классе
79.93kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 9-ых классов
129.3kb.
Рабочая программа по литературе класс 5
376.99kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на 2013 2014 учебный год
1193.38kb.