vmest.ru страница 1страница 2
скачать файл

МОУ МАЛИВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Маливской средней общеобразовательной школы

____________________ /И.В. Макарова/
«____» августа 2013 года
протокол №____ от «____» августа 2013года

М.П.

Рабочая программа по русскому языку

(базовый уровень)



5 класс

Составитель: Соколова С.В.,

учитель русского языка и литературы

первой категории

2013-2014 уч. г.

Коломенский муниципальный район



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образованияи Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 9-е изд., М.: Просвещение, 2008. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский;



Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.12-е издание. Москва "Просвещение" 2011;

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.. Учебник «Русский язык. 5 класс», Москва, «Просвещение», 2013 год., рекомендован к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 уч.год



Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели и задачи учебного курса.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами, русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. В программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Важным направлением курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации практического подхода к изучению русского языка в школе.
Межпредметные связи.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; развитие их логического мышления; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование умений работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.).

При использовании репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучение детей писать сочинение по картине, способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Работа программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые используются прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

При формировании навыков грамотного письма, изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

В формировании прочных орфографических умений и навыков большое значение имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.

Закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении тем школьного курса русского языка, создает непрерывность в совершенствовании навыков правописания.

Проводится тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, что помогает определить направления дальнейшей работы по формированию умений и навыков школьников.

Обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся – предупреждение и устранение различных языковых ошибок, совершенствование связной устной речи учащихся.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.

Для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде проводится работа со справочной литературой и различными словарями.


Формы организации учебного процесса по предмету.

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система.


Место предмета в базисном учебном плане.

Уровень обученности и психологические особенности уч-ся позволяют использовать в рабочей программе планирование, предложенное авторами программы.

Уставом и учебным планом общеобразовательного учреждения предусмотрено 34 учебных недели в 5 классе из расчёта 6 часов в неделю( 4 часа - федеральный компонент и 2 – компонент ОУ), что также предполагает 204 часа в учебном году. Дополнительные часы отведены на изучение таких тем, как «Фонетика. Орфоэпия», «Морфемика», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»



Основное содержание программы.

Язык и общение. (2ч + 1ч р/р.)

Повторение изученного в начальных классах. (17 +3ч.р/р.)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29ч+ 7ч.р/р.)

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.(15ч+3ч.р/р.)

Лексика. Культура речи.(8ч+2 р/р.)

Морфемика. Орфография. Культура речи. (22ч+4ч.р/ р.)

Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи (1ч.)

Имя существительное (20ч +4чр/р.)

Имя прилагательное ( 12ч +4ч.р/р)

Глагол (37ч+6ч.р/р.)


Требования к уровню подготовки учащихся.

I.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II.К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

III. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранение чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;



использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.







скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень)
248.32kb.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности
404.33kb.
Рабочая программа по математике (базовыйый уровень) для 11 класса
462.26kb.
Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья (базовый уровень) 9 класс
92.21kb.
Рабочая программа по истории Класс: 8 II ступень обучения, базовый уровень
184.97kb.
Вицинской Людмилы Петровны по химии в 10 классе 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
206.69kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VI класса на 2013-2014 учебный год
199.9kb.
Фунтиковой Галины Дмитриевны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «История» 5 «Б» класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
350.1kb.
Пояснительная записка Настоящая программа дополнительных занятий по русскому языку для обучающихся 8-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
142.83kb.
Рабочая программа по предмету «Литература»
351.55kb.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класса
93.06kb.
Данная рабочая программа составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Программы для общеобразовательных учреждений. Под ред. Н. П. Болотникова. М
62.86kb.